Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

FAIRY TALE THERAPY AS A MEANS OF PREVENTION OF AGGRESSION IN CHILDREN OF PRESCHOOL AGE

Pustovoytova O.V. 1 Shepilova N.A. 1 Chernobrovkin V.A. 1
1 Federal State Financed Educational Institution of Higher Education «Magnitogorsk State Technical University named after G.I. Nosov»
This article is devoted to the study of the manifestation of aggression in older preschool children and the use of fairy tales as a prophylactic to reduce it. Currently, the manifestation of aggression by children has become a fairly common occurrence. Such destructive manifestation of personality traits, as practice shows, negatively affects both the aggressor and those around him. Correction and prevention of child aggressive behavior should be carried out during the period of preschool childhood so that in the future it does not become the cause of personality destruction. Analysis and assessment of the level of manifestation of aggression by pupils of a preschool educational organization was carried out according to the monitoring results of 116 older preschool children MKDOU No. 10 «Smile» in the city of Sim Ashinsky district of the Chelyabinsk region. The results of the experiment showed that the teacher’s use of an integrated approach to educating preschool children on the stated problem, namely conversation, reading fairy tales, games, exercises, sculpting, drawing, dramatization, give positive results. The establishment of trusting relationships between the child and the teacher, the creation of an emotionally positive atmosphere in the group contribute to the formation of a comfortable microclimate for all participants in educational relations, and the reduction of aggressive activity in children.
child aggression
fairy tale therapy
preschool educational organization
preschooler
behavior
diagnostics

Современный динамично развивающийся мир привносит в жизнь людей много полезной информации, которая позволяет человечеству быть на шаг впереди. Одной из важных задач современного дошкольного образования в настоящее время является обновление и внедрение новых инновационных технологий в сферу дошкольного образования для достижения ребенком уровня развития, обеспечивающего его психологическую, умственную и физическую готовность к школе [1, с. 235].

Современные психологи и педагоги все чаще сталкиваются с такой проблемой, как детская агрессия, которая может сопровождаться конфликтами, порой перетекающими в физические столкновения, а в крайних проявлениях – в унижение чести и достоинства ребенка.

Об актуальности выделенной проблемы можно судить по тем мерам, которые предпринимает Министерство просвещения Российской Федерации, в первую очередь – это создание горячей линии поддержки «Дети онлайн» [2]. Обращения детей часто связаны с травлей в различных социальных сетях. На их долю приходится порядка 40 % звонков. Как свидетельствует статистика, 80,9 % пользователей сети Интернет, подвергшихся агрессии, в 20 % случаях были охвачены чувством страха; 12,7 % пользователей ощущали напряженность, 8,9 % испытывали смущение [3]. Причинами проявления такого поведения детей можно назвать и семейную агрессию, а также фильмы, компьютерные игры, содержание которых имеет насильственный характер. Поэтому проблема агрессии, на наш взгляд, является одной из наиболее актуальных.

Изучением проблемы агрессии (от лат. – нападение, приступ) занимались такие исследователи, как Э. Фромм [4], Г.Р. Хузеева [5], Ю.А. Фесенко [6] и другие. В своих работах они анализировали источники детской агрессии, разрабатывали способы её преодоления. В работах Г.Л. Хузеевой, Е.О. Смирновой главным источником агрессии называется семья. По их мнению, именно различные жизненные ситуации, семейные конфликты, выплёскивание негативных эмоций на детей, нежелание общаться с ними способствуют формированию материнской депривации, а также агрессивного поведения у дошкольников. Таким образом, источники агрессии, импульсивное, деструктивное поведение детей в большинстве случаев закладываются еще в период дошкольного детства.

Проблемой преодоления деструктивного поведения и детской агрессии занимались такие исследователи, как Ю.Б. Можгинский [7], Е.О. Смирнова [8], В.Г. Маралов [9], Н.А. Шепилова [10] и др., которые предприняли попытки раскрытия смысла и значения понятий агрессия, агрессивные действия, предложили классификацию видов агрессии, определили причины проявления детской агрессии. Среди способов профилактики и преодоления агрессии, наряду с терапевтической беседой, арт-терапией, музыкотерапией, особое место занимает сказкотерапия.

