Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

APPLICATION OF A DIFFERENTIATED APPROACH DURING THE TRAINING OF FOREIGN CADETS AT A MILITARY UNIVERSITY OF THE RUSSIAN FEDERATION

Emchenko D.S. 1 Salugin F.V. 1, 2 Spataeva M.Kh. 3
1 Omsk Armored Engineering Institute
2 Omsk State Medical University
3 Siberian State Automobile and Highway University
Annotation. The purpose of the study is the features of the implementation of a differentiated approach in the process of training foreign cadets at a military university of the Russian Federation. The study was carried out on the basis of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Omsk Automotive and Armored Engineering Institute». Document analysis and analysis of scientific and methodological literature were used. The article presents the results of modeling typical professional tasks in the educational process. The first stage of designing professional training is an analysis of professional activity in the specialty and job position of a graduate of a military university. Based on such an analysis, it is possible to classify, formalize and standardize professional tasks, determine the professional standard and qualification requirements for graduates of a military university. The work carried out showed the productivity of using a differentiated approach when foreign military personnel master educational disciplines of various directions.
differentiation of training of foreign cadets
promising professional tasks
foreign cadets
military university

В данной статье рассмотрено обучение в российских военных вузах иностранных курсантов, а также проанализированы применяемые преподавателями различных дисциплин подходы к проведению учебных занятий. Престиж обучения в военных вузах России непосредственно связан со спецификой обучения, а также актуальностью освоения современных образцов и вооружения военной техники.

Цель исследования – особенности реализации дифференцированного подхода в процессе обучения иностранных курсантов в военном вузе Российской Федерации.

Материалы и методы исследования

Исследование проводилось на базе ФГБОУ ВО «Омский автобронетанковый инженерный институт». Для разработки учебно-профессиональных задач применялись следующие методы исследования: анализ документов, анализ научно-методической литературы. Изучался опыт применения дифференцированного подхода в подготовке курсантов военных вузов. В исследовании приняли участие 44 курсанта. Разработанные учебно-профессиональные задачи применялись в процессе обучения курсантов в целях освоения новых знаний и изменялись с учетом новых условий, возникающих в процессе обучения иностранных курсантов.

Результаты исследования и их обсуждение

Дифференциация в педагогическом процессе представлена в виде педагогической системы, внутри которой находятся структурно связанные между собой компоненты. Она является организационно-педагогической деятельностью по осуществлению реализации, которая имеет вариативное содержание и усиление роли субъекта в условиях современного российского военного вуза. Специфика иностранных курсантов как субъектов профессиональной подготовки определяет проблему дифференциации на порядок более сложную, причем после ее практического решения неминуемо возникает необходимость такой же дифференциации и индивидуализации образовательного процесса (не исключены те же самые основания, индивидуальные потребности и запросы), как и у российских курсантов. Но эта проблема решается непосредственно через возникающие перспективные профессиональные задачи.

В педагогической науке и практике дифференциация рассматривается как специальная педагогическая деятельность, обеспечивающая вариативность образования и усиление роли субъекта в нем. Профессиональная задача иностранного выпускника российского военного вуза, в какой-то мере отличающаяся от типовой профессиональной задачи российского офицера (по единому должностному предназначению), условно названа авторами статьи перспективной. Дифференциация профессиональной подготовки иностранных курсантов военного вуза представлена в нормативных документах Министерства Обороны Российской Федерации [1].

Выделим сущностные характеристики процесса дифференциации, проявляющиеся на уровне общенаучного системного подхода и теорий дифференциации социальных систем:

− по своей сути дифференциация – это механизм развития социальной системы, усложняющий ее внутрисистемные связи, протекающий в единстве с процессом интеграции и приводящий в итоге к новому качественному уровню системной организации. В другом известном значении дифференциация – специальная деятельность в области организации и развития социальных систем, и, как любая деятельность, она имеет цель, субъекта, мотив, метод и средство [2];

− по своим атрибутивным признакам дифференциация характеризуется сохранением целостности и эмерджентности (как несводимости свойств системы к сумме свойств ее компонентов) системы, ее более полным отграничением от других систем во внешней среде [2];

− по отношению к системе дифференциация может быть внутренней (внутрисистемной) и внешней (приводящей к «отдифференцированности» системы от других систем);

− по своим формам дифференциация может быть равномерной и неравномерной, равномерность – характеристика устойчивых систем [2].

