Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,021

THEORETICAL-METHODOLOGICAL BASES OF FORMATION OF THE SOCIAL INTERACTION COMPETENCE OF FOREIGN STUDENTS

Kiryakova O.V. 1 Tatyanina T.V. 1
1 Mordovian State Pedagogical Institute named after M.E. Еvseviev
Стремительное увеличение количества иностранных студентов, прибывающих в нашу страну с целью получения высшего образования, актуализирует проблему приспособления обучающихся к новым условиям жизни, языку, культуре, требует интеграции в новый социум. Эти и другие вопросы активно дискутируются в современной научной литературе. Абсолютное большинство исследователей признает, что успешность обучения иностранных студентов, уровень их профессиональной подготовки в значительной степени зависят от социокультурной адаптации в стране пребывания. Вместе с тем отмечается лишь относительное приспособление иностранных студентов к новой социокультурной среде за счёт вынужденных изменений в стереотипах и способах поведения. Это порождает внутреннее отчуждение обучающихся, что, безусловно, тормозит процесс адаптации. Данная проблема может быть частично решена за счет формирования у иностранных студентов компетенции социального взаимодействия. Ее результативность обеспечивается слиянием личностных, социальных и профессионально значимых мотивов, реализующихся в совместной деятельности, общении и определяется потребностью обучающихся обмениваться информацией, ценностями и опытом. В данной статье авторами предпринята попытка определения теоретико-методологической базы исследования: используемых подходов, концепций, отработка содержания и структуры ведущих понятий, выявление прогностического потенциала исследования.
The rapid increase in the number of foreign students arriving in our country to receive higher education actualizes the problem of students’ adaptation to new living conditions, language, culture and requires integration into a new society. These and other issues are actively discussed in the modern scientific literature. The vast majority of researchers admit that the success of training of foreign students and the level of their professional training largely depend on the socio-cultural adaptation in the host country. However, there is only a relative adaptation of foreign students to the new socio-cultural environment due to forced changes in stereotypes and ways of behavior. This creates an internal detachment of students, which, of course, inhibits the process of adaptation. This problem can be partly solved by forming the social interaction competence of foreign students. Its effectiveness is provided by the fusion of personal, social and professionally significant motives, which are realized in joint activities, communication and is determined by the students’ need to share information, values and experience. In this article, the authors attempt to determine the theoretical and methodological basis of the study such as the approaches, concepts, processing of the content and structure of the leading concepts, identification of the prognostic potential of the study.
competence
competence of social interaction
foreign students

Новые реалии нашего времени характеризуются активно протекающими процессами глобализации и миграции, вследствие которых все страны мира «становятся сообщающимися сосудами, позволяющими своим гражданам и культурным феноменам перетекать из одного государства в другое» [1, с. 8]. Учебная миграция стала новой реальностью для российских вузов, в результате чего многие из них столкнулись с проблемой приема и адаптации иностранных студентов, приезжающих в вузы нашей страны получать высшее образование.

Первоочередными для обучающихся становятся задачи профессиональной и социальной адаптации. Они находят проявление при актуализации вопросов образовательной миграции (Е.Е. Письменная [2], Д.В. Полетаев [3], К.А. Гаврилов, С.В. Рязанцев, Е.Б. Яценко [4], Л.Н. Ваулина [5]); адаптации студентов-иностранцев к условиям инокультурной действительности (И.А. Гребенникова [6], А.В. Погукаева, Л.Н. Коберник, Е.Л. Омельянчук [7]); специфики содержания и процесса образования иностранных студентов (Е.А. Ващинская [8], О.Г. Коларькова [9], В.А. Грибанова [10], А.И Артюхина, А.К. Брель и др. [11])

Изучение трудов этих и других [12–14] исследователей показывает, что пребывание иностранных студентов в российском вузе, особенно в адаптационный период, связано с ломкой стереотипов, стрессами и тревожностью. Кроме того, приезжая в чужую страну получать образование, иностранные студенты испытывают трудности, связанные с незнанием законов, правил и норм поведения, принятых в обществе, недостаточно высоким уровнем владения русским языком и т.д. Сложный процесс интеграции обучающихся в новый социум сопряжен как с необходимостью принятия себя в новой социальной роли «студента», так и решением целого комплекса локальных задач: налаживанием социальных контактов, преодолением языкового барьера, избавлением от стереотипного восприятия представителей иной культуры, развитием терпимого и толерантного отношения к участникам межкультурного социального взаимодействия, принятием ценностей окружающего общества.