Сказкотерапия и использование сказочного материала представляют собой комплекс методов, интегрирующих формирование мировоззрения ребенка, способствующих развитию его интеллектуально-творческих способностей, расширению кругозора, улучшению психо-эмоционального состояния ребенка. К сказочному материалу в своих работах обращались такие психологи, как Н.А. Коноплева [11], С.С. Протодьяконова, Л.И. Максимова [12] и др. По их мнению, использование сказки способствует удовлетворению таких психо-эмоциональных потребностей ребенка, как автономность, компетентность и активность, а также эффективно влияет на формирование самостоятельности, инициативности, вовлеченности, чувственности, эмпатии дошкольника.

Цель исследования: подтверждение гипотезы о том, что сказкотерапия оказывает положительное влияние на психоэмоциональное состояние ребенка дошкольного возраста и способствует снижению уровня агрессии по отношению к окружающему миру.

Материалы и методы исследования

В качестве подтверждения данной гипотезы было проведено экспериментальное исследование на базе МКДОУ № 10 «Улыбка» г. Сим Ашинского района Челябинской области, в котором приняли участие дети в возрасте 5–6 лет. Генеральная совокупность респондентов составила 165 человек (100 %), размер репрезентационной выборки составил 116 человек (70 %), доверительная вероятность 95 %, доверительный интервал погрешности ± 5 %.

В качестве методов исследования в работе использовались теоретические (анализ, синтез, обобщение), эмпирические (наблюдение, эксперимент) методы обработки полученных данных. В ходе исследования применялся диагностический инструментарий: тест «Несуществующее животное» – рисунок и его интерпретация, проективная методика «Рукавички» Г.А. Цукерман.

Результаты исследования и их обсуждение

Эксперимент проводился в два этапа: апрель – май и сентябрь – октябрь 2019 г. На констатирующем этапе эксперимента выявлялся уровень агрессивного поведения детей дошкольного возраста в практике ДОО. В качестве диагностических методик использовался такой продуктивный психологический метод, как «Рисунок несуществующего животного». Данная методика позволяет установить уровень агрессии у дошкольников [13]. Также в качестве диагностического инструментария использовалась методика «Рукавички» [14], позволяющая выявить уровень сформированности коммуникативных навыков у детей.

Для снятия эмоционального напряжения у воспитанников и установления позитивного положительного контакта с ними первоначально была проведена беседа. Далее обследование проводилось в комфортной и знакомой для детей обстановке – групповых комнатах. Для профилактики утомляемости перед началом рисования проводились физминутки и пальчиковая гимнастика. Для активизации интереса детей к заданиям были предложены различные игровые упражнения.

Первая методика предполагала рисование детьми, у которых проявлялись признаки агрессивности, несуществующего животного. Предварительно дети были проинструктированы, в их распоряжение была предоставлена бумага для рисования и цветные карандаши. В группе были созданы благоприятные условия: спокойная обстановка, отсутствие внешних раздражителей. Чтобы дети не копировали рисунки друг у друга, столы были расставлены кругом. Дети сосредоточенно и старательно рисовали в течение 15–20 минут. Некоторые из них столкнулись с определёнными трудностями – не могли представить, как выглядит несуществующее животное, как его нарисовать. Детям поясняли, что несуществующее животное – это фантазийный образ, который невозможно встретить в реальной жизни. Это животное может быть другом для одного ребенка, совершенно непонятным для другого и состоять из элементов других существующих животных.

Занятие по второй методике, «Рукавички», проводилось в два этапа. Воспитанники были задействованы в парной работе. Их главной задачей было оформление рукавичек одинаковым узором с помощью цветных карандашей. Дети должны были изначально договориться, какой узор рисовать, а потом приступить непосредственно к рисованию. На первом этапе дети рисовали сдержанно, договаривались между собой, делились карандашами, явных конфликтов и проявления агрессивности поведения не возникало. На втором этапе детям на двоих был выдан только один набор карандашей. Однако их поведение изменилось, они стали спорить, какой узор нарисовать. По окончании рисования одна пара детей даже поссорилась, другие перестали делиться карандашами.

