Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,916

ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИКИ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА

Калов З.А. Куршаева Ф.М. Хациева Л.У.
В данной работе авторами раскрыта сущность, эволюция и особенности экономики социального государства, рассмотрены как мировой опыт, так и отечественная практика.
Понятие «социальное государство» впервые было введено в середине ХIХ века немецким экономистом Лоренцем фон Штейном. Его теория сформировалась под влиянием философии Гегеля, французских социалистических доктрин, в результате анализа развития капитализма и классовой борьбы в Германии. Его идея заключается в восстановлении равенства и свободы, поднятии низших, обездоленных классов до уровня богатых и сильных. Государство должно «осуществлять экономический и общественный прогресс всех его членов, так как развитие одного является условием и следствием развития другого и в этом смысле мы говорим об общественном или социальном государстве»[1].

Среди либеральных ученых взгляды Штейна разделял Фридрих Науманн. Либералы ставили перед государством задачу не только защищать собственность и социальный порядок, но и материально и морально поднимать низшие классы, проводя масштабные социальные реформы[2].

Радикальную теоретическую основу интервенционистского социального государства выдвинул в 1879 году немецкий экономист Адольф Вагнер, сторонник государственного и христианского социализма, определявший свои воззрения как социально-правовые. Его концепция предусматривала превращение буржуазного государства в «государство культуры и всеобщего благоденствия, огосударствление железных дорог, горных предприятий, банков и страховых организаций, интеграцию рабочего класса в государство и общество при отрицании политических и социальных революций»[3].

Идеи социальных реформ, в которых государство рассматривает благосостояние всех граждан как свою главную задачу, традиционно пользовались поддержкой в немецком рабочем движении, его различных обществах, союзах, политических и профсоюзных организациях. Социал-реформистского направления в вопросах государственного строительства придерживалось также и большинство вождей немецкого рабочего класса.

Давление снизу для улучшения социально-экономического положения трудящихся сочеталось в Германии с традицией реформ сверху. В результате во второй половине ХIХ - начале ХХ века в стране был выработан и законодательно закреплен ряд мер государственного и общественного характера по защите социальных интересов низших классов, введено обязательное пенсионное страхование. Борьба трудящихся за свои права, идеологические и научные дискуссии о путях социализации деятельности государства, постепенное введение мер государственного регулирования социальных отношений в этот период имели место и в других индустриальных странах, прежде всего в Англии и Франции.

Толчком для дальнейшего развития социального государства послужили мировой экономический кризис 1929-1933 годов и Вторая мировая война. Политика президента Ф.Рузвельта в США включила в себя законодательное закрепление права рабочих на коллективный договор и организацию профсоюзов, общегосударственные мероприятия по борьбе с безработицей, помощь фермерам, решительные шаги в направлении социального обеспечения, ликвидации детского труда и сокращения рабочего дня, введения пенсии по старости.

После Второй мировой войны начался новый этап в развитии социального государства - его возведение в конституционный принцип, интерпретация как особого типа государства. Впервые социальное государство в качестве конституционного принципа было зафиксировано в Конституции ФРГ 1949 года. В последующие годы практика конституционного закрепления статуса социального государства получила дальнейшее распространение.

В настоящее время все развитые страны мира, независимо от наличия или отсутствия в их законах соответствующих положений, в большей или меньшей степени де-факто являются социальными государствами.

Как показывает анализ конституционного обеспечения и реального функционирования современного социального государства, ему свойственны не только наличие соответствующего принципа в Конституции, продуманная стратегия социальной политики и весомые достижения в ее реализации, но и целый ряд других конституционных положений, раскрывающих принцип социального государства и обеспечивающих его реализацию, а также особые характеристики как социальной, так и всех иных сфер общественной жизни.

Успешное функционирование социального государства возможно лишь на основе высокоразвитой экономики, которая должна быть эффективной, социально ориентированной, служащей интересам всех слоев общества.

В экономической политике социального государства требуется сочетание и мер государственного регулирования, и поощрения конкуренции, и развития личной инициативы граждан по обеспечению своего собственного благосостояния.

В политической сфере необходим консенсус главных политических сил относительно основных целей и задач развития данного общества, сложившейся системы деятельности социальных институтов. Это позволяет обеспечивать преемственность социальной политики государства в случаях демократической смены правящих партий, правительств и высших государственных должностных лиц.

Духовная атмосфера в социальном государстве должна характеризоваться развитым чувством гражданственности, социальной солидарности и гуманизма.

Чрезвычайно важный аспект конституирования и деятельности социального государства, особенно в случае его федеративного устройства, представляет собой его региональное измерение.