Обозначенные проблемы затрудняют дидактическое, социально-психологическое взаимодействие иностранных студентов с субъектами образовательного процесса в вузе. Вместе с тем, как показывает анализ научной литературы по проблеме исследования (Е.Д. Максимчук, Е.В. Степаненко [15] и др.), процесс оптимизации взаимодействия становится возможным при условии приведения субъекта адаптации в соответствие с нормами и направлениями развития образовательной среды. Происходит усвоение иностранцами социальной роли студента, обеспечивающее успешное освоение учебного материала, адекватное отношение к требованиям образовательного процесса, а значит, и нормам социокультурного и межличностного взаимодействия. Основой социальной адаптации становятся отношения объекта и субъекта – иностранного студента и администрации, профессорско-преподавательского состава вуза, а также образовательной среды, претерпевающей изменения в соответствии с целенаправленными плановыми действиями [15, с. 101].

При таком подходе актуализируется проблема овладения иностранными студентами ключевыми компетенциями. Они находят проявление в способности эффективно решать спектр стандартных и нестандартных задач, возникающих в самых разных жизненных ситуациях при взаимодействии с окружающими людьми. Так или иначе, решение задачи, прежде всего, обеспечивается личностной палитрой ценностей, субъектным опытом. Однако компетенция основывается на приобретенных навыках, знаниях и опыте, которые обеспечивают способности для выполнения поставленной задачи или осуществления определенной деятельности. Ключевые компетенции, являясь универсальными и надпредметными, при успешном освоении их иностранными студентами требуют приращения знаний, способов деятельности обучающихся по развитию способности брать на себя ответственность, проявлять инициативу, совместно вырабатывать решения и участвовать в их реализации, проявлять толерантность к разным этнокультурам и религиям, сопряженность личных интересов с потребностями общества.

Одной из важнейших ключевых компетенций, формирование которой позволяет иностранным студентам приспосабливаться к жизни в чужой стране, эффективно осуществлять межличностное общение, устанавливать и поддерживать контакты, является компетенция социального взаимодействия. В этой связи проблема ее формирования у указанной группы обучающихся приобретает особую актуальность.

Изучение научных трудов по теме исследования позволяет сделать вывод, что в современной литературе существует широкий пласт работ, авторы которых, так или иначе, обращаются к изучению и описанию компетенции социального взаимодействия в контексте социальной, культурной, языковой адаптации студентов.

Отправной точкой изучения трудов по теме исследования явилась теория И.А. Зимней. Само понятие «компетенция» И.А. Зимняя связывает с внутренними, потенциальными, психологическими новообразованиями человека, к которым относит представления, знания, выстраиваемые на их основе программы действий, основанные на сформированной системе ценностей и отношений [16]. Раскрывая содержание компетенции социального взаимодействия как ключевой, «обеспечивающей нормальную жизнедеятельность человека в обществе», она указывает на субъекты и содержание возможных взаимодействий «с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами», а в качестве свойств и характеристик данной компетенции выделяет конфликты и их погашение, сотрудничество, толерантность, социальную мобильность, уважение и принятие человека другой расы, национальности, религии, статуса и др. [16].

Педагогический контекст компетенции социального взаимодействия раскрывается в понимании ее как личностного качества, интегративной характеристики, формируемой у человека в процессе обучения.

Так, Е.А. Иванаевская сущность компетенции социального взаимодействия учащегося усматривает в его способности эффективно решать социальные задачи. К ним в первую очередь относятся умения добиваться взаимопонимания, являться успешным организатором и участником совместной деятельности, избегать и решать конфликты, проявлять толерантность и др. Автор обращает внимание на зависимость принятого решения от имеющихся у человека знаний, наличия учебного и жизненного опыта, ценностей, наклонностей [17, c. 333].

