Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

TEACHER TRAINING FOR THE FORMATION PRIMARY SCHOOL STUDENTS’S SELF-CONTROL WHEN SOLVING PRACTICAL PROBLEMS

Zakharova V.A. 1 Shokhireva A.E. 2
1 Perm State Humanitarian Pedagogical University
2 Gymnasium No. 3
The subject of the study is the consideration of the possibilities of preparing a teacher for the formation of self-control of primary scchool students in solving practical problems, that is, in the process of developing functional literacy. The problem of the formation of primary school students’s self-control and the corresponding training of the teacher was considered in pedagogical science in relation to the educational activities of younger students. The requirements for the formation of self-control of students in grades 1-4 and the formation of functional literacy are given in the updated version of the Federal State Educational Standard for Primary General Education of 2021. Pedagogical science is currently looking for an answer to the question of the possible relationship of these processes. There are currently no practical recommendations for the teacher, and the teacher solves the named professional problem under conditions of uncertainty. Uncertainty in the activities of the teacher is also associated with a change in the regulatory framework and terms that are used in relation to the subject under study in different editions of the federal educational standard. Using the method of situational analysis (case study), the authors of the article consider a specific case of preparing a future teacher to solve professional problems under conditions of uncertainty. The situational analysis method is used to describe and scientifically comprehend a specific case in order to prove the provisions of the previously developed theory on the specifics of tasks to prepare a teacher for the formation of students’ functional literacy. One type of such tasks is considered – tasks for reasoning under conditions of uncertainty. An example of the inclusion of a student, and at the final stages of the study, both a student and a primary school teacher, is disclosed in the solution of a professional problem with a high degree of uncertainty. Arguing the expediency of preparing a future teacher for solving such professional problems, the authors propose to consciously use and create learning situations that encourage the student to reason under conditions of uncertainty within the framework of «research work» practices and project and technological practices. The publication was prepared as part of the implementation of the State assignment for scientific research commissioned by the Ministry of Education of the Russian Federation (Nо. KPZU-2021-003) “Conditions for the development of functional literacy among students within the framework of the implementation of educational programs of primary general education”.
teacher education
primary education
professional tasks
professional tasks in conditions of uncertainty
functional literacy
self-control

Современная система образования переживает динамические изменения. В настоящее время учителю приходится решать профессиональные задачи в изменяющихся условиях или в условиях неопределенности, в частности связанных с изменением нормативной базы деятельности. Возможность решения учителем задач в стандартных и нестандартных условиях обозначена в проекте профессионального стандарта учителя, предложенного Министерством труда и социальной защиты России в 2022 г. [1]. Актуальность проблемы подготовки учителя к решению профессиональных задач в изменяющихся условиях отмечается в статье В.С. Басюка [2]. Однако данная проблема остается в настоящее время мало изученной.

Одним из примеров изменений, вызывающих ситуацию неопределенности в деятельности учителя, выступает обновление федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО), включая требования к результатам. Рассматривая такие изменения как позитивные, отметим, что в редакции ФГОС НОО 2021 г. изменились формулировки планируемых результатов обучения и в целом представление о результатах начальной школы. В большей степени такие изменения коснулись метапредметных результатов и появления нового образовательного результата – функциональной грамотности [3].

В обновленной редакции ФГОС НОО среди метапредметных результатов указан самоконтроль и отмечено, что функциональная грамотность формируется на основе метапредметных результатов [3]. В педагогической науке проблема формирования готовности будущего учителя к формированию умения самоконтроля рассматривалась ранее применительно к учебной деятельности [4], но не исследовалась в отношении решения практических задач в аспекте формирования функциональной грамотности. Проблема формирования функциональной грамотности и связи этого процесса с метапредметными результатами остается недостаточно изученной в педагогической науке и не имеет однозначных рекомендаций для педагогической практики, что создает условия неопределенности при решении педагогом профессиональных задач. Тем не менее такие задачи учитель должен решать, и педагогический вуз ищет пути подготовки учителя к решению профессиональных задач в условиях неопределенности.

Целью настоящей публикации является рассмотрение возможностей подготовки учителя начальных классов к решению профессиональных задач в условиях неопределенности, в частности задач, предусматривающих взаимосвязь формирования функциональной грамотности младших школьников (умения решать практические жизненные задачи) и метапредметных результатов (действия самоконтроля).

