Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

Эволюция новой парадигмы развития образования в процессе формирования профессиональной культуры дизайнерской деятельности

Матвеева Т.В.
Современное образование ищет пути совершенствования образовательной практики, направленной на повышение базовой культуры подрастающего поколения. Нацеленность современного образования на становление базовой личностной культуры при подготовке специалистов-дизайнеров, частью которой является профессиональная культура, приводит к необходимости решения ряда проблем.

Сегодня, стало окончательно ясно, что дизайн - это не просто предметно-пространственное оснащение нашей жизни. Дизайн - искусство нового этапа развития цивилизации, формирования художественной культуры человечества, эры прав человека и рыночных отношений, основанных на приоритете потребительских ценностях в укладе жизни общества. Центральной проблемой дизайна является создание культурного и антропо-сообразного предметного мира, эстетически оцениваемый как гармоничный, целостный.

Теоретическое осмысление проблемы формирования культуры дизайнерской деятель-ности давно назрело в современной науке. Актуальность формирования культуры дизайнерской деятельности обусловлена рядом противо-речий, обострившихся в последнее десятилетие:

  • между разрабатываемой образова-тельной парадигмой, рассматривающей личность дизайнера как цель отечественной системы дизайн-образования и неправомерно сохраняю-щимся взглядом на него как средство решения текущих художественно - проектных задач;
  • между высоким уровнем осознания самоценности человеческой личности и традиционной методологией системы высшего образования, направленной на формирование человека лишь как специалиста;
  • между потребностями студента в самореализации в пространстве культуры и действительности и реальными условиями, имеющимися средствами вуза, недостаточными для формирования культуры дизайнерской деятельности;
  • между объективной потребностью формирования культуры дизайнерской деятельности будущего специалиста и недостаточной разработанностью теоретических основ этого процесса.

Исследование теоретических основ формирования культуры дизайнерской деятельности будущего специалиста базируется на идеях, согласно которым подготовка будущего дизайнера рассматривается в неразрывной связи с общественно-историческими предпосылками развития этого феномена. Анализ научных исследований, вырисовывает некоторые проблемы формирования профессиональной культуры, которые необходимо решать:

  • на современном этапе развития в образовании превалируют ценности профессионального обучения при недостаточном внимании к гуманистическим ценностям;
  • недостаточное понимание важности социально-воспроизводственной функции обра-зования (утеря смыслов культуры). Утрачена установка на универсальность и целостность при наращивании количественных параметров (технократизм): формируя частичную культуру, такая «деятельность» формирует частичного человека. Тем самым она отчуждает его и самое себя от целей и идеалов культуры;
  • происходит навязывание рецептов решения ситуаций, отодвигающих на второй план работу с сознанием личности.

Работа представлена на II научную конференцию с международным участием «Современная социология и образование», ОАЭ (Дубай), 15-22 октября 2006г. Поступила в редакцию 22.09.2006г.

Библиографическая ссылка

Матвеева Т.В. Эволюция новой парадигмы развития образования в процессе формирования профессиональной культуры дизайнерской деятельности // Современные наукоемкие технологии. – 2006. – № 8. – С. 102-103;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=24822 (дата обращения: 16.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674