Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ВОСПИТАННИКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОГО ПРИЮТА

Котельникова И.М.
В начале работы над созданием модели социально-педагогической реабилитации воспитанников с девиантным поведением в условиях социального приюта нами был изучен предшествующий опыт. Целью создания модели является обоснование ее роли и места в психолого-педагогической реабилитации воспитанников приюта. Модель позволяет определить содержание реабилитационной работы в социальном приюте. Основным назначением модели социально-педагогической реабилитации воспитанников является:
  • обеспечение целостного процесса воспитания и реабилитации воспитанников с девиантным поведением в условиях приюта;
  • устранение отклоняющегося поведения;
  • профилактика девиантного поведения;
  • включение ребенка в социальную среду, приобщение к жизни и труду;
  • организация процесса с точки зрения стимуляции творческой активности педагогов приюта и воспитанников.

Социальный приют в системе профилактики безнадзорности и социально-педагогической реабилитации детей, нуждающихся в защите и поддержке государства, призван выполнять следующие функции:

  • обеспечение безопасности, защита ребенка от внешних угроз: жестокого обращения с ними родителей или родственников и т.д.;
  • защита законных прав и интересов ребенка, связанных с его взаимоотношениями с биологической семьей, усыновлением, установлением опеки, получением образования, овладением профессией и т.д.;
  • снятие у ребенка остроты психического напряжения или стрессового состояния, которое является следствием социально-психологической депривации в семье, физического или сексуального насилия, школьной дезадаптации, пребывания в асоциальной среде на улице;
  • диагностика ориентирована на получение разносторонней информации о ребенке от медицинских, социальных работников, психологов и педагогов;
  • первичная адаптация ребенка к жизни в социально здоровой среде. За время пребывания ребенка в приюте, важнейшей задачей работников является приобщение его к нормальным формам социальных взаимоотношений между людьми, создание условий для принятия ребенком этих систем отношений и желания жить в соответствии с ней;
  • восстановление и развитие важнейших форм человеческой жизнедеятельности - игры, труда, учебы, общения;
  • восстановление или компенсация социальных связей детей, то есть восстановление либо биологической семьи, либо возможность найти приемных родителей или др. формы устройства в семью.

Приют - учреждение временного пребывания ребенка, но в документах, регулирующих его деятельность, этот срок жестко не обозначается, так как программа социального возрождения и устройства дальнейшей жизни каждого ребенка имеет свои и содержание и продолжительность во времени. В приют принимают детей независимо от наличия у него документов, удостоверяющих личность. Открытость приюта проявляется и в его связях с социальным окружением: поощряются контакты с родственниками, проводятся дни открытых дверей, встречи с интересными людьми, экскурсии, культурные мероприятия, туристические походы и т.д.

На основе представленных положений можно перейти к раскрытию сущности модели социально-педагогической реабилитации воспитанников с девиантным поведением в условиях социального приюта.

Подросток - существо социальное и деятельное - адаптация его в социальном приюте будет проходить более успешно, если он с первых дней своего пребывания в приюте будет поставлен в позицию соучастника, а не потребителя. Развитие личности возможно только в деятельности. На развитие личности оказывает коллективная деятельность. С одной стороны, коллектив нивелирует личность, а с другой - развитие и проявление индивидуальности возможно только в коллективе.

Эффективность модели социально-педагогической реабилитации воспитанников с девиантным поведением в приюте обеспечивается при условии взаимодействия специалистов различных профилей. Реабилитация в рамках учебно-воспитательного учреждения, являясь педагогическим процессом, рассматривается как система. Структуру педагогической системы составляют компоненты, в которых отражены основные категории педагогики, в том числе теории воспитания, а именно: принципы, цель воспитания, содержание, методы, средства, формы воспитания.

Диагностика и проведение реабилитационных занятий в условиях приюта с учетом индивидуального подхода имеют большое значение для развития детей. Они помогают в борьбе с последствиями негативных факторов окружающей среды, способствуют социально-педагогической реабилитации, и в целом нормализуют условия развития и социализации детей и подростков. Они включают в себя социально-юридическую службу, психологическую, медицинскую, что существенно усиливает возможность педагогического коллектива в работе с воспитанниками приюта. Важное значение в диагностике отклоняющегося поведения придается системному анализу состояния высших психических процессов и функций ребенка. Это подразумевает учет данных психолого-педагогического обследования ребенка.

