Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КАДРОВЫХ РЕСУРСОВ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ В УСЛОВИЯХ РЕГИОНАЛИЗАЦИИ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ

Ильмушкин Г.М Ильмушкин А.Г.
В современных условиях развития рыночной экономики эффективность производственной деятельности любого промышленного предприятия, бизнеса во многом определяется их кадровым потенциалом, прежде всего, готовностью выпускников учреждений начального профессионального образования, средних профессиональных учреждений и вузов к дальнейшей профессиональной деятельности.

В условиях активных интеграционных процессов, происходящих в мировой экономике, расширения экономических и культурных связей подготовка специалистов всех уровней должна осуществляться в соответствии с социально-экономическими и демократическими преобразованиями в стране с учетом регионализации кадровой политики и мировых тенденций в образовании. Более того, присоединение России к Болонскому процессу и предстоящее вступление в ВТО диктуют новые требования к подготовке рабочих профессий и специалистов всех уровней. Одно из основных требований - это соответствие национальной образовательной системы международным стандартам, а также признание на международном рынке образовательных услуг качество подготовки рабочих кадров и специалистов.

Однако в сложившихся социально-экономических и рыночных отношениях подготовка кадров рабочих профессий и специалистов всех уровней во многих учреждениях профессионального образования России, в том числе и в Ульяновской области, осуществляется без должного учета современных требований к ним общества и работодателя, региональной востребованности, образовательных интересов личности обучаемого, профессиональной ориентации процесса обучения. Вследствие этого, перекос в подготовке кадров, в частности, невостребованность кадров социально-гуманитарной направленности и т.д. Рыночная экономика требует подготовки специалистов, способных реализовать современное производство и эффективное управление его развитием. Ульяновская область испытывают огромный дефицит, прежде всего, в квалифицированных рабочих кадрах и специалистах технического профиля. Более того, в Ульяновской области взят курс на приоритетное развитие машиностроения, авиационной промышленности, на модернизацию системы теплоэлектроэнергетики и агропромышленного комплекса, предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности. Планируется строительство новых заводов, создание транспортного кластера, соединяющего центр России с Уралом, Сибирью и Дальним Востоком. Тем самым активно будут развертываться новые строительные предприятия (цементный завод, производство стройматериалов, строительство жилых домов, культурных центров, производственных зданий и т.д.). Это требует широкомасштабного развития строительной индустрии в области. Все это - опорные точки развития экономики области. В ближайшие годы планируется создать не менее 25-30 тысяч рабочих мест. Это требует переосмысления кадровой политики, прежде всего, её регионализации с учетом перспектив социально-экономического развития Приволжского федерального округа.

Безусловно, в данной ситуации приоритетной становится проблема подготовки и воспитания рабочих кадров и специалистов технического профиля, способных адаптироваться к новым требованиям рыночного экономического регулирования, эффективно осуществлять производственную деятельность в условиях жесткой конкуренции, неопределенности и неблагоприятной демографической ситуации, существенно влияющей на качество подготовки специалистов. Данная насущная проблема является многоплановой и охватывает многие аспекты и особенности социальной жизни общества, прежде всего, профессионального образования. Это, в свою очередь, обусловливает необходимость переконструирования деятельности учреждений профессионального образования Ульяновской области с учетом региональной востребованности, интересов и перспектив развития региона и области.

Одной из принципиальных установок концепции развития профессионального образования Ульяновской области является обеспечение конкурентоспособности выпускников, осуществляемое на следующих принципах: универсальность, интегративность, целостность картины Мира, фундаментальность, профессиональность, вариативность, многоуровневость и региональность. Для этого необходима научно обоснованная стратегия развития профессионального образования области на основе регионализации кадровой политики.

В этих условиях эффективное решение обозначенной актуальной проблемы призваны обеспечить ресурсные центры по подготовке и переподготовке кадров рабочих профессий и специалистов всех уровней.

Создание ресурсного центра предусматривает следующую цель: подготовка конкурентоспособных молодых кадров рабочих профессий и профессиональная переподготовка не занятого населения с учетом потребностей промышленных предприятий, аграрно-промышленного комплекса, экономики области и региона в соответствии с региональной кадровой политикой, с индивидуальными способностями и потребностями личности в профессиональном образовании, с её ценностными установками и ориентациями на принципах реализации конституционных прав граждан в получении качественного образования. При этом созданный ресурсный центр как единое образовательное пространство призван обеспечить оптимизацию процесса профессиональной подготовки как по содержанию, так и по временному параметру посредством реализации современных средств педагогической коммуникации, разработки собственных технологий обучения и использования педагогических инноваций, а также достижений профессиональной педагогики с привлечением ведущих педагогов, специалистов, преподавателей колледжей и вузов, а также ученых города и области. В ресурсном центре особая роль отводится компьютерным технологиям в подготовке кадров. Ресурсный центр призван обеспечить создание социально-организационных и педагогических условий для успешной подготовки и переподготовки кадров, в этом, и состоит его основная миссия.

