Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ БАУХАУЗА В СОДЕРЖАНИИ ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ

Шитикова И.Б.
Баухауз - крупнейшее явление в мировой художественной культуре, широко известная архитектурно-художественная школа, одна из основоположников современного формообразования в дизайне, пропагандировавшая простоту и рациональность форм, красота и художественная выразительность которых должна вытекать из их практической полезности. Баухауз возник и функционировал в период, когда в ходе взаимодействия различных видов искусства и инженерно-научного творчества происходили сложные процессы формирования нового стиля современной архитектуры и становления нового вида проектно-художественной деятельности - дизайна. Основателем Баухауза в 1919 году в Ваймаре и первым директором школы был молодой талантливый берлинский архитектор Вальтер Гропиус. Его замысел состоял в единении в одной школе изобразительного и прикладного искусства в совокупности с архитектурой. Основой творческого метода Баухауза было слияние формы и функции, а главной задачей Баухауза Гропиус считал объединение различных областей творческой деятельности, использование всех возможностей техники и станкового искусства для создания единой и гармонической среды. Своей конечной целью задача имела гуманизацию и демократизацию общества, воспитание всесторонне развитой личности. Деятельность Баухауза носила определенную социальную направленность. Формообразование индустриально производимых изделий велось в расчете прежде всего на людей с небольшим достатком.

В программу Баухауза входило изучение материалов, форм и зависимостей между ними, мира вещей и строительного искусства, взаимовлияние цвета, света и формы. Особое внимание обращалось на развитие творческих способностей учеников. Обучение было построено по принципу учебно-производственных мастерских; выходившие отсюда так называемые подмастерья направлялись на промышленные предприятия. Работа в мастерских велась под руководством мастера и включала в себя:

  • органическое формообразование, вытекающее из ремесленного мастерства;
  • подготовку к сдаче экзаменов на звание подмастерья и мастера (последний только для выдающихся учеников) по цеховому образцу, которые принимаются Советов мастеров школы либо специально приглашенными цеховыми мастерами;
  • участие обучаемых в личных работах мастеров-преподавателей;
  • выполнение обучаемыми самостоятельных договорных заказов.

Проектируя вещи, они внедряли в их производство стандартизацию и рационализацию с целью создать новый тип сотрудничества искусства и промышленности. В процессе обучения закладывались принципы функционализма как нового подхода к проектированию любого объекта. Таким образом, претворялся в жизнь девиз: «искусству научить нельзя, научить можно только ремеслу». Студентов готовили к проектированию для массового производства, и особые требования предъявлялись к знанию производственного процесса. В качестве преподавателей Гропиус приглашал людей одаренных, творчески смелых, одержимых поиском новых путей развития художественной школы.

Баухауз поднимал вопрос о единстве и уникальности произведений искусства, о впечатлении, производимом закругленными и угловатыми поверхностями, о ритме, пропорциях и т.п., т. е. закладывал основы грамматики современного дизайна. Вместе с тем своей практической деятельностью Баухауз подчеркивал, что теория не есть рецепт для создания вещей, она является объективным средством комплексного формообразования - подготавливает почву, на которой множество индивидуальностей может достичь высокого единства в своих творениях.


Библиографическая ссылка

Шитикова И.Б. ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ БАУХАУЗА В СОДЕРЖАНИИ ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2007. – № 3. – С. 106-107;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=24735 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674