Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

PROJECT MENTORING AS A PHENOMENON OF PRODUCTIVE EDUCATION IN HIGHER SCHOOL

Voskrekasenko O.A. 1 Sergeeva S.V. 2 Dianova Yu.A. 2
1 Penza State University
2 Penza State Technological University
The article substantiates the importance of the problem of active involvement of higher school students in project activities. The importance of the connection between education and innovation and real production is emphasized; engaging in project activities with students not only in the classroom, but also in the extracurricular process and obtaining a real innovative product as a result of this activity. One of the possible ways to solve the problem is to involve project mentors in the educational process of higher education. An analysis of modern scientific literature is carried out, reflecting the discourse regarding the concepts of “mentor” and “mentoring”. In this regard, questions are raised: who can act as a project mentor, what is his role in the education of a student, what result is expected as a result of his activities? It is proven that it is promising to consider scientific and pedagogical workers, specialists in the field of design from among employers, and students - scientific volunteers - as project mentors. The functions they perform are determined (motivational, orientational, formative, control-analytical and evaluative), the roles they perform (motivator, researcher, trainer, expert) and mechanisms for disseminating project mentoring experience are revealed. In conclusion, a conclusion is formulated that reflects the basis for considering project mentoring as a phenomenon of productive education in higher education.
productive education
higher school
project mentoring
project
functions
role
mechanism

Второе десятилетие ХХI в. было отмечено принятием ряда знаковых документов, в которых актуализировалась проблема активного вовлечения студентов высшей школы в инновационную деятельность. Так, согласно утвержденной Правительством РФ «Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» (2011 г.) значимое внимание уделялось вопросам поддержки студентов, занимающихся инновационной деятельностью; актуализировалась проблема кооперации вузов с «компаниями инновационного сектора». В соответствии с принятым Государственной Думой Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.) было официально закреплено право на занятие студентами инновационной проектной деятельностью. В качестве научных руководителей определялись научные работники и научно-педагогические кадры высших школ и (или) научных организаций.

До 2021 г. было принято не менее 10 документов, в которых занятие студентами инновационной проектной деятельностью приобрело конвенциональный характер. В них четко прослеживались три аспекта. Первый был обращен на связь образования и инноваций с реальным производством. Второй подчеркивал важность ориентации процесса организации инновационной деятельности со студентами на получение конечного результата, на продукт. Третий указывал на значимость занятия студентами инновационной деятельностью не только в учебном, но и во внеучебном процессе.

В этих условиях важная роль отводится проектному наставничеству как феномену продуктивного воспитания в высшей школе. Этот феномен подчеркивает особый статус наставника, а также подчеркивает исключительную последовательность в организации проектной деятельности студентов, ориентации на создание ими нового продукта в условиях воспитательного процесса.

Цель статьи – охарактеризовать проектное наставничество как феномен продуктивного воспитания в высшей школе.

Материалы и методы исследования

В качестве методов исследования использованы анализ и синтез, обобщение научной педагогической литературы, раскрывающей различные аспекты характеристики проектного наставничества как феномена продуктивного воспитания в высшей школе.

Результаты исследования и их обсуждение

Отдельные вопросы проектного наставничества как феномена воспитания в высшей школе нашли отражение в ряде работ, где рассматриваются:

− наставничество как социальное и как педагогическое явление (М.В. Вакуленкова, А.С. Зелко, М.В. Кларин) [1–3];

− понятия «наставник» и «наставничество» в проектной деятельности студентов (Н.В. Батищева, Т.И. Загороднюк, Н.В. Немцова, И.В. Павлова, А.М. Юдина) [4–6];

− проектная деятельность студентов в образовательном процессе высшей школы (А.Р. Ахмедова, К.А. Великжанина, О.В. Галустян, А.В. Ежов, О.Н. Колесникова, Н.В. Кужим, Е.Н. Толстюк, А.Е. Трошина, Т.В. Чуканова) [7; 8];

− формы и технологии наставничества в системе непрерывного образования (В.П. Борисенков, О.В. Гукаленко, В.С. Никольский, А.В. Неслуховская) [9; 10].

Исследователи высказывают мнение относительно того, что наставничество следует рассматривать как центральное направление и действенный механизм работы любой организации. Объяснение этому они усматривают в плоскости одного из трендов современности – персонализации, в основе которой ярко представлены позиции субъектов, выстраиваемые на основе традиционных российских нравственных ценностей и интереса сторон отношений (М.В. Вакуленкова, М.В. Кларин) [1; 3]. Также акцентируется внимание на необходимости «системного построения» наставничества и делается вывод о том, что в этом случае в выигрыше будет «каждая сторона: и наставляемый, и сам наставник» (М.В. Кларин) [3].

О преимуществах наставничества говорят многие современные исследователи и практики, описывая успешный опыт организации воспитательной работы в высшей школе в целом и осуществления проектной деятельности со студентами в частности (Н.В. Немцова, И.В. Павлова, А.М. Юдина) [6].

