Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ВЫБОРОВ - 2007

Крайнов Г.Н.
Выборы в Государственную думу РФ пятого созыва состоялись 2 декабря 2007 г. Это первые выборы, на которых барьер для партий, проходящих в Думу по партийным спискам, повышен с 5% до 7%. Кроме того, законодательно убраны нижний порог явки и возможность голосовать против всех, отменена мажоритарная система и голосование по одномандатным округам, членам одной партии запрещено проходить по спискам другой, а партиям запрещено объединяться в выборные блоки.

 По закону партии с результатом менее 3% должны оплатить предоставленный в ходе предвыборной кампании условно бесплатный эфир, они также не получают государственное финансирование. Напротив, если результат партий достиг 4%, то им еще возвращают избирательный залог 60 млн рублей. По предварительным оценкам ЦИКа, партии, набравшие менее 3%, должны вернуть порядка по 60-90 млн рублей.

Партии «Единая Россия» было дано официальное разрешение президента Владимира Путина на использование его имени и образа в рамках избирательной кампании этой партии. Единая Россия не участвовала в теледебатах, что вызвало недоумение как в России, так и за рубежом. Вместо этого время, выделенное партии для дебатов, было потрачено на бесплатные агитационные ролики.

ЦИК принял решение сократить число иностранных наблюдателей. В частности, наблюдатели ОБСЕ ограничены числом в 70 человек (на предыдущих выборах присутствовало 500 наблюдателей от ОБСЕ). Россия ограничила наблюдателей не только по численности, но и по срокам пребывания (3 недели) и по возможностям внутри страны. То есть наблюдатели могли начать наблюдение за выборами только с середины ноября, тогда как предвыборная кампания началась уже 2 ноября, то есть в течение половины срока избирательной кампании наблюдатели не имели возможности наблюдать за её законностью. Также российская сторона запрещала наблюдателям делать оценки выборов до опубликования итогов. Более того, наблюдатель терял свой статус «за нарушение „этики" и попытки повлиять на ход голосования». То есть по сути, он не мог высказываться критически о ходе выборов. Даже ограничение количества наблюдателей в такой большой стране как Россия вызвало у развитых стран опасения, что «результаты будут подтасованы или на них серьёзно повлияют правительственные круги».

После обработки 100% протоколов избирательных комиссий на выборах в Госдуму "Единая Россия" набрала 64,3% голосов, КПРФ 11,57%, ЛДПР 8,14%, "Справедливая Россия" - 7,74% голосов. 315 мест в Госдуме, согласно предварительным данным, будет у "Единой Россия", Компартия получит 57 мест, ЛДПР - 40, "Справедливая Россия - 38.

В ходе предвыборной кампании использовались следующие избирательные технологии:

1) использование «административного ресурса», когда администратор, чиновник использует свою власть, ресурсы в интересах победы какой-то политической партии. Это касается не только «Единой России», но и КПРФ, «Справедливой России», ЛДПР, члены или сторонники которых занимали какие-то административные должности. Например, многие из получивших депутатские мандаты ЕдРосов - так называемые "паровозы", известные кандидаты, не собирающиеся идти в парламент, но привлекающие дополнительные голоса избирателей. Общее число "отказников" от "ЕдРосов" 118 человек, однако многие кандидаты, обеспечив победу партии Владимира Путина, уже заявляют, что работать в Госдуму не пойдут. В депутатском списке "Единой России" из 600 претендентов числилось 65 губернаторов (63 из которых возглавляли региональные части списка), 192 действующих депутата, внушительная группа спикеров региональных собраний, вице-губернаторов, мэров областных центров.

Прирост показателей партии власти связан и с тем, что ЕдРосы, начавшие кампанию по превращению думских выборов в референдум о доверии Владимиру Путину, постарались снова увязать имя президента с названием своей партии. И первыми на изменение тактики откликнулись федеральные телеканалы, которые, информируя зрителей о поездках и встречах Путина, уже не забывали упомянуть о том, что он возглавляет предвыборный список партии власти.

Своеобразный способ повышения явки на выборы избрали и в Башкирии, где республиканский избирком распространил листовки, напечатанные на обратной стороне счетов за телефонные разговоры, с предупреждением избирателям об ответственности за неявку на избирательный участок. В них, в частности, говорится, что за гражданами ведется наблюдение и каждый обязан явиться на выборы. Помимо этого, в листовке содержится требование сообщать в правоохранительные органы о нарушениях избирательных прав граждан, которым препятствовали прийти на участок.

