Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,021

PRACTICAL POSSIBILITIES OF USING COMPUTER TECHNOLOGY IN EDUCATING DEVIANT CHILDREN

Legkonogikh A.N. 1 Basina N.I. 1 Golovko T.G. 2 Vakhrusheva E.Yu. 1 Dzyuba E.A. 1
1 Don State Technical University
2 Rostov Institute for Advanced Studies and Professional Retraining of Education Workers
Цель статьи – определить направления использования компьютерных технологий в воспитании девиантных детей, выделить приоритетные из них и обосновать важность интегрированного взаимодействия таких субъектов воспитательного процесса, как дети, родители и преподаватели. Девиантность в настоящее время имеет множество характеристик и может рассматриваться в контексте социальных, медицинских и, в частности, психолого-педагогических и других наук, но сущность ее фактически остается неизменной для общества и всех субъектов, с которыми сталкиваются девиантные дети – от родителей до учителей. Авторское утверждение основано на том, что девиантность детей – это приобретенное «отклонение» от общепринятых правил и норм поведения, в то же время это воздействие внешних и внутренних факторов от условий воспитания ребенка, социальной среды до искажения проблемы его физического, психического, социального и нравственного развития. На каждом этапе формирования девиантного поведения ребенка существует определенный вектор, который способствует и/или усиливает девиантность. Эмпирические исследования позволили выделить особенности восприятия детской девиантности сотрудников образовательной сферы в разных образовательных учреждениях, на разных этапах развития как детей, так и девиантного поведения и разработать концепцию учебно-методического комплекса с использованием современных компьютерных технологий для нивелирования конфликта между всеми участниками этого процесса. Статья является прикладной и ее результаты могут быть использованы в образовательном процессе дошкольных, школьных и высших учебных заведений.
The purpose of the article is to determine the direction of the use of computer technology in the education of deviant children, to identify priority ones and to justify the importance of integrated interaction of such subjects of the educational process as children, parents and teachers. Deviance currently has many characteristics and can be considered in the context of social, medical and, in particular, psychological, pedagogical and other Sciences, but the essence of it actually remains unchanged for society and all subjects who face deviant children – from parents to teachers. The author’s statement is based on the fact that children’s deviance is an acquired «deviation» from the generally accepted rules and norms of behavior, at the same time, it is the impact of external and internal factors – from the conditions of education of the child, the social environment to the distortion of the problem of his physical, mental, social and moral development. At each stage of the formation of deviant behavior of the child, there is a certain vector that promotes and/or enhances deviance. Empirical studies have allowed to highlight the features of perception of deviance in different educational institutions, at different stages of development of both children and deviant behavior and to develop a concept of educational and methodical complex using modern computer technology to level the conflict between all participants in this process. The article is applied and its results can be used in the educational process of preschool, school and higher educational institutions.
child deviance
computer technology
interaction integration
educational process
educational and methodical complex

Актуальность детской девиантности является самым распространенным изучаемым вопросом педагогики и психологии, однако не только эти науки заинтересованы в том, чтобы выделить факторы, влияющие на формирование девиантного поведения детей в возрасте, который уже не является дошкольным, но еще не перешел грань подросткового. Так, принято считать, что девиантности в большей степени подвержены подростки, так как подростковый эгоизм, максимализм усиливается, неравномерность распределения социальных, материальных, культурных и других благ наиболее ощутима и дети, не обладая опытом и навыками жизнеустройства, подвержены формированию нестандартного отношения к данным социальным явлениям, что в конечном итоге переходит в девиантное поведение.

Однако авторские наблюдения позволяют утверждать, что детская девиантность становится сегодня намного «моложе», т.е. дети уже в раннем возрасте, из-за влияния определенных внешних факторов, могут переходить или перенимать девиантное поведение.

Множество публикаций отечественных и зарубежных авторов посвящено проблеме девиантного поведения, в которых уделяется внимание окружающей (социальной) среде, как упоминалось, все более влияющей на формирование детской девиантности. Так, представляют интерес статьи Т.С. Смирновой, Ю.В. Масловой, И.А. Дороховой, Н.Р. Трифоновой – они нашли отражение в нашем исследовании.

Мониторинг информации выделил Ежегодный исследовательский сборник CfEE, в котором ведущие зарубежные исследователи и ученые анализируют большой массив данных вторичных исследований за последний учебный год по использованию компьютерных технологий в образовании на примере разных стран [1].

Отмечается, что компьютерная зависимость и возможность перевести ее в полезную форму работы с гаджетами и интернетом из-за отсутствия такого опыта работы у педагогов, также является сегодня актуальной проблемой образовательного процесса во всех формах обучения ребенка.