Дифференциация в педагогических системах имеет в своей основе не только факторы внешней среды (в проведенном авторами исследовании ими выступают заказ образования, кадровые потребности производственной сферы, спецификации профессиональных задач, стандарты, квалификационные требования и пр.), но, прежде всего, индивидуальные различия субъектов образовательного процесса, которые изучаются дифференциальной психологией. Многочисленные виды индивидуальных отличий и их влияние на учебную деятельность приводят к тому, что в педагогике более активно исследуются проблемы дифференциации обучения, воспитания и развития субъекта на основе особенностей когнитивно-познавательной деятельности.

Систематизация учебной работы при дифференциации учебного материала по каждой тематике, учет дифференцированного подхода не только в содержании, но и в методах и методических приемах способствуют расширению возможностей и результативности иностранных курсантов, а для преподавателей значительно снижают многозадачность.

Учебно-профессиональная задача является единицей профессиональной подготовки, результатом моделирования типовой профессиональной задачи в условиях образовательного процесса. Следует также отметить, что учебно-профессиональные задачи создаются и поручаются курсанту в логике профессиональной подготовки, которая зависит от актуальной степени готовности, наличия компетенций, необходимых знаний и представлений, умений, навыков, опыта и психологической готовности к задачам определенного уровня сложности.

Учебно-профессиональные задачи – результат моделирования проблемной для субъекта профессиональной ситуации (сценарием здесь выступают профессиональная задача или набор профессиональных задач) в образовательном процессе военного вуза [2-4], которая выполняется для его профессионального и личностного развития.

Именно профессионально-личностное развитие выступает главной целью учебно-профессиональной деятельности, если задача несет в себе реальный эффект. Являясь единицей учебно-профессиональной деятельности, учебно-профессиональная задача имеет свою структуру, отличную от структуры профессиональной задачи. Методисты, как правило, выделяют в ней: содержательный компонент; контекстный компонент; профессиональный, образовательный и личностный контексты учебно-профессиональной деятельности; результативный компонент; ресурсный компонент; процессуальный компонент; оценочный компонент [5, 6].

Свою точку зрения на структуру учебно-профессиональной задачи авторы разрабатывали на основе классической схемы учебных задач (рисунок). В процессе проектирования профессиональной подготовки первым этапом является анализ профессиональной деятельности по специальности и должностной позиции (должностному предназначению) выпускника военного вуза, охватывающий как опыт, так и прогнозы развития военно-профессиональной деятельности.

На основе такого анализа возможны классификация, формализация и стандартизация профессиональных задач (насколько это позволяет специфика соответствующих задачам видов деятельности), определение профессионального стандарта и квалификационных требований к выпускникам военного вуза, а затем – проектирование учебно-профессиональных задач и формирование содержания профессиональной подготовки.

Соответственно, вариативной частью дифференцируемой учебно-профессиональной задачи становятся ее контекстный, ресурсный и процессуальный компоненты. Остальные структурные компоненты не противоречат предстоящей иностранным курсантам профессиональной деятельности.

Вследствие этого перспективные профессиональные задачи иностранного курсанта могут быть определены как варианты типовых задач, положенных в содержание подготовки профессиональных задач выпускника российского военного вуза, которые возникают на основе единой цели, результативных и пространственно-временных характеристик с учетом различных и сходных контекстов, средств и методов решения.