Особо было выделено в СМИ доведение до самоубийства в Башкирии в Кушнаревском районе главы Ресниковского сельсовета Флюра Ямалдинова. По словам родственников его принуждали обеспечить 93% поддержку Путина и Единой России. Он неоднократно унижался главой администрации Касаткиным, который требовал от него запрета агитации со стороны оппозиционных партий. Было подано заявление о возбуждении уголовного дела по факту доведения гражданина РФ до самоубийства

2) технология «сетевого маркетинга», напоминающая схему, по которой работал печально известный в России «Гербалайф». Вот как описываются методы работы в некоем гипотетическом регионе по этой технологии: «В области с 1 000 000 избирателей создать сеть из 5000 агитаторов, которые должны привести на участки необходимое количество избирателей. Скажем, при 50% явки - это 35 000 голосов (7%). Один агитатор приводит еще шесть членов семьи или любых других людей. Каждый голос обойдется нам в 500 рублей с затратами на организационные расходы и таким образом составит всего примерно 700 000». Данная технология активно применялась в работе СПС, схема которой такова:

  1. Нанимаются агитаторы для полноценной агитационной работы из расчета 1 агитатор на 200-300 избирателей.
  2. Агитаторам ставится задача привести по 10-30 человек для устройства на работу, обязательно со своего участка. Составляется база данных мини-агитаторов.
  3. С каждым принятым мини-агитатором заключается договор на возмездное (с избирательного счета) или безвозмездное (наличные, мимо избирательного счета) оказание услуг кандидату. Размер заработной платы мини-агитатора - от 50 до 100 рублей единовременно, 200 рублей после победы кандидата. Также в случае победы мини-агитатор получает дополнительный бонус за каждого приведенного на участок человека, который отдал свой голос в пользу нужного кандидата.
  4. Мини-агитаторам выдается удостоверение сторонника кандидата. Их обязуют оказывать посильную помощь кандидату, оповещать о нем своих родственников и соседей, а также привлекать дополнительных мини-агитаторов из числа своих соседей и жильцов дома. В день голосования каждый мини-агитатор должен прийти на участок и проголосовать за «своего» кандидата, привести на участок еще одного человека, чтобы обеспечить дополнительный голос.
  5. За день до голосования в штабе составляется план-график сбора мини-агитаторов на участках. То есть СПС как бы не покупает голоса избирателей, а предлагает им немножко поработать на своего кандидата, что не запрещено. В то же время тотальная скупка голосов - налицо. СПС получает свои 7%, а их «избиратели» - денежки. При этом СПС предполагает активней действовать в тех регионах, где он традиционно слаб. Политтехнологи ориентируются на Удмуртию, Пензенскую и Саратовскую области.
    «Все три региона выгодны еще и потому, что они не являются для «Единой России» крупными электоральными регионами и именно здесь можно более безнаказанно собирать голоса. Все лидеры Удмуртии, Саратовской и Пензенской областей находятся в расслабленном состоянии, и в числе их приоритетов федеральная кампания стоит после выборов в их собственные парламенты».

3) технология «от двери к двери» СПС и "Яблоку", когда агитаторы поочередно с агитационными материалами проходят все дома, квартиры, комнаты в конкретном избирательном округе "занося материал на дом", или звонят по телефону с агитационными целями.

4) использование «компромата», когда на конкурирующую партию или кандидата составляются компроментирующие материалы. Главной жертвой войны компроматов объявил себя Союз правых сил. Так, в Оренбурге появились лжеагитаторы, которые предлагали гражданам заключить договор о добровольном пожертвовании в избирательный фонд СПС и одновременно "на ремонт фасада" - с угрозой наложения штрафных санкций в случае невыплаты указанной в договоре суммы в размере более 18 тыс. руб. Помимо этого правым пришлось опровергать слухи о выходе из партии одного из ее создателей, главы РАО "ЕЭС России" Анатолия Чубайса, который, якобы выбирая между Путиным и СПС, выбрал Путина.

