Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ACADEMIC MOBILITY AT FRANCOPHONE UNIVERSITIES IN AFRICA

Kraysman N.V. 1
1 Kazan National Research Technological University
The relevance of the paper is due to the importance of academic mobility as an efficient tool in human capital accumulation, that ensures the future competitiveness of specialists in the global labor market. The purpose of this paper is to examine academic mobility at francophone universities in Africa, including Senegal, to present the main problems of the higher education system in Senegal, to identify the determining factors influencing the choice of study country, and also to define the importance of student academic mobility. The paper shows the bilateral diplomatic and economic relations between Russia and Senegal. The factors affecting the choice of the study country are determined: the quality of education, the language of instruction, the presence of a loved one, the cost of study abroad, the institutional framework and policy of admission, mutual recognition of diplomas, criteria for admission to educational institutions, historical and cultural ties between countries, geographical and cultural proximity, etc. The paper shows that the national authorities of francophone Africa actively encourage the training and internships abroad in order to strengthen academic, cultural, social and political ties between countries. It is shown that the students from developing countries in Africa migrate primarily for a foreign diploma to more economically developed countries.
academic mobility
francophone universities
migration solutions
higher education

В современном мире академическая мобильность является одним из инструментов, направленных на уравновешивание международного рынка труда. Также «академическая мобильность влияет на межкультурное и межконфессиональное взаимодействие, которое играет большую роль в культурно-исторической и политической эволюции современного общества» [1]. Студенты, получившие образование за границей и вернувшиеся на родину, становятся более конкурентноспособными, открытыми к миру и устойчивыми в развитии и приобретении знаний, умений и навыков в своей профессиональной деятельности. Такие студенты являются ценным ресурсом, которые могут восполнить дефицит высококвалифицированного персонала. На основании стратегического мышления различные страны усиливают свои механизмы, ориентированные на создание, привлечение и сохранение «запаса» научных и технических кадров [2]. Академическая мобильность также является вектором обмена знаний и обогащения людей. В современном обществе нужны ученые и специалисты высокого уровня, которые взаимодействуют на государственном уровне и интегрируются в мировое образовательное и экономическое пространство [3]. В настоящее время академическая мобильность студентов постоянно растет, в том числе и во франкоязычные университеты Африки.

Целью этой статьи является рассмотреть академическую мобильность во франкоязычных университетах Африки, в том числе Сенегала, представить основные проблемы высшего образования в Сенегале, выявить определяющие факторы, влияющие на выбор страны обучения, а также определить важность академической мобильности студентов.

Материал и методы исследования

Информационную базу методологии исследования статьи составляют концепции, представленные в научных статьях и монографиях. В ходе исследования применялись системный и структурно-функциональный подходы, методы теоретического и аналитического подхода к изучению литературы по проблематике исследования.

Результаты исследования и их обсуждение

Для Африки характерно большое политическое и культурное разнообразие франкоязычных, англоязычных и португалоязычных стран. Африка в значительной степени состоит из стран с низким уровнем дохода, имеющих низкий общий уровень развития, который, тем не менее, сильно меняется. Среди франкоязычных стран Африки Сенегал является страной с самым высоким уровнем развития и низким уровнем бедности. Почти все страны Западной Африки являются членами Экономического сообщества стран Западной Африки. Это гарантирует свободное передвижение людей между его странами-членами, в том числе и для получения высшего образования. Также Экономическое сообщество гарантирует региональное сотрудничество, которое координирует высшие учебные и научные заведения 17 франкоязычных африканских стран, в частности признание дипломов, выданных университетами, аккредитованными от своих стран-членов. Эти факторы облегчают академическую мобильность студентов между странами Африки.

Рассмотрим академическую мобильность студентов в страны Африки, в частности в Сенегал. Надо отметить, что двусторонние дипломатические отношения между бывшим СССР и Сенегалом были установлены 14 июня 1962 года. Татарстан также заинтересован в развитии взаимоотношений с Сенегалом, у обеих сторон хорошие возможности для наращивания сотрудничества и укрепления российско-сенегальских отношений в целом. В последнее время контакты двух сторон активизировались. В Сенегале высшее образование обеспечивают как государственные, так и частные учебные заведения. Обучение на университетском уровне ведется только на французском языке. В настоящее время государственная система высшего образования включает: 7 государственных университетов, 1 виртуальный университет, 5 инженерных школ, Франко-сенегальский кампус (CFS), 6 высших институтов профессионального образования (ISEP).