Отдельные исследователи (М.В. Гуковская, Н.М. Кодинцева, О.А. Селиванова, О.Н. Родина и др.) обращаются к различным аспектам компетенции социального взаимодействия сквозь призму ее формирования у обучающихся в вузе. Принципиально важными в контексте данного исследования являются позиции ученых, рассматривающих компетенцию социального взаимодействия:

– как «систему интеллектуальных (социальные знания, умения) и поведенческих ресурсов (навыки, модели и способы социального поведения), которые обеспечивают социальную активность и решение проблемных ситуаций социального взаимодействия в формальной и неформальной сферах человеческих взаимоотношений» [18, c. 6];

– как «личностное качество, проявляющееся в ситуациях социально-профессионального взаимодействия (учебной, внеучебной и профессиональной деятельности) в способности (готовности) устанавливать взаимопонимание (принятие и разделение целей, мотивов, установок партнеров) и отношения взаимопомощи, осуществлять регуляцию межличностного взаимодействия, эффективно профилактировать формирующиеся и преодолевать возникающие трудности» [19, c. 186];

– как «практическую готовность к осуществлению социального взаимодействия со специалистами различного профиля с целью использования потенциальных возможностей социума для разрешения социально-педагогических проблем» [20, c. 7].

Целесообразной является точка зрения О.Г. Коларьковой, которая, исследуя вопросы профессионального самоопределения иностранных студентов педагогического вуза, связывает их успешность с реализацией условий. К ним в первую очередь она относит учет национально-культурных особенностей обучающихся, активизацию научно-познавательной и исследовательской деятельности, интеграцию образовательных программ по профилю и программ педагогических дисциплин при максимальной технологизации процесса профессионального определения личности [9, с. 11].

Данная точка зрения видится вполне оправданной. Поиск действенных педагогических условий ее формирования у иностранных студентов во внеучебной деятельности в вузе определяет проблему заявленного исследования. Решение проблемы связано как с проектированием модели формирования компетенции социального взаимодействия у иностранных студентов, разработкой диагностического инструментария выявления динамики данного процесса, так и с определением и апробацией педагогических условий, при которых процесс овладения иностранными студентами компетенцией социального взаимодействия становится эффективным.

Цель исследования заключается в теоретическом обосновании, разработке и апробации структурно-функциональной модели формирования компетенции социального взаимодействия у иностранных студентов во внеучебной деятельности и верификации педагогических условий эффективного функционирования этой модели.

Материалы и методы исследования

Проблемное поле заявленного исследования потребовало изучения и анализа психолого-педагогической научной литературы разных жанров: монографий, учебно-методических пособий, статей, материалов научно-практических конференций и др. В то же самое время учитывались условия реальной образовательной практики в Мордовском государственном педагогическом институте (МГПИ) им. М.Е. Евсевьева. Определение методологических подходов, выявление теоретических основ исследования осуществлялось на основе применения как теоретических (анализ, синтез, систематизация, обобщение, аналогия, моделирование), так и эмпирических (наблюдение, сравнение, описание) методов исследования.

Результаты исследования и их обсуждение

Таким образом, можно констатировать, что существует ряд мнений отечественных ученых относительно понимания сущности компетенции социального взаимодействия. Известный нам круг авторов определяет ее как готовность к взаимодействию, систему знаний и поведенческих ресурсов, способность эффективно решать задачи или даже личностное качество.

Пытаясь прояснить природу социальных отношений и компетентности, большинство ученых выделяют компоненты компетенции социального взаимодействия: мотивационный компонент (мотивы, побуждающие к проявлению личностного свойства в деятельности, поведении человека); когнитивный компонент (знания средств, способов выполнения действий, технологий решения социальных задач, правил и норм поведения); деятельностный компонент (умение действовать в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях); аксиологический компонент (ценностно-смысловое отношение к социальному взаимодействию) [19]. Содержательное наполнение данных компонентов согласно теме исследования, особенностям контингента иностранных студентов МГПИ им. М.Е. Евсевьева, специфике вуза позволило выстроить компонентный состав компетенции социального взаимодействия и сделать его анализ [21].