ЕдРосам пришлось опровергать слухи о существовании черного списка из 17 губернаторов, которых партия якобы хочет заменить еще до начала избирательной кампании. Глава исполкома "Единой России" Андрей Воробьев назвал эту информацию "фантазией", призванной "нарушить конструктивное взаимодействие между партией и губернаторами".

Другим объектом атаки политтехнологов стало "Яблоко": как сообщили некоторые СМИ, лидером этой партии в ближайшее время станет отбывающий длительный тюремный срок Михаил Ходорковский. Зампред "Яблока" Сергей Митрохин назвал это "обыкновенным черным пиаром" и "враньем в чистом виде". Позднее эту информацию опровергли родственники и адвокаты бывшего олигарха, хотя лидер партии Григорий Явлинский заявил, что "Ходорковский мог бы стать членом "Яблока", если бы от него поступило такое заявление".

 5) «переманивание, подкуп кандидатов». Например, из списка «Справедливой России» вышли такие заметные люди, как спикер Ставропольской краевой думы Андрей Уткин и легендарный хоккейный тренер Виктор Тихонов, конкурировавший в Саратовской области со своим не менее легендарным учеником, действующим депутатом Госдумы Владиславом Третьяком. Из ЛДПР к СправРосам перешел А. Митрофанов и др.

 6) использование «судебных исков». Например, КПРФ помогла победа в суде над СправРосами, пытавшимися запретить коммунистам использовать в агитации советские символы вроде плаката "Родина-мать зовет!", фотографий Юрия Гагарина и монумента "Рабочий и колхозница".

7) INTERNET - технологии, которые получают все большее распространение. Если раньше на Интернет приходилось всего 5-7% бюджета партий, то теперь, например, СправРосы, по подсчетам экспертов, выкладывали в интернет до 15% фонда. Больше, чем на предыдущих выборах, смогли заработать call-центры, direct-mail-агентства (распространение спама), операторы мобильной связи (SMS-реклама) в связи с возрастанием спроса на альтернативные традиционным СМИ каналы воздействия на избирателя. В ходе предвыборной кампании сайты "Яблока", ЛДПР подверглись атаке неизвестных хакеров.

 8) воздействие на избирателя через детей. В садиках предъявляют картинку - отпечаток ладошки ребенка, нарисованный им цветочек... Красивая картинка, видно, что старался, для мамы делал. Но картинка сделана на специальной, для этого особо напечатанной открытке Единой России. Место и для ладошки там, и для цветочка, а еще слова, какая хорошая партия ЕР. Хотя российское законодательство запрещает прямое или косвенное привлечение к предвыборной агитации лиц, которые не достигнут возраста 18 лет на день голосования.

 9) использование ярких «лозунгов». Например, звучный лозунг "Не комплексуй - голосуй!", сопровождаемый изображениями подростков на лыжах и скейтбордах, предложено адресовать молодежной аудитории.

 10) «вброс бюллетеней». Руководитель юридической службы КПРФ В. Соловьев заявил, что в пользу Единой России были отписаны примерно 10% голосов. Он привел следующие данные о фальсификациях на выборах: 100% голосов набрать просто невозможно хотя бы из-за того, что один из ста избирателей делает ошибку, а также по некоторым из приведенных участков с 100% за Единую Россию проживают как минимум 15 членов КПРФ, которые проголосовали за КПРФ. Соловьев добавил, что такая же ситуация наблюдалась не только в Карачаево-Черкесии, но и в Мордовии, Кабардино-Балкарии, Ингушетии, Чечне и Татарстане. КПРФ были зафиксированы вбросы в Махачкале: «там «практически на всех избирательных участках от 100 до 300 бюллетеней было вброшено». Представитель КПРФ утверждал, что в Мордовии за Единую Россию на некоторых участках проголосовало 104% и 109% голосов. Наблюдатели заметили принуждение студентов к голосованию под угрозой несдачи экзаменов, а также отказ от присутствия наблюдателей от КПРФ и отказ от предоставления протоколов.

Здесь приведена лишь часть избирательных технологий, которых на выборах 2007 насчитывалось более 20 видов.


Библиографическая ссылка

Крайнов Г.Н. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ВЫБОРОВ - 2007 // Современные наукоемкие технологии. – 2008. – № 2. – С. 58-61;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=23145 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674