Таким образом, детская девиантность – это явление современного временного и технологического периода, связанное, прежде всего, с отсутствием опыта, навыков и компетенций у всех участников воспитательно-образовательного процесса в нивелировании негативных последствий зависимости от компьютерных технологий и возможности перевода этой «зависимости» в положительное русло познания, обучения и получения полезных навыков работы для детей.

Характер девиантности, рассматриваемой с позиции авторов в контексте данного исследования, таков, что грани между девиантным поведением и недевиантным нестабильны и некатегоричны. Здесь важно понимать, что в определенных общественных, педагогических, медицинских кругах считается «девиантностью». Целью ставится выделить те критерии, которые закладываются в понятие «детская девиантность» с точки зрения практиков, непосредственно работающих с детьми в возрасте от 4 до 19 лет, провести исследование связующих субъектов воспитательно-образовательного процесса и выработать подходы к разрешению проблемы.

Материалы и методы исследования

Автором был проведен опрос сотрудников образовательной сферы, в том числе воспитателей детских садов, учителей средней образовательной школы и представителей профессорско-преподавательского состава Донского государственного технического университета.

Опросы проводились в период с марта по июнь 2019 г., результаты обрабатывались автором на базе университета ДГТУ кафедра «Социальная работа». Общее количество опрошенных – 402, из них воспитатели детских садов 34 %, учителя 37 %, педагоги вуза (29 %) с опытом работы более 10 лет, средний возраст опрошенных – 38,8 лет. Инструмент опроса – анкета, которая заполнялась индивидуально респондентом под руководством авторов исследования, также анкета рассылалась по контактам в мобильных сетях.

Основные вопросы анкеты: «Что вы понимаете под девиантностью детей?», «Как влияет на развитие ребенка и его социальное восприятие зависимость от интернета и гаджетов?», «Какой инструментарий компьютерных технологий можно применять для нивелирования проблемы зависимости от виртуализации ребенка?», «Какие компьютерные технологии вы используете при работе с девиантными детьми?».

Опрос сотрудников детских садов г. Ростова-на-Дону показал, что воспитатели младших групп в качестве девиантности детей воспринимают любые отклонения от традиционно принятых норм поведения в обществе, в том числе 10 % – агрессивность к другим детям, 25 % – гиперактивность, неусидчивость, невнимательность, неприятие обучения и т.п., 27 % – высокую эмоциональность, плач, топот ногами, истерику и пр., необучаемость, отсутствие физической готовности, непонимание игр, квестов и т.п. – 38 %.

Воспитатели старших групп фактически согласны с первой группой, но добавили – порча имущества, мелкое воровство – 17 %, нанесение телесного вреда одногруппникам, агрессия ко всем и в том числе к родителям – 45 %, излишнее и нестандартное привлечение внимания – 38 %.

Опрос учителей ростовских школ в начальных классах средней образовательной школы: агрессивность по отношению ко всем – 35 %, углубленность в гаджеты – 29 %, неприятие обучения – 17 %, постоянное привлечение внимания и «патологическое лидерство» – 12 %, нервозность, психоз, спонтанность в поведении, неусидчивость и т.п. – 7 %.

Критерии детской девиантности, по мнению учителей старших классов, распределились так: погружение в гаджеты – 43 %, агрессия по отношению ко всем и ко всему, в том числе драки, насилие над одноклассниками – 34 %, неприятие обучения, норм и правил поведения в школе, обществе – 12 %, отрицание важности чужого мнения, личности учителя – 11 %.

Нами был проведен опрос преподавателей первых курсов некоторых факультетов Донского государственного технического университета. При этом выделялось, что девиантное поведение подростков не старше 19 лет – это погружение в гаджеты и неприятие реального общения, обучения, преподавателей, родителей и пр. – 49 %.

Исходя из мнения опрошенных, сделан вывод, что только на начальной стадии обучения детей в возрасте от 3 до 6 лет используются компьютерные технологии как средство игр, познания, развлечений и пр. В школах этот процесс усиливается большим объемом задаваемых упражнений, которые только усугубляют неприятие подростков к обучению, «излишнему над ними насилию» со стороны учителей, школы и родителей. В университете ситуация кардинально меняется, и студенты более заинтересованы в использовании компьютерных технологий в целях образования, самопознания, общения, получения дополнительной образовательной информации, повышения своего профессионализма, навыков и умений.

