Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ ХИМИЯ»

Г.И. Зорина Г.М. Курунина Г.М. Бутов
В данной работе представлены формы и методы самостоятельной работы и кон-троля знаний студентов при изучении курса «Физическая химия»
Основной целью высшего профессионального образования является подготовка конкурентоспособного, профессионально компетентного специалиста, а также создание условий для его профессионального развития в процессе обучения. При этом необходимо подготовить студента не только к работе в условиях современного производства, но и, учитывая факторы, связанные с проблемами кризисной ситуации в стране, стимулировать его к продолжению непрерывного образования. Важнейшим требованием к выпускникам высшей школы является обеспечение их профессиональной компетентности и развитие творческого потенциала [1]. В традиционном понимании это определяется накоплением знаний, а также практических умений, перечень которых зафиксирован в соответствующем ГОС ВПО РФ.

Одним из критериев творчества является самостоятельная работа, поиск и перебор возможных вариантов, умение делать соответствующие выводы, создание в конечном итоге нового продукта.

Самостоятельная работа студентов (СРС) является одним из наиболее важных компонентов профессиональной подготовки студентов, ибо закрепиться и развиться могут лишь те знания и навыки, которые были получены и, главное, закреплены путём упорного самостоятельного труда.

По определению П.И. Пидкасистого, самостоятельная работа студентов - это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия преподавателя, но по его заданию и в специально отведённое для этого время [2]. Метод самостоятельной работы студентов в последнее время находится в центре внимания учёных, дидактов, психологов, ведущих исследования по различным аспектам образования в высшей школе. Доказана большая роль самостоятельной работы в формировании и развитии знаний, воспитания силы воли, углубление познавательного интереса, нахождении путей решения нестандартных задач. В работе [3] рассмотрена классификация самостоятельной работы студентов по различным признакам: по степени изложения лекционного материла, по частно-дидактическим целям обучения, по степени индивидуализации знаний, по степени участия студентов в постановке задач.

СРС является важной составной частью учебного процесса в высшей школе, о чём свидетельствует то, что в учебных планах наряду с аудиторными часами обязательно включаются часы на самостоятельную работу студентов. Одним из первых русских методистов химиков, проводивших идеи самостоятельности учащихся был С.И. Сазонов, он первым в России дает описание метода ученического эксперимента. Вслед за С.И. Сазоновым разработкой методики организации самостоятельных работ занялся В.Н. Верховский, который курировал химическое образование в стране. Одновременно с экспериментом начинает практиковаться другой вид самостоятельной работы - работа с текстом, конспектирование, реферирование. В 80-90 г.г. XX века огромное значение начинает придаваться раздаточному материалу: индивидуальные карточки, задания, указания к выполнению лабораторных работ и решению задач, всевозможные тесты, методические указания к изучению отдельных разделов дисциплин, постановка проблемных вопросов, подготовка сообщений при изучении дополнительной литературы, многовариантные задачи. В связи с четырьмя уровнями познавательной деятельности обучающихся (репродуктивным, вербальным, частично-поисковым и творческим) осуществляется новый подход к составлению как заданий для самостоятельной работы, так и для контрольных работ.

Планирование содержания и объёма самостоятельной работы основывается на предварительной методической проработке следующих вопросов:

  • каково оптимальное соотношение между временем на аудиторную и самостоятельную работу;
  • какой программный материал конкретных разделов может быть выделен для самостоятельного изучения;
  • каковы сроки и формы контроля СРС.

Дисциплина «Физическая химия» читается в соответствии с учебным планом для студентов направления «Химическая технология и биотехнология», а также специальности "Химическая технология высокомолекулярных соединений" и "Технология переработки пластических масс и эластомеров". Важнейшей целью изучения каждой дисциплины, в том числе и физической химии, является не только формирование определённого баланса теоретических и фактических знаний, выработка необходимых практических умений и навыков студентов, но и постоянное развитие логического мышления, формирование личности, способной подходить творчески к решению нестандартных сложных задач в будущей профессии.

