Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

REGULATORY AND DIAGNOSTIC BASES FOR THE FORMATION OF UNIVERSAL EDUCATIONAL REGULATORY ACTIONS OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN

Kotkina E.A. 1
1 Mordovian State Pedagogical University named after M.E. Evsevev
In the course of the work, the author analyzed the psychological and pedagogical scientific literature and legal documents regulating the educational process in relation to the formation of universal educational regulatory actions of younger students, and also presented the results of the diagnostics. Particular attention is paid to the analysis of the Federal State Educational Standard of Primary General Education and the Federal General Education Program of Primary General Education. The results of the study made it possible to identify the main trends and approaches for the formation of a high level of universal educational regulatory actions among younger students, in order to improve the quality of education and ensure the successful development of younger students. In conclusion, the article provides generalized conclusions based on the analysis and diagnostics carried out, emphasizing the importance of purposeful work on the formation of universal educational regulatory actions of younger students. These findings open up prospects for further research and improvement of pedagogical approaches to teaching younger students, contributing to their successful development in the learning environment. The reference to the scientific literature and regulatory documents in this study emphasizes the scientific validity and relevance of the work, which makes its results significant for pedagogical practice and educational policy. This opens up new opportunities for the development of methods and programs that contribute to the development of universal educational regulatory actions among younger students, and, ultimately, contribute to an increase in the overall level of education in the country. The study was carried out within the framework of a grant for conducting research work in priority areas of scientific activity of partner universities in network interaction (Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla and Mordovian State Pedagogical University named after M.E. Evseviev) on the topic “Theoretical foundations for the formation of regulatory universal educational activities of younger schoolchildren in project activities”.
universal educational regulatory actions
junior schoolchildren
Federal State Educational Standard
Federal General Education program of primary general education

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) определяет универсальные учебные регулятивные действия (УУРД) как способности к самоорганизации (умению планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий); к самоконтролю (умению устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок) [1]. Поэтому УУРД в образовании обычно относятся к способностям и навыкам учащихся, которые позволяют им осуществлять самоорганизацию и самоконтроль своей учебной деятельности. Эти умения помогают учащимся ставить цели, планировать свою работу, контролировать процесс выполнения задач, давать оценку своим действиям и достижениям, а также уметь вводить необходимые корректирующие действия. Способность к самоорганизации предполагает умение эффективно организовывать свою деятельность, распределять время, устанавливать приоритеты, определять цель, задачи и определять план действий для достижения результата [1]. Самоконтроль относится к умению регулировать и контролировать свое поведение и учебном процессе. Это формирует способность следить за своими достижениями, оценивать свои действия и принимать ответственность за результаты. УУРД считаются важными компонентами образовательного процесса, поскольку они помогают учащимся стать более активными и самостоятельными участниками своего обучения.

Цель исследования – анализ действующих нормативно-правовых документов, обеспечивающих необходимость формирования универсальных учебных регулятивных действий младших школьников и характеристика практико-ориентированных основ и их результатов.

Материалы и методы исследования

В работе использованы методы анализа, обобщения, систематизации и сравнения.

