Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,021

ГЛОБАЛЬНЫЙ МИР ИЛИ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ВОЙНА? ГЕРМАНИЯ-РОССИЯ. ИСКУССТВО «ОБРАЗОВАНИЯ»

Колкутина В.П.
Познание - коренная способность человека. Развитие технологий стирает национальные границы. Развитие политической и государственной систем позволяет людям разных стран обмениваться опытом. Высшее образование - та область общественной жизни, которая позволяет объединять народы мира на почве познания окружающей среды, новых технологий и способностей человека к этим процессам. Практический опыт русского преподавателя в европейском университете (Гумбольдт университет Берлин) позволяет заострить внимание на двух противоположных сторонах процесса образования в наших странах, и соответственно основы процесса «познания».

Россия: принудительное получение знаний с обязательным контролем последних. Массовость, присущая процессу обучения в России, подразумевает прохождение процесса познания истин всевозможных наук в группе, на протяжении всего срока получения высшего образования. Массовость развивает чувство коллективизма. Но. Но массовость и групповая пролонгированность такого процесса обучения, снимает с обучающегося чувство полной и абсолютной ответственности за свои знания. Студент перекладывает ответственность на преподавателя, на коллег, на систему образования в целом. Стирается понимание того «зачем» студент получает образование. А цель любого учащегося - научиться учиться. Самому для себя. Для своей жизни, самоопределения, развития и путей успешного функционирования в обществе. Образование необходимо человеку, прежде всего как «человеку», затем как «гражданину», и уже после, как жителю определенного государства. Образование дается не для системы. Но для того чтобы жить в мире с собой в этой системе.

Германия: добровольно - принудительное получение знаний с контролем последних. Добровольный выбор знаний, которые студент считает, помогут ему успешно функционировать в обществе. Образовательная система лишь помогает определить направление, принудительно обозначая рамки твоей свободы. Обычно это выражается в качестве «стоимости» занятий в баллах, которые студент должен набрать за семестр. Ответственность лежит на учащемся с момента поступления в университет. Студент отвечает за то, что он будет знать, система образования гарантирует то, что он будет иметь такую возможность - знать, и применять то, что он узнает.

Можно возразить, и сказать, что знание не приносят умения. Знания не способствуют успешной жизнедеятельности. И как говорили древние греки, сумма знаний еще не есть твое знание. Все верно. И ответ на эти возражения лежит в пределах значения слова «ответственность». Ответственность - это то, что воспитывает система образования в странах Европы. Ответственность длинною в жизнь перед собой и выбранной целью.

Российское образование фундаментально. Фундаментально и в области гуманитарного образования и технического. Но и в 21 веке трудовую деятельность в последней инстанции все же осуществляет «Человек». Право на принятие решений остается за человеком. Потому и задача высшего образования помимо того чтобы «научить» еще и «воспитать». И ответственность - одно из тех качеств воспитывая которое, мы меняем систему и развиваем.

В контексте сравнения двух систем образования мы рассматриваем анализ двух терминов, которые мы используем в образовательном процессе и которые в данном случае отдаляют наши образовательные парадигмы друг от друга. Истина и правда: прикладной анализ терминов. Истина и правда - слова, употребляемые в научной речи русским человеком. Имеют разные смысловые нагрузки.

Правда - в русской народной и философской культуре - узловое синтетическое понятие, обозначающее абсолютную истину, дополнительно фундируемую предельной персональной убежденностью ее автора. Конституируя дополнительные "измерения" к истине, "Правда" в русскоязычной традиции выступает синонимом слов: "закон", "справедливость", "правосудие", "обет", "обещание", "присяга", "правило", "заповедь" и т.п. [1]

То есть мы можем сказать, что «Правда» имеет всегда субъективную примесь личности и ее оценки действительности.

Истина - универсалия культуры субъект-объектного ряда, содержанием которой является оценочная характеристика знания в контексте его соотношения с предметной сферой, с одной стороны, и со сферой процессуального мышления - с другой. [1]

«Истина» же в отличие от правды так же регестрируется личностью, но субъективность личности уже уступает место коллективной субъективности восприятия мира. А мир не несет в себе субъективности в отношении к человеку - мир существует и дает возможность существовать человеку.

В немецком языке, например, и «Истина» и «Правда» обозначаются одним словом - die Wahrheit. Довольно трудно объяснить аудитории, что значит истина, а что правда. Такая трудность возникает в русскоговорящей аудитории, не говоря уже об аудитории иностранно - говорящей. Сто человек в аудитории перед тобой абсолютно уверены, что у каждого «своя правда». А Истины вообще нет. Выход из ситуации в случае с немецким языком был найден следующий: так как мы отличаем сущности понятий правды и истины, то мы обозначили правду как "Wahrheit" и правду - истину как "Wahrheit - Wierkliechheit" .