В последние годы на Африканском континенте появились новые региональные университетские центры (Pôles universitaires régionaux), привлекающие студентов из стран, которые находятся в относительно неблагоприятном положении. Росту внутрирегиональной мобильности способствуют географическая и культурная близость и другие важные факторы привлекательности, такие как качество образования, местные традиции и обычаи, гостеприимство африканских стран. Постоянное наличие внутрирегиональной мобильности заставило задуматься о роли и потенциале региональных университетских центров в вопросах миграции.

Был проведен анализ академической мобильности в университеты Сенегала, который дал важную информацию. Во-первых, он показал, что миграция студентов из различных африканских стран в Сенегал в значительной степени определяется тяжелыми условиями обучения в менее развитых странах и что молодые люди уезжают, прежде всего, в поисках более качественного образования. Важным фактором при выборе места обучения является престиж учебных заведений, за которым следуют такие факторы, как стоимость обучения и условия приема [4]. По сравнению с другими странами Африки условия обучения в Сенегале намного благоприятнее, и поэтому, несмотря на финансовые трудности многих стран, молодые люди едут туда учиться. Кроме того, иностранные студенты в Сенегале в значительной степени финансово зависят от своих семей, что делает доступ к миграции для получения образования весьма неравноправным. Многие студенты планируют получить степень бакалавра в Сенегале, а в магистратуру поехать учиться во Францию. Дакар в таком случае служит трамплином в многоступенчатой миграции студентов. Дакар играет роль стартовой площадки, создающей благоприятные условия и позволяющей студентам начать свой путь к мечте уехать во Францию.

Региональный университетский центр выполняет две основные функции: во-первых, он может стать постоянным или временным местом учебы, то есть предоставляет студентам в субрегионе огромные возможности без необходимости покидать континент, особенно тем, кто не может получить образование в Европе или Америке. Во-вторых, региональный университетский центр может стимулировать распространение и обмен знаниями и навыками внутри региона и участвовать в сохранении человеческого капитала при одновременной активизации внутреннего потенциала континента.

В целом студенты, обучающиеся по программам академической мобильности, как правило, все меньше отдаляются от своих стран, способствуя увеличению числа мест в своих регионах. Котону (Бенин) и Дакар (Сенегал) являются двумя крупными городами во франкоязычных странах Африки, в которых обучается много студентов из соседних стран. По мнению экономистов, существуют три основных вида влияния на миграционные решения академической мобильности: факторы спроса в регионе назначения (где будут учиться студенты), факторы предложения в регионе происхождения (откуда родом студенты) и факторы, связанные с взаимоотношениями между регионом происхождения и регионом назначения. Социологическая перспектива акцентирует внимание на цепном эффекте, согласно которому первый человек, уехавший учиться в другую страну, позволяет другим следить благодаря передаче информации за условиями в регионе назначения. Большинство теорий студенческой миграции относятся к модели push-pull. Push-модель основана на принципе, что данные отправляются из источника в систему мониторинга. Pull-модель предполагает, что система мониторинга сама запрашивает данные у источников. В модели push-pull студенческой миграции определяются факторы, связанные со спросом на высшее образование и его предложением на национальном и международном уровнях. Эти факторы определяют готовность и способность студентов продолжать обучение за рубежом и объясняют направления потоков [5, с. 314]. Push-факторы объясняют желание мигрировать и решение уехать учиться; pull-факторы, в первую очередь, объясняют выбор места назначения.

