Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF PROFESSIONAL AND PERSONAL DEVELOPMENT OF TEACHERS IN ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION

Osipova S.I. 1 Kotsuba M.L. 2
1 Siberian Federal University
2 Khabarovsk Regional Institute for the Development of Education named after K.D. Ushinsky
Within the framework of the problem of human resource development in the conditions of the VUCA world with its ambiguity, uncertainty, complexity and taking into account the high dynamism of the emergence of new knowledge in all spheres of human activity, the problem of lifelong education is posed for a modern person. The purpose of the article is to identify and substantiate the system of pedagogical conditions conducive to the professional and personal development of teachers. The authors of the article present the characteristics of the pedagogical conditions of professional and personal development of teachers in additional professional education, showing the necessary changes in the pedagogical system in accordance with the challenges of modernity. The selected pedagogical conditions are theoretically justified in accordance with the pedagogical system of additional professional education – participants in the educational process; content; means, methods, forms, pedagogical technologies; educational results. The presented pedagogical conditions are focused on the individualized professional and personal development of teachers in the educational process of additional professional education on the basis of identified professional deficits in accordance with the requirements of the Professional Standard, skills of the XXI century and new specializations – professions of the future. The main result of the study is a system of theoretically justified pedagogical conditions that promote individualized professional and personal development of teachers in additional professional education, taking into account the andragogical principles of adult education based on identified professional deficits and professions of the future.
professional and personal development of teachers
pedagogical conditions
additional professional education

В современных условиях система образования ориентирована на преобразования, направленные на повышение качества образования, где главная роль принадлежит квалифицированным педагогическим кадрам. В этой связи возникает потребность в изменении подходов при обучении взрослых педагогов в дополнительном профессиональном образовании: с одной стороны – это восполнение дефицитов профессиональной деятельности, с другой – профессионально-личностное развитие педагогов.

Анализ научных исследований Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, M. Tomassini, S. Zanazzi в области профессионально-личностного развития позволил синтезировать определение «профессионально-личностное развитие педагогов» [1; 2].

Под профессионально-личностным развитием педагогов в данном исследовании понимается процесс, ориентированный на качественное преобразование профессиональной деятельности и самореализацию педагога на основе осознанной необходимости повышения собственной профессиональной компетентности в соответствии с выявленными дефицитами по соблюдению в профессиональной деятельности требований профессионального стандарта, а также с современными требованиями и вызовами, определяющими расширение компетенций для профессиональной деятельности по специальностям, востребованным будущим, определенным для педагогов в Атласе новых профессий, и требованиями к навыкам XXI века [3].

Согласно представленному определению выявим и обоснуем педагогические условия, способствующие профессионально-личностному развитию педагогов.

Анализ научных трудов позволил первоначально уточнить понятие «условие» как родовое по отношению к сложносоставному понятию «педагогические условия».

В философии «условие» рассматривается как «то, от чего зависит нечто другое (обусловленное), что делает возможным наличие вещи, состояния, процесса, которое с необходимостью порождает что-либо…» [4].

В психологии «условие» определяется как психическое развитие человека, его динамику и конечные результаты, в педагогике – «овладение человеком в процессе обучения действиями, понятиями, формами поведения, выработанными обществом» [5; 6].

Из сказанного считаем, что условие – это обстоятельства, направленные на развитие человека в процессе обучения действиями, формами поведения.

Для понятия «педагогические условия» проанализированы научные исследования Н.М. Борытко, Н.В. Ипполитовой, А.Я. Найн, Н.С. Стерховой. Ученые определяют педагогические условия, которые направлены на решение поставленных задач, достижение целей и определенного результата, развитие [7-9].

Одновременно с выявлением сущности категории «педагогические условия» ученые их классифицируют, выделяя следующие группы педагогических условий: организационно-педагогические – имеют разные возможности содержания, форм, методов для эффективного решения образовательных задач; психолого-педагогические обеспечивают педагогические меры воздействия на развитие личности; дидактические – учитывают условия обучения, которые направлены на результат.

Резюмируя вышеперечисленное, отметим, что организационно-педагогические, психолого-педагогические и дидактические условия являются компонентами педагогических условий – это с одной стороны. С другой стороны, педагогические условия определяют процесс, состоящий из компонентов и направленный на субъект образовательного процесса для достижения целей, профессионально-личностного развития педагогов.

Целью исследования является выявление и обоснование системы педагогических условий, способствующих профессионально-личностному развитию педагогов.