Материалы и методы исследования

В процессе исследования на этапах сбора, анализа и интерпретации данных использован метод ситуационного анализа (case study), направленный на изучение конкретного случая, произошедшего в определенном месте в определенное время, ограниченного во времени и условиях. Метод ситуационного анализа в настоящей статье использован применительно к одному случаю, ситуационное исследование согласно классификации А. Лейпхарта проведено для подтверждения разработанной ранее теории [5].

Статья выстроена в логике взаимосвязи общей и профессиональной педагогики. Методологически значимой является идея о влиянии изменений в содержании и планируемых результатах общего образования на процесс достижения планируемых результатов высшего педагогического образования. Публикация раскрывает один из аспектов использования разработанной типологии заданий для подготовки учителя к формированию функциональной грамотности обучающихся, включающей типы заданий на знание, применение, рассуждение в условиях определенности и в условиях неопределенности [6]. Описанный в статье случай касается решения профессиональных задач, требующих рассуждения в условиях неопределенности.

Отметим также, что термин «профессиональные задачи» используется применительно к деятельности учителя-практика, в профессиональных ситуациях такие задачи возникают по объективным причинам; термин «задание» применяется к учебным ситуациям, специально созданным преподавателем. К описанному случаю применимы два указанных термина, так как соавтор статьи А.Е. Шохирева выступала на первых этапах (2–4 курс) в учебных ситуациях в качестве студентки ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет» (далее – ПГГПУ), на завершающем этапе – в профессиональных ситуациях как учитель-практик и в учебных ситуациях как студентка 5 курса, обучающаяся по индивидуальному учебному плану.

Результаты исследования и их обсуждение

Краткая характеристика условий ситуационного анализа (кейса) подготовки учителя. Исследование проведено в течение четырех лет в период внесения изменений в ФГОС НОО. На первом этапе А.Е. Шохиревой (студенткой 2 курса) рассмотрена проблема формирования самооценки младших школьников согласно редакции ФГОС НОО 2009 г.; проведено сопоставление ФГОС НОО 2009 и проекта новой редакции ФГОС НОО 2019 г.; выявлено изменение требований к результатам начального общего образования в части регулятивных универсальных учебных действий. Далее, на 3–4 курсах, в рамках практик «научно-исследовательская работа» и проектно-технологических практик студентка включалась в деятельность по диагностике метапредметных результатов обучения младших школьников (проект «Кластер качества ПГГПУ»). В этот период отмечено появление новой редакции ФГОС НОО (2021 г.) с уточненным перечнем метапредметных результатов и введением нового образовательного результата – функциональной грамотности. На 4 и 5 курсах в логике исследований кафедры теории и технологии обучения и воспитания младших школьников ПГГПУ принято решение о разработке программы курса внеурочной деятельности для начальной школы, объединяющей проблему формирования функциональной грамотности и достижения метапредметных результатов (действия самоконтроля). Обучаясь на 5 курсе, А.Е. Шохирева начала работать учителем первого класса и включилась в реализацию новой редакции ФГОС НОО.

Участие студентки в исследовательской деятельности по научному направлению кафедры по теме, отличающейся высокой степенью новизны и требующей решения профессиональных задач в условиях неопределенности, связано с формированием у студентки следующих компетенций, предусмотренных ФГОС высшего образования:

− универсальной компетенции «УК-2. Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений»;

− общепрофессиональной компетенции «ОПК-5. Способен осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся, выявлять и корректировать трудности в обучении» [7].

Характеристика неопределенности в нормативной базе, регулирующей требования к результатам начального общего образования. В рамках исследовательской работы проведенный студенткой анализ показал изменение нормативной базы, определяющей результаты начального общего образования, на основе сравнительного анализа была подготовлена публикация в научный журнал ПГГПУ [8]. Основные выводы по результатам сопоставления различных редакций ФГОС НОО в аспекте действий оценки и контроля, показывали, что количество умений в новой редакции ФГОС НОО уменьшилось (выделено 2 умения, объединенных в группу «самоконтроль»: устанавливать причины успеха/неудач учебных действий; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок), в сравнении с редакцией 2009 г. (3 умения) [3] и с проектом ФГОС НОО 2019 г. (4 умения) [9]. Изменилась терминология: если в редакции ФГОС НОО 2009 г. совместно использованы два термина «контролировать и оценивать свои учебные действия», то в редакции 2021 г. введен общий термин для двух умений «самоконтроль». Обновленная редакция ФГОС НОО содержит указание на то, что формирование нового для начальной школы образовательного результата – функциональной грамотности – происходит на основе сформированных метапредметных результатов, среди которых выделяется действие самоконтроля [3].