Анализ научной литературы показывает, что плодотворно практика наставничества складывается в условиях успешно организованной воспитательной работы в высшей школе. В качестве наставников в воспитательном процессе традиционно рассматривают кураторов и тьюторов студенческих групп. Как показывает научный дискурс, в многочисленных трудах современных исследователей показана суть деятельности наставника, заключающаяся в сопровождении, помощи, поддержке, наставлении студентов, не имеющих опыта профессиональной подготовки и жизнедеятельности в высшей школе (М.В. Вакуленкова, А.С. Зелко, Н.В. Батищева, Т.И. Загороднюк) [1; 2; 4; 5]. Исследователи В.С. Никольский, А.В. Неслуховская считают, что наставничество следует рассматривать как технологию, которая, благодаря сопровождению студентов специалистами во внеучебном процессе, вполне может выступить в качестве универсального инструмента по организации проектной работы с ними [10].

Соглашаясь с современными исследователями, стоит подчеркнуть, что наставник как физическое лицо является прежде всего педагогическим работником, который находится в трудовых и служебных отношениях с реализующей образовательную деятельность организацией. Выступая в качестве наставника (куратора или тьютора), он чаще всего (являясь, как правило, ассистентом, старшим преподавателем, реже доцентом) совмещает воспитательную и учебную работу со студентами вверенной ему студенческой группы. Сегодня возникает немало вопросов. Кто может выступить в качестве проектного наставника? Какова его роль в воспитании студента? Какой результат ожидается по итогам его деятельности? Попытаемся ответить на эти вопросы.

Кто может выступить в качестве наставника? Для сегодняшней практики (если рассматривать ее в широком смысле) характерным является наличие различных форм наставничества. Наряду с известной формой наставничества на производстве появляются наставники в сфере предпринимательства, в социальной и образовательных сферах. Социальный заказ на активную проектную деятельность в высших школах, а также в организациях дополнительного профессионального образования (кванториумах, точках кипения, центрах молодежного инновационного творчества) диктует необходимость в сопровождении студенческих команд специалистами – проектными наставниками.

В качестве проектного наставника в воспитательном процессе высшей школы могут выступать:

− научно-педагогические работники;

− работодатели, специалисты в области проектирования – партнеры университета;

− студенты – научные волонтеры, имеющие опыт работы с проектными командами и заинтересованные в создании инновационных продуктов.

У каждой категории проектных наставников своя мотивация для осуществления данного вида деятельности. Мотивация научно-педагогических работников напрямую связана с профессиональной подготовкой студентов в учебном процессе. Практически каждый педагог высшей школы – от ассистента до профессора – ориентирован на формирование у сегодняшних студентов компетенций, связанных с выполнением научно-исследовательских и проектных работ в профессиональной сфере, их деятельностью в условиях команды, а также с профессиональным самосовершенствованием и выполнением показателей мониторинга эффективности деятельности педагогических и научных работников.

Мотивация работодателей-партнеров связана с решением задач профессиональных кадров. За счет чего? Прежде всего за счет введения материального стимулирования наставничества по месту работы; стажерских ставок; адресной подготовки высококвалифицированных специалистов; пополнения профессионального портфолио.

Мотивация студентов – научных волонтеров заключается в приобретении надпрофессиональных навыков; профессиональном самоопределении; создании профессионального портфолио; трудоустройстве на стажерские ставки или вхождении в кадровый резерв научно-исследовательских групп, объединений, организаций; возможности дополнительного стипендиального поощрения; индивидуальной траектория развития.

Насколько значима роль проектного наставника в воспитании студента? Осуществляя педагогическое сопровождение студентов, работающих над проектом, проектный наставник выполняет различные функции:

– на этапе мотивации – побудительную;

– на этапе просвещения – ориентационную;

– на этапе закрепления знаний и отработки навыков – формирующую;

– на этапе рефлексии – оценочно-результативную.

Деятельность проектного наставника включает в себя различные профессиональные позиции, исходя из конкретных задач. На определенном этапе сопровождения команды в процессе проектирования проектный наставник выполняет разные роли: мотиватора, исследователя, тренера, эксперта и др.

Выступая в роли мотиватора, проектный наставник:

− способствует проявлению подлинного интереса к проекту как продукту проектной деятельности;

− ориентирует на созидательную деятельность, процесс создания новых и востребованных идей, развития и трансформации полезных продуктов для достижения искомого результата;

− побуждает студентов к продуктивной проектной деятельности;

− инициирует активность в стремлении обнаружить проблему, самостоятельно предложить путь ее решения;

− прививает ценности проектной деятельности.

Исполняя роль исследователя, проектный наставник:

− знакомит с технологией проектной деятельности;

− вооружает знанием инструментария, посредством которого достигается искомая цель – создание проекта как результата проектной деятельности;

− знакомит со способами развития логического мышления.

