Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

МЕТОД ДОСТИЖЕНИЯ ОПТИМАЛЬНОЙ СКОРОСТИ ЧТЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Селиванова З.А.
По оценкам психологов, на успеваемость влияют более двухсот факторов. Из них, учитывая мнения учителей, было отобрано более сорока факторов, сильно влияющих на успеваемость, и оказалось, что существует фактор номер один, влияние которого на успеваемость гораздо сильнее, чем влияние всех остальных факторов. Этим фактором номер один является скорость чтения. Оптимальное чтение - это чтение со скоростью разговорной речи, т.е. в темпе 120-150 слов в минуту. Именно при этой скорости достигается лучшее понимание текста, к такой скорости приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека.

Для чего необходимо оптимальное чтение?

  1. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивое внимание. От этих показателей зависит умственная работоспособность. Элементарные умения надо довести сначала до автоматизма, до уровня навыка, чтобы затем успешно включать в состав сложных умений.
  2. Наиболее сильное влияние на успеваемость оказывает скорость чтения.
  3. Высокая образованность невозможна без хорошей техники чтения.
  4. При переходе в среднюю школу увеличивается объем информации, а низкая скорость чтения не позволяет осваивать материал.

Этих примеров достаточно, чтобы убедиться в необходимости оптимального чтения. Мы должны стремиться к тому, чтобы в конце начального обучения большая часть учеников имела скорость чтения не ниже 120 слов в минуту.

Но реально ли это?

Несомненно, разные ученики обладают разным темпераментом. Но большинство учеников являются холериками и сангвиниками (более 90% учеников относятся к этим двум типам). Флегматики и меланхолики составляют менее 10%, т.е. не более 3-4 человек в классе. Итак, большинству учеников вполне доступна скорость чтения порядка 120 слов в минуту.

Как добиться оптимальной скорости чтения?

Рассмотрим наиболее эффективные резервы обучения чтению.

  1. Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений.
  2. Жужжащее чтение.
  3. Ежеурочные пятиминутки чтения.
  4. Чтение перед сном.
  5. Режим «щадящего» чтения. Ребенок читает одну-две строчки, затем следует кратковременный отдых.
  6. Развитие оперативной памяти при помощи зрительных диктантов, тексты которых разработаны и предложены профессором И.Т. Федоренко.

Для увеличения скорости чтения можно предложить следующие упражнения:

- Многократное чтение;

- Чтение в темпе скороговорки;

- Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста.

Эти упражнения проводятся ежедневно.

Проведение многократного чтения:

I. Начало читает учитель. Ученики осмысливают прочитанное учителем.

II. Учитель предлагает учащимся прочитать эту же часть в течение одной минуты и отметить карандашом слово, на котором они остановились.

III. Повторное чтение этого же отрывка за то же время. Ученики сравнивают новый результат с результатом первого прочтения.

Не следует читать один и тот же отрывок более трех раз. Лучше изменить характер упражнения и на том же отрывке поупражнять артикуляционный аппарат. Для этого и предназначено чтение части текста скороговоркой. В этом упражнении повышены требования к четкости прочтения окончания слов. При этом не следует уделять большое внимание выразительности чтения. Упражнение длится не более 30 секунд.

Перед третьим упражнением ученикам дается установка читать эту же часть чуть-чуть медленнее, но выразительно. Ребята прочитывают знакомую часть, при этом учитель их не останавливает. Они переходят к следующей, незнакомой, части и, к всеобщей радости, продолжают читать в заданном темпе.

Надо стимулировать учеников. Для этого необходимо проводить замеры и записывать результат в дневник. Это благотворно сказывается на отношении учеников к тренировке. Применять стимулирование необходимо осторожно, очень внимательно следя за состоянием учеников, ни в коем случае не приводя их к отрицательным эмоциям. Стимулирование учеников при обучении чтению, совместные усилия в этом направлении семьи и школы позволяют детям быстро выполнить норматив техники чтения.


Библиографическая ссылка

Селиванова З.А. МЕТОД ДОСТИЖЕНИЯ ОПТИМАЛЬНОЙ СКОРОСТИ ЧТЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ // Современные наукоемкие технологии. – 2007. – № 3. – С. 99-100;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=24728 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674