Изменения редакции ФГОС НОО породили терминологический разрыв, создавший для учителя ситуацию неопределенности и вызвав профессиональные вопросы. Часть ответов на указанные вопросы найдена в педагогических и психологических источниках: исследования российских и зарубежных ученых в большей степени посвящены проблеме самоконтроля и самооценки в учебной деятельности. В то же время студентке удалось осмыслить логику, которая была положена в основу формирования умений самоконтроля младших школьников. На основе анализа трудов Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, К.П. Мальцевой [10], А.Г. Асмолова [11], Г.В. Репкиной, Е.В. Заики [12], М.И. Кузнецовой [13; 14] выделены следующие психологические особенности младших школьников в аспекте формирования действия оценки и самоконтроля:

− на формирование данных действий влияет уровень сформированности произвольного поведения;

− сначала младший школьник овладевает взаимооценкой и только после самооценкой;

− на первых этапах обучающийся может контролировать работу при сопоставлении своих действий с образцом;

− даже научившись себя контролировать, младший школьник не всегда выполняет данное действие, поэтому ему необходимо постоянное побуждение со стороны.

Включение студентки в работу по анализу диагностических работ, выполненных учениками начальных классов в рамках проекта «Кластер Качества ПГГПУ», позволило выявить недостаточную сформированность данной группы умений у младших школьников и обосновать актуальность выбранной темы исследования [8].

В процессе исследовательской работы студентка заметила, что совокупность взаимосвязанных задач в рамках исследования и ожидаемые результаты работы изменились вследствие изменения нормативных документов федерального уровня, и внесла коррективы в свою деятельность. Это позволяет признать сформированность у студентки профессиональной компетенции «УК-2. Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений» [7].

Разработка программы курса внеурочной деятельности. На следующем этапе исследовательской деятельности студентки был определен продукт для самостоятельной разработки: принято решение разработать курс для формирования действия самоконтроля. Согласно ФГОС НОО 2021 г. выделены следующие планируемые результаты, которыми должен овладеть младший школьник в разрабатываемом курсе: устанавливать причины успеха/неудач деятельности; корректировать свои действия для преодоления ошибок. Для разработки был выбран практико-ориентированный краткосрочный курс, связывающий проблематику формирования действия самоконтроля и функциональной грамотности младших школьников.

Для оценки успешности реализации разработанного курса студенткой рассмотрены диагностические методики: «Оценка уровня сформированности учебной деятельности» (авторы Г.В. Репкина и Е.В. Заика предлагают два способа диагностики: использование качественной характеристики из шести уровней и набор вопросов для учителей) [12] и «Выкладывание узора из кубиков» (автор П.Я. Гальперин, ученику предлагается выложить фигуру из элементов по образцу, сформированность оценивается по трем уровням) [11]. Указанные методики имеют ряд ограничений: временные затраты и субъективность оценивания. Рассмотрены педагогические диагностики, интересные, но требующие финансовых вложений: «ЭМУ-Эрудит» (раунд «Ловкий») для 1–4 классов; «Кластер качества ПГГПУ» для 1–4 классов.

В ходе изучения опыта проведено анкетирование учителей начальных классов. По результатам анкетирования выявлены наиболее используемые учителями диагностики, изучена актуальность используемых диагностик, подготовлена публикация [8]. Путем анкетирования учителей получены сведения о трудностях при формировании действий оценки и самоконтроля, которые группированы следующим образом:

− трудности обучающихся: «не всегда могут обосновать оценку работы», «не могут себя оценить, сомневаются», «не могут выделить предмет оценки», «нет умения контролировать свою деятельность»;

− трудности учителя: «отсутствие критериального оценивания», «нечеткие критерии и однообразная оценка (аккуратно, правильно)», «пятибалльная система не позволяет отслеживать динамику», «специально не планирую работу по формированию действия оценки».

Выделенные трудности педагогов и обучающихся приняты во внимание в процессе разработки курса внеурочной деятельности.