Результаты исследования и их обсуждение

Формирование УУРД является актуальной проблемой образования в младшем школьном возрасте и становится приоритетной задачей. Для младшего школьного возраста ведущей деятельностью становится учебная, поэтому происходит активное усвоение опыта через знания, умения и навыки. Учебная деятельность обеспечивает младшему школьнику возможность для развития таких умений, как самоконтроль и самоорганизация. Эти умения младшего школьного возраста и являются составляющими УУРД. Длительное время проблема самоконтроля была предметом исследования психологической науки и связана с исследованием многих авторов (А.Я. Арет, Ю.К. Бабанский, М.И. Боришевский, А.З. Зак, Н.Н. Камышева и др.). А.Г. Асмолов в своих трудах определяет, что обучение такой способности, как самоконтроль, представлено перед педагогами начальных классов как одна из важных и значимых задач [2, с.112]. Еще одним важным УУРД является умение самоорганизации, которое очень подробно описано в трудах исследователей (В.П. Зинченко, П.К. Анохин, О.А. Конопкин, А.Н. Леонтьев, Н.А. Бернштейн, Б.Ф. Ломов). Развитие способности к самоорганизации способствует повышению эффективности учебной деятельности, соответственно, улучшению учебных результатов [3, с. 56]. По результатам анализа нормативно-правовых документов следует сделать вывод что универсальные учебные регулятивные действия – это «…учебные знаково-символические средства, являющиеся результатами освоения обучающимися программы начального общего образования, направленные на овладение типами учебных действий, включающие способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение, ставить новые учебные задачи, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания». Овладение УУРД младшими школьниками определяется на этапе завершения ими освоения программы начального общего образования [1], для оценки уровня сформированности знаний, умений и навыков младших школьников Федеральная общеобразовательная программа начального общего образования (ФОП НОО) предписывает использовать системы оценки через комплексный, уровневый и системно-деятельностный подходы. Относительно УУРД рекомендуется использование комплексного подхода, который предполагает оценку через проведение мониторинга динамических показателей освоения умений и знаний, в том числе формируемых с использованием информационно-коммуникационных (цифровых) технологий; использование комплекса оценочных процедур как основы для оценки динамики индивидуальных образовательных достижений обучающихся и для итоговой оценки; использование форм работы, обеспечивающих возможность включения обучающихся в самостоятельную оценочную деятельность (самоанализ, самооценка, взаимооценка); использование мониторинга динамических показателей освоения умений и знаний, в том числе формируемых с использованием информационно-коммуникационных (цифровых) технологий [4]. Комплексный подход включает систему оценки образовательных достижений на начальной ступени образования, которая позволяет оценивать планируемые результаты (личностные, предметные и метапредметные). Система оценки, в свою очередь, предусматривает уровневый подход к содержанию, именно поэтому фиксирование, анализ и сравнение достижений необходимо для успешного продолжения образования и достигаемо большинством учащимися. Оценка личностных, предметных и метапредметных результатов начального общего образования проводится в соответствии с пунктом 30.2 ФГОС НОО [4]. Итак, метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных действий, которые обеспечивают успешность изучения учебных предметов, а также становление способности к самообразованию и саморазвитию [5].

В нашем исследовании особый интерес представляет оценка метапредметных результатов (УУРД), то есть оценка умения самоорганизации (планировать действия по решению учебной задачи для получения результата, выстраивать последовательность выбранных действий) и самоконтроля (устанавливать причины успеха (неудач) в учебной деятельности, корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок) [6]. На основе анализа психолого-педагогической литературы (И.П. Подласый, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, Д.А. Леонтьев, С.Т. Шацкий, В.А. Сластенин, Д.Б. Эльконин, А.В. Петровский, Л.И. Божович, А.В. Запорожец, В.А. Лебедев, Н.В. Борисова и др.) нами был разработан и проведен педагогический эксперимент, который позволил выявить уровень сформированности универсальных учебных регулятивных действий младших школьников. С целью диагностики уровня сформированности УУРД младших школьников использовался разработанный нами электронный продукт «Диагностика универсальных учебных регулятивных действий младших школьников», представляющий комплекс заданий из 21 диагностирующего задания, которые в свою очередь представлены в двух блоках. Первый блок включает задания на диагностику уровня сформированности самоорганизации. Например, включена такая методика, как «Лабиринт» (Л.А. Венгер). Цель: выявление уровня сформированности самоорганизации младших школьников. Метод оценивания: индивидуальная работа. Инструкция: Учащемуся предлагается сесть за компьютер, дается задание проанализировать представленный перед ним материал, выстроить план действий и выполнить задание по нахождению верного пути в лабиринте. Критерии оценки: 2 балла – определена учебная задача на основе анализа представленного изображения, выстроена логика для получения решения задачи, выполнены действия для выполнения задания, либо не приступил к заданию; 1 балл – определена учебная задача на основе анализа представленного изображения, выстроена логика для получения решения задачи, не выполнены действия для выполнения задания; 0 баллов – не определена учебная задача на основе анализа представленного изображения, не выстроена логика для получения решения задачи, не выполнены действия для выполнения задания, либо не приступил к заданию. Второй блок включает задания на диагностику уровня сформированности самоконтроля младших школьников. Например, включена такая методика, как «Штриховка» (Е.В. Кирейчева). Цель: выявление уровня сформированности самоконтроля младших школьников. Метод оценивания: индивидуальная работа. Инструкция: Учащемуся предлагается сесть за компьютер, дается задание заштриховать силуэт машинки по образцу, части которой имеют разную штриховку (кабина заштрихована по горизонтали, колеса – по вертикали, окна – пунктиром). Критерии оценки: 2 балла – проведен анализ данного образца с целью определения учебных действий, задание выполнено идентично образцу; 1 балл – проведен анализ данного образца с целью определения учебных действий, задание не выполнено идентично образцу; 0 баллов – не проведен анализ данного образца с целью определения учебных действий, задание не выполнено идентично образцу.