Перспективные профессиональные задачи, в числе прочих позиций, определяются особыми образовательными потребностями иностранных курсантов, которые, в свою очередь, обусловлены тремя факторами:

1) национальной принадлежностью курсанта. Ориентация на национальную принадлежность курсантов утверждает необходимость учета таких особенностей, как:

– национальная военная традиция, организация и действия национальных Вооруженных Сил по стандарту НАТО (США) или стандарту Российской Федерации;

– принятая тактика действий подразделений соответствующей специальности, организационная структура и вооружение подразделения должностного предназначения;

– система управления, подготовки кадров и система военного образования;

– военная доктрина страны, актуальные военные угрозы и принятые способы обеспечения вооруженной безопасности;

2) будущим должностным предназначением иностранного курсанта – выпускника российского военного вуза, вооружением и военной техникой страны-заказчика. Данный фактор требует учета:

– должностных обязанностей будущего выпускника;

– образцов вооружения и техники, на которых предстоит выполнять профессиональные задачи;

– возможностей систем технического и другого обеспечения;

3) уровнем подготовки самого курсанта, а именно:

– наличием предыдущего или даже аналогичного уровня профессионального военного образования;

– профессиональным статусом: офицер, сержант, рядовой;

– профессиональным и особенно боевым опытом курсанта.

В качестве модели перспективной профессиональной задачи во время самостоятельной работы была разработана схема решения и проработки данной задачи при непосредственном документальном изучении условий местности государства (таких как климат, часовой пояс, географическое положение, местность), обычаев, а также при беседе и обсуждении непосредственно с иностранными курсантами тех условий, в которых им придется решать данную задачу. Предложено было воспроизвести непосредственно выполнение перспективной задачи по дисциплине «Эксплуатация» в роли командира ремонтной роты, на английском языке (таблица).

missing image file

Структура учебно-профессиональной задачи

Перспективная задача и ее решение по дисциплине «Эксплуатация»

Перспективная задача

Эксплуатация танка Т-72 и другой гусеничной техники с учетом природно-климатических условий и окружающей среды

Пустынная местность

Лесистая местность

Гористая местность

Эксплуатация танка Т-72 и другой гусеничной техники происходит строго в соответствии с температурными режимами, дополнительно используются средства охлаждения, устанавливаются дополнительные фильтры для очистки воздуха; необходимо учитывать наличие тумана

Эксплуатация танка Т-72 и другой гусеничной техники осуществляется с учетом окружающей среды, дополнительно при движении в лесистой местности используются средства по расчистке деревьев и кустарников для извлечения техники из заболоченной местности; обязательно наличие ящика с запасным шанцевым инструментом, комплектуется дополнительно тросами для самовытаскивания, необходимо уметь использовать стволы деревьев для извлечения

При эксплуатации танка Т-72 и другой гусеничной техники в данных условиях необходимо учитывать температурные режимы, в зимнее время сходы лавин, проходимость узких проездов и проходов техники, при выпадении осадков возможны оползни и сходы камней; дополнительно следует иметь специальные крючья, крепления, колья, удерживающие тросы для эксплуатации данной техники

Оценивая обстановку с одновременной выработкой алгоритма действий, командир подразделения анализирует и определяет:

− объем и сроки выполнения поставленных задач по эксплуатации вооружения и техники, потребность в силах, средствах и военно-техническом имуществе для их решения;

− степень влияния физико-географических и природно-климатических условий в районах действий на выполнение поставленных задач;

− потребности в мероприятиях технического и других видов обеспечения, порядок и сроки их выполнения;

− организацию управления.

Заключение

Таким образом, особенности реализации дифференцированного подхода в процессе обучения иностранных курсантов в военном вузе Российской Федерации заключаются в применении различных учебно-профессиональных задач. В ходе подготовки студентов они способствуют закреплению знаний, умений и навыков у иностранных курсантов.

Кроме этого, применение указанного материала в процессе обучения студентов-иностранцев активизирует их в роли офицера, который в последующем сможет оценивать масштаб возникающих проблем, подбирать способы решения, а также дифференцировать наиболее рациональные средства решения проблем с учетом приобретенного опыта.