Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

МУЛЬТИМЕДИА КАК ВЕДУЩЕЕ СРЕДСТВО МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ВУЗА

Хлызова Н.Ю.
В связи с динамичным прогрессом информационных технологий в современном обществе возникает необходимость изменения учебного процесса, уточнение цели, задач, разработка новых технологий, внедрение более эффективных методов и средств обучения. Одним из ведущих средств обучения на сегодняшний день стало мультимедиа. Изучив возможности мультимедиа в обучении английскому языку студентов лингвистического вуза можно сделать вывод, что в работах ученых изучены ресурсы мультимедиа с точки зрения обучения. Авторы многочисленных работ отмечают, что мультимедиа должно служить «аппаратным и программным средством», направленным на достижение основной цели обучения. Они не предусматривают все возможности мультимедиа, а именно: формирования медиакомпетентности студентов, развития личности как единство всех сторон и свойств. Принимая во внимание, и не умаляя положения, выдвинутые исследователями, можно утверждать, что помимо достижения собственных целей конкретного предмета, используемые на занятиях в вузе, средства мультимедиа должны быть параллельно направлены на реализацию целей медиаобразования в целом.

Мы считаем, что возможности мультимедиа заключаются не только и не столько в развитии и коррекции речи, восполнении отсутствующей языковой среды с помощью наглядного представления речевой ситуации и т.д., но и в значительной степени в формировании медиакомпетентности. То есть сам процесс медиаобразования органически вписывается в занятие английского языка. В этом состоит принципиально новый подход к использованию мультимедиа при обучении английскому языку студентов лингвистического вуза на современном этапе информатизации общества. Мы полагаем, что, будучи средством обучения английскому языку, мультимедиа выполняет однонаправленную дидактическую функцию и направлено на повышение эффективности процесса обучения. Как средство медиаобразования мультимедиа направлено на формирование медиакомпетентности студентов. Процесс медиаобразования средствами мультимедиа в условиях интенсивной информатизации образования требует переосмысления теоретического и практического опыта.

 Понятие мультимедиа в отечественной педагогике появилось в 90-х годах ХХв. и не сразу было принято педагогами. Был создан ряд научных секций, посвященных проблемам образования и мультимедиа. За прошедшее время понятие мультимедиа развивалось, дополнялось и расширилось от создания примитивных обучающих программ до разработки образовательных технологий и формирования новых эффективных средств обучения.

И.Н. Розина рассматривает мультимедиа следующим образом: «Мультимедиа (multimedia) - совокупность компьютерных технологий, одновременно использующих несколько информационных сред: графику, текст, видео, фотографию, анимацию, звуковые эффекты, высококачественное звуковое сопровождение. Технологию мультимедиа составляют специальные аппаратные и программные средства [Розина, 2005. С. 358].

Л.С. Зазнобина определяет мультимедиа как: «совокупность средств для обработки и представления аудио/видео и печатной информации и компьютерных технологий для обработки информации» [1:18]. Как видим, авторы делают акцент на функциональную сторону явления, рассматривают мультимедиа как средство программного и аппаратного обеспечения.

Н.Г. Семенова в диссертационном исследовании «Мультимедийные обучающие системы лекционных курсов: теоретические основы создания и применения в процессе обучения студентов технических вузов электротехническим дисциплинам» отмечает, что «мультимедиа, представляющие особый вид компьютерных технологий, которые объединяют в себе как традиционную статическую визуальную информацию (текст, графику), так и динамическую (речь, музыку, видеофрагменты, анимацию), обусловливая возможность одновременного воздействия на зрительные и слуховые органы чувств обучающихся, что позволяет создавать динамически развивающиеся образы в различных информационных представлениях (аудиальном, визуальном)» [Семенова, 2007.    С. 3]. С этим нельзя не согласиться.

Анализ теоретических работ отечественных и зарубежных исследователей в области мультимедиа позволяет заключить, что средства мультимедиа в системе образования - явление достаточно новое и до конца не изученное. До настоящего времени отдельные аспекты проблемы изучения и использования мультимедиа в учебном процессе были отражены в работах: использование технологий Мультимедиа в процессе подготовки учителя - И.И. Косенко, О.Г. Смолянинова, А.В. Тумалев и др.; создание мультимедийных средств учебного назначения - И.В. Белицын, В.А. Касторнова, С.С. Кравцов, И.В. Манторова, О.В. Лобач, А.В. Осин; применение технологий Мультимедиа в обучении - Н.С. Анисимова, Ю.С. Браун, Н.В. Клемешева, Д.П. Муравлев, Г.М. Шампанер, О.В. Шлыкова. Несмотря на бесспорную ценность проведенных в этих направлениях исследований, следует отметить, что они не в полной мере решают комплекс задач по применению средств мультимедиа при обучении английскому языку студентов лингвистического вуза.

