Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

NORMATIVE AND METHODOLOGICAL SUPPORT OF THE DEMONSTRATION EXAM AT THE PEDAGOGICAL UNIVERSITY

Sigitova L.I. 1
1 Altai State Pedagogical University
The work describes the results of the study, the basis of which was the FSBEI HE “Altai State Pedagogical University” of Barnaul. The study related to the organization of the demonstration exam, its scientific and methodological training carried out in 2021–2023. The relevance of the article is due to the fact that information on the development of a regulatory framework, on the experience of preparing and conducting a demonstration exam will contribute to the timely and successful introduction of an innovative form of control in higher education organizations. In order to improve pedagogical training, it is necessary to check not only the presence of theoretical knowledge, but also practical skills and skills during the current, intermediate and final certification of students. The article provides a brief overview of regulatory sources regulating the preparation and implementation of the demonstration exam as a form of current, intermediate and final certification in higher pedagogical educational institutions. A list of documents presented that the organization must independently develop for the preparation and implementation of the demo examination, taking into account the available conditions and resources. The author highlights the main functions confirming the demand for the demonstration exam at the regional and all-Russian levels. For the successful implementation of the demo examination, it is necessary to determine the principles of its development and application, mechanisms/algorithms for its implementation, develop guidelines for its implementation and predict trends in the development of a new form of control in a pedagogical university. The article was prepared as part of the implementation of the state task of the Ministry of Education of the Russian Federation dated 02.06.2023 No. 073-00015-23-04 on the topic “Examination of subject-methodical cases for conducting a demonstration exam in the process of teacher training.”
pedagogical university
demonstration exam
regulatory support
methodological support

Актуальность заявленной проблемы обусловлена тем, что информация о разработке нормативно-правовой базы, об опыте подготовки и проведения демонстрационного экзамена (далее – демоэкзамен) будет способствовать своевременному и успешному внедрению инновационной формы контроля в организациях высшего образования. В современных условиях развития российского педагогического образования профессиональная практико-ориентированная подготовка студентов носит непрерывный и системный характер.

В целях совершенствования педагогической подготовки необходимо при проведении текущей, промежуточной и итоговой аттестации студентов проверять не только наличие теоретических знаний, но и практических умений и навыков. Существует такой опыт проведения экзамена, где один или два вопроса направлены на установление наличия теоретических знаний у студента, а последний вопрос экзаменационного билета – задача или педагогическая ситуация, которую студент должен решить. Такая форма аттестации выявляет практические умения лишь умозрительно. Современный педагогический вуз имеет возможность создать приближенную к реальности школьную или классную атмосферу, ситуацию с «живыми» участниками и установить у студента сформированность профессиональных педагогических компетенций. В этом случае текущий контроль, промежуточная аттестация и итоговая экзаменационная оценка будут отражать реальный уровень подготовки по пройденной теме, по конкретному предмету.

Для успешной реализации демоэкзамена нужно определить принципы его разработки и применения, механизмы/алгоритмы его проведения, разработать методические рекомендации его осуществления и прогнозировать тенденции развития новой формы контроля в педагогическом вузе. Эта работа в образовательной организации должна быть регламентирована нормативно-правовыми документами федерального, регионального, муниципального и локального уровней.

Нам представляется важным анализ нормативно-правовых документов, которые регламентируют подготовку и внедрение демонстрационного экзамена, и обобщение полученных данных для дальнейшего использования в развитии системы педагогического образования.

Результаты исследования будут способствовать популяризации демонстрационного экзамена на региональном и всероссийском уровнях, помогут образовательным организациям в осуществлении и усовершенствовании форм контроля и оценки знаний студентов и выпускников педагогических вузов.

Материалы и методы исследования

ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет» активно внедряет форму контроля «демонстрационный экзамен» [1]. Разработана и апробирована модель демонстрационного экзамена на практике, в процесс подготовки педагогических кадров включены работодатели, усиливается практико-ориентированная подготовка в университете.