Материал и методы исследования

Методологической основой исследования явились системный, деятельностный, личностно ориентированный, андрагогический и компетентностный подходы. Использованы методы теоретического анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, научные приемы анализа, синтеза, обобщения, систематизации и др. Использована нормативно-правовая база документов, определяющая развитие дополнительного профессионального образования на современном этапе.

Результаты исследования и их обсуждение

На наш взгляд, для эффективного профессионально-личностного развития педагогов в дополнительном профессиональном образовании целесообразно использовать педагогические условия, показывающие изменения в системе дополнительного профессионального образования, а именно:

− реализация идей личностно ориентированного образования при обучении педагогов;

− многообразие и многофункциональность содержания образования, ориентированного на опережающее обучение, на специализации, востребованные для будущего, и на удовлетворение индивидуальных профессиональных дефицитов, соблюдение требований профессионального стандарта к осуществлению профессиональной деятельности педагога, развитие интеллектуальных способностей педагога в соответствии с навыками XXI века;

− организация образовательного процесса для профессионально-личностного развития педагога при использовании активных методов обучения и процессуальных образовательных технологий актуализирует образовательные потребности педагога и создает условия для их удовлетворения.

Обоснуем выбор педагогических условий, исходя из структурыпедагогической системы дополнительного профессионального образования. Компонентами названной педагогической системы являются участники образовательного процесса; содержание дополнительного профессионального образования; средства, методы, формы, педагогические технологии; результаты образования.

Рассмотрим первую компоненту – участники образовательного процесса.

В современных условиях дополнительное профессиональное образование является неизменной частью системы непрерывного образования, где реализуется один из основных принципов – это принцип непрерывности, способствующий развитию взрослого человека, как профессионала, так и личности на протяжении всей жизни.

Образовательный процесс в дополнительном профессиональном образовании осуществляется с учетом андрагогических принципов, которые направлены на организацию образовательного процесса и на развитие личности взрослых.

Под организацией образовательного процесса подразумевается применение самостоятельного обучения, совместной деятельности всех участников и использование на практике результатов обучения.

Так как субъектом дополнительного профессионального образования является взрослый деятельностный человек, то он (слушатель), для данного исследования – педагог, имеет право осознанного выбора – выбирать дополнительную профессиональную программу, форму, сроки, место обучения; выстраивать индивидуальную траекторию обучения с учетом конкретных профессиональных дефицитов; цели обучения; совершенствовать профессиональные и личностные компетенции.

Резюмируем отмеченные выше требования к образовательной системе: обеспечение самостоятельности, свободы принятия решения в условиях выбора содержания для определения индивидуальной траектории обучения, требующее субъектной позиции, приводит к формированию первого педагогического условия: «реализация идей личностно ориентированного образования при обучении педагогов».

Учитывая следующую компоненту – содержание, определим второе педагогическое условие профессионально-личностного развития педагогов.

Многочисленные исследования ученых Б.С. Гершунского, В.С. Леднева, И.Я. Лернера в области «содержания образования» свидетельствуют о том, что рассматриваемый феномен определяется как часть общечеловеческой культуры, направлен на развитие личностных качеств, знаний, умений, навыков, «будущего» [10].

В дополнительном профессиональном образовании содержание образования взрослых определяется как процесс, учитывающий имеющийся существенный опыт, потребность в обучении и преобразование этого опыта [11].

Основными чертами содержания образования взрослого человека являются многообразие и многофункциональность, модульность, позволяющая отвечать на образовательные запросы слушателей с учетом выявленных дефицитов профессиональной деятельности, а также на освоение новых специализаций будущего, отвечающих вызовам современности [12].

Обеспечение многообразия и многофункциональности содержания требует разработки модулей дополнительных профессиональных программ.

К ним отнесем дополнительные профессиональные программы (модули), направленные на:

− развитие интеллектуальных способностей педагога в соответствии с приоритетными навыками XXI века (коммуникация, коллаборация, креативное и критическое мышление, цифровая грамотность, системное мышление, экологическое мышление) как необходимое требование профессионального и личностного развития, как показатель качественного процесса в образовании: уметь работать в команде, решать сложные задачи, выстраивать взаимодействие, принимать оперативно решения, анализировать и проектировать собственную деятельность, обмениваться опытом и др.;

− специализации, актуальные для будущего, определяющие расширение компетенций для профессиональной деятельности согласно Атласу новых профессий («Разработчик образовательных траекторий», «Распаковщик/упаковщик образовательного контента», «Тренер коллективных компетенций», «Специалист по образу будущего ребенка», «Экопроповедник») и направленные на преобразующий интеллект [13];

