Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

РАЗВИТИЕ ПОЗИТИВНОЙ Я-КОНЦЕПЦИИ СТУДЕНТА

Эрдынеева К.Г. Кон А.Ю.
Я-концепция имеет несколько значений: как некая неизменность, несмотря на развитие, "ядро", в котором сосредоточена сущность человека; как «хозяин», личность человека, который ответственен за его жизнь, контролирует поведение, мысли (Г.Н. Гурджиев); как психическая форма самоидентификации-индивидуализации человека на фоне окружающего мира и других людей (Э.Эриксон); как внутреннее сознание личностью самой себя и оценивается субъектом в Я-концепции. Я-концепция, или образ Я, напрямую зависит от уровня развития самосознания. Человек с низким уровнем развития самосознания обладает интуитивным ощущением себя и того, что с ним происходит. Высокий уровень самосознания проявляется в осмысленном, осознанном представлении о себе. Он предполагает наличие у человека рефлексии, постоянного диалога с самим собой, наблюдения и самоанализа своих чувств, поступков, действий. Только в этом случае формируется целостная концепция-Я.

Чем глубже самосознание индивида, тем эффективнее он действует, поскольку осознанное отношение к собственным потребностям, адекватная оценка своих возможностей и способностей позволяет корректировать жизненные сценарии. Отсюда адекватное представление о себе является условием успеха в различных видах деятельности и служит средством поддержания отношений с обществом. В структуре самосознания, Я играет особую роль. Я индивида существует как относительно жесткая программа определенных типов поведения и психических состояний, которая, в частности, детерминирована гендерными различиями, этническими особенностями, социальной ролью, социальным статусом. Самосознание представляет результат непрерывного сопоставления реального поведения с Я-концепцией. Чем значимее черта, запрограммированная в нашем Я, тем сильнее переживается рассогласование, неподкрепление черт Я. Важно знать, что слишком жесткая структура Я-концепции вначале трактуемая как сила характера, в дальнейшем становится источником внутриличностного конфликта. Слабая Я-концепция также выступает барьером для достижения поставленной цели из-за низкой самооценки и субъективного восприятия личностных свойств.

Согласно идеям Р. Бернса «позитивная Я-концепция» созвучна с позитивным отношением к себе, с самоуважением, принятием себя, ощущением собственной ценности. А.К. Иващенко, В.С. Агапов, И.В. Барышникова указывают на то, что «Позитивная Я-концепция как система развивается в процессе самоактуализации личности на основе позитивного отношения к себе». Согласно их взглядам, Я-концепция самоактуализирующейся личности означает: «...осуществление своей сущности; ценностное отношение к себе и к другому, направленное на понимание точки зрения другого; способность к самозабвенности, к личностному росту; способность воспринимать не множественные образы Я, а требования своей сущности; ответственность за свой выбор, за свои поступки, честность, мужественность, ежедневный труд по выявлению собственных возможностей».

В психологической литературе выделяют базовые психологические условия развития позитивной Я-концепции личности: развитие самопонимания; развитие уверенности в себе; развитие эмоциональной устойчивости.

Под самопониманием подразумевается «способность многоуровневого и многопланового отражения человеком своей жизнедеятельности, как одно из главных оснований и условий возможности «переопределить» обстоятельства собственной жизнедеятельности, образ жизни» (Л.И. Анцыферова, Б.В. Кайгородов, С.Л. Рубинштейн, Э. Фромм). Самопонимание призвано корректировать «Образ Я». Самопонимание связано с самоуважением, означающим удовлетворенность собой, принятие себя, чувство собственного достоинства, позитивное отношение к себе, согласованность своего «актуального Я» и «идеального Я», показатель степени значимости, преуспевания.