Целями, в свою очередь, обусловливаются задачи, поэтому выделим основные задачи ресурсного центра:

  1. Провести с учетом регионализации кадровой политики теоретический анализ исследования проблемы подготовки и переподготовки кадров рабочих профессий и специалистов всех уровней г. Димитровграда и Ульяновской области, а также выявить особенности их подготовки в условиях создаваемого ресурсного центра.
  2. Обеспечить взаимодействие ресурсного центра с образовательными учреждениями, промышленными предприятиями, бизнес - структурами и социальными институтами г. Димитровграда и Ульяновской области с целью адекватного взаимодействия с ними центра подготовки кадров в процессе реализации цели данного проекта.
  3. Периодически осуществлять переподготовку педагогических кадров, используя различные формы повышения их квалификаций с учетом целей и задач ресурсного центра.
  4. Педагогический коллектив привлекать к поисково-исследовательской работе в сфере педагогических исследований, способствующей продвижению уровня сформированности профессиональной компетентности педагога.
  5. Обеспечить ресурсный центр необходимой материально-технической базой и современным парком вычислительной техники и программным обеспечением.
  6. Способствовать формированию гуманистических ценностей и профессиональных компетенций в процессе подготовки и переподготовки рабочих профессий и специалистов различных уровней.
  7. Создать условия для физического развития учащейся молодежи, организации здорового образа жизни и специальной военной подготовки, а также правового их воспитания.
  8. Обеспечить преемственность профессионального образования в рамках созданного ресурсного центра, особенно на стыке общего среднего и профессионального образования посредством профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных школ на рабочие профессии и пересмотра содержания школьного образования с учетом его регионализации.
  9. Проводить профилактику асоциального поведения подростков, активно вовлекая их в социальную жизнь, в профессиональную деятельность и оказывая им необходимую помощь в разрешении текущих насущных проблем.
  10. Развивать стремления к профессиональному саморазвитию, самосовершенствованию творческой личности учащегося как будущего рабочего, способного реализовать себя как в современной социальной жизни, так и в производственной сфере.
  11. Ориентировать в процессе воспитания и профессиональной подготовки выпускника рабочих профессий на необходимость развития профессионально значимых качеств и качеств, необходимых для успешной службы в Российской армии.
  12. В основу подготовки и переподготовки кадров положить дифференцированное обучение, являющееся основной составляющей личностно ориентированного образования, предполагающее активное развертывание самостоятельной работы обучающихся и самообразования посредством использования адаптивной технологии обучения, представляющей определенную последовательность взаимосвязанных и взаимообусловленных научно обоснованных этапов и процедур, максимально адаптированных к индивидуальным особенностям, возможностям и потребностям конкретного обучаемого и призванной решить следующие основные задачи:
  • - объективно выявлять уровень знаний обучающегося;
  • - способствовать активизации их самостоятельной работы;
  • - обеспечить индивидуальную траекторию продвижения в профессиональном становлении;
  • - оптимизировать процесс обучения с использованием компьютерных технологий.

13. Периодически проводить научно-практические конференции по проблемам подготовки и переподготовки кадров с привлечением широкой педагогической и научной общественности, руководителей промышленных предприятий, аграрного сектора, образовательных учреждений, административных органов власти и ведущих ученых Приволжского федерального округа с целью широкого ознакомления научно-практической информацией, обмена педагогическим опытом подготовки кадров рабочих профессий и специалистов разных уровней и распространения лучшего опыта подготовки профессиональных кадров, современных педагогических инноваций и технологий обучения.

Итак, создание выше обозначенных социально-организационных и педагогических условий в рамках ресурсного центра призвано обеспечить, прежде всего, качественную подготовку и переподготовку кадров рабочих профессий с учетом регионализации кадровой политики.

Приоритетным направлением в деятельности ресурсных центров является обеспечение непрерывности и преемственности образования на стыке общего среднего и начального профессионального образования. Иначе неизбежны дублирование в содержании образования и различные трактовки основных понятий, базовых знаний. Следует обеспечить на этом этапе обучение с единых методологических позиций, терминологий и обозначений, состыковав содержание образования с учетом регионализации кадровой политики и интересов обучающихся. Это, прежде всего, позволит обеспечить оптимизацию образования как по содержанию, так и по временному параметру. То есть, прежде всего, сократит учебное время на изучение отдельных тем и разделов дисциплин. Освободившееся время можно использовать на расширение дисциплин регионального блока или на углубленное изучение отдельных тем, на факультативные занятия и т.д.

Таким образом, ресурсный центр - это центр подготовки и переподготовки конкурентоспособных профессиональных кадров на современном рынке труда, осуществляющий свою деятельность на базе образовательного учреждения как по очной, так и по очно-заочной формам обучения, ориентированная на удовлетворение потребностей личности в образовании и саморазвитии на любом этапе ее активной жизнедеятельности, а также на обеспечение кадровыми ресурсами промышленных предприятий, различных учреждений, бизнеса, агропромышленного комплекса в условиях регионализации кадровой политики.


Библиографическая ссылка

Ильмушкин Г.М, Ильмушкин А.Г. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КАДРОВЫХ РЕСУРСОВ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ В УСЛОВИЯХ РЕГИОНАЛИЗАЦИИ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ // Современные наукоемкие технологии. – 2008. – № 4. – С. 165-167;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=23807 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674