Push-теории ориентированы на спрос на высшее образование за рубежом. Начиная с 1960-х годов доминирующей теорией в этом течении стала концепция человеческого капитала, изучающая экономические выгоды миграции. Образование за рубежом могло бы стать стратегией повышения человеческого капитала (включая все знания, умения и навыки человека), что позволило бы повысить доход граждан [6]. Национальные власти активно поощряют обучение и стажировку за рубежом в целях укрепления академических, культурных, социальных и политических связей между странами. Примером проводимой политики в области академической мобильности является создание во всех вузах Африки европейской системы переводных зачетных единиц в рамках внедрения системы «бакалавриат – магистратура – докторантура» (LMD). Сотрудничество и соглашения между высшими учреждениями и государствами способствуют эффективной институционализации академической мобильности студентов, создавая безопасные рамки и уменьшая неопределенность и риски, связанные с мобильностью. Студенты могут легко найти информацию, быть уверены в признании дипломов и воспользоваться другими материальными преимуществами, такими как жилье и стипендии. Эти преимущества облегчают принятие студентами решений. Кроме того, к числу других факторов, которые могут мотивировать намерение уехать учиться в другую страну, относятся культурный и личный опыт, улучшение языковых навыков, расширение возможностей трудоустройства на международном рынке труда или политические и экономические кризисы в стране происхождения [7].

Процесс принятия решений студентами при миграции для обучения за границу, как правило, проходит в несколько этапов: принятие решения об учебе за границей, затем – выбор страны назначения и в конечном итоге – выбор города и места проживания в стране назначения. После определения страны обучения вуз часто выбирается в соответствии с предлагаемыми специальностями, что часто одновременно определяет и город. Факторы, влияющие на выбор страны обучения, варьируются в зависимости от анализируемых условий страны. Ниже перечислены факторы, влияющие на выбор места учебы.

1. Качество образования влияет на выбор места учебы, особенно для студентов из стран Южной Африки и за пределами Европы, где престиж обучения играет более важную роль. Качество образования студенты оценивают на основании разных источников, в том числе международных рейтингов высших учебных заведений. Также большую роль играют хорошая репутация и международная известность учебного заведения или системы образования страны в целом.

2. Язык служит важным фактором при выборе страны обучения. На мировом уровне большинство иностранных студентов учатся в стране, где язык обучения является одним из наиболее распространенных языков, включая английский, французский, испанский, немецкий и русский языки. Для студентов из франкофонных стран, особенно из Африки и Магриба, язык является обязательным фактором, ограничивающим число стран, рассматриваемых для обучения. Франкоязычные студенты предпочитают учиться во Франции либо в других франкоязычных странах.

3. Присутствие близкого человека (родственника или друга) очень часто является определяющим фактором при выборе места учебы, особенно для студентов из стран Южной Африки. Социальные сети и местные эксперты способствуют миграции и адаптации в принимающей стране. Они могут, в частности, содействовать в поиске жилья, прохождении административных процедур или помогать в случае возникновения финансовых проблем. Это особенно важно для студентов, не получающих стипендии.

4. Стоимость обучения за границей, в которой значительную долю составляет плата за обучение, может существенно различаться не только между странами, но и между учебными заведениями. Во многих странах плата за обучение для иностранных студентов выше, чем для местных граждан. В некоторых странах это объясняется тем, что государственные субсидии и помощь выделяются только гражданам страны. Соглашения между группами стран также могут определять стоимость обучения. При наличии этих соглашений снижается стоимость обучения студентов из стран-членов, например Экономического сообщества стран Западной Африки. Для студентов из стран Африки высокая стоимость обучения в университетах европейских стран и стоимость жизни в этих странах часто являются серьезным ограничением, которое заставляет обучающихся из все большего числа стран отдавать предпочтение соседним странам Африки. Анализируя литературу, можно отметить, что миграционные потоки студентов из бедных стран больше всего зависят от географического расстояния.

5. Институциональные рамки и политика приема могут серьезно ограничивать возможности студентов при выборе страны обучения. Это касается, в частности, стипендий и других форм материальной помощи, предоставляемых правительством или каким-либо институциональным учреждением страны происхождения или принимающей страны. Условия получения студенческой визы могут быть препятствиями, в частности, для студентов из стран Южной Африки. Двусторонние или многосторонние программы обменов между учреждениями, странами или регионами способны облегчить пребывание за границей, но могут также создавать ограничения в плане выбора места назначения, связанные с критериями доступа и институциональным потенциалом. Иммиграционная политика может сыграть на привлекательности страны через легкость получения разрешения на работу после окончания учебы путем предложения перспективы временного или постоянного проживания в принимающей стране.

