Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Парахонский А.П.
Проблема профессиональной адаптации (ПА) преподавателя  становится центром внимания психологической и педагогической науки. ПА определяется активностью личности, и выступает как единство аккомодации и ассимиляции. Проведенный количественный и качественный анализ позволяет выделить приоритетные слагаемые адаптации в профессионально значимую группу, включающую в себя психологическую, социальную, дидактическую, методическую, научную и воспитательную компоненты. Для преподавателя вуза они составляют суть ПА. Адаптация личности - сложный, длительный, а порой острый и болезненный процесс. Он обусловлен необходимостью отказа от привычного, неизбежностью преодоления многочисленных и разноплановых адаптационных проблем и профессиональных затруднений. Начинающий работник вынужден мобилизовывать волю, энергию, физическую силу, сдерживать эмоции, вести поиск резервов в борьбе с дискомфортом, стрессорными факторами, вырабатывать и закреплять способы их блокировок. При этом происходит ломка прежних стереотипов деятельности, формулируются новые наклонности, убеждения, знания, умения, навыки и привычки адекватного поведения. Все эти процессы неразделимы, а сам учебно-воспитательный процесс по своему генезису является адаптационным. Без их совместного учёта, планирования и реализации эволюции высшего профессионального образования становится трудно достижимой. Именно адаптационные процессы соединяют развитие внутреннего мира преподавателя и логику обновления вузовского образования. Социальная компонента ПА интерпретируется как профессиональное приспособление преподавателей и обучаемых к специфическим условиям их деятельности в вузе. Именно совокупность видов ПА целенаправленно характеризует и отвечает за социально-психологическую и профессиональную готовность этих работников к акмеологическому включению.

Несомненный научный и прикладной интерес представляет собой особый адаптационный параметр - специфика вуза. Она накладывает свой отпечаток на адаптацию всех участников вузовского процесса. Вузовская практика показывают, что более сильное воздействие специфики ощущают начинающие преподаватели без соответствующего профессионального образования и опыта работы. Наличие у некоторых категорий лиц учёной степени не помогает им состояться как профессионалам, что связывается с отсутствием не только педагогических, но и адаптационных способностей. В рамках многопараметрической концепции можно считать специфику вузов одним из доминирующих факторов адаптации. Таким образом, специфика вуза как доминирующий фактор адаптации - это сложная, взаимосвязанная, многоярусная, постоянно развивающаяся по своим внутренним законам, тенденциям интегрированная функциональная характеристика высшей школы, объединяющая в одно логическое целое конкретный вуз как разомкнутую педагогическую систему, так и профессиональную деятельность всех его участников.

Установлено, что даже трёхлетний стаж педагогической работы в вузе не освобождает работников от проблем адаптационного и профессионального характера. В этом случае чётко не осмысленная, методически не организованная  и научно не подкреплённая технология их подготовки может привести к негативному включению, появлению многочисленных воспитательных и дидактических ошибок, дискомфорту, пороговой, толерантной фрустрации и отсевам. При меньшем педагогическом стаже все показатели трудностей увеличиваются. Анализ профессионального опыта показывает, что многие мероприятия в вузах формализированы, не функционирует институт наставников, нет специального времени на адаптационное включение.

Процессы адаптации многомерны. Они протекают не на фоне специфики, а внутри неё. Поэтому ПА преподавателей является звеном метацепи, которая охватывает всю систему отечественного образования. Для реформирования процесса ПА начинающих преподавателей полезно обратиться к разработанным концепциям и апробированным технологиям подготовки, внедрению чётко контролируемых и стимулируемых программ самоадаптации, к функционированию института наставников, блока специальных семинаров в русле акмеологии, ораторского мастерства, элементов актёрского и режиссёрского умений и навыков. Умение быстро и продуктивно адаптироваться к вузовской деятельности лежит в особой плоскости и относится к адаптационной способности. Эта способность является сложной интегративной характеристикой, сочетающей внутренние связи фено- и генотипа, а также отражает внешнее корреляционное воздействие ближайшего окружения и социума в целом.

Таким образом, ПА преподавателей это совокупность реорганизационно-управленческих процессов оптимизации всей высшей школы, которую можно рассматривать как открытую, активную, динамичную, коммуникативную, энергоинформационную, многоярусную педагогическую систему, обладающую адаптационными способностями, инновационной восприимчивостью и прогностическими свойствами системы управления, ориентированной на современный рынок труда.


Библиографическая ссылка

Парахонский А.П. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2007. – № 3. – С. 88-89;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=24719 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674