Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ТРЕНИНГ КОНСАЛТИНГ ЦЕНТР – НОВЫЙ ЭТАП ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА

Брынцев А.Н.
Мир стремительно приближается к новому этапу оценке продуктов - информации. Процесс похож на цепную реакцию: для оценки технических параметров необходимы новые единицы измерения байты, биты. Параметры оценки информации входят в разные отрасли человеческой жизнедеятельности: техника, экономика, социология, что приводит к качественному изменению: информация становится мерилом, эталоном денег. Помните, кто владеет информацией, тот правит миром.

Следствием информатизации общества, качественно меняется макроэкономика, ростки изменения проникают в мезо- и микроэкономики, логичным становится создание новых структур, которые гармонично вписываются в процесс развития бизнеса в целом, и созданием новых предприятий в частности.

Мировая практика показывает стремительное возрастание материальных потребностей людей, которые пытается удовлетворить научная и техническая мысль. Рыночная экономика в целях обеспечения возрастающей прибыли ориентирует производство и сферу услуг на удовлетворение интересов потребителя.

Государство не вмешивается непосредственно в процесс производства и обращения, но вместе с тем определяет важнейшие правила рыночного хозяйства для всех видов деятельности и особые правила для наиболее важных отраслей производственной и непроизводственной сферы.

И всё же человеческое общество испытывает разочарование и тревогу за своё будущее, которое как никогда туманно. Наука и общество не могут дальше развиваться в соответствии с собственной логикой развития, мировая экономика в целом и российская в частности, требуют новых подходов в практике хозяйствования и открывают ряд серьезных проблем перед экономической наукой. Достаточно указать на тот факт, что в промышленности происходит не только замедление роста, но и абсолютное падение объемов производства - если считать итоги каждого месяца по сравнению с предыдущим месяцем.

А ведь экономический рост России непосредственно связан с подъемом промышленности. При этом необходимо не только преодолеть структурную деградацию и спад в промышленности. Важно, чтобы развитие промышленности происходило на основе улучшения управления, эффективного использования научно-технического потенциала, обеспечивающего внедрение ресурсосберегающих, наукоемких и высоких технологий постиндустриального типа.

Именно вопросы управления и призваны решать консалтинговые компании: от повышения профессионального уровня работников компании до привлечения инвестиций и оценки рисков бизнеса.

Нестабильность экономической среды, обуславливающая высокую степень риска, особенно отрицательно сказывается на капиталоемких инвестиционных планах со значительным сроком окупаемости. Снижение склонности к инвестированию в российских условиях происходит на уровне предприятий, коммерческих банков и иностранных инвесторов.

Углубление процессов дифференциации регионов России по показателям социального и экономического развития, рост финансовой самостоятельности субъектов РФ, переход к использованию новых методов воздействия на макроэкономические и микроэкономические процессы как в формате страны, так и в пределах отдельных регионов делает особо значимым выявление методологических особенностей политики в области управления народным хозяйством в России на текущем этапе.

По мнению автора, не последнюю роль в экономике региона и, в известной мере, в национальном масштабе могут играть тренинг консалтинг центры (ТКЦ). Именно информатизация общества, интеллектуализация экономики привело к созданию тренинг консалтинг центров в рамках малого и среднего бизнеса. Они могут быть разными с точки зрения секторов экономики, видов и оказываемых услуг, ориентации на потребителя, широты коммерческих предложений, экономической эффективности, поэтому консалтинговые центры, в зависимости от их целевой направленности, автор условно разделил на два основных типа:

  1. Открытые Тренинг Консалтинг Центры (ОТКЦ) предназначенные для развития институтов гражданского общества, укрепления партнёрских связей отдельными фирмами, между странами, а также ориентированных на ускорение притока иностранных инвестиций и активизацию предпринимательской деятельности. Это, так называемые, "некоммерческие центры".
  2. Бизнес Тренинг Консалтинг Центры (БТКЦ). Автор назвал их коммерческими центрами. Создаются как бизнес единицы, способные собрать достаточно большую клиентную базу, зарабатывать высокую прибыль, а так же играть роль катализатора для экономического развития малого и среднего бизнеса, стимулирования промышленно-депрессивных и отсталых районов.

Совсем недавно, а именно осенью 2005 года автору этой статьи посчастливилось принять участие в проекте, который делала на территории Калининградской области голландская организация PUM. Именно потому, что это не носит массовый характер, была редкая возможность подробно ознакомиться с этой системой и провести, так сказать, полевые исследования на практике. Идеальные условия в этом плане складывались еще и потому, что предварительно удалось познакомиться с базовым терминологическим аппаратом, лежащим в основе теоретических и практических методик данной организации. Письменные материалы были любезно предоставлены одним из экспертов PUM доктором социологии Jan Wеsterlaak, при помощи которого и была организована эта поездка, которая переросла в творческий союз.

Голландия оказалось одной из первых стран, которая восприняла идею создания Открытых Тренинг Консалтинг Центров, т.к. была готова к этому.