6. К числу других факторов, которые способны повлиять на выбор места учебы, относятся взаимное признание дипломов, критерии приема в учебные заведения, исторические и культурные связи между странами. Географическая и культурная близость может играть важную роль, особенно при ограниченных финансовых средствах. Существуют личные и человеческие факторы, в том числе связанные с религией и безопасностью, а также рекомендации семьи, друзей и учителей [8, с. 14; 11].

На мировом уровне определяющие факторы академической мобильности менялись на протяжении десятилетий. Если в колониальные времена преобладало влияние политических союзов и историографических связей при определении направлений студенческих потоков, то глобализация с растущим влиянием рынка и коммерциализация сектора высшего образования приводят к тому, что сегодня выбор все чаще определяется денежными затратами. Таким образом, решения, связанные с академической мобильностью, сложны и зависят от ситуации, личных особенностей и индивидуальных предпочтений. Каждый человек может по-разному реагировать на различные упоминаемые push- и pull-факторы.

Чтобы привлечь как можно больше студентов из разных стран, Сенегал ставит перед собой следующие задачи:

• развитие устойчивой системы высшего образования, обеспечение качественного обучения, отвечающего социально-экономическим потребностям страны, субрегиона и мира;

• развитие способности реагировать на растущий спрос на поступление в вузы, обусловленный прогрессом в обеспечении всеобщего охвата школьным образованием;

• повышение жизнеспособности механизмов социальной поддержки в условиях резкого увеличения численности персонала;

• расширение и диверсификация источников финансирования;

• учет возникающих проблем (таких как искусственный интеллект, изменение климата, энергетический переход, цифровая трансформация и т.д.);

• обеспечение занятости и профессиональная интеграция выпускников и т.д. [9].

С 2012 года Сенегал принял решение создать Национальное управление по обеспечению качества высшего образования, научных исследований и инноваций (ANAQ-Sup), которое теперь отвечает за расширение возможностей высших учебных заведений и аккредитацию национальных учебных программ. Африканский и малагасийский совет по высшему образованию (CAMES) со своей Программой признания и эквивалентности дипломов (PRED) способствует признанию и аккредитации дипломов на региональном уровне. Кроме того, следует отметить, что Сенегал ратифицировал Региональную конвенцию о признании дипломов, должностей и званий высшего образования в Африке, известную как Аддис-Абебская конвенция. Также Сенегал готовится ратифицировать Всемирную конвенцию о признании квалификации, касающейся высшего образования [10]. Анализ литературы показал, что миграция студентов из франкоязычных стран Африки в Сенегал в значительной степени определяется тяжелыми условиями обучения в этих странах и что студенты уезжают, прежде всего, в поисках более качественного предложения образования. Кроме того, даже если бы многие хотели уехать в другие страны, Сенегал все равно остается для многих африканцев основным местом для получения образования, так как условия образования там очень благоприятные.

Заключение

Таким образом, была рассмотрена академическая мобильность во франкоязычных университетах Африки, в том числе Сенегала, показана система высшего образования в Сенегале, выявлены определяющие факторы, влияющие на выбор страны обучения. Академическая мобильность студентов в значительной степени определяется диспропорциями между странами Африки как с точки зрения развития в целом, так и с точки зрения предложения и спроса на качественное высшее образование. Студенты из развивающихся стран Африки мигрируют, прежде всего, для получения иностранного диплома в более экономически развитые страны, что позволяет им воспользоваться общественным престижем, связанным с дипломами, полученными за рубежом. Это повышает их шансы на рынке труда как в стране происхождения, так и на международном уровне. Одним из основных факторов студенческой эмиграции в соседние страны является отсутствие в родных странах высокого качества образования, однако миграционная политика и институциональные рамки могут ограничивать доступ и возможности для обучения на Западе. Сектор высшего образования стал настоящим рынком высокой конкуренции на мировом уровне, когда университеты стремятся привлечь молодые таланты со всего мира.