Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

SUPPORT OF YOUNG CHILDREN WITH DEVIATIONS IN SPEECH IN THE CONDITIONS OF THE CENTER FOR PSYCHOLOGICAL, PEDAGOGICAL, MEDICAL AND SOCIAL ASSISTANCE

Sheremeteva E.V. 1 Bespomestnykh O.A. 1
1 South Ural State Humanitarian and Pedagogical University
The article discusses one of the modern priority directions in the field of education – psychological and pedagogical support of young children, providing them with early complex corrective assistance. The increase in the number of young children with deviations in language acquisition testifies to the importance of competent organization of complex psychological and pedagogical support for children of this category. The data obtained in the course of the ascertaining experiment of the speech development of children with deviations in language acquisition indicate the need of children for systematic, continuous work aimed at correcting deviations in speech acquisition and prevention of other disorders, which confirms the relevance of the topic of our study. We have developed an organizational-content model of complex psychological and pedagogical support for young children with deviations in language acquisition, which includes four successive stages. The model was successfully tested at the Municipal Budgetary Institution «Center for Psychological, Pedagogical, Medical and Social Assistance of the Metallurgical District of Chelyabinsk.» The emergence of positive dynamics in the speech development of children with deviations in speech acquisition testifies to the effectiveness of our work and the possibility of broadcasting and adapting the model of psychological and pedagogical support developed by us to any preschool educational organization.
early age
children with disabilities in speech acquisition
speech development of young children
psychological and pedagogical support
model of complex support
PPMS-center

В настоящее время пристальное внимание уделяется становлению системы оказания помощи детям раннего возраста, имеющим какие-либо отклонения в развитии, и их семьям. Раннее начало коррекционной работы позволит избежать усложнения структуры дефекта ребенка и будет способствовать максимально возможному приближению к нормативному развитию в старшем возрасте. Работа по развитию детей с ограниченными возможностями здоровья с 1 года до 3 лет должна вестись комплексно, включая взаимодействие различных педагогов и семьи ребенка.

Психолого-педагогическое сопровождение детей является одной из ключевых задач модернизации современной системы образования России. Глубоким изучением психолого-педагогического сопровождения детей в ходе образовательного процесса занимались М.Р. Битянова, Э.М. Александровская, Г.Л. Бардиер, И.В. Ромазан, Т.С. Чередникова, Е.И. Казакова и др. Все исследователи подчеркивают преимущества комплексного психолого-педагогического сопровождения перед другими формами работы с детьми [1–3].

Психолого-педагогическое сопровождение помогает семье гармонизировать взаимодействие с ребенком раннего возраста с ОВЗ, что оказывает положительное влияние на его развитие и способствует предотвращению и преодолению проблем, препятствующих нормальному развитию. Как процесс, сопровождение носит комплексный характер и представляет собой активное сотрудничество семьи ребенка и специалистов образовательной организации. Грамотно построенная структура психолого-педагогического сопровождения ребенка и его семьи будет способствовать достижению желаемых результатов [4; 5].

Все чаще специалистам приходится сталкиваться с детьми, имеющими в раннем возрасте отклонения в овладении речью (ООР). Изучением данной категории детей занимались Е.М. Мастюкова, Г.В. Чиркина, Е.В. Шереметьева, Е.Е. Ляско, О.Е. Громова и др. Все исследователи отмечают своеобразное развитие компонентов речи у детей данной категории и необходимость оказания им специализированной помощи. Разработка средств и методов, направленных на устранение и предупреждение отклонений в речевом развитии детей раннего возраста, является одной из ведущих задач современной отечественной логопедии [6; 7].

Комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста возможно осуществлять в условиях ППМС-центра. Процесс психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста с ООР предполагает целенаправленную, систематическую, непрерывную работу, целью которой выступает коррекция отклонений в овладении речью и профилактика возникновения других нарушений. Различные формы сопровождения ребенка раннего возраста с ООР и его семьи в условиях ППМС-центра предоставляют специалистам широкий выбор реализации моделей и программ сопровождения [1; 3].

Базой для проведения нашего исследования выступило Муниципальное бюджетное учреждение «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Металлургического района г. Челябинска».

Материалы и методы исследования

С 1 по 15 сентября 2020 г. нами был проведен констатирующий эксперимент. Для выявления детей раннего возраста с ООР нами была выбрана методика Е.В. Шереметьевой «Диагностика психоречевого развития ребенка раннего возраста» [8], которая позволила определить наличие отклонений в овладении речью и дифференцировать детей на подгруппы по степени выраженности отклонений. В исследовании приняли участие 63 ребенка раннего возраста, посещающие группы кратковременного пребывания МБУ «ЦППМСП Металлургического района г. Челябинска». Из них 17 детей с ООР, 46 детей с нормой речевого развития. В дальнейшую работу были включены 17 детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью, из которых:

- 5 детей с нерезко выраженными ООР;

- 6 детей с выраженными ООР;

- 6 детей с резко выраженными ООР.

Изучение особенностей развития речи детей раннего возраста мы проводили по адаптированной нами методике Е.Ф. Архиповой [9].