В экономической науке существует понятие "голландской болезни", сырьевого избытка, от которого Голландия страдала в 1970-е годы, после того как там были обнаружены запасы газа. В общем виде это значит, что сырьевая промышленность во времена подъема расширяется за счет других отраслей, высокие доходы от экспорта приводят к ревальвации валюты и к снижению конкурентоспособности других отраслей экономики на мировом рынке. С нашей точки зрения Голландия сумела справиться с этой болезнью, тем самым заложила фундамент для развития креативной экономики. На сегодняшний день уже создано три ОТКЦ под руководством г-на René van den Broek, доктора социологии Emile F. Hitijahubessy и г-на Ir. Sami Khelifi.

Данные организации начинают развиваться в Европейских странах, находят реальную финансовую поддержку на уровне правительств и министерств. В ряде стран созданы комплексные центры, предусматривающие использование механизмов, характерных для нескольких перечисленных выше типов.

Именно поэтому представляется целесообразным рассмотреть вопросы построения тренинг консалтинговых центров.

При любой трактовке понятия ТКЦ, специфическими его задачами считаются следующие:

  • кооперация и коммуникация;
  • прогнозирование спроса и производства в рамках текущего и стратегического планирования деятельности предприятий;
  • комплексное решение проблемы оптимизации процессов трудоустройства. При этом решаются вопросы о создании новых рабочих мест на полигонах малого и среднего бизнеса, рациональном распределении функций между работодателем и работником;
  • идентификации новых торговых зон на основе группировки потребителей в креативной экономике;
  • определение экономически целесообразных масштабов и уровней информационного обслуживания потребителей;
  • построение модели инкубатор системы для каждого конкретного субъекта малого бизнеса и исследование условий устойчивости ее функционирования;
  • набор научных задач, связанных с созданием технологических структур автоматизации обучения и развития устойчивых навыков в различных сферах предпринимательской деятельности;
  • применением гибких интернет систем;

Разумеется, перечисленными задачами не исчерпывается круг проблем, охватываемых ТКЦ.

Под тренинг консалтинг центром следует понимать информационно коммуникационную компанию, занимающеюся вопросами управления организацией, обучения персонала и обеспечения взаимодействия между компанией и ее рынками.

Это определение раскрывает два аспекта ТКЦ. Функциональный, связанный с прохождением информационного потока, и институциональный, связанный с выбором средств для достижения поставленной цели. Эффективное выполнение этих функций служит достижению конечной цели рыночной стратегии компании - наиболее полное удовлетворение потребителей за счет доступности необходимой им информации, создание устойчивых коммуникаций.

Ядром концепции тренинг консалтинг центра является системный подход к управлению, предполагающий интеграцию всех функциональных сфер, связанных с обслуживанием различных групп клиентов, и учет взаимозависимостей между ними.

Выделяются две основные группы взаимосвязей: взаимодействия "поведенческого" характера между организациями и организационными структурами, формирующими бизнес сообщество (т.е. конфликты или кооперация между ними) и взаимосвязи между основными функциональными сферами, составляющими так называемую "матрицу тренинг консалтинг центра": коммуникация, инкубация, информационное обеспечение.

В экономической литературе, отражающей опыт создания новых систем, выделяют следующие основные стадии: постановка целей системы; определение текущего состояния (путем внешнего и внутреннего аудирования); создание и рассмотрение альтернативных проектов системы; выбор оптимального варианта системы, его внедрение и контроль. Концепция ТКЦ представляет жесткие требования к процессу целеположения. Каждая цель должна иметь качественную и количественную характеристики и временной интервал, отводимый на достижение цели.

Для постановки целей ТКЦ можно использовать "метод миссий", который достаточно хорошо зарекомендовал себя на практике. Миссия представляет собой комплекс целей системы, определяемых для каждого вида товара и сегмента рынка. Миссии "пересекают" основные, функциональные сферы системы, определяя тем самым тот вклад, который каждая из подсистем должна внести для достижения общей цели системы. Подцели агрегируются на высшем уровне управления компанией в общую логическую цель, определяющую стратегию системы.

Внутренний аудит ведется по каждой "миссии". Одновременно выполняется анализ структуры предприятия. Он позволяет определить структуру издержек системы и выявить основные резервы их экономики. Это дает возможность высшему звену управления сделать выбор между альтернативными проектами, разрабатываемыми тренинг консалтинг центрами.

Бурное развитие компьютерной техники и информационной технологии создает основу для непрерывного совершенствования информационной системы ТКЦ. Однако между признанием тренинг консалтинг центров в качестве основы управленческой философии малого- среднего бизнеса и созданием эффективной компании лежит долгий и трудный путь. Таким образом, следует особо обратить внимание на голландский опыт создания и функционирования ТКЦ, которые при правильной постановке дел не становятся виртуальными компаниями, отгораживающимися от остальной экономики страны, а превращаются в локомотивы экономического роста региона и государства в целом, играя для них роль своеобразного "катализатора идей".


Библиографическая ссылка

Брынцев А.Н. ТРЕНИНГ КОНСАЛТИНГ ЦЕНТР – НОВЫЙ ЭТАП ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА // Современные наукоемкие технологии. – 2008. – № 4. – С. 159-162;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=23803 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674