Особо важное значение имеет поиск оптимально подхода к планированию, организации, стимулированию, а также учёту и контролю СРС с проверкой её успешности по курсу физической химии как фундаментальной дисциплины для ряда специальностей. Согласно учебному плану и программе курса планирования СРС находит своё отражение в графиках выполнения СРС и её рейтинговой оценки, представленных на стенде в лаборатории физической химии. Уже с первых дней изучения курса физической химии студент знает объём самостоятельной работы, которую ему предстоит выполнить в течение семестра.

Для успешного усвоения курса очень важным является методическое обеспечение курса, ибо классические учебники не могут быть единственными источниками познания. В настоящее время на кафедре «Химия и общая химическая технология» Волжского политехнического института (филиал) ВолгГТУ проводится большая работа по обеспечению методическими разработками, в частности учебными пособиями, как в печатном, так и в электронном виде. В последние годы на кафедре было издано семь учебных пособий (по химической термодинамике - 2, по фазовому равновесию и растворам - 1, по химической кинетике - 2, по электрохимии - 2) для проведения лабораторных и практических занятий. В настоящее время разработан учебно-методический комплекс по физической химии, в состав которого входит: курс лекций, учебные пособия по отдельным разделам курс, методические указания к проведению лабораторных работ и практических занятий с решением типовых задач, многовариантные задачи для индивидуального решения, тесты для контроля знаний студентов.

Основными формами СРС являются конспектирование разделов, вынесенных на самостоятельное изучение, написание рефератов, выполнение и защита лабораторных работ, коллоквиумов, выполнение контрольных работ, индивидуальные домашние задания, использование лабораторного практикума с элементами научно-исследовательской работы.

Большую помощь в закреплении теоретических и практических знаний студентов имеют карточки защиты лабораторных работ, составленные в 4 вариантах для каждой лабораторной работы, в которых содержится по 5- 6 вопросов. Многократно повторенные определения, формулы и выводы позволяют студентам подойти к сессии с достаточно хорошим багажом знаний, о чём свидетельствуют результаты экзаменационных сессий. Количество отличных и хороших отметок составляет - 60-70%, что в целом выше среднего уровня успеваемости студентов.

Стимулирование СРС можно осуществить путем дифференцированного подхода к студентам, вынесением части экзаменационного материала на коллоквиум, с последующим зачётом данной темы в экзаменационную сессию, и, наконец, освобождение от экзаменов наиболее отличившихся студентов, хорошо зарекомендовавших себя в течение всего семестра.

Естественно, что СРС только тогда принесёт положительный результат, когда будет хорошо налажен учёт и контроль знаний студентов. Контроль осуществляется в виде контрольных «летучек» на знание формул, терминов, основных определений на практических занятиях при завершении раздела темы, в виде устного опроса в начале практических занятий, путём письменных контрольных работ, как по теоретическому, так и практическому материалу, с помощью тестов, которые в данный момент составлены по всем разделам дисциплины. Контроль знаний учащегося в виде одной из вышеперечисленных форм присутствует практически на каждом практическом и лабораторном занятии. Систематичность и последовательность контроля является обязательным условием успешности освоения курса. Следует отметить, что все формы СРС, а также методы контроля способствуют многократному повторению материала, что, в свою очередь, позволяет студенту лучше запомнить термины и определения, понять изучаемый материал, разобраться в алгоритме решения задач и расчёта лабораторных работ и, как уже указывалось в конечном итоге, всё это приносит положительные плоды.

Таким образом, СРС как одна из активных форм обучения студентов способствует формированию у них знаний, умений и навыков, направленных на самостоятельное, творческое решение задач, возникающих в практической деятельности будущего специалиста.

Список литературы

  1. Ковалевский И. Организация самостоятельной работы студентов // Высшее образование в России . - 2000. - № 1. - С.114-115.
  2. Пидкасистый П. И. , Пасекутов А. Е. Навыки самообразования - важнейшая цель обучения // Вестник высшей школы. - 1987. - № 4. - С. 31 - 34.
  3. Галицких Е.О. Организация самостоятельной работы студентов // Высшее образование в России. - 2004.- № 6. - С. 160-163.

Библиографическая ссылка

Г.И. Зорина, Г.М. Курунина, Г.М. Бутов ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ ХИМИЯ» // Современные наукоемкие технологии. – 2010. – № 7. – С. 15-18;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=25016 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674