Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

THEORETICAL BASIS OF THE STRUCTURE OF PROFESSIONAL EDUCATION OF STUDENTS AS A SYSTEM

Toma Zh.V. 1
1 Penza State University
1248 KB
Through generalization, the article presents the structure of professional education as the future basis of the system, the defining principle of which is the preservation of its stability and integrity among the processes of digital transformation of education. Theoretical analysis of the materials made it possible to develop a systematic understanding of professional education as a global phenomenon that permeates the historical, cultural, social, economic and personal spheres. The scientific novelty of the study lies in the proposed interconnected structure of components (external and internal), which can form the basis of a system of professional education for students. The proposed structure has social, procedural and personal levels. A systematic approach to the structure of professional education under consideration is determined by the single goal of higher education, which combines the acquisition of knowledge and skills, as well as the development of personal qualities. The results obtained provide the basis for the formation of a system of professional education that takes into account external and internal factors that can have a direct or indirect impact. Consideration of professional education as a system makes it possible to eliminate negative or ineffective factors under current conditions. It is concluded that, considering this structure as the basis for a future system of professional education of students, based on complex management processes and effective education mechanisms, factors that are difficult to control are taken into account and directions that are significant for the education of the individual are determined, which can give greater educational results.
professional education
higher school
students
structure
system

Для профессионального образования в качестве одной из задач обозначено развитие и формирование личности студента в её совокупности с личными и социальными интересами, потребностями, стремлением к самореализации, к достижениям, признанию в обществе, удовлетворенностью от собственной деятельности. Профессиональное образование выполняет задачу большую, чем просто подготовка студентов к эффективной деятельности в будущем. Оно ориентировано на развитие личности профессионала таким образом, что объединяет для достижения качественного результата подготовки – обучение и воспитание. Однако если процесс обучения и его содержание в вузах определены, структурированы и систематизированы, то процесс воспитания студентов носит несколько общий характер, не раскрывая до конца особенности подготовки к профессиональной деятельности, не сосредотачиваясь на формировании умений студента быть профессионалом, недостаточно поддерживая в приобретении каждой личностью значимых качеств.

О проблеме профессионального воспитания говорят достаточно много. Стремление сделать его организованным и управляемым, а значит достичь эффективных результатов по воспитанию личности будущего профессионала с заданными характеристиками, актуально всегда. Сложившиеся подходы к определению понятия «профессиональное воспитание» подтверждают существование этого явления, но, как правило, односторонне рассматривают его и дают оценку. Сложность и многомерность профессионального воспитания студентов выдвигает ряд трудностей на пути разработки системы и её внедрения. Многие факторы, которые влияют на формирование определенной совокупности личностных качеств, могут слабо поддаваться учету и управлению, но те, на которые можно оказать влияние, должны быть определены в качестве элементов системы профессионального воспитания студентов в вузе.

Таким образом, целью исследования стала структура, состоящая из факторов, оказывающих воздействие на личность студентов, как взаимосвязанных компонентов, лежащих в основе формирования системы профессионального воспитания.

Материалs и методы исследования

В качестве методов выступили анализ, обобщение и систематизация данных, представленных в изученных научных источниках, рассматривающих проблему профессионального воспитания студентов как сложное многофакторное явление.

Результаты исследования и их обсуждение

Рассматривая профессиональное воспитание, следует опираться на понятие «воспитание», которое определяет сущность процесса, направленного на развитие и формирование личностных качеств. Воспитание определяется как деятельность по созданию и реализации организационных и педагогических условий для принятия воспитанниками ценностей и норм общества, которые в будущем послужат основой для самовоспитания и самосовершенствования личности. Направленность процесса воспитания реализуется в его функциях: подготовка (обучение и воспитание) к жизни в обществе на основе ценностей и норм данного общества; адаптация к социальным и экономическим условиям; формирование личности человека на основе общепринятых норм и ценностей; реализация гуманистического подхода к личности человека; передача исторического опыта и традиций из поколение в поколение. Как итог, воспитание направлено на сохранение традиций и ценностей общества, обеспечивающих его существование и процветание, в новых социально-экономических условиях, сама природа которых часто не согласуется с гуманистическими идеалами общества, способных отрицательно влиять на сохранение традиционных ценностей среди молодёжи. «Профессиональное» отражает новый уровень для формирующейся личности, а значит предполагает погружение в новый социальный мир – профессиональный. И если молодые люди перейдут со школьным уровнем восприятия процесса профессиональной подготовки, то задача профессионального образования будет решена недостаточно. Например, А.В. Вагапова указывает на то, что в большинстве выпускники школ обладают профессиональными предпочтениями, но недостаточно осведомлены о специфике приобретаемой профессии. Как только знания об особенностях деятельности постепенно раскрываются, начинают возникать сомнения, уход от трудностей, снижение качества обучения, страх перед навязанным представлением о профессии и т.д. [1]. Эту проблему призвано решать профессиональное воспитание студентов.