В основу диагностического материала были заложены научные разработки разных авторов (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, О.А. Карабанова, Г.В. Репкин, В.Ф. Заика и др.) а также разработки в области диагностики метапредметных результатов начального общего образования по образовательной системе «Школа России» (М.И. Моро, В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова, А.А. Плешаков и др.).

Для количественной обработки результатов нами были выделены три показателя:

– «0» – отказ от выполнения учебной задачи; выполнение учебной задачи не по инструкции;

– «1» – решение учебной задачи частично; наличие незначительных ошибок;

– «2» – правильное самостоятельное решение учебной задачи; выполнение по инструкции.

Полученные данные прошли обработку с помощью подсчета суммы и среднего значения. Для выявления общего уровня сформированности УУРД нами были определены средние значения сформированности УУРД следующим образом: 0–0,7 – низкий уровень развития УУРД; 0,8–1,7 – средний уровень развития УУРД; 1,8–2 – высокий уровень развития УУРД. Количественные данные заносились в индивидуальный протокол каждого участника.

Остановимся на характеристике результатов эксперимента, в ходе которого был выявлен уровень сформированности УУРД младших школьников. В нем приняли участие 164 школьника на базе Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 10» и Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 8» в возрасте от 7 до 8 лет.

В ходе эксперимента 31 % обучающихся успешно справились с представленными диагностическими заданиями и показали высокий уровень сформированности УУРД, для которых было характерно проявить умение определять учебную задачу на основе анализа представленного изображения, выстраивать логику для получения решения задачи, выполнять действия для выявления неизвестного; устанавливать цель с учетом, составлять план и последовательность действий; проводить анализ учебной задачи, на основе его определять «модель» конечного результата, выполнять действия для выполнения задания; выполнять анализ с целью выполнения по образцу, в соответствии с ним выполнять действия для достижения результата с заданным образцом; проводить анализ учебной задачи, выполнять корректив в данной учебной задаче для достижения результата; проводить анализ учебных действий; со средним уровнем сформированности УУРД – 49 % испытуемых, для которых характерно умение понимать учебную задачу на основе анализа представленного изображения, выстроена логика для получения решения задачи, но допускаются ошибки при выполнении действий; определять цель с учетом конечного результата, но допускать ошибки в составлении плана и определения последовательности действий; проводить анализ учебной задачи, на основе его определена «модель» конечного результата, но допускать ошибки в действиях; проводить анализ данного образца с целью определения учебных действий, но выполнять задание не идентично образцу; с низким уровнем сформированности УУРД – 20 % испытуемых, для которых характерен отказ от выполнения заданий и действий по инструкции; неумение определять учебную задачу; выстраивать логику для получения решения задачи; устанавливать цель с учетом конечного результата; проводить анализ учебной задачи, на основе его определять «модель» конечного результата; проводить анализ данного образца с целью определения учебных действий. Результаты диагностики представлены на рисунке.

missing image file

Результаты выполнения диагностических заданий в ходе обследования универсальных учебных регулятивных действий младших школьников

Заключение

Результаты проведенного исследования указывают на несколько важных аспектов: во-первых, анализ нормативно-правовых документов позволяет получить обзор и понимание того, каким образом можно достичь высокого уровня сформированности универсальных учебных регулятивных действий младших школьников, также анализ помог выявить основные принципы, методы, требования и планируемые результаты, предъявляемые к процессу формирования универсальных учебных регулятивных действий у младших школьников; во-вторых, для достижения высокого уровня сформированности универсальных учебных регулятивных действий у младших школьников важно зафиксировать их начальный уровень развития, а это означает не только определение текущих навыков и умений, но и осознание причин успеха или неудач в учебной деятельности, также важно научить детей корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок, именно поэтому необходимо провести диагностику и зафиксировать первоначальный уровень сформированности универсальных учебных регулятивных действий младших школьников; в-третьих, в рамках исследования был разработан электронный продукт под названием «Диагностика универсальных учебных регулятивных действий младших школьников», включающий в себя задания и методики для диагностики и оценки уровня сформированности универсальных учебных регулятивных действий младших школьников, который может быть использован педагогами начального общего образования, психологами для объективного измерения прогресса в развитии универсальных учебных регулятивных действий у младших школьников. Таким образом, анализ и результаты исследования подтверждают необходимость целенаправленной работы над формированием УУРД у младших школьников, что обеспечит эффективность их становления и развития.