Безусловно, решению этих и других вопросов способствовала «принципиальная методологическая ориентация исследования» (И.В. Блауберг, Э.Г. Юдин [22]). Выбор компетентностного и средового подходов для данного исследования обусловлен спецификой изучаемого феномена.

В проводимом исследовании компетентностный подход (В.И. Байденко [23], Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, В.В. Лебедев, Ю.Г. Татур [24], А.В. Хуторской [25]) призван обеспечить формирование у иностранных студентов компетенции социального взаимодействия путем присвоения необходимых социокультурных, психологических и профессионально-педагогических знаний, развития у них необходимых умений и навыков, опыта деятельности. Использование данного подхода в исследовании задает его направленность на получение личностных и социально-интегрированных результатов, что обеспечивается накоплением иностранными студентами личностных ресурсов для осуществления эффективного социального взаимодействия.

Формирование компетенции социального взаимодействия у иностранных студентов позволит им быстрее и эффективнее адаптироваться к жизни в России, что повлечет за собой ускорение интеграции в окружающее их общество, а именно принятие нового для них социального окружения, системы его ценностей, уклада жизни, будет способствовать преодолению языкового и культурного барьеров, упростит установление и поддержание контактов в разных сферах. Устранение или ослабление этих важных проблем в свою очередь поспособствует устранению связанных с ними препятствий для их профессиональной подготовки в вузе.

Успешность в решении этих и других задач во многом обеспечивается созданием благоприятной для иностранных студентов среды. Анализ научной литературы показывает, что значение среды в воспитании признавали А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский, В.Н. Сорока-Росинский, М.М. Пистрак, и др. Ж.Ж. Руссо, М. Монтессори и др. Сегодня их идеи продолжают свое развитие в трудах А.В. Евстифеева, Н.Е. Щурковой, Л.И. Новиковой, Ю.С. Мануйлова, М.В. Циулиной, Г.Г. Шека, Д.Н. Митина, И.И. Сулимы и др.

В общем смысле среда есть «окружающие социально-бытовые условия, обстановка, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий» [26, с. 59]. Однако есть и другое понимание среды как мощного преобразующего инструмента. Вслед за Ю.С. Мануйловым в данном исследовании будем определять понятие «среда» как то, среди чего пребывает субъект, посредством чего формируется образ жизни, что опосредует его развитие и осредняет личность. Посредствовать – значит побуждать, помогать, порождать что-либо. Опосредовать – означает преломлять, обогащать, облагораживать и пр. Осреднять – означает типизировать (не отождествлять со стандартизацией) [27].

Такое понимание средового подхода к формированию компетенции социального взаимодействия у иностранных студентов предполагает использование возможностей образовательно-воспитательной среды вуза. Использование данного подхода подразумевает специальную организацию среды вуза, а через нее – оказание содержательного и организационного влияния на иностранных студентов. Обладая адаптивностью, гибкостью, среда будет органично принимать созданные педагогические условия, при которых процесс формирования компетенции социального взаимодействия у иностранных студентов будет успешным. Гипотетически – организуя специальную образовательно-воспитательную среду вуза, возможно оказание опосредованного, многостороннего, но целенаправленного, педагогически оправданного воздействия на иностранных студентов, способствующего решению поставленной нами задачи по формированию у них компетенции социального взаимодействия.

Выводы

Вопросы, связанные с обучением, воспитанием, профессиональной подготовкой иностранных студентов в вузе, получают широкое распространение и активно дискутируются в современной научной литературе. Однако формирование компетенции социального взаимодействия у иностранных студентов не становилось на сегодняшний день предметом специального научного исследования.

Осмысление содержания ведущего понятия «компетенция социального взаимодействия», определение теоретико-методологической базы проблемы ее формирования у иностранных студентов приводит к выводу о прогностическом потенциале заявленного исследования. Контекст данной работы обусловлен поиском действенных путей и адекватных средств, проектированием образовательно-воспитательной среды вуза и апробацией педагогических условий, при которых процесс формирования компетенции социального взаимодействия у иностранных студентов становится максимально эффективным.

Исследование выполнено в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (Чувашский государственный педагогический университет имени И.Я. Яковлева и Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева) по теме «Формирование компетенции социального взаимодействия у иностранных студентов во внеучебной деятельности».