Однако соотношение использования компьютерных технологий на разных стадиях образовательного процесса неоднозначно. Так, в детских садах – 12 %, связано с тем, что эти заведения на региональном уровне недостаточно оснащены технически. В школах ситуация немногим лучше и доступность интернета, компьютерных классов позволяет увеличить пользование интернетом, компьютеров и пр. В данном случае использование компьютерных технологий увеличилось до 31 %. Что касается вуза, в котором проходил опрос, то проникновение компьютерных технологий намного выше в силу статуса высшего учебного заведения в образовательном пространстве – 76 %.

Использование компьютерных технологий в работе с девиантностью студентов, напротив, очень низкое. Обосновывают преподаватели это тем, что возраст студентов – вполне самостоятельных людей – уже не поддается корректировке и достаточно сложно выработать новый инструментарий, способный перевести зависимость от гаджетов, социальных сетей и интернета, – в образовательное русло.

Так, в отношении корректировки девиантного поведения детей в детских садах работают психологи – 87 %, в школах работают учителя в совокупности с родителями – 12 %, очень редко психологи – 4 %, в вузах – преподаватели – 11 %, а психологи, как выявлено, отсутствуют, родители также не привлекаются. При этом именно в высших учебных заведениях нет прямых программ или положений о работе с девиантными подростками (студентами). Замкнутость, антисоциализация, зависимость от гаджетов и т.п. – не воспринимаются в отношении студентов девиантностью. Сегодня такое явление воспринимается как нормальное, так как большинство молодежи уже давно живет в виртуальном мире.

Общая часть молодежи в возрасте от 10 до 19 лет не считают свое поведение нестандартным или отклоняющимся от общепринятых норм. Как упоминалось, это исходит не только от внешнего влияния, но и окружающей внутренней среды, т.е. от родителей, которые не уделяют подросткам должного внимания, от референтных групп, где все построено на ложных стереотипах поведения, лидерстве, излишнем потребительстве и пр.

Обобщая ответы на вопрос: «Какие компьютерные технологии вы используете при работе с девиантными детьми?», где подразумевались все возрастные группы детей в нашем исследовании, были получены следующие ответы (при это каждый вариант компьютерных технологий принят за 100 процентов): Интернет и его образовательные ресурсы – 10 % (детский сад), 44 % (средняя школа), 46 % (вуз); мультимедийные продукты используются в основном в вузе – 79 %; в пользу специализированных образовательных программ, тренингов, игр, квестов и пр. 18 % показал детский сад, 31 % – школа, 51 % – вуз. Помимо всего используются чаты с родителями – детский сад – 78 %. Преподаватели как школы, так и вуза активно используют социальные сети для общения со своими учащимися и студентами, что позволяет корректировать домашние задания, кейсы, доклады и другую самостоятельную и внеаудиторную работу. Такой подход, хотя и помогает взаимодействию преподавателей и обучающихся, но не уменьшает зависимость от интернета, уменьшению антисоциализации и других критериев девиантного поведения детей, описанных ранее.

Результаты исследования и их обсуждение

Отметим, что критерии детской девиантности опрашиваемые формулировали самостоятельно. Данный аспект был важен в авторском исследовании, чтобы не навязывать чужое мнение, не представлять известные медицинские, психологические термины и пр. Таким образом, результаты исследования оказались первичными и непривязанными к какому-либо контексту.

Однако детская девиантность, по мнению многих ученых, – это «…неприятие влияния чужого человека, способность идти против общепринятых правил для того, чтобы прилечь к себе внимание…» [2]. В социологии под девиантностью понимают «…угрозу для окружения человека в физическом и социальном плане, отклоняющееся поведение мешает развитию как самого ребенка (тинейджера), так и социума в целом…» [3].

Медики считают по-другому, в частности «причины девиантного поведения у детей заложены в нарушениях их нервно-психического состояния. Для психологов девиантность – это интерпретированное поведение взрослых, конфликты в семье, в референтных группах, отсутствие положительного примера поведения в обществе и т.п., а также, когда истинная реальность просто игнорируется…» [4, с. 44].

Как следует, девиантное поведение зависит от множества факторов внутреннего и внешнего характера, и, как указывает Т.С. Смирнова, «...причины отклонений в поведении детей дошкольного возраста могут быть разделены на группы: биологическую, психологическую и социальную. В чистом виде данные группы практически не встречаются…» [5, с. 655].

Если обобщить все опросы, вне зависимости от форм обучения, то мы получаем высокую степень детской зависимости от гаджетов, где на первом месте интернет и мобильные телефоны. Так, Ю.В. Маслова указывает; «…Вместе с удобствами, которые нам принесли компьютерные технологии, можно заметить увеличивающееся количество проблем, связанных с ними. Помимо таких проблем со здоровьем, как нарушение осанки и ухудшение зрения, у некоторых людей, в частности у детей, появляется такое психологическое расстройство, как компьютерная зависимость…» [6, с. 494].