И, наконец, необходимо отметить еще одно обстоятельство, характеризующее системную, последовательную реализацию принципа социального государства в конституции страны. Оно проявляется не только в определении целей и задач такого государства, но и в наделении его соответствующими полномочиями и компетенцией.

Таким образом, социальное государство представляет собой особый тип высокоразвитого государства, в котором обеспечивается высокий уровень социальной защищенности всех граждан посредством активной деятельности государства по регулированию социальной, экономической и других сфер жизнедеятельности общества, установлению в нем социальной справедливости и солидарности. Социальное государство знаменует высокий уровень сближения целей и гармонизации отношений государственных институтов и общества.

При подготовке российской Конституции 1993 года перед ее разработчиками стояла сложная проблема определения общественного строя новой России. Конституция провозгласила страну демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Тем самым была заложена конституционная основа для прогрессивного развития государства в соответствии с передовой мировой практикой. Естественно, что ее реализация требует времени и больших усилий

Формирование социального государства в России находится на самом раннем этапе на всех уровнях: концептуальном, нормативном, практическом. Научная разработка его проблем фактически только начинается. Законодательная база - узка и явно несовершенна. В пункте 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации перечислены лишь некоторые из основных направлений деятельности государства в социальной сфере: охрана труда и здоровья людей; установление минимального размера оплаты труда; поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; развитие системы социальных служб; установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты. Более конкретно эти и другие обязанности государства и формы их исполнения раскрыты в статьях 37-43 Главы 2 «Права и свободы человека и гражданина». В то же время в Конституции не нашли отражения многие существенно важные положения, без которых принцип социального государства может остаться лишь декларацией.

Практическая деятельность государственных институтов по реализации принципа социального государства в строгом смысле слова еще почти не начиналась. Во-первых, она ограничивается лишь собственно социальной сферой и совершенно не распространяется на другие и, прежде всего на экономику. Во-вторых, что является неизбежным следствием первого обстоятельства, даже в этой области далеко не полностью и несвоевременно исполняются уже принятые законодательные акты. Несоответствие между заявленными обязательствами государства в социальной области и отсутствием продуманной политики и реальных усилий по созданию эффективной, социально ориентированной экономики составляет главное противоречие на пути реализации задач социального государства.

Последние годы в России ведется интенсивный поиск объединяющей идеи, оптимальной модели будущего, приемлемой для большинства общества. При этом даже активные вчерашние сторонники и проводники либеральных реформ все более охотно говорят о «левом центре» и даже «новом социализме». В свою очередь основная часть левой оппозиции практически отказалась от ортодоксальных вариантов «реального» социализма. Тем не менее, и те, и другие явно недооценивают огромный созидательный, политический и пропагандистский, мобилизующий потенциал идеи социального государства.

Одной из основных причин этого является отождествление социального государства с чрезвычайно высоким уровнем жизни в развитых странах. Однако в данном случае в значительной степени имеет место нарушение последовательности событий и неверная трактовка их причинно-следственной связи.

Социальное государство в России должно иметь свои специфические черты. Поэтому, выработка и реализация именно российской модели социального государства является оптимальным вариантом общественного развития нашей страны в современных условиях. В качестве одного из вариантов подхода к решению этой задачи могли бы послужить следующие основные положения.

Используя опыт создания и функционирования социального государства в развитых странах, опираясь на многовековой опыт государственного строительства России, учитывая исторические традиции, менталитет народов, а также геополитическое положение и природно-климатические условия нашей страны, принцип социального государства в российской модели должен рассматриваться как методологический, главный и определяющий компонент строения всей системы деятельности государства. По сравнению с западными демократиями термин «социальный» предлагается использовать не в узком, а в широком смысле слова. При такой трактовке понятие социального государства будет обозначать не только обязательства по решению сугубо социальных проблем, но и предопределять социальную направленность, цели и задачи деятельности во всех других сферах жизни общества, характер отношений с гражданами. В плане своего социально-политического назначения как института российское социальное государство должно стать общенародным государством большинства и для большинства, гарантирующего и соблюдающего установленные законом права и свободы каждого отдельного гражданина.