Проанализировав диагностические данные развития речевых компонентов детей раннего возраста с ООР каждой из групп степени выраженности, мы получили различные результаты.

Дети с нерезко выраженными ООР активно используют разнообразные просодические компоненты речи. Они понимают обращенную речь в полном объеме, редко используют для общения жесты и мимику. В экспрессивной речи детей преобладает простая неразвернутая фраза, они практически не употребляют предлоги. В активном словаре значительно преобладают существительные. Фонематический слух развит недостаточно: детям доступно различение на слух высоты, силы, тембра голоса. У четверых детей данной группы (Лиза С., Саша В., Аня Д., Тимофей М.) состояние органов артикуляционного аппарата и их моторика соответствуют норме, у одного ребенка (Арина Б.) отмечаются нарушения процесса жевания и снижение качества движений органов артикуляции.

Речь детей с выраженными ООР характеризуется преобладанием невербальных средств общения – жестов, мимики, движений тела, головы, улыбки. Понимание обращенной речи на бытовом уровне. Экспрессивная речь в большей степени состоит из звуко-комплексов, нескольких лепетных и общеупотребительных слов, звукоподражаний. Грамматический строй речи представлен однословными предложениями. Детям доступно узнавание на слух неречевых звуков, начинает появляться умение различать высоту, силу и тембр голоса. Просодическая сторона речи характеризуется ограниченностью средств просодии, их недостаточностью. Органы артикуляционного аппарата без патологий. У четверых детей отмечается снижение качества моторики губной мускулатуры, у двоих – снижение качества моторики нижней челюсти и артикуляционных движений языка.

Дети с резко выраженными ООР чаще всего осуществляют общение посредством движений тела, головы, улыбки, голоса. Понимание обращенной речи ограниченное, ситуативное. Иногда в качестве средств общения дети используют простые жесты и мимику, понимание и использование сложных жестов и мимики резко ограничено. В экспрессивной речи детей присутствуют несколько лепетных слов и звукоподражаний, часто отмечается полное отсутствие звуковых или словесных средств общения. Фонематический слух развит недостаточно – детям доступно различение только неречевых звуков. Мелодико-интонационная сторона речи характеризуется наличием некоторых средств просодии и в большинстве случаем неправильным их использованием. У двоих детей отмечается легкая патологическая симптоматика в состоянии лицевой мускулатуры, губ, мягкого неба и языка. Артикуляционная моторика характеризуется снижением качества движений нижней челюсти, губной мускулатуры, языка.

Полученные данные свидетельствуют о значительном расхождении в уровнях речевого развития, в наличии речевых компонентов и умении ими владеть всех трех групп степени выраженности отклонений в овладении речью.

Сравнение состояния речевого развития детей с отклонениями в овладении речью с детьми группы нормы показало несоответствие большинства речевых компонентов детей с отклонениями в овладении речью нормальному развитию, соответствующему данной возрастной категории, что подтверждает необходимость организации коррекционно-предупредительного воздействия, через моделирование процесса сопровождения.

heremet1.wmf

Рис. 1. Модель психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста с ООР в условиях ППМС-центра

Нами была разработана организационно-содержательная модель комплексного сопровождения детей раннего возраста с ООР (рис. 1), которая включает четыре последовательных этапа:

1) этап первичной диагностики;

2) подготовительный этап;

3) этап коррекционно-предупредительного воздействия;

4) этап итоговой диагностики.

Данная модель проходила апробацию на базе МБУ «ЦППМСП Металлургического района г. Челябинска» в период с 16.09.2020 по 09.04.2021. Форма организации психолого-педагогического сопровождения – посещение ребенком группы кратковременного пребывания и консультирование семьи различными специалистами (учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог).

Обязательным условием осуществления коррекционно-предупредительной работы было присутствие родителей на занятиях и активная их включенность в процесс. Дети, имеющие нерезко выраженные ООР, посещали группу с нормально развивающимися сверстниками – вариант инклюзивного обучения и развития детей с отклонениями в овладении речью. Занятия в этой группе проводились без учета специфических особенностей развития детей и не имели коррекционной направленности. Данная форма организации работы с детьми с отклонениями в овладении речью позволила нам выявить положительное влияние нормально развивающихся сверстников на развитие речевых компонентов детей с нерезко выраженными ООР в условиях организованных занятий и совместных игровых действий.

Дети, имеющие выраженные и резко выраженные ООР, были поделены на две группы в соответствии со степенью выраженности нарушенного речевого развития. Занятия для них выстраивались с учетом их специфических особенностей и возможностей и имели коррекционную направленность. Эта форма организации работы позволила оценить эффективность специально организованного коррекционно-предупредительного воздействия.