В результате комплексного, разностороннего изучения ребенка у педагогов должна сложиться картина того, как то или иное отклонение в развитии связано со всеми индивидуальными особенностями, а также с особенностями социально-педагогической ситуации развития. Знания этих особенностей во всей их совокупности позволит в наибольшей степени использовать компенсаторные возможности организма и личности ребенка, потенциал микросреды, грамотно выбрать средства педагогического влияния.

Современный подход к реабилитации может быть охарактеризован как комплексный и личностно-ориентированный, то есть при оценке состояния ребенка должны учитываться данные разных специалистов, характеризующие разные стороны психического и физического состояния ребенка, и оказываемая ребенку помощь должна быть многоплановой. При этом учитываются индивидуально-личностные особенности каждого ребенка, то есть реабилитационное воздействие не может и не должно быть стандартизированным.

Структура модели состоит из уровней: ориентировочного, реализации программы реабилитации, контроля. Центральной часть является - нормальное поведение воспитанника приюта.

Первый уровень - ориентировочный (или уровень планирования) состоит из следующих компонентов: диагностического обследования; дидактических принципов, методов и приемов; социально-медико-психолого-педагогического консилиума; программы реабилитации воспитанника и разработки рекомендаций воспитателям и другим специалистам.

Второй уровень - реализации программы реабилитации (или уровень реализации педагогических технологий) представлен определением участников взаимодействия, а также взаимодействием всех специалистов приюта; организационно-педагогическими условиями; личностью воспитателя и его педагогическими технологиями.

Третий уровень является уровнем контроля, он предусматривает контроль над результатами функционирования модели; контроль над эффективностью взаимодействия всех структурных компонентов; контроль эффективности педагогического воздействия и контроль над выбором программы реабилитации.

Центром модели является цель реабилитации, то есть восстановление нормального поведения.

Все специалисты приюта по отношению к воспитанникам должны придерживаться следующих правил:

  • фиксировать внимание окружающих на малейшем успехе и достижении ребенка;
  • не сравнивать детей друг с другом, а сравнивать ребенка только с самим собой, помогая ему увидеть собственные успехи;
  • оценивать не личность ребенка, а лишь одобряемое поведение;
  • обеспечить ребенку персонифицированное внимание, подчеркивающее его индивидуальность, значимость для окружающих.

Одной из главных причин девиантного поведения детей является неблагополучная обстановка в семье, поэтому на социально-юридическую службу приюта ложится ответственность по работе с семьей. Отчуждение ребенка от семьи, разрыв с ней всяческих отношений, уход из семьи, как правило, вызван внутрисемейным конфликтом или асоциальным образом жизни родителей. Практика показывает, что диалогическое общение социального педагога с родителями и детьми возникает, если он осторожно входит в мир собеседника, пытается понять его, даже если сам придерживается других ценностей; не решает за него проблемы, не предлагает готовых рецептов, но содействует в поисках выхода из конфликтной ситуации. Оптимальная позиция для социального педагога «советник». Иной подход социальный педагог использует к семьям, пораженным пьянством или наркоманией. Здесь главное склонить родителей к лечению. Наблюдая за развитием ситуации, и в случае наметившейся положительной тенденции, руководство приюта может ходатайствовать в восстановлении родительских прав.

Таким образом, реабилитация - это комплексная, многоуровневая, этапная и динамичная система взаимосвязанных действий, направленных на восстановление воспитанника приюта в правах, статусе, здоровье, дееспособности в собственных глазах и перед лицом окружающих. Она включает аспекты профилактики и коррекции отклонений. Профилактика в системе реабилитации связана с устранением, сглаживанием, снятием причин, условий и факторов, которые вызывают те или иные отклонения в личности. Чаще всего она связана со средой, социальным окружением ребенка. Коррекция в системе реабилитации предполагает работу с конкретными отклонениями и направлена, прежде всего, на самого ребенка.


Библиографическая ссылка

Котельникова И.М. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ВОСПИТАННИКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОГО ПРИЮТА // Современные наукоемкие технологии. – 2008. – № 2. – С. 75-77;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=23160 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674