Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ОЦЕНКА ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДОВ НЕЙРО-ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ (НЛП) В ОБРАЗОВАНИИ

Шевелькова В.В.
Различные методы нейро - лингвистического программирования, которое явилось миру в 1972 году как результат работы двух молодых американских учёных - Ричарда Бендлера и Джона Гриндера, в настоящее время находят применение в самых различных сферах жизнедеятельности человека. Например, в прикладной психотерапии (для лечения фобий и других психических заболеваний), менеджменте и маркетинге (для создания эффективной модели управления и рекламного бренда соответственно), политическом консалтинге (для разработки имиджа и методов влияния на аудиторию) и так далее. Кроме того, для многих людей именно НЛП становится источником, из которого можно брать модели повышения собственной эффективности в бизнесе и личной жизни, что способствует личностному росту.

Важным же фактором, предрасполагающим к применению нейро - лингвистического программирования в образовании, является то, НЛП, уже по сути своей, является набором техник, способствующих обучению человека определённым мета-моделям (мета-модель - модель поведения людей, добившихся успехов в определённой сфере деятельности или обладающих какими-либо навыками). Считается, что каждый человек может добиться таких же успехов, изучив и применив использовавшиеся ранее паттерны. Эта теория была подтверждена ещё создателями НЛП, которые, изучали работу трёх своих выдающихся современников - известного семейного психотерапевта Вирджинии Сатир; психолога, философа и этнографа Грегори Бэйтсона и, наконец, Милтона Эриксона, который работал также в психотерапии, и сейчас известен как создатель эриксоновского гипноза. Проанализировав собранный материал, Гриндер и Бендлер обнаружили, что все трое используют примерно одинаковые способы работы с клиентами (паттерны), то есть «...они нашли определённые алгоритмы воздействия на человека, которые успешно реализуются всеми ими...»(8; 25) и помогают добиваться блестящих результатов. Это стало импульсом к созданию НЛП и на сегодняшний день разработаны модели многих гениальных людей, проявивших свои таланты в той или иной области (например, Билла Гейтса).

Другим важным фактором применения НЛП в образовании является то, что этот метод значительно облегчает сам процесс обучения. Это связано с тем, что главным вопросом, который ставит перед собой специалист НЛП, является не «ЧТО» надо сделать для достижения результата, а «КАК» это нужно сделать. Например, «...использование методов предварительного обучения ребятишек правильной стратегии грамотного письма позволяет практически всем детям, которые прошли такое обучение, в дальнейшем сформировать правильную стратегию мышления при написании...»(8; 47), а значит и писать более грамотно. Таким образом, мы видим, что нейро - лингвистическое программирование оправдывает последнюю часть своего названия - все его методы являются своеобразными программами, алгоритмами, следуя которым мы можем приобрести новые навыки. Применение внутренней стратегии для достижения «идеальной грамотности» описали Майкл Гриндер и Линда Ллойд в своей книге «Исправление школьного конвейера»(2; 156).

Однако нейро-лингвистическое программирование предлагает не только разрабатывать определённые стратегии, по которым будет проходить воспитательный и образовательный процесс, но и вырабатывает качественно новый (по сравнению с традиционными методами) подход к ученикам, что особенно важно на школьном этапе обучения. В основе этого подхода лежит идея о том, что каждый человек воспринимает информацию, используя преимущественно один из пяти органов чувств. Затем, «...в нашем мозге сенсорная (полученная органами чувств) информация трансформируется в некоторую репрезентацию (представление) или модель. Эти индивидуальные модели называются репрезентативными системами. В первую очередь мир воспринимается зрительно (визуальная система восприятия ), на слух (аудиальная система восприятия) и в ощущениях (кинестетическая система). Система же, которая используется чаще, чем другие, называется предпочитаемой репрезентативной системой человека, а её выбор происходит как на сознательном, так и на бессознательном уровнях....» (6; 63). Из этого следует, что всех учеников можно условно разделить на «визуалов», «аудиалов» и «кинестетиков», и в соответствии с этим строить занятия, ориентируясь на то, как тот или иной ребёнок лучше воспринимает информацию. Исследования показали, что «ученики начальной школы в основном кинестетики, средней - более аудиальны, а в старшей - наоборот, более визуальны» (6; 65), поэтому подход к преподаванию в первом, втором и третьем случаях должны кардинально различаться. Следовательно, в идеале преподаватель, работая с этими возрастными группами, должен использовать соответствующие речевые предикаты, различные способы привлечения внимания к материалу и разные методы объяснения этого материала.