Результаты исследования и их обсуждение

Оценка эффективности двух вариантов организованной работы проводилась в период с 12 по 24 апреля 2021 г. В контрольном эксперименте приняли участие 17 детей, имеющих отклонения в овладении речью по итогам первичной диагностики. Мы изучили коммуникативно-речевое развитие детей раннего возраста с ООР (методика Е.В. Шереметьевой), составили профили и провели их сопоставительный анализ на начало и конец года. Пример представлен на рис. 2.

heremet2.wmf

Рис. 2. Состояние коммуникативно-речевого развития ребенка раннего возраста на начало и конец года

В результате проведенной работы мы получили следующее:

- пятеро детей, имеющих нерезко выраженные ООР, которые посещали занятия с нормативными детьми, двое детей с выраженными отклонениями и один ребенок с резко выраженными ООР достигли нормативного развития;

- четверо детей, имеющих выраженные отклонения, и пятеро детей, имеющих резко выраженные отклонения в овладении речью, достигли уровня «нерезко выраженные отклонения в овладении речью».

Состояние коммуникативно-речевого развития детей на начало и конец учебного года представлено на рис. 3.

heremet3.wmf

Рис. 3. Уровень психоречевого развития детей раннего возраста на начало и конец года

heremet4.wmf

Рис. 4. Количество детей раннего возраста в каждой группе отклонений в овладении речью на начало и конец года

Количественное соотношение выраженности отклонений в овладении речью на начало и конец года представлено на рис. 4.

Анализ полученных результатов диагностики свидетельствует о наличии положительной динамики в коммуникативно-речевом развитии детей. Состояние их эмоционально-волевой сферы гармонизировалось. Они овладели новыми навыками в предметной деятельности. Игра детей пополнилась положительными характеристиками – они научились правильно действовать с игрушкой, стали оречевлять игровые действия, включаться в предложенный сюжет и играть со сверстниками. Дети овладели большим количество средств коммуникации и научились ими пользоваться.

Включенность родителей в работу на занятиях свидетельствует об их заинтересованности в развитии речи ребенка. Наличие динамики подтверждает активную вовлеченность родителей не только в работу на занятиях, но и дома. Родители прислушались к нашим рекомендациям: по возможности исключили долгий просмотр мультфильмов ребенком, заменили гаджеты совместным времяпровождением и играми, стали уделять больше времени чтению детской литературы, оречевлению всех своих действий, стали внимательно следить за своей речью в процессе общения с ребенком. Все это значительно повысило эффективность проводимой нами работы.

В ходе диагностики развития речевых компонентов детей раннего возраста, имеющих ООР (методика Е.Ф. Архиповой), нами были заполнены протоколы и составлены профили речевого развития, позволяющие оценить динамику развития речевых компонентов детей. Проведенный анализ состояния речевого развития детей позволил выявить компоненты, развитие которых достигло наивысшего значения – 3 балла. Графическое изображение полученных данных представлено на рис. 5.

heremet5.wmf

Рис. 5. Параметры развития речи детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью, набравшие максимальный балл (3 балла) на начало и конец года

Качественный анализ данных, полученных в результате итоговой диагностики, позволяет охарактеризовать речь детей после проведенной работы. Средства общения детей стали более разнообразными. Дети активно стали включать жесты, мимику, голосовые модуляции, слова, стала появляться простая фраза. У четверых детей (Арианна В., Лиза С., Аня Д., Артур Д.) отмечается расширение и усложнение речевых высказываний, появление у детей распространенной фразы. Дети активно используют в речи разнообразные просодические компоненты. Обращенную речь понимают в полном объеме: детям доступно понимание названий действий в различных ситуациях, двухступенчатой инструкции, значения предлогов в привычной, конкретной ситуации; появляется понимание вопросов косвенных падежей, устанавливаются первые причинно-следственные связи. Используют сложные жесты и мимику, адекватно оценивают их необходимость в той или иной ситуации. В активном словаре отмечается наличие как существительных, так и глаголов и прилагательных. Слоговая структура слов характеризуется постепенным ее усложнением – в начале года в речи детей преобладали односложные и двухсложные слова из открытых слогов, к концу года появились трехсложные слова, состоящие из открытых и закрытых слогов, слоговой рисунок стал более сохранен. Фонематический слух у детей развит еще недостаточно: детям доступно различение на слух высоты, силы, тембра голоса, но постепенно дети начинают различать на слух слова-паронимы и слоги с акустически близкими фонемами: па-ба, та-да, ко-го, ма-на.

Заключение

Таким образом, полученные данные свидетельствуют об эффективности организованного нами комплексного психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью в условиях ППМС-центра. Разработанная нами модель может быть транслирована и адаптирована в любой дошкольной образовательной организации, осуществляющей комплексную коррекционно-предупредительную работу с детьми раннего возраста, имеющими ООР. Включение детей с ООР в группу с нормально развивающимися сверстниками показывает наличие положительной динамики в коммуникативно-речевом развитии детей, но не на достаточном уровне (дети достигли только нижней границы значения нормы), что подтверждает необходимость психолого-педагогического сопровождения детей с отклонениями в овладении речью любой степени выраженности. Комплексный подход к работе с данной категорией детей и активное включение в работу их родителей позволили достичь положительной динамики в психоречевом развитии детей, обогащении компонентов речи и умении ими пользоваться.