До настоящего времени не разработана методика формирования медиакомпетентности студента на материале мультимедиа в процессе обучения английскому языку, направленная на достижение внутреннего единства сознания, чувств и поведения; не определены условия эффективности её формирования, методы и приемы этой работы, отвечающие возрастным особенностям студенческого возраста; не разработана методика выявления сформированности медиакомпетентности и ряд других. Важно заметить, что до сих пор недостаточно проработаны методико-технологические вопросы применения мультимедийных средств в процессе изучения английского языка в лингвистическом вузе.

Стоит обратить внимание, что необходимость применения мультимедийных средств в процессе изучения английского языка в лингвистическом вузе обусловлена тем, что средства мультимедиа: дают огромные возможности аутентичной коммуникации; являются средством формирования медиакомпетентности студентов; выступают альтернативой искусственно созданного общения, проходящего без участия носителей языка; позволяют осуществлять языковое общение с представителями любых англо-говорящих стран; предоставляют возможность совершить виртуальное путешествие в любую страну по выбору, посетить достопримечательности, изучить реалии, традиции, культуру государства; способствуют повышению мотивации студентов к изучению английского языка, т.к. средства мультимедиа позволяют разнообразить формы обучения, от прослушивания аудиозаписей и просмотра видео, до работы с компьютерными программами и общения в чате. Процесс обучения английскому языку становится интересным, легким, а вследствие этого - и результативным; придают стимул для изучения английского языка не только в вузе в рамках занятия английского языка, но и в повседневной жизни студентов; создают менее стрессовую обстановку. Каждый студент индивидуально имеет возможность записать свою речь, прослушать и сравнить с аутентичной речью, что позволяет снять психологические затруднения говорения;

Можно без преувеличения утверждать, что именно поэтому на занятиях английского языка в лингвистическом    вузе, в первую очередь, должны применяться технологии мультимедиа.

Подводя итог сказанному, можно сделать следующий вывод. Проведенный анализ научно-педагогических материалов по вопросам применения средств мультимедиа на занятиях английского языка показал, что в настоящее время основная дидактическая цель применения мультимедиа, как правило, сводится лишь к организации учебно-познавательной деятельности обучающихся. Практически не исследованы вопросы использования мультимедиа в процессе обучения языковых дисциплин в сочетании с медиаобразованием. Безусловен тот факт, что такое сочетание могло бы активизировать учебно-познавательную деятельность обучающихся и перевести ее на качественно новый уровень, поскольку только при проецировании целей медиаобразования на цели предмета «Иностранный язык» происходит достижение дальних и ближних целей данной учебной дисциплины и медиаобразования в единстве.

Литература:

  1. Зазнобина, Л.С. Оснащение школы техническими средствами в современных условиях [Текст]/ Л.С. Зазнобина; М.:Перспектива.-2000.-78 с.
  2. Розина, И. Н. Педагогическая компьютерно-опосредованная коммуникация: теория и практика [Текст]/ И. Н. Розина. - М.: Логос. - 2005. - 437 с.
  3. Семенова, Н. Г. Мультимедийные обучающие системы лекционных курсов: теоретические основы создания и применения в процессе обучения студентов технических вузов электротехническим дисциплинам [Текст] : дис. д-ра пед. наук : 13.00.02/Н. Г. Семенова - Астрахань, 2007. -335 с.

Работа представлена на III научную международную конференцию «Проблемы международной интеграции национальных образовательных стандартов», 23-27 апреля 2008г., Чехия (Прага) - Люксембург - Франция (Париж). Поступила в редакцию 14.03.2008г.

Библиографическая ссылка

Хлызова Н.Ю. МУЛЬТИМЕДИА КАК ВЕДУЩЕЕ СРЕДСТВО МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ВУЗА // Современные наукоемкие технологии. – 2008. – № 5. – С. 93-95;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=23888 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674