В роли тренера проектный наставник на основе полученных студентом на предыдущем этапе представлений и знаний:

− пошагово создает (или разрабатывает), используя уже знакомый ему инструментарий, проект;

− приобретает опыт коммуникации и командной работы в творческом коллективе;

− на практике знакомится с процессом испытания (а возможно, и внедрения) проекта на практике.

Выступая в роли эксперта, проектный наставник:

− анализирует и оценивает результаты проектной деятельности студентов;

− проводит собеседование и работу над ошибками;

− помогает в определении перспектив дальнейшей работы над проектом (проектной деятельности).

Какой результат ожидается по итогам деятельности проектного наставника? Во-первых, в качестве продукта организованной в воспитательном процессе проектной деятельности выступает созданный под руководством проектного наставника инновационный проект: актуальные технологические и образовательные разработки в области информационных технологий, медицины, биотехнологий, ресурсосберегающей энергетики, экономики и др. Также это могут быть программы, публикации, заявки на конкурсы инновационных проектов, опытные образцы, охранные документы и др. Во-вторых, продуктом организованной проектным наставником деятельности могут стать созданные в процессе работы студенческие команды инноваторов, способные к активной созидательной деятельности, в которых заинтересованы работодатели. В-третьих, в качестве результата могут выступать сформированные у студентов ценности и принятые ими установки на занятие профориентированной проектной деятельностью; приобретенные представления, знания, умения и опыт создания (разработки) проекта; умения и навыки коммуникации и творческой работы в команде.

Проектная работа со студентами осуществляется на основе персонифицированного подхода, лежащего в основе продуктивного воспитания. Организуя работу, проектный наставник мотивирует, побуждает, ориентирует, направляет, наставляет, убеждает студента. По отношению к нему, как к лидеру будущих изменений, проектный наставник, выполняя ту или иную роль, выступает проводником в профориентированную деятельность через сопровождение студента на каждом этапе. Убеждены, что это должен быть не один проектный наставник, выполняющий в одном лице названные роли.

Какую бы роль ни выполнял проектный наставник, он ориентирован на создание благоприятных условий, способствующих инновационному развитию личности студента, формированию его активной позиции. В этих условиях решаются важные задачи, связанные с воспитанием гражданина своей страны, неравнодушного, инициативного, готового создавать современные и востребованные государством, обществом и реальным производством инновационные проекты.

Отметим, что для масштабирования проектного наставничества в воспитательных целях важно обращать внимание на значимость тиражирования его передового опыта и предъявления широкому сообществу педагогов для дальнейшего внедрения в реальную практику обучения, воспитания и развития студенческой молодежи.

В качестве механизма распространения конструктивного опыта проектного наставничества могут выступать:

– описание успешных практик (формат: представление в виде документов (содержащих алгоритм или технологию, посредством которых достигается решение поставленных целей и задач); широкое предъявление в виде публичных докладов, отчетов, публикаций на сайтах профессиональных сообществ, в сети Интернет, в средствах массовой информации, в учебных информационных изданиях);

– наглядная демонстрация зарекомендовавших себя реальных образцов деятельности (технологий, проектов, моделей, решения ситуаций и т.п.) (формат: широкий показ в рамках видеокурсов, вебинаров, практикумов, мастер-классов, семинаров, презентаций и др.);

– подготовка и широкое предъявление профессиональному сообществу телевизионных передач (формат: представление данных в виде контента, наполняющего и транслирующего эфирными продуктами: диалоговыми передачами, программами, тематическими фильмами и т.п.);

– диалоговое взаимодействие проектных наставников с наставляемыми (формат: творческие уроки и мастерские; выставки; стажировочные площадки; школы-лаборатории).

Открытость, общедоступность, контактность могут обеспечить полезную профессионалу и столь недостающую «насмотренность», являющуюся частью тех самых искомых и желанных, пользующихся в последнее время широкой популярностью soft skills, столь необходимых в практике реализации продуктивного воспитания в высшей школе. Это также касается и формирования культуры проектного наставничества в методологических и технологических решениях. Для эффективной и плодотворной деятельности проектных наставников в высшей школе необходимо создание в воспитательном процессе продуктивной среды, выстроенной на горизонтальных связях людей, идей и ресурсов. Такой средой в высшей школе может выступить студенческий научно-проектный кампус.

Заключение

Таким образом, актуализация проблемы активного вовлечения студентов высшей школы в проектную деятельность обусловила необходимость поиска путей ее решения в воспитательном процессе. Одним из них выступает возможность привлечения к этой деятельности проектных наставников (научно-педагогических работников, специалистов в области проектирования из числа работодателей, студентов – научных волонтеров). Проектные наставники реализуют побудительную; ориентационную; формирующую; оценочно-результативную функции, определяющие выполняемые им роли (мотиватора, исследователя, тренера, эксперта). В качестве продукта их деятельности выступает созданный студентом (под руководством наставника) проект; сами команды студентов-инноваторов и сформированные у них ценности, знания, умения и опыт разработки проекта.