Для определения результатов проведенных методик по выявлению степени агрессивности старших дошкольников был представлен ряд показателей проявления их поведения:

1) наблюдение за своими чувственно-эмоциональными и поведенческими проявлениями уменьшено или отсутствует;

2) повышенная раздражительность и конфликтность по отношению к окружающим;

3) демонстративный отказ и возражение по отношению к выполнению просьб взрослых;

4) пассивность и несформированность коммуникативных умений и игровых действий;

5) отсутствие чувства сожаления, вины; обособленность в детском коллективе;

6) неразвитость речевого общения и этикета;

7) физическая агрессия – вплоть до выяснения отношений руками.

На основе выделенных показателей нами были разработаны уровни проявления деструктивно-агрессивного поведения:

Высокий уровень – отсутствие контроля за своим поведением, повышенная конфликтность по отношению к окружающим, эмоциональная раздражительность в ситуациях неуспеха, отсутствие чувства вины, неспособность к установлению доброжелательных отношений со сверстниками; слабая активность и организованность в общении с детьми и взрослыми, рассеянность внимания, редкое использование форм речевого этикета, отсутствие умения последовательного изложения мыслей.

Средний уровень – проявление агрессивного поведения в целях самозащиты, периодическое проявление контроля над поведением и действиями, способность к примирению после ссор, средняя эмоциональная раздражительность, проявление чувства вины, наличие коммуникативности со сверстниками, слушание и восприятие речи окружающих, желание общения, но по инициативе других; неустойчивое проявление умения использовать речевой этикет.

Низкий уровень – устойчивое внимание, отсутствие раздражительности, эмоциональная уравновешенность, способность сдерживания себя в конфликтных ситуациях, активная коммуникативность в общении с окружающими, четкость в выражении мыслей, способность к использованию форм речевого этикета.

Проведенная диагностика позволила выявить следующие результаты: 58 дошкольников (57 %) продемонстрировали высокий уровень проявления агрессивного поведения, у 34 дошкольников (29 %) выявился средний уровень; низкий – у 8 детей (14 %).

Важным этапом эксперимента стал формирующий этап, предполагающий проведение коррекционных мероприятий по снижению проявлений агрессии у воспитанников детского сада. Основным методом коррекции выступила сказкотерапия, а именно чтение сказок детям, анализ героев и ситуаций, драматизация.

Коррекционная работа включала комплекс разработанных 10 занятий, реализующихся в три этапа. На первом этапе для воспитанников была создана ситуация комфорта для общения и игры. На втором этапе проводилась коррекция негативного социального опыта взаимодействия детей со взрослыми. Третий этап был направлен на преодоление деструктивных форм поведения детей старшего дошкольного возраста.

В экспериментальной работе принимали участие все дети, независимо от уровня проявления агрессии. В течение 25–30 минут педагог осуществляла действо вхождения в сказку; читала сказку; обсуждала с воспитанниками её сюжет; использовала продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, драматизация); в заключение проводилось своеобразное действо выхода из сказки.

Первый этап, состоящий из трех занятий, начался со знакомства с авторскими сказками, такими как «Серебряное копытце», «Малахитовая шкатулка», «Огневушка-поскакушка» П. Бажова. На данном этапе возникла сложность организации и вовлеченности детей в воспитательный процесс. Воспитанники по причине повышенной эмоциональной возбужденности не смогли сразу включиться в работу, постоянно отвлекались и общались друг с другом. В действо вхождения в сказку активно включались только 2–3 ребёнка. Однако, когда перешли к непосредственному выполнению заданий с возможностью изображения героев, у детей проявилась максимальная активность и слаженность.

Проведение второго этапа включало в себя четыре занятия, основанных на использовании таких авторских сказок, как «Цветик-семицветик» В. Катаева, «Двенадцать месяцев» С. Маршака, «Лекарство от непослушности» К. Драгунской, «Тёплый хлеб» К. Паустовского. На первых двух занятиях данного этапа дети активнее стали включаться в сказочный процесс, организованнее общались и взаимодействовали, интересовались успехами, эмоционально спрашивали и отвечали на вопросы, осознанно относились к своим действиям и поведению, старались быть сдержанными. К окончанию проведения второго этапа дети заметно раскрепостились, сплотились, стали активнее включаться в диалог и общение.

