Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

HANGING GARDENS OF LONDON IN THE BEGINNING XX THE CENTURY

Kireeva T.V. 1
1 Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering
This article is an intermediate result and a continuation of the study of the history of the emergence and development of hanging gardens on the roofs of public buildings in the world practice of architects, the identification of theoretical and practical principles of design and organization of the urban environment. The project of creation of a hanging garden on the roof of the Department store Selfridge (Selfridges), which is a pioneer in the creation of public, green space, which was used for recreation and various events. Hanging gardens, created in 1909, contributed to the further spread of the idea of landscaping the roofs of buildings. The next step was the construction of a full garden on the roof of the Department store «Derry and Toms» (Derry and Toms) in 1938, the author of which was an English gardener Ralph Hancock (Ralph Hancock), who created the Gardens of the Nations Rockefeller center in new York (1936). One of the stages of this study is the study of the creative method of English landscape architect Ralph Hancock, who made a significant contribution to the development of green roof technology and the promotion of the idea of creating public gardens on the roofs of buildings, which greatly influenced the spread of Hanging Gardens around the world in the early twentieth century.
hanging gardens
green roofs for public buildings
roof gardens
Ralph Hancock

Создание висячих садов на крышах общественных зданий является сегодня важной альтернативой расширения площадей зеленых зон общей доступности для урбанизированных городов. Приемы озеленения и простейшие технологии создания висячих садов были разработаны еще несколько веков назад, но до сих пор считаются трудоемкими и вызывают сомнения в использовании их для широких общественных нужд. Наше исследование, направленное на изучение методов проектирования, разработки технологий и создания садов на крышах зданий, показывает исторический опыт использования крыш общественных зданий начала ХХ века, который может быть использован и сегодня.

Цель работы – выявление приемов создания висячих садов в начале ХХ века, исследование теоретических предпосылок и практических принципов проектирования. Одним из этапов исследования является изучение творчества английского ландшафтного архитектора Ральфа Хенкока (Ralph Hancock), заложившего основы создания висячих садов на крышах общественных зданий Америки и Англии, которые в дальнейшем стали широко применяться и в других странах.

Материалы и методы исследования

Объектом исследования являются висячие сады общественных зданий начала ХХ века в Англии. Для изучения темы использованы следующие методы научного исследования:

– метод системного анализа, позволяющий получить полные и глубокие знания о предмете изучения, как единого процесса развития истории архитектуры;

– исторический принцип лежит в основе исследования архитектурной и ландшафтной практики с целью выявления общих закономерностей;

– принцип комплексного рассмотрения создания висячих садов основан на анализе литературных источников, архивных материалов, проектных материалов, изучении исторических фотоматериалов; также в работе применяются методы архитектурно-композиционного, стилистического, типологического и градостроительного анализа, что позволяет говорить о комплексном подходе к изучаемой теме. Отсутствие в отечественной теории литературных источников по теме исследования, с одной стороны, подтверждает новизну исследования, а с другой стороны, объясняет широкое использование зарубежных источников сети Интернет.

Результаты исследования и их обсуждение

Конец XIX и начало XX вв. в истории развития архитектуры характеризуются дальнейшей демократизацией архитектуры и развитием ее типологии. Так возникшие в Америке новые офисные здания-небоскребы, отели, магазины-универмаги стали использовать крышу здания для отдыха посетителей и привлечения покупателей, предоставляя им новые удобства – кафе, бары, рестораны на свежем воздухе с панорамными видами на город.

Необходимо отметить, что идея устройства сада на крыше универмага была не нова и для Лондона. Небольшие сады на крыше, в сочетании с чайными залами и ресторанами, были популярны в английских магазинах с эдвардианского периода [1]. Но висячие сады как новый элемент типологии ландшафтной архитектуры с развитой функцией, большей площадью, продолжительностью использования и как основа идеи новой комфортной среды, дающей дополнительную прибыль, впервые была реализована на крыше здания универмага Селфридж (Selfridges) [2], открытого Гордоном Селфриджем (Gordon Selfridge) в марте 1909 г. Это была первая очередь строительства грандиозного универмага общей площадью 50 000 м2, завершившегося в 1929 г. Гордон Селфридж был пионером торгового дела нового типа [3]. Его прогрессивные идеи организации торговли заложили основы новых приемов обслуживания покупателей, корпоративной этики и являются до сих пор неоспоримыми законами и правилами. Так, по идее Гордона, отдых, после посещения многочисленных магазинов, в окружении сада, с неспешной беседой за чашкой чая, будет создавать благоприятные условия для привлечения покупателей, повышения имиджа и прибыли магазина. Проект здания универмага, с новой для того времени каркасной системой конструкций, разработал известный чикагский архитектор Даниел Бернем (Daniel Burnham) (рис. 1).