В 2022–2023 учебном году А.Е. Шохирева начала работать учителем первого класса в Гимназии № 3 г. Перми. Разработанный краткосрочный курс внеурочной деятельности «Помощники» прошел опытную проверку на базе указанной образовательной организации. Программа курса для первого класса состоит из восьми занятий, для каждого определены умения в рамках контрольной деятельности обучающихся (таблица), разработан конспект.

Тематика занятий и планируемые результаты курса внеурочной деятельности

Тема

Умения в рамках контрольной деятельности обучающихся

1

Вводное занятие

Мотивирование обучающихся на прохождение курса

2

«С чего начинается мой день?»

Формирование умений контролировать вместе с другими, находить ошибку, исправлять ошибку

3

«Порядок на столе – порядок в голове»

Формирование умений контролировать вместе с другими, контролировать действия других, находить ошибку, исправлять ошибку

4

«Чистота – залог здоровья»

Формирование умений контролировать действия других, находить ошибку, исправлять ошибку

5

«Семейные заботы»

Формирование умений контролировать действия других, контролировать себя, находить ошибку, исправлять ошибку

6

«Чем помочь на кухне?»

Формирование умений контролировать действия других, контролировать себя, находить ошибку, исправлять ошибку

7

«Мои первые блюда»

Формирование умений контролировать действия других, контролировать себя, находить ошибку, исправлять ошибку

8

Итоговое занятие

Рефлексия прохождения курса

missing image file

Рис. 1. Форма фиксации результатов выбора обучающихся на занятиях

Представим пример одного из занятий курса. Шестое занятие посвящено теме помощи на кухне, а именно столовому этикету и правилам сервировки стола, которые первоклассники узнают на этапе совместной работы. Далее, на этапе самостоятельной работы, обучающиеся получают изображение тарелки, справа и слева от которой предлагается нарисовать столовые приборы, в соответствии с правилами сервировки, которые они запомнили. После выполнения задания учитель предлагает ученикам проверить себя и зачитывает отрывок правила. Обучающиеся сопоставляют полученный результат с услышанным отрывком, выявляют допущенную ошибку и исправляют ее. После этого на слайде открывается изображение с образцом выполнения для повторного самоконтроля.

Результаты опытной проверки разработанного курса внеурочной деятельности. Для оценки динамики формирования умений самоконтроля младших школьников в процессе реализации разработанного курса внеурочной деятельности использован метод наблюдения и фиксации на каждом занятии действий обучающихся согласно педагогической технологии, разработанной в ПГГПУ. В «Карте наблюдения» фиксировался выбор вариантов выполнения задания: самостоятельно, с помощью одноклассника, с помощью учителя [15]. Ученики отмечали свой выбор на листе бумаги, который передавался на каждый ряд, с помощью разноцветных листов с клеевым слоем (стикеров) (рис. 1).

Исходя из данных, полученных при проведении занятий, автор разработанного курса отметил, что в экспериментальном классе уровень сформированности действия самоконтроля за время прохождения курса вырос. Так, в экспериментальном классе доля обучающихся, выбравших и выполнивших три из трех заданий с самоконтролем в практической ситуации, выросла с 4 до 100 % (1и 25 чел. соответственно). При этом в контрольном классе показатель соответственно вырос с 0 до 18 % (5 чел.), 71 % (20 чел.) выполнили два задания из трех с самоконтролем (рис. 2).

По предложению эксперта для оценки корректности данных, полученных с помощью технологии «Карта наблюдения», на завершающем этапе реализации курса внеурочной деятельности в экспериментальном классе проведена диагностика по методике П.Я. Гальперина «Выкладывание узора из кубиков» [11]. Проведение диагностики по методике «Выкладывание узора из кубиков» подтвердило данные, полученные с помощью технологии «Карта наблюдений»: у 100 % учеников сформирован самоконтроль по результату, в том числе у 12 % (3 чел.) адекватный по результату (3 уровень), у 88 % (22 чел.) – адекватный по результату, эпизодический предвосхищающий (2 уровень), 0 % составила доля детей с отсутствующим самоконтролем (1 уровень).