Исследователи отмечают три «состояния» профессионала: как человека, как представителя профессии и как члена общества. Они тесно связаны между собой: логически и системно. Особенности современного рынка труда характеризуются появлением новых профессий, востребованностью новых знаний и навыков, нового взгляда на себя в профессиональном мире. Эти требования определяют направленную деятельность в воспитании специалистов нового типа.

Воспитание воспринимается как социальная практика и, по мнению Н.М. Борытко, основано на трёх составляющих: социальное явление, процесс и деятельность [2]. Все составляющие – это суть духовных процессов, происходящих в сознании человека при погружении в трудовую (профессиональную) деятельность. Выделение ряда факторов, которые определяют эффективность образовательного процесса, в том числе как социальное явление, процесс и деятельность, формирует структуру, уровни которой взаимосвязанно влияют на процесс профессионального воспитания студентов (рисунок).

Представленные в виде структуры определенных уровней – воспитательные факторы позволяют выявить определённые этапы приобщения личности студента к профессиональной деятельности.

missing image file

Факторы формирования профессиональных личностных качеств студентов

На социальном уровне профессиональное воспитание перекликается с социализацией: усвоением примеров достойного труда, отношением к качественной работе, признательности людей за профессиональный подход. Формируется определенный ориентир для студента в отношении его к учебе, своему самообразованию и соответственно самовоспитанию. Например, А.В. Репринцев рассматривает профессиональное воспитание как «целостное психолого-педагогическое явление», которое предопределено «совокупностью социально-политических, социокультурных, экономических, организационно-педагогических условий и факторов» [3]. Авторы, изучающие профессиональное воспитание, определяют его на этом уровне как достижение осознанности своей ответственности при выборе профессии [3]; предполагают поступательное движение изменений в личности студента к профессии как добровольно выбранной им цели; видят результат самодвижения через принятие социального интереса к профессии [4]; определяют развитие самосознания обучаемого как субъекта профессионального труда [3]; указывают на необходимость формирования представлений о профессионально-трудовой деятельности и связанных с ней функций в соответствии со специальностью и уровнем квалификации; раскрывают профессиональное воспитание как часть социального воспитания [5]; отмечают присвоение личностью ценностей культуры, истории, литературы, психологии [6] и т.д. В результате отмечается сложность профессионального воспитания личности студента и выделяются сложившиеся вокруг него стихийные и управляемые факторы. В качестве вывода нужно отметить, что профессиональное воспитание – это не односторонний процесс, затрагивающий только момент получения человеком образования. Управление процессом развития профессиональной личности возможно только в условиях организованной системной работы, которая могла бы нивелировать отрицательные проявления и стимулировать формирование значимых качеств, главным из которых станет склонность к самосовершенствованию.

В основе получения студентами знаний и усвоения определенных личностных качеств лежит социальная нацеленность на подготовку к труду. Это первый уровень. Он определяет главный запрос к профессиональному образованию. Этот уровень представляет собой декларируемые запросы общества на эффективного, ответственного, компетентного, социально ориентированного сотрудника (работника). Здесь раскрываются и создаются сложные и глубокие механизмы, увязывающие личностное бытие и социальную жизнь человека. В структуре процесса профессионального воспитания в вузе этот уровень определяет, с какими представлениями и отношением студент поступает в вуз.

Предполагаемый следующий уровень профессионального воспитания студентов будет определен через процесс, что позволяет управлять им. За годы изучения профессионального воспитания как процесса накоплены и раскрыты многие механизмы. Как процесс он, по мнению ряда авторов, подразумевает: формирование навыков реализации ответственных социальных функций; формирование определенных качеств специалиста; воспитание навыков рефлексии [3]; развитие субъектно-личностно-профессиональной позиции студента на основе поведения [7]; перестройку самосознания на позицию сотрудника-субъекта [8], мобильности, профессиональной культуры [9]; развитие умений и навыков студентов для активной деятельности и развитие значимых качеств [10]; процесс обретения ими мастерства [11]; становление будущего профессионала через освоение норм общества и трудовой деятельности (социально-нормативный аспект); творческое саморазвитие (индивидуально-смысловой аспект); профессионально-личностное самоутверждение (ценностно-деятельностный аспект) [12]; как развитие профессиональных компетентностей [13] и т.д.