Кроме того, преимуществом нейро - лингвистического программирования являются и сугубо психологические факторы, способствующие тому, что процесс образования (как школьного, так и самообразования) становится более успешным, проходит быстрее и менее болезненно для обучаемого. Речь идёт о так называемых базовых пресуппозициях, которые являются основополагающими в НЛП. Джозеф О´Коннор в своей книге "НЛП и здоровье" так определяет это понятие - «Базовые пресуппозиции - есть принципы, лежащие в основе наших действий. Они похожи на убеждения, но при этом мы сами выбираем их. Не зная, верны они или нет, мы действуем так, как будто они являются верными, и смотрим на те результаты, которые получаем в итоге. Но по-настоящему они начинают работать на нас только тогда, когда мы начинаем по ним жить.»(5; 71).

Приведём в пример только некоторые из них - те, которые наилучшим образом подходят для применения в образовательном процессе и обратим внимание на то, как педагог может строить своё поведение, своё общение с учениками, основываясь на этих принципах:

  1. Субъективный опыт определяется пятью системами восприятия: зрительной, слуховой, тактильной, вкусовой и обонятельной, а значит преподаватель должен подстраиваться под то, как каждый из его учеников воспринимает этот мир и помогать ему в этом.
  2. Смысл сообщения - в реакции, которую оно вызывает. Согласно этой пресуппозиции, коммуникация в образовательном дискурсе должна предполагать и предугадывать вызываемую ей реакцию. Если же таковой нет, то коммуникация становится бессмысленной, а значит, что обучение становится неэффективным.
  3. Не бывает поражений, бывает только обратная связь - данное утверждение является логическим продолжением предыдущего и несёт в себе очень глубокую мысль: любой результат, какой бы он ни был, уже является результатом, шагом к успеху, благодаря которому мы в дальнейшем можем избежать подобных ошибок. Известный американский социолог Ричард Бах, размышляя на эту же тему, говорил следующее: «В конце концов, истинное знание не в том, проигрываем ли мы игру, а в том, как мы изменяемся, когда ее проигрываем, что мы уносим нового, чего раньше в нас не было...»
  4. Если достичь желаемого не получается одним способом, нужно пробовать другие. В этой пресуппозиции просматривается специфическая черта НЛП, которая характеризует его как метод, максимально приспособленный к современной динамике, постоянно развивающийся и креативный. В нейро - лингвистическом программировании отсутствуют научные стереотипы, которые запрещают варьировать уже известные техники, приспосабливая их к определённой ситуации, или же придумывать новые, что, кстати, является свидетельством высшего мастерства НЛП - специалиста. В сфере образования же этот принцип можно применить следующим образом: если, «...используя традиционные, проверенные методики, Вы не достигаете нужного результата, необходимо пробовать всё новые и новые, до тех пор, пока Вы не сможете решить поставлённую задачу максимально эффективно...»(6; 93).

В современных средствах массовой информации всё чаще поднимается вопрос о так называемом «школьном конвейере». Эту метафору впервые использовал Майкл Гриндер, взяв её за основу названия своей книги «Исправление школьного конвейера», которая была опубликована в 1989 году. С тех пор прошло 15 лет, а эта проблема не потеряла своей актуальности - мы по-прежнему наблюдаем, как во многих школах ученикам не только не дают необходимых знаний на должном уровне, но и, что более страшно, убивают в них всякую индивидуальность.