На третьем этапе проводились три занятия с использованием сказок «Чёрная курица, или Подземные жители» А. Погорельского, «Слоненок заболел» Д. Самойлова, «Каштанка» А. Чехова. На данном этапе наибольший интерес дети проявляли к упражнениям, связанным с драматизацией и театрализованными этюдами. Разногласия ещё возникали, но только ввиду большого желания поучаствовать в разных ролях героев сказок. В зависимости от настроения и желания дети могли исполнить любую роль, понять эмоции и мотивы поступков героев сказок, извлечь из них урок жизни.

В ходе проведения формирующей части исследования были отмечены наиболее понравившиеся детям приемы и способы. «Спасение сказочных героев» – используя данный прием, детям предлагалось досочинить различные сюжетные эпизоды уже в знакомых текстах сказок, с учётом тех событий и перипетий, в которых оказываются сказочные герои; осознать положительных и отрицательных героев сказки, оказать помощь главному герою, проявить заботу о нём. «Любимые сказочные герои» – этот прием позволял детям составить художественный образ сказочного героя, описать его позитивные и негативные качества. «Нарисуй героя из сказки» – давал возможность создания рисунков героев любимой сказки. «Альбом сказок» – составлялся из рисунков детей с изображением сказочных героев и использовался в дальнейшем для обсуждения их поступков и поведения. «Заверши сказку» – продолжение сказочного повествования с учетом изменения сюжетных событий главных героев сказки. «Клубок из сказок» – закрепление знаний о героях любимых произведений, обсуждение их поступков и совершенных дел. «Экскурсия по сказкам» – сказочная экскурсия на машине времени в путешествие с остановками и наблюдениями за историей сказочных героев, анализ и обсуждение представленных событий с позиций норм социально-одобрительного поведения.

Проведенный комплекс занятий с использованием детских сказок оказал положительное влияние на поведение детей. Дошкольники научились видеть в сказках отрицательные и положительные моменты, соотносить с ними свое поведение и поступки. Упражнения с использованием драматизации позволили детям проявить свои театрально-драматические способности, снять эмоционально-психическое напряжение, активизировать формирование социально адекватных форм поведения в целом.

Для определения динамики и уровня изменения агрессивного поведения детей был проведен контрольный этап эксперимента с целью выявления проявлений агрессивного поведения после апробации методики использования сказочного материала. Для реализации этой задачи были использованы те же методики, что и в ходе проведения констатирующего этапа эксперимента. Результаты проведения методик показали следующую положительную динамику: высокий уровень агрессии наблюдался лишь у 17 дошкольников (14 %), средний – у 34 детей (29 %), а низкий уровень агрессивности проявился у 84 дошкольников (72 %). В итоге результаты исследования позволили сделать вывод о том, что дошкольники стали внимательно относиться к себе и к сверстникам, обращать внимание на свое эмоциональное состояние, контролировать поведение, быть более спокойными и сдержанными, доброжелательно взаимодействовать друг с другом, договариваться, находить общий язык и приходить к общему решению.

Выводы

Эффективность проведения сказкотерапии с детьми с признаками агрессии подтверждается данными проведенного исследования. Однако для сохранения положительной динамики необходимо, чтобы коррекция носила не единичный, а системный, комплексный характер, предусматривающий индивидуальный подход и проработку каждой личностно-психологической особенности ребёнка, иначе эффект от коррекционной работы будет непродолжительным. Наиболее результативным методом проведения коррекционной работы по снижению агрессивного поведения у детей явился личностно-групповой подход, предполагающий проведение занятий в малочисленных группах. Среди необходимых принципов интеракции между педагогом и дошкольниками следует выделить: конгруэнтное восприятие личности ребёнка; корректное отношение к его индивидуальным возможностям; партнерские взаимоотношения; оказание конструктивной помощи в проблемных ситуациях; освоение навыков координации и самоконтроля.