Исследуя практическую сторону профессионального воспитания, многие исследователи точно определяют цели, задачи, принципы, этапы, средства и методы, однако здесь встречаются сложности. Процессуальная сторона предполагает ориентир на четко разработанное содержание воспитательной работы. Этот уровень реализуется только при условии разработанного процесса управления значимыми стихийными и созданными факторами. В результате наличие структуры, описывающей происходящий процесс воспитания студентов в вузе, обеспечит создание основ для формирования и функционирования системы профессионального воспитания.

На уровне процесса воспитание направлено на:

- формирование личностных качеств;

- развитие способностей;

- приобретение навыков самовоспитания и самосовершенствования.

Как правило, исследователи воспринимают процесс профессионального воспитания студентов, в рамках усвоения определённых знаний и качеств, формирующимся на этапе навыка и не достигающим уровня личностного преобразования. Для этого должны быть другие условия. Эту задачу начинает решать непосредственно та деятельность, которой занимается уже молодой сотрудник. Отсутствие системы развития личности профессионала, выраженной в совокупности навыков поведения и проявляемых качеств, ведёт к узости и нерешенности важной задачи профессионального воспитания – закреплению в системе ценностей личности студента определенного поведения и качеств. Как только процесс профессионального воспитания осуществляется, опираясь на принципы индивидуального подхода к студентам, учета особенностей предстоящей деятельности, реализуется на основе взаимосвязи воспитания и обучения, тогда возможен переход профессионального воспитания на личностный уровень.

Третий уровень профессионального воспитания – личностный – направлен на проявление личностью тех качеств, которые свидетельствуют о формировании профессиональной личности будущего специалиста. На этом уровне исследователи обращаются к формированию таких личностных структур, которые можно связать с верой в своё призвание, самоотверженностью и готовностью следовать своему профессиональному пути, ставить во главу угла не только личные, а общественные интересы. На этом уровне часто используются задания, связанные с деятельностью студентов, предполагающей самостоятельную работу над собой.

На этом уровне личность студента достигает уровня саморефлексии через оценку окружающей действительности, формирование социальных смыслов и ценностей. В педагогической литературе понятие «профессиональное воспитание» определяется по-разному: сформированность идентичности; развитие воспитанности будущего профессионала [14]; становление нового типа компетентного специалиста, личности, в основе которой позиция человека-созидателя, творца-исследователя [15]; носителя профессиональной культуры [12]; достижение уровня саморазвития, самопознания, самовоспитания и самореализации [8]; создание целостного образа профессии [15] и т.д.

Рассмотренная структура, в которой основу составляют факторы, влияющие на формирование профессионально важных качеств личности студента, позволяет в дальнейшем, создавая систему профессионального воспитания в вузе, учитывать прямое или косвенное влияние данных факторов. Создание системы профессионального воспитания базируется на комплексном понимании всех процессов, которые затрагивают аспекты личности человека, увязанные с его профессиональным развитием и формированием. Отсюда такое многообразие подходов к изучению профессионального воспитания. Происходящая цифровая трансформация образования, а также других сфер жизни человека увеличивает необходимость ориентации личности на развитие в себе значимых качеств.

Изучая и анализируя накопленные сведения о профессиональном воспитании студентов, авторы получили представление о разработанности теоретических положений о системе профессионального воспитания. Каждый подход к изучению профессионального воспитания и его разработка указывает на стремление сформулировать и создать целостный механизм по формированию личности будущих профессионалов.

Заключение

Таким образом, обращаясь к накопленным данным о профессиональном воспитании студентов, необходимо рассматривать этот процесс не ограниченно в рамках среды вуза, где непосредственно осуществляется процесс образования, но и учитывать те множественные факторы, которые обоснованно рассматриваются в качестве ключевых определений понятия «профессиональное воспитание». Явление, процесс, среда, социализация, средство, через которые рассматривается профессиональное воспитание, представляют собой логическое единство, необходимое для разработки логической структуры факторов, определяющих эффективность профессионального воспитания в вузе и самовоспитания студента в дальнейшем. Эти факторы составляет основу системы профессионального воспитания студентов вузе.