Экономический фундамент российского социального государства должна составлять высокоразвитая, социально ориентированная смешанная экономика, обеспечивающая как удовлетворение материальных и духовных потребностей населения, так и сохранение среды обитания и гармонии природы и общества. При таком подходе неизбежно встает вопрос о значительном, закрепленном в Конституции повышении роли и ответственности государства в экономической сфере. Потребуется и вернуться к основательно забытым в годы строительства олигархического и бюрократического капитализма идеям времен конца перестройки и начала реформ о развитии коллективных форм собственности и максимальном увеличении числа собственников, о том, что только экономическая свобода и высокий уровень достатка делают людей действительно свободными. Государство обязано и за счет собственных ресурсов, и путем создания необходимых условий для частного отечественного и зарубежного капитала обеспечить дальнейшее развитие наукоемких и высокотехнологических производств, модернизацию промышленности и агропромышленного производства, фактическую замену запущенной технически и морально устаревшей коммунальной, строительной и дорожно-транспортной инфраструктуры.

В социальной сфере российского социального государства наряду с включением достижений мирового опыта в максимально возможной и целесообразной степени должны быть восстановлены реально обеспечивавшиеся в советское время социальные гарантии граждан. Прежде всего, это означает восстановление гарантий на труд и занятость, своевременное получение заработной платы и пенсий. Государство должно поощрять производительный, социально полезный труд, его справедливую оплату и стремление граждан к росту своего благосостояния законными средствами.

Регулирование социально-экономи-ческих различий между социальными группами общества не только послужит утверждению социальной и политической стабильности, но и повысит платежеспособный спрос населения, создаст дополнительные предпосылки для экономического развития.

Одной из важнейших составляющих социальной сферы должна стать эффективная и гибкая система социального обеспечения граждан. Неотъемлемой составной частью социального обеспечения является пенсионное обеспечение, четкое терминологическое определение которого отсутствует в экономической литературе и дореформенного, и современного периода. Во многом это связано, на наш взгляд, с тем, что среди экономистов нет единого мнения по вопросу содержания общих категорий - социального обеспечения и социального страхования.

Одни авторы, и мы разделяем их точку зрения, считают, что существует единое социальное обеспечение, включающее различные формы и виды обеспечения нетрудоспособных, в том числе и социальное страхование. Иными словами, они полагают, что нет оснований считать социальное страхование самостоятельной категорией, существующей параллельно и независимо от социального обеспечения. Наоборот, социальное страхование относится к социальному обеспечению как частное к целому, является одной из форм осуществления социального обеспечения. Другие же, напротив, социальное обеспечение и социальное страхование считают однопорядковыми экономическими категориями. Третьи предлагают трактовку социального обеспечения «в узком смысле», относя к нему виды обеспечения, не охватываемые социальным страхованием. Наконец, некоторые экономисты рассматривают социальное обеспечение «в широком смысле», включают в него совокупность определенных социально-экономических мероприятий, связанных с обеспечением в старости и в случае нетрудоспособности, с бесплатным медицинским обслуживанием и лечением, с обеспечением матери и ребенка, с бесплатным образованием и пользованием достижениями культуры.

Для обоснования авторской позиции на сущность социального обеспечения и социального страхования проанализируем источники социальных выплат и их функции. В валовом внутреннем продукте (ВВП), как известно, выделяется стоимость необходимого и стоимость прибавочного продукта. Выплаты пособий по временной нетрудоспособности, пособий по беременности и родам, расходы на обучение и трудовое устройство инвалидов, переобучение безработных осуществляются за счет части необходимого продукта. Эти выплаты непосредственно связаны с затратами на воспроизводство рабочей силы, их назначение - предоставить необходимые жизненные блага работнику в период его временной нетрудоспособности либо безработицы.

Пенсионные выплаты обусловлены необходимостью материального обеспечения граждан по достижению определенного возраста, в случае отсутствия или длительной утраты трудоспособности и при потере кормильца. В случае, когда пенсии выплачиваются за счет взносов работодателей и дотаций из бюджетного фонда государства, источником выплат выступает часть прибавочного продукта общества. Если же сами работающие участвуют в формировании пенсионных фондов посредством обязательного или добровольного перечисления части своей заработной платы, источником выплат является часть необходимого продукта. Таким образом, источник одних социальных выплат - необходимый продукт, а других - прибавочный.

Отличаясь большим разнообразием своей конкретной направленности, социальные выплаты связаны главным образом с материальной поддержкой лиц, которые по тем или иным причинам исключены из трудового процесса. Наряду с благотворительной (предоставление средств к существованию в результате неблагоприятных событий) рассматриваемые выплаты выполняют и воспроизводственную функцию. Прежде всего, поддерживая определенный уровень жизни, они служат одним из средств поддержания платежеспособного спроса населения и обеспечения определенной доли сбыта товаров и услуг. Накопительная часть трудовых пенсий может использоваться в качестве источника финансирования инвестиционных программ и соответственно воздействовать на темпы и качество экономического роста. Кроме того, пенсии и пособия «снимают» с заработной платы некоторую часть нагрузки, связанную с необходимостью содержать иждивенцев (пожилых, детей, нетрудоспособных, безработных). Отсутствие таких выплат создавало бы дополнительные трудности для процесса воспроизводства рабочей силы. Перемещая доходы от занятых в производстве - к незанятым, от сравнительно высокооплачиваемых - к низкооплачиваемым, социальные выплаты выполняют в обществе перераспределительную функцию. Это позволяет выравнивать жизненный уровень различных социальных групп населения, вовлеченных и не вовлеченных в трудовой процесс, и соответственно поддерживать относительное социальное равенство в обществе.