kir1.tif

Рис. 1. Здание универмага Selfridges Гордона Селфриджа с висячими садами на крыше. Архитектор Д. Бернем. Лондон (1909 г.)

kir2.tif

Рис. 2. Вид на Водный сад (1915 г.)

Висячие сады универмага Селфридж представляли собой открытое, солнечное, когда это было возможным, пространство крыши, откуда открывались красивые виды на город. Здесь было создано два типа сада – открытое пространство регулярного типа с обширным газоном и заниженным бассейном в центре – Водный сад (рис. 2) и природный Альпийский сад, узкой полосой расположенный вдоль парапета здания. Обширный зеленый партер Водного сада позволял не только наслаждаться красивыми видами, но и активно использовался для проведения различных мероприятий в течение всего года. Здесь устраивались показы мод, выступали знаменитые танцоры, катались на коньках, играли в теннис победители Уимблдона и открыли первую площадку для игры в мини-гольф (рис. 4, 5) [4].

Альпийский сад в природном стиле был оформлен луговыми травами и травянистыми растениями; извилистым ручьем, бегущим сквозь нагромождение больших камней, отголосков Альпийских гор. Туризм, отдых в горах, альпинизм и катание на горных лыжах только входили в моду и будили в посетителях садов воспоминания или мечты о путешествиях.

Основу садов составляли кустарники, цветочные растения, лианы. Однорядная посадка деревьев на штамбе по периметру партера имела второстепенную роль, в композиции сада акцентами выступали вазоны с яркими цветами. Озеленение и цветочное оформление выполнялось в виде контейнеров и приподнятых участков (рис. 3), обрамленных натуральным камнем. Высокий парапет, ограждающий сад, со стороны улицы был украшен флагами, а для традиционного чаепития на противоположной стороне была организована теневая галерея, увитая лианами. В течение почти тридцати лет сад на крыше универмага был популярным и модным местом прогулок и встреч после посещения магазинов Лондона. Здесь работали танцевальный и оружейный клубы.

kir3.tif

Рис. 3. Вид на Английский сад

kir4.tif

Рис. 4. Показы мод на зеленых лужайках сада (1920-е гг.)

kir5.tif

Рис. 5. Первая английская площадка для мини-гольфа в саду на крыше Selfridges (1930 г.)

Во время войны в 1940 г. здание универмага и сады подверглись разрушительной бомбардировке и в дальнейшем, по воле Г. Селфриджа, уже не восстанавливались. Новая жизнь садов началась только в 2011 г. в оригинальном решении – разместить на крыше не сад, а искусственную реку для катания на лодках, что было в духе креативных идей первого владельца Г. Селфриджа.

Висячие сады в дальнейшем были использованы для оформления престижного универмага «Дерри и Томс» (Derry and Toms) в районе Кенсингтонского королевского парка. Сады на крыше были мечтой вице-президента компании Barkers, Тревора Боуэна, который, будучи в Нью-Йорке, посетил висячие сады Рокфеллер-центра, выполненные английским садоводом Ральфом Хэнкоком (Ralph Hancock) [5], и загорелся идеей украсить крышу универмага, что приносило бы дополнительные коммерческие выгоды. По месту расположения садов их часто стали называть «Кенсингтонские висячие сады» (Kensington Roof Gardens). В декабре 1935 г. Ральф Хэнкок был приглашен в Лондон для выполнения нового проекта.