Проведенное студенткой исследование показало, что краткосрочный практико-ориентированный курс внеурочной деятельности может способствовать овладению действием самоконтроля как регулятивным универсальным учебным действием в начальной школе. Курс внеурочной деятельности построен на материале практических жизненных ситуаций. Ученики первого класса освоили умения самоконтроля в домашних делах.

missing image file

Рис. 2. Результаты опытной проверки курса внеурочной деятельности (% заданий, выполненных с самоконтролем; всего 3 задания, отсутствие значения на констатирующем этапе показывает, что все задания выполнены с внешним контролем)

Логика курса выстроена целенаправленно: ученики двигались от контроля совместно с учителем к взаимоконтролю и далее самоконтролю. С помощью стикеров трех цветов ученики обозначали свой выбор: выполнять контроль либо вместе с учителем, либо с одноклассником, либо самостоятельно. По завершении курса первоклассники в экспериментальном классе стали выбирать самоконтроль и справлялись с ним. Таким образом, сформулированная студенткой гипотеза подтвердилась. Задачи решены, цель исследования достигнута. Разработанные материалы могут быть использованы учителями во внеурочной деятельности. По материалам подготовлены 3 публикации.

Разработка собственного продукта – программы краткосрочного курса внеурочной деятельности с методическими материалами (конспекты всех занятий, презентации, отбор диагностических методик) и его опытная проверка (анализ и интерпретация результатов входной и итоговой диагностик в экспериментальном и контрольном классах, дополнение диагностических методик на завершающем этапе) позволяют судить о сформированности у студентки общепрофессиональной компетенции «ОПК-5. Способен осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся, выявлять и корректировать трудности в обучении» [7].

Настоящая статья отражает новые для российской системы образования проблемы с точки зрения общей педагогики – взаимосвязь формирования функциональной грамотности и достижения метапредметных результатов; профессиональной педагогики – подготовка будущего учителя к решению профессиональных задач в условиях неопределенности, нестандартных задач.

Авторы публикации не претендуют на полноту исследования. Рамки настоящего исследования в аспекте общей педагогики ограничены одним метапредметным результатом (группа умений самоконтроля), перечень таких метапредметных результатов в обновленной редакции ФГОС НОО широк. Рамки исследования с точки зрения профессиональной педагогики также сознательно ограничены авторами в пределах двух компетенций (универсальной компетенции УК-2 и общепрофессиональной компетенции ОПК-5) согласно ФГОС высшего педагогического образования. На наш взгляд, описанный случай позволяет акцентировать внимание на указанных компетенциях.

Отметим, что необходимость описания существенных признаков профессиональных задач, требующих от педагога рассуждения в условиях неопределенности и принятия соответствующих решений, также побуждает нас к проведению дальнейшего исследования. Настоящая публикация служит доказательством возможности возникновения таких задач в деятельности педагога и содержит конкретный пример ситуации, в которой они возникают (неопределенность нормативной базы).

Заключение

Динамические изменения в сфере образования на настоящем этапе отражаются на комплексе профессиональных задач, которые решает учитель. В деятельности педагога встречаются задачи, которые приходится выполнять в условиях неопределенности, вызванной факторами, не зависящими от самого учителя. Педагогическому вузу целесообразно подготовить будущего учителя к решению профессиональных задач, отличающихся высокой степенью неопределенности.

С точки зрения профессиональной педагогики описанный в статье случай отражает объективно сложившуюся ситуацию, когда студентка 5 курса педагогического вуза, начавшая работу в качестве учителя первого класса, была вынуждена решать профессиональные задачи в условиях неопределенности нормативной базы в части требований к результатам обучения младших школьников. Подобные задачи можно намеренно предлагать студентам в рамках практик, связанных с научно-исследовательской деятельностью, и проектно-технологических практик. Такие практики помогут будущему учителю овладеть рассуждением в условиях неопределенности, предъявляя результаты в виде эссе, научных статей, курсовых или выпускной квалификационной работы.

С общепедагогической точки зрения проведенная студенткой работа показала возможность целенаправленного построения взаимосвязи процессов формирования функциональной грамотности младших школьников и достижения метапредметных результатов (в аспекте самоконтроля). Такие возможности могут быть реализованы в рамках краткосрочного практико-ориентированного курса внеурочной деятельности, в котором в процессе решения жизненных задач (домашние дела) предусмотрено постепенное нарастание самостоятельности контрольных действий, обучающихся (контроль учителя – взаимоконтроль обучающихся – самоконтроль ученика). В перспективе исследования интересно рассмотреть более детально вопрос о том, как происходит перенос освоенных умений самоконтроля из практических жизненных ситуаций в учебную деятельность.