Вышеизложенное дает автору основания рассматривать социальное обеспечение в качестве экономической категории, которая выражает систему экономических отношений по поводу перераспределения и потребления части ВВП для удовлетворения потребностей нетрудоспособных по различным причинам членов общества и лиц, не участвующих в трудовом процессе, и для обеспечения в определенной мере расширенного воспроизводства рабочей силы.

В реальной жизни функционирование отношений, связанных с социальным обеспечением граждан, становится возможным на основе образования специальных фондов денежных средств, предназначенных для поддержки граждан, не имеющих или утративших полностью или частично способность трудиться. Названные фонды создаются посредством установленной государством и регулируемой нормами права системы страхования жизненных рисков, связанных с полной или частичной нетрудоспособностью граждан в период рождения и воспитания детей, болезни, инвалидности, лечения после полученной травмы, а также в связи с достижением пенсионного возраста, потерей работы, наступлением смерти кормильца. Поскольку перечисленные риски носят четко выраженный социальный характер, возникающие для снижения или устранения их неблагоприятных последствий страховые отношения правомерно называть социальным страхованием.

Отношения по поводу социального страхования возникают в случае, когда потери носят массовый повсеместный характер и присущи большинству застрахованных лиц. Общество в лице государства, вводя специальный порядок проведения социального страхования, заинтересовано в компенсации «выпадающих» доходов всем гражданам, относимых к категории застрахованных лиц.

Законы о социальном страховании устанавливают обязанность обозначенных в них лиц (главным образом работодателей) уплачивать страховые взносы. При этом размер обязательного страхового взноса не зависит от конкретного страхового риска, которому подвержен отдельный гражданин. Этот размер определяется на основе характеристики риска, присущего всей группе застрахованных лиц. Он устанавливается в определенном фиксированном проценте от заработной платы каждого работающего или общего фонда зарплаты всех работающих.

С учетом огромной социальной значимости для общества всех видов обязательного социального страхования, реализация права застрахованных на получение выплат из фондов государственного социального страхования не должна зависеть от платежеспособности субъектов, которые проводят страхование (ими являются администрации обязательных фондов социального страхования). Поэтому государство несет обязанность по перечислению дополнительных финансовых ресурсов в обязательные фонды социального страхования в случае несбалансированности между поступлениями в них страховых взносов и предусмотренными за счет средств фондов выплатами. Средства обязательных фондов социального страхования являются государственными. Это устанавливает особый правовой режим деятельности администрации названных фондов, с одной стороны, и особый порядок проведения его видов, особые условия и особый порядок выплат лицам, имеющим на это право, - с другой. Каждый в отдельности гражданин или работодатель, участвующий в обязательном социальном страховании, не вправе изменить условия, на которых осуществляется выплата или определяется ее размер.

Исследование сущности социального обеспечения и социального страхования позволяет нам говорить о пенсионном обеспечении как о частной, по отношению к социальному обеспечению, экономической категории, которая выражает систему экономических отношений, связанную с перераспределением и потреблением части ВВП для удовлетворения потребностей пенсионеров. Являясь разновидностью социального страхования, пенсионное страхование снижает или устраняет неблагоприятные последствия жизненных рисков, связанных с достижением пенсионного возраста, наличием инвалидности и наступлением смерти кормильца.


[1] Stein L. von. Gegenwart und Zukunft der Rechts - und Staatswissenschaften Deutschlands. - Stuttgart, 1876, s. 215.

[2] Sheehan J.J. Der deutsche Liberalismus. Von den Anfangen im 18 Jahrhundert bis zum Ersten Weltkrieg 1770-1914. - Munchen, 1983, s. 36-43.

[3] Ritter G. Der Sozialstaat - Entstehung und Entwicklung im internationalen Vergleich. Munchen, 1989, s. 76/


Библиографическая ссылка

Калов З.А., Куршаева Ф.М., Хациева Л.У. ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИКИ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА // Современные наукоемкие технологии. – 2008. – № 10. – С. 18-23;
URL: http://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=24231 (дата обращения: 31.05.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074