− удовлетворение профессиональных дефицитов в соответствии с Профессиональным стандартом, выявленных ранее и направленных на осуществление профессиональной деятельности. Модуль содержит тематику, раскрывающие вопросы, связанные с общепедагогическими функциями Профессионального стандарта: обучение, воспитание и развитие. Например, «Обучение»: особенности разработки и реализации основных образовательных программ в соответствии с требованиями обновленных ФГОС. Проектирование рабочей программы. Современные образовательные технологии. Современный урок: от цели до результата. Обновление содержания и структуры предмета. Проектирование и сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся. Информационная компетенция, вычислительное мышление, цифровая зрелость. Проектирование и разработка портфолио продуктов для педагогической деятельности на основе цифровых инструментов: выбор цифрового решения.

«Воспитание»: нормативно-правовая база в области воспитания. Воспитательная деятельность в соответствии с профессиональным стандартом педагога. Организация совместной деятельности родителей и обучающихся. Средства и методы развития эмоциональной сферы ребенка. Внеурочная деятельность школьников: организация, содержание, результаты. Реализация воспитательных возможностей программ внеурочной деятельности, вовлечение школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения. Основные направления воспитательной деятельности, их реализация в учреждениях различного типа.

«Развитие»: профессиональная компетентность учителя в условиях реализации обновленных ФГОС. Профессиональные требования к педагогу. Самооценка качества педагогической деятельности учителя на основе требований профессионального стандарта педагога. Методы и инструменты педагогической диагностики для определения уровня индивидуального развития детей. Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов, индивидуальных программ развития согласно личностным и возрастным особенностям обучающихся.

Слушатели-педагоги, согласно своим выявленным профессиональным дефицитам, выстраивают для себя индивидуальную образовательную траекторию по модулю («Обучение», «Воспитание», «Развитие») для их компенсации [14].

Таким образом, определим второе педагогическое условие, которое обеспечит многообразие и многофункциональность содержания образования, включающего опережающее обучение, ориентированное на специализации, востребованные для будущего, и на удовлетворение индивидуальных профессиональных дефицитов, соблюдение требований профессионального стандарта к осуществлению профессиональной деятельности педагога, развитие интеллектуальных способностей педагога в соответствии с навыками XXI века.

Рассмотрев участников образовательного процесса, содержание образования, определим технологии обучения, которые будут учитывать субъектность педагога в дополнительном профессиональном образовании.

В педагогике понятие «технология» определяется как процесс с запланированным результатом. Ряд ученых рассматривают педагогическую технологию как содержательную технику; ряд процедур, направленных на совершенствование профессиональной деятельности учителя, планируемый результат; достижение педагогических целей с учетом функционирования средств: личностных, инструментальных, методологических [15].

Таким образом, отметим, что педагогическая технология состоит из цели, содержательных техник в процессе деятельности и предполагаемого результата.

Педагогические технологии принято делить на пассивные, активные и интерактивные. Для нашего исследования в соответствии с методологией деятельностного подхода считаем актуальными и применимыми в образовательном процессе активные технологии обучения.

Активные технологии обучения ориентированы на взаимодействие обучающихся и преподавателя в образовательном процессе через совокупность приемов и подходов.

В данном исследовании использовались активные технологии: мастер-классы, семинары, тренинги, мозговой штурм, дискуссии, деловые и ролевые игры, кейсы ситуационные и педагогические, проектная деятельность и стажировки. Использование активных технологий обучения в дополнительном профессиональном образовании позволяет направить деятельность слушателя-педагога на активную познавательную, мыслительную, креативную и практическую деятельность, а также выстраивать между участниками взаимодействие, взаимопонимание и активность обучаемых (взрослых) и их обратные связи.

Обоснование использования активных технологий в образовательном процессе взрослых позволяет сформулировать третье педагогическое условие – организация образовательного процесса для профессионально-личностного развития педагога при использовании активных методов обучения и процессуальных образовательных технологий, актуализирующих образовательные потребности педагога, и создает условия для их удовлетворения.

Заключение

Таким образом, подводя итог вышесказанному, можно подчеркнуть, что для профессионально-личностного развития педагогов необходимо учитывать вышеобозначенные педагогические условия, способствующие совершенствованию профессиональных и личностных компетенций педагогов с учетом выявленных профессиональных дефицитов и профессий будущего в дополнительном профессиональном образовании.