Однако другие авторы отмечают, что увлечение компьютерными технологиями в любом возрасте можно обратить в пользу изучения, познания и получения учебных навыков изучения каких-либо дисциплин, самопознания ребенка, формирования его культуры и личности, в целом. К примеру, «…введение компьютера в среду дошкольного учреждения не является целью, ориентированной только на формирование навыков работы с новыми техническими средствами. Задачей дошкольного воспитания является полноценное и гармоничное психологическое, личностное, познавательное развитие ребенка-дошкольника, формирование и развитие ведущей деятельности, основных новообразований возраста …» [7, с. 80]. Также интерес представляет научно-исследовательский проект «Компьютерная зависимость детей и подростков», в котором «…основным профилактическим мероприятием является информационная работа, формирование правильного здорового отношения к компьютеру и виртуальному миру…» [8].

Именно использование компьютерных технологий в образовательных целях с любой возрастной группой детей ставится во главу авторских изысканий.

Результаты авторских исследований представлялись в ранних публикациях и коллегиально обсуждались на кафедре «Социальная работа» Донского государственного технического университета (г. Ростов-на-Дону).

Заключение

Формирование девиантного поведения во многом зависит от образа преподавания, специфики поведения преподавателей, которые не меньшее время находятся с детьми и вмешиваются в их жизнедеятельность не совсем адекватными методами. «Насильное», преувеличенное вмешательство в поведение ребенка без специального образования, программы, тренингов и, возможно, обучающих игр, квестов, презентаций, может нанести психике детей еще больший моральный и психологический вред.

Более того, нельзя забывать, что коррекция ребенка возможна и необходима на ранних стадиях определения девиантности, но она должна быть интегрирована усилиями всех фигурантов этого процесса – от педагогов, психологов до родителей. Педагоги должны работать с родителями, уделять внимание тем факторам, которые необходимо нивелировать в семье, чтобы дети не переносили этот негативный опыт в свою внешнюю жизнь.

Немаловажно «…умение работать с компьютерными продуктами, специальными программами для разработки графического, иллюстративного, презентационного материала, изучения иностранных языков и многого другого, что в настоящее время возможно посредством компьютерных технологий как в детских садах, так и в более старших образовательных заведениях…» [9, с. 139].

В этой связи предлагается учебно-методический комплекс. Концепт: квест-фокус-группы, т.е. интеграция игры и обсуждения результатов. При этом как квест, так и фокус-группа должны быть четко подобраны под описание девиантности каждой возрастной группы детей. В фокус-группе могут участвовать школьники, студенты, родители, преподаватели.

Целевая аудитория: родители детей и дети с ярко выраженными признаками девиантности, в возрасте от 3 до 19 лет.

Поставленная проблема: десоциализация, замкнутость, агрессивность по отношению к родителям, референтным группам, одноклассникам и др., полное погружение в виртуальную реальность, зависимость от гаджетов, интернета и т.п.

Цель – выделить особенности поведения изучаемой аудитории, найти коммуникационный инструментарий для нивелирования проблемы и/или снижения ее негативного влияния.

Механика квеста: с помощью компьютерных технологий, программ каждой группе «игроков» дается задание, связанное общей проблемой девиантности, т.е. если у ребенка зависимость от компьютера, то необходимо предложить ему разработать библиотеку из виртуальных книг на какую-то тему или сделать фильмотеку (презентацию) из любимых фильм, игр, анимации и пр.

Стратегия учебно-методического комплекса – поэтапно вывести ребенка из девиантного состояния, не применяя при этом категоричных, психологических и медицинских приемов, ориентируясь только на педагогический инструментарий и использование компьютерных технологий. В тестовом, игровом режиме необходимо проводить с ребенком квесты, которые в формате игр, жизненных ситуаций могут вывести ребенка из девиантного состояния хотя бы на время работы с педагогом и затем довести образовательный процесс до итогового положительного результата, – вывода ребенка из девиантного состояния по его собственной воле и осознанию. Здесь обязательное привлечение родителей, педагогов и формирование совместных игр, презентаций, по типу «собери все пазлы нашего обучения».

Стартовой базой для проведения образовательных квестов, мультимедийных презентаций, специально разработанных компьютерных игр и программ, может стать Донской государственный технический университет, обладающий в настоящее время техническими, профессиональными и образовательными ресурсами. Кроме того, такой подход и интеграция усилий по работе с девиантными детьми позволит университету подготовить для себя будущих абитуриентов, заинтересованных в получении образования в данном вузе.