При таком положении вещей, легко оказаться в плену поверхностной двусмысленности. Я знаю что я «Знаю, что я ничего не Знаю». Но как объяснить тем, кто не знает? Как объяснить понятно? А понимание это залог успеха. Если ты понимаешь, зачем ты роешь яму - то половина дела уже сделана. Выход? Возможность объяснить так, как понял бы сам. То есть на примерах из жизни.

Откуда берется истина? И что такое, правда? Истина это воздух, небо, солнце, а правда то, что воздух может быть грязным, небо в облаках, а солнце садиться за горизонт, неизменно, каждый день. Истина в том, что мы не можем не дышать, что мы все живем под одним небом и оно одинаково для всех - как для банковского служащего Германии, так и для бездомных и голодающих Ямайки. Правда же в том, что банковский служащий - это социальный статус, как и бездомный. Истина в том, что дом есть у всех - это планета, на которой ты живешь, которая дала тебе жизнь. И когда-то она ее заберет обратно. И пред лицом смерти будет совсем не важно - кто ты - банкир или бродяга, ведь вспоминать ты будешь истины этого мира - небо, солнце и свежий ветер, который треплет щеку. Мы (каждый из нас) - те самые, кто решает, о чем говорит та или иная история, и как ее следует воспринимать. Мы берем истину и решаем, какой правдой она станет. Мы информируем о результате, и информация - это наш метод сообщить о факте.

Кто-то стремится завоевать мир, кто-то хочет кому-то доказать свое превосходство, кто-то стремится справиться для начала с собой и доказать что-то себе - у каждого свой стимул жить - это правда. Но истина в том, что у каждого из нас наступит утро, которое мы не увидим - и это стимул жить.

Вчера - уже история. Завтра - еще непонятно что. Сегодня - это дар. Это истина. И, правда. А как же экономика и политика? А их влияние на нашу жизнь и ценностные ориентации? А «политика - грязное дело» - это истина или правда? - спросит вы. Справедливые вопросы. На примере части мира - Европы. Что такое мир? Мир - это когда нет войны. Правда. Мир - это то, что вокруг нас - истина. Но у каждого свой мир! - возразите вы. У каждого свой взгляд на мир - это правда. «Для молодых французов и голландцев, отказавшихся от проекта конституции, мир - это не великая победа, это единственное состояние, в котором они когда-либо жили, а высокий уровень безработицы в их странах превращает любую ассоциацию ´Европы´ с ´благополучием´ в лучшем случае в иронию, а в худшем - в провокацию». [2]

Что есть Европа? Континент? Леса, горы, реки? Да, это истина. Но раньше Европа это была 5 стран, а сейчас Европа - это 27 стран! И? Европа расширяется и меняет политические границы. Это правда. Но границы не меняют людей. Границы не могут из честного человека сделать преступника, границы не влияют на совесть и не изменяют ландшафт. Это истина. Но история приводит примеры. Берлинская стена. Стена. Стена - популярный образ и реальный объект. Германии удалось за какие-то сто лет то, что мало кому удавалось - построить стену и разрушить стену. Китай, например, построил, но рушить вряд ли решится.

Стена во дворе дома, стена, вокруг тебя, стена в сознании, стена на государственных границах. Физические стены всего лишь камень, бетон. Стена в сознании - вопрос номер один. Мы меняемся сами. Позволяя обстоятельствам менять нас. Это правда. «Политические элиты Европы должны объяснить своим народам, что расширение - это величайший политический триумф Европы, а не величайшая экономическая катастрофа». [3]

Истина присутствует в мире. Правду творит человек, храня истину в сердце. Правда - это наша совесть. И потому, использовать - значит брать, ценить - значит давать. Именно для этого и Европе и России нужна интегрированная система образования.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. http://slovari.yandex.ru/
  2. Мертес, Михаэль Немецкие вопросы - европейские ответы /Пер. с нем. Нины Манджиевой.- Москва: Московская школа политических исследований,2001. - 335 с.- Библиотека Московской школы политических исследований. С165-168.
  3. См. там же.

Работа представлена на научную международную конференцию «Приоритетные направления развития науки, технологий и техники», Шарм-эль-шейх (Египет), 20-27 ноября 2008 г. Поступила в редакцию 21.10.2008.

Библиографическая ссылка

Колкутина В.П. ГЛОБАЛЬНЫЙ МИР ИЛИ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ВОЙНА? ГЕРМАНИЯ-РОССИЯ. ИСКУССТВО «ОБРАЗОВАНИЯ» // Современные наукоемкие технологии. – 2008. – № 10. – С. 80-81;
URL: http://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=24298 (дата обращения: 29.07.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074