По мнению Б. Браун (1988), М. Дымковского (1993), С. Кук - Грейтера (1994), К. Седикидеса и Дж. Сковронского (1995), самопонимание - это когнитивная репрезентация себя, своего внутреннего мира. В.В. Знаков утверждает, что «c позиции психологии человеческого бытия понимание нужно человеку для того, чтобы понять себя, определить, что он есть, какое место занимает в мире. В конечном счете, смысл нашего бытия действительно состоит в понимании, а главное предназначение субъекта - искать смысл жизни, понимать ее. Понимая мир, человек должен понять себя не как объект, а осознать изнутри, с позиций смысла своего существования». Отсюда следует, что самопонимание представляет процесс и результат нахождения смысла, в том числе и смысла своих поступков, отношений с окружающим миром, оно акцентирует внимание на причинах собственного поведения и отношения к другим. Самооценка подчеркивает позитивный или негативный модус восприятия себя, своих возможностей, качеств, места среди других людей.

Уверенность в себе подразумевает переживание человеком своих возможностей, как адекватных тем задачам, которые перед ним стоят в жизни, так и тем, которые он ставит перед собой сам. Она вырабатывается в процессе выполнения какого-либо вида деятельности при условии, что уровень притязаний, а значит и самооценка человека в этом виде деятельности соответствует его реальным возможностям.

 В качестве ядра уверенности В.Г. Ромек (1997) обозначает «генерализованное позитивное отношение индивида к собственным навыкам, умениям и способностям, проявляющееся в условиях актуализации затрагивающей индивида социальной задачи и предполагающей личную вовлеченность в ее выполнение». Поэтому В.Г. Ромек призывает воспитывать общее позитивное отношение к собственному поведению и его результатам. Он указывает на то, что тренировку навыков уверенного поведения необходимо дополнить когнитивно - ориентированным изменением (в позитивном направлении) системы самооценок и самовербализаций.

Самоотношение представляет переживание собственной ценности, выражающееся в чувстве самоуважения. Самоотношение определяется такими понятиями, как самоуважение, симпатия, самовосприятие, любовь к себе, чувство расположения, самооценка, самоуверенность, самообвинение. Д.А. Леонтьев выделяет в структуре самоотношения самоуважение и самопринятие [97]. Если самоуважение определено какими-то реальными достоинствами или недостатками, это отношение к себе как бы «со стороны», то самопринятие выражается в непосредственном эмоциональном отношении к себе, не зависящем от каких-либо конкретных черт личности.

С.Л. Рубинштейн считает, что принятие себя есть признание себя и безусловную любовь к себе такому, какой есть, отношение к себе как к личности «достойной уважения, способной к самостоятельному выбору. Р.С. Пантелеев, В.В. Столин включают в содержание самоотношения следующие измерения: симпатия, уважение, близость.

Одним из условий становления позитивной Я-концепции является психологический тренинг, который рассматривается нами как форма образовательной активности. Тренинг выполняет обучающую, воспитывающую и развивающую функции, обеспечивая ревизию и коррекцию Я-концепции, самопрезентации в связи с переходом на творческий уровень выполнения учебной деятельности, сменой социальной позиции, расширением социально-профессионального поля, возникновением новых доминант ценностей. Тренинговая группа выступает как естественная и специальная социальная среда, в которой индивидуальные и групповые изменения отражают процесс адаптации личности. Тренинг, направленный на развитие Я-концепции студента, объединяет элементы тренинга социальной компетентности А.Г. Асмолова, Г.У. Солдатовой (2006), технологии коррекции стратегий преодоления профессионально обусловленных кризисов Э.Э. Сыманюка (2003), тренинга развития навыков совладания со сложными ситуациями E. Либина (1998), тренинга рефлексии Э.Ф. Зеера, О.Н. Шахматовой (1999), релаксационного проблемно-центрированного тренинга, тренинг самореализации личности, когнитивный тренинг (мыслетренинг), методики развития компетентности в общении С.В. Петрушина. Такое сочетание обеспечивает интрапсихическую терапию: воздействие на когнитивные стратегии, эмоциональное состояние и конативную составляющую личности. Методологическую основу тренинга адаптации к управленческой деятельности составляют положения теории адаптации, самоактуализации, рефлексии, концепции «совладания» со стрессами, толерантности, социальной компетентности.