Осознавая остроту этой проблемы и необходимость изменения сложившейся ситуации, многие психологи и педагоги работают над моделью современного образовательного процесса. Как правило, за основу такой модели, (в том случае, конечно, если исследователи видят выход в применении НЛП - методик), берётся вышеупомянутая работа Майкла Гриндера и Линды Ллойд «Исправление школьного конвейера».

М.А. Павлова в своей книге «Интенсивный курс повышения грамотности» предлагает следующие

УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО УРОКА С ПОЗИЦИЙ НЛП

1. «Начало урока - с позитивного якоря. Если обучение ассоциируется с чем-то приятным - оно эффективно». Таким якорем может стать, например, тихая, приятная музыка, которая не только будет настраивать детей на рабочий, но не строго-официальный лад, но и станет дополнительным способом привлечения внимания детей - аудиалов, которые хуже, чем визуалы воспринимают информацию.

2. Нужно создать «мотивацию на обучение., то есть необходимо создать причину для учебы, связанную с семантикой самого ребенка.»

3. Использование на уроке «правополушарного и левополушарного подхода, операция сравнения (что общего и что различного), использование предикатов всех трех систем, ключи глазного доступа, учет разных репрезентативных систем.» Всё это очень важно, так как информация, поданная по всем трем модальностям, воспринимается как реальная.

4. «Использование состояния непонимания». Это специфическое состояние связано с тем, что одни, когда начинают не понимать, злятся и теряют информацию, другие, напротив, используют это состояние. Но ошибка - тоже результат деятельности, поэтому непонимание становится своеобразно дверью к пониманию. «А для того, чтобы это произошло, нужно найти что-то, что было сделано хорошо.»

5. «Сравнивайте успехи ученика с его собственным прошлым состоянием, а не с успехами других. Реже говорите частицу НЕ».

6. Позитивное якорение.

7. «Обмен стратегиями, использование эффективных стратегий.»

8. «Подстройка к будущему в конце урока. Успешный ученик знает, где, когда и как он будет применять изучаемое».(6; 75).

Таким образом, используя хотя бы некоторые техники и подходы нейро- лингвистического программирования можно добиться многого, например, того, чтобы уроки стали интересны всем ученикам, а не только визуалам, аудиалам или кинестетикам (в зависимости от того, к какой группе принадлежит сам преподаватель и, соответственно с этим, как подаёт информацию), следовательно повысится уровень усваивания материала и общая успеваемость. Более индивидуальный подход к каждому ребёнку поможет победить эффект «школьного конвейера», штампующего одинаковомыслящих, несамостоятельных и не способных к самореализации людей.

К тому же, методы НЛП можно использовать не только в школьном образовательном дискурсе, но и, что доказывает практика, в процессе самообразования, например, для овладения навыками скорочтения, развития памяти, повышения уровня собственной грамотности и изучения иностранных языков.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бакиров А. «Базовые пресуппозиции - весело о главном, или с чего начинается НЛП»
  2. Гриндер М., Ллойд Л. «Исправление школьного конвейера»
  3. Либо М., Камерон-Бандлер Л. «Эмпринт - метод»
  4. Литвак М. «Психологическое айкидо»
  5. О´Коннор Дж., Мак-Дермотт Я. «НЛП и здоровье»
  6. Павлова М. «Интенсивный курс повышения грамотности»
  7. Плигин А. «Концепция и личностно - ориентированная технология обучения иностранным языкам»
  8. Ситников А. «Новые подходы эффективной коммуникации»

Библиографическая ссылка

Шевелькова В.В. ОЦЕНКА ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДОВ НЕЙРО-ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ (НЛП) В ОБРАЗОВАНИИ // Современные наукоемкие технологии. – 2005. – № 1. – С. 77-79;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=22099 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674