В 2021 г. состоялось 15 демозащит, все выпускники, принявшие участие в демоэкзамене, работают по педагогическому профилю. В 2022 г. внедрение демоэкзамена продолжилось по следующим направлениям:

1. Количество выпускников АлтГПУ, обучающихся по педагогическому профилю, принявших участие в демонстрационном экзамене, увеличилось до 50 чел.

2. В реализацию демоэкзамена стали привлекаться волонтеры.

3. В демонстрационный экзамен включены «Физика», «Технология», «ОБЖ», «Обществознание» и другие профили подготовки, ранее не задействованные.

4. Расширяется комплекс методических рекомендаций по проведению демоэкзамена по различным профилям как в предметной плоскости, так и по воспитательной деятельности.

5. Проведена апробация проектной части выпускных квалификационных работ (далее – ВКР) и кейсов по государственному экзамену (далее – ГЭ) на базе общеобразовательных организаций г. Барнаула и других муниципалитетов Алтайского края, в том числе сельских.

В 2023 г. ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет» стал федеральной инновационной площадкой (ФИП) по проведению прикладного научного исследования по теме «Экспертиза предметно-методических кейсов для проведения демонстрационного экзамена в процессе подготовки учителя». В ходе данного исследования были запланированы мероприятия, представленные на рисунке.

Для подготовки и осуществления данных мероприятий необходим глубокий анализ нормативных документов, регламентирующих организацию демонстрационного экзамена в педагогическом вузе. Нормативно-правовая база данного вопроса может структурироваться по различным основаниям, но наиболее логичным, на наш взгляд, является расположение и анализ документов по их юридической силе [2]. При организации демоэкзамена необходимо учитывать требования федеральных нормативных документов (таблица).

Данный перечень не является полным, так как нормативная база постоянно обновляется, какие-то документы устаревают, другие становятся актуальными.

missing image file

Мероприятия по проведению прикладного научного исследования ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет» по теме «Экспертиза предметно-методических кейсов для проведения демонстрационного экзамена в процессе подготовки учителя» на 2023 г.

Нормативные документы федерального уровня, регламентирующие организацию демонстрационного экзамена в педагогическом вузе

Название документа

Тип документа

Дата выхода

1

Об образовании в Российской Федерации [3]

Федеральный закон № 273-ФЗ

29.12.2012 г.

2

Концепция подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года [4]

Распоряжение Правительства РФ № 1688-р

24.06.2022 г.

3

О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки [5]

Указ Президента РФ

07.05.2012 г.

4

Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [6]

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ

18.10.2013 г.

5

О целевом обучении по ОПОП СПО И ВО [7]

Постановление Правительства РФ № 1681

13.10.2020 г.

В ст. 59 «Итоговая аттестация» закона «Об образовании в Российской Федерации» говорится, что «итоговая аттестация проводится на основе принципов объективности и независимости оценки качества подготовки обучающихся», «является обязательной и проводится в порядке и в форме, которые установлены образовательной организацией, если иное не установлено настоящим Федеральным законом» [3]. Форма «демонстрационный экзамен» соответствует требованиям принципов объективности и независимости, так как при его проведении приглашаются эксперты, разрабатываются требования к проведению и оцениванию, критерии оценки.

В «Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года» говорится о необходимости создания системы оценки сформированности профессиональных компетенций выпускников, проверяемой в рамках государственной итоговой аттестации с помощью профессионального (демонстрационного экзамена). Данный процесс предусматривает комплексную оценку результатов освоения образовательной программы. Отмечается, что внедрение механизмов оценки готовности студентов к профессиональной деятельности должно произойти не только в рамках государственной итоговой аттестации, но и на различных этапах предметного обучения [4].

В Указе Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», опубликованном в 2012 г. Правительству Российской Федерации совместно с общероссийскими объединениями работодателей и ведущими университетами предлагалось разработать предложения по проведению общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ высшего профессионального образования [5].

В профессиональном стандарте «Педагог» описаны трудовые функции (функциональная карта вида профессиональной деятельности), их характеристика, трудовые действия педагогов, необходимые умения, знания и другие характеристики [6]. Оценить наличие указанных характеристик наиболее оптимально при помощи демоэкзамена.

