Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

Получение стабильных свойств сплава ЛМцА

Муратов В.С. Святкин А.В.
С середины 1990-х гг на ОАО «АвтоВАЗ» проводится внедрение  материалов и сплавов российского производства взамен импортных, предусмотренных технической документацией фирмы «Фиат».

Работа проводится с целью снижения себестоимости продукции за счет разницы в цене на отечественный и импортный материал. Однако, не все вновь разработанные отече-ственные материалы, казалось бы идентичные импортным, обладали необходимым набором заданных характеристик по технологичности, а иногда и по механическим свойствам. Одним из таких примеров являются сложнолегированные латуни. При изготовлении деталей  «Втулка направляющая клапана» из латуни ЛМцА 58-2-1 (взамен сплава Cu Zn 40 Al 2 - PTL2101 фирмы «PORSHE», Германия), «Кольцо блокирующее синхронизатора» для заднеприводных автомобилей из ЛМцАЖН59-3,5-2,5-0,5-0,4 (взамен сплава Biak 3 «Фиат», Италия),  «Кольцо блокирующее синхронизатора» для переднеприводных автомобилей из ЛМцАЖКС 70-7-5-2-2-1 (взамен сплава Diehl 470, Германия) обозначился ряд схожих проблем при изготовлении материалов, транспортировке, хранении и обработке. Свойства различных партий не были стабильными; поступавший на АО «АвтоВАЗ» металл имел высокий уровень остаточных напряжений, порождавший трудности при обеспечении производственного процесса. При изготовлении деталей уровень отбраковки оставался недопустимо высоким.

В результате сопоставления между собой ТУ разных периодов, а так же исходных импортных нормалей были обнаружены существенные разногласия. Не будет преувеличением сказать, что эти стандарты предусматривают получение в принципе разных материалов, которые различаются между собой по химическому составу, механическим свойствам и микроструктуре.

Для приведения производственного процесса в стабильное состояние требовался ряд исследовательских работ, направленных на корректировку требований к отечественным сплавам с целью обеспечения заданных производством свойств и снижению брака до допустимого уровня. Данные требования должны регламентировать химический состав и механические свойства, гарантировано обеспечивающие качество изготавливаемых деталей при минимуме дополнительных затрат на производство.

В процессе исследований было изучено влияние химического состава на фазовый состав. Для прогнозирования разброса химического состава легированных латуней при серийной выплавке в производственных условиях использовали метод случайных реализаций Монте-Карло. Сопоставление рассчитанного  интервала значений [Znэ] с диаграммой Cu-Zn позволяет прогнозировать фазовый состав сплава  - как на промежуточных стадиях обработки, так и в готовом изделии.

Проведенные исследования позволили скорректировать требования для сплава ЛМцА 58-2-1. В результате сужен допуск по алюминию, кремнию, ужесточены требования к содержанию олова и железа. Деформация прутков в процессе хранения указывает на высокий уровень остаточных напряжений, которые подразделяются на макронапряжения (I-рода) и микронапряжения (II-рода). Отработаны режимы отжига латуней, позволяющие снять остаточные напряжения и предотвратить их растрескивание.


Библиографическая ссылка

Муратов В.С., Святкин А.В. Получение стабильных свойств сплава ЛМцА // Современные наукоемкие технологии. – 2006. – № 8. – С. 54-54;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=24794 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674