Психологическим условием становления Я-концепции является трансформация когнитивных стратегий, понимание объективного значения адаптации посредством личностной и социальной рефлексии. Анализ целей социально-психологического тренинга показывает, что его результатом является успешное функционирование и совершенствование в заданной области, повышение эффективности учения, адекватное выполнение конкретной задачи и работы, эффективность межличностных отношений.

Изучение самоотношения в ходе тренинговых занятий осуществлялось с помощью методики «Исследования самоотношения» (МИС) В.В. Столина. Анализ данных показал, что наибольшие изменения у всех участников групп произошли по шкале саморуководство (на 2,76 балла), что подтверждает нашу гипотезу о том, что в ходе тренинга у студентов должна возрасти осознанность того, что основным источником активности и результатов, касающихся как учебной деятельности, так и собственной личности субъекта, является он сам. Исследования отечественных психологов указывают на то, что рассматриваемый конструкт, лежащий в основе шкалы, близок по своему содержанию к такой психологической переменной как локус контроля, определяющий меру активности субъекта в его отношениях с окружающими. Фактор самоотношения отражает чувства субъекта по поводу управляемости и предсказуемости собственного «Я». Мы полагаем, что критерием результативности тренинга является изменение установок личности в сторону интернальности. Позитивные изменения по шкалам самоценность и самопринятие подтверждают известные факты о том, что у участников тренинга отмечается личностный рост, так как самопринятие является залогом личностного развития. Увеличение самоценности свидетельствует о повышении эмоциональной оценки себя, своего «Я», способности вызывать в других глубокие чувства. Повышение самопринятия указывает на понимание и безоценочность восприятия себя в целом и себя в ситуации, повышение чувства симпатии к себе, согласие со своими внутренними побуждениями. Обращает на себя внимание тот факт, что повышение самоценности сопровождается небольшим повышением самообвинения. Думается, это связано с обретением личностной зрелости. О повышенной рефлексии, протекающей на общем негативном эмоциональном фоне отношения к себе, заявляют значения 8 шкалы. Анализ результатов исследования показывает, что механизм рефлексии имеет тенденцию к развитию. Дисперсия результатов по каждой шкале МИС после тренинговых занятий уменьшилась, чтосвидетельствует об эффекте тренинговых групп. Коэффициенты корреляции результатов по каждой шкале до и после тренинга (по Пирсону) не превышают величины 0,400, что свидетельствует о различиях в результатах, имеющих достаточный уровень достоверности (р < 0,05). Согласно факторной форме опросника, наибольшие изменения (на 7,72 балла) произошли у участников тренинга по фактору самоуважение, который включает в себя внутреннюю честность, самоуверенность, саморуководство и отраженное самоотношение. Самоуважение выражает оценку собственного «Я» индивида и зависит от социально-нормативных критериев и его увеличениесвидетельствует о влиянии социально-психологического воздействия, об усилении оценочного характера данного аспекта самоотношения, то есть об эффективности социально-психологического тренинга. Следует отметить изменения по фактору аутосимпатии на 6,12 балла. Данный фактор отражает эмоциональное отношение субъекта к своему «Я». Небольшое увеличение показателей (на 2,45 балла) отмечено по фактору «самоуничижение», который связан с выраженной открытостью субъекта, с нежеланием скрывать о себе негативную информацию. В целом общий показатель самоотношения по всем группам снизился только у 1 человека. Таким образом, развитие Я-концепции связано с тенденцией усиления самоуважения, саморуководства.


Работа представлена на научную международную конференцию «Приоритетные направления развития науки», 26 октября-10 ноября 2007 г., США (Нью-Йорк, Вашингтон, Орландо, Майами, Лас-Вегас, Лос-Анджелес). Поступила в редакцию 03.12.2007.

Библиографическая ссылка

Эрдынеева К.Г., Кон А.Ю. РАЗВИТИЕ ПОЗИТИВНОЙ Я-КОНЦЕПЦИИ СТУДЕНТА // Современные наукоемкие технологии. – 2008. – № 1. – С. 98-101;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=23095 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674