Постановление Правительства РФ № 1681 «О целевом обучении по ОПОП СПО И ВО» вступило в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г. [7]. Работодателю (заказчику) важно понимать, какими компетенциями владеет выпускник. И наиболее полно сформированные компетенции представляются студентом в ходе демонстрационного экзамена [8].

Анализ представленных документов, опыт реализации демоэкзамена в ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет» свидетельствуют о необходимости разработки в педагогическом вузе следующих локальных нормативно-правовых актов и учебно-методических разработок, регламентирующих новую форму контроля:

1. Положение о демонстрационном экзамене.

2. Методические рекомендации по проведению демонстрационного экзамена по различным профилям по предметам.

3. Методические рекомендации по проведению демонстрационного экзамена по различным профилям по воспитательной деятельности.

4. Методические рекомендации по оцениванию результатов демонстрационного экзамена, которые определяют содержание и технологии экспертной оценки предметно-методических кейсов.

5. Методические рекомендации для обучающихся по подготовке к демонстрационному экзамену по основным образовательным программам.

6. Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации по подготовке экспертов демонстрационного экзамена.

В Положении о демонстрационном экзамене необходимо отразить общие положения, термины и определения, материально-техническое оснащение демонстрационного экзамена, требования к кадровым условиям организации и проведения демонстрационного экзамена, организацию и порядок проведения демонстрационного экзамена, оценочные средства демонстрационного экзамена, особенности проведения демонстрационного экзамена для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет» обновленное Положение действует с июня 2023 г. и учитывает уже наработанный опыт в данном вопросе [9].

Методические рекомендации по организации и проведению демонстрационного экзамена по основным образовательным программам высшего образования УГСН 44.00.00 Образование и педагогические науки должны быть разработаны в организации в соответствии со всеми указанными нормативными документами и содержать общие положения, в которых обозначены цели, задачи, принципы проведения демоэкзамена. Далее необходимо описать термины и определения, нормативные основания организации и проведения демонстрационного экзамена, требования к условиям организации и проведения демонстрационного экзамена, порядок проведения демонстрационного экзамена, оценочные материалы и технологию оценивания результатов демонстрационного экзамена, особенности проведения демонстрационного экзамена для лиц с ограниченными возможностями здоровья, порядок хранения и обработки данных демонстрационного экзамена, приложения. Положение о демоэкзамене и методические рекомендации имеют сходную структуру, но различны по своим функциям и содержанию. В методических рекомендациях более глубокое содержание, подробное описание процедур текущей и итоговой аттестации.

Выводы

Востребованность демонстрационного экзамена на региональном, всероссийском и международном уровнях обусловлена его основными функциями:

1. Способствует трудоустройству выпускников, в том числе с использованием рейтинга.

2. Осуществляется демонстрация проекта на государственной итоговой аттестации (далее – ГИА).

3. Учитывается мнение экспертов, специалистов в сфере образования. Привлекаются ведущие профессиональные ассоциации и объединения работодателей к независимой оценке качества профессиональной подготовки.

4. Может осуществляться экспертиза специалистов системы образования, педагогических кадров региона, их аттестация. Внедряются механизмы выявления дефицитов профессиональной подготовки педагогических кадров.

5. Проводится апробация проектной части ВКР, кейсов на базе профильных организаций города и края.

6. Способствует решению актуальных задач системы образования региона посредством согласования тематики ВКР и кейсов ГЭ.

7. Осуществляется комплексная оценка результатов освоения образовательной программы обучающимися.

8. Совершенствуются механизмы актуализации образовательных программ подготовки педагогических кадров, повышается престиж педагогической профессии.

Образовательным организациям рекомендуется актуализировать локальные нормативные акты, регулирующие порядок организации и осуществления образовательной деятельности по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, в том числе практическую подготовку, порядок проведения текущей и промежуточной аттестации, порядок проведения государственной итоговой аттестации [9].

Нормативно-правовое и методическое обеспечение демонстрационного экзамена является зоной ответственности образовательной организации высшего педагогического образования, которая самостоятельно разрабатывает и утверждает в установленном порядке локальные нормативно-правовые акты и методические материалы по организации и проведению демоэкзамена с учетом имеющихся условий и ресурсов.