Сад на крыше «Дерри и Томса» площадью около 6 тыс. м2 должен был поразить всех своим масштабом и коммерческим успехом. Здание универмага «Дерри и Томс» было построено в 1933 г. по проекту Джорджа Бернарда (George Bernard) в силе ар-деко – солидное шестиэтажное здание с большими витринными окнами и отделанное изящными фризами из кованого металла (скульптор Вальтер Гильберт) и рельефами «Труд и технология» (Чарьз Мэбей). При строительстве была применена новая американская технология «горизонтальной» системы – несущий каркас принимал на себя все нагрузки, и свободный план больше не имел регламентов в размещении перегородок, что позволяло выполнять гибкую планировку с активным использованием торговых площадей. Восемь лифтов, в богатой отделке ониксом и черным мрамором, соединяли крышу и шесть этажей здания. Ресторан «Радужная комната» (Rainbow Room) на пятом этаже был перекрыт большим световым фонарем с неоновой подсветкой и поднимался над крышей будущего сада. Интерьеры были «щедро» оформлены в силе арт–деко изысканной мебелью, коврами и золотой фурнитурой, по словам современников, «Дерри и Томс» имел все: «…у него был дух и блеск!» [6].

Сады на крыше универмага должны были по своему размаху и обустройству отвечать высокому статусу универмага (рис. 6). И Ральф Хэнкок приступил к работе, взяв за основу Сады Наций Рокфеллер-центра, и выбрал три темы: исторический английский Сад Тюдоров (рис. 7), Английский лесной сад (рис. 8) и Испанский сад (рис. 9) для поддержания солнечной темы в туманном Альбионе.

kir6.tif

Рис. 6. План висячих садов на крыше универмага «Дерри и Томса». Ральф Хенкок, 1938 г. [6]

kir7.tif

Рис. 7. Сад Тюдоров

kir8.tif

Рис. 8 Солнечный павильон и Английский лесной сад

В новой работе Ральф использовал предыдущий опыт и применил разработанную им технологию создания сада на насыпном грунте толщиной 60 см, что позволяло создавать практически природные ландшафты. Дренаж включал битый камень, золу и щебень, а битумная мастика обеспечивала надежную гидроизоляцию как при поливе, где использовалась вода из двух собственных артезианских скважин, так и при устройстве водоемов и ручья. По периметру сад был выгорожен стеной в 2,5 м высотой, что обеспечивало надежную защиту сада от ветра, визуальную изоляцию для создания образа тематических садов. Инженерные коммуникации были проложены в пространстве между парапетом и декоративной стеной крыши. Трубы для полива шли вдоль стены ресторана [2] от водных резервуаров, расположенных у наружной стены в западной части крыши.

Сады занимали часть крыши и располагались вокруг центрального сооружения – Солнечного павильона с двумя ротондами и стеклянной крыши Радужного ресторана (рис. 6).

kir9.tif

Рис. 9. Испанский сад на крыше универмага «Дерри и Томса»,1938 г.

kir10.tif

Рис. 10. Водный канал Испанского сада (2014 г.)

Справа размещался Испанский сад прямоугольной формы регулярного стиля по подобию садов Альгамбры, где по традиции восточных садов узкий канал соединял пять водных каскадов и был по всей длине украшен вечнозелеными кипарисами и разноцветной посадкой летников (рис. 9, 10). Основная часть сада была разделена осевыми дорожками на четыре партера, приподнятых на 45 см от общего уровня. В центре композиции находился традиционный восьмиугольный фонтан, окруженный четырьмя пальмами. Белоснежная чаша фонтана и подпорные стенки украшены средиземноморской плиткой. Для воссоздания облика Альгамбры было выстроено здание четырехугольной башни с черепичной крышей, являющейся доминантой сада. Пристенные галереи и аркада, отделяющая Булыжный двор, были выполнены в мавританском стиле с легкими витыми колоннами и богатой декоративной пластикой. Галереи, расположенные в тени, давали прохладу и уединение посетителям. В центре Булыжного двора располагался традиционный каменный колодец. Два вяза и вишни завершали композицию малого пространства. С юга сад ограничивала прогулочная монастырская галерея (Cloister Walk), увитая лианами. В Испанском саду преобладали пальмы и пышные травянистые; фатсия, кордолина, новозеландский лен [7], а также яркие цветочные растения. На противоположной стороне крыши граненая красно-кирпичная форма с традиционными арками из светлого камня выделяла сад в стиле Тюдор. Небольшое пространство было организовано для тихого отдыха и любования многочисленными декоративными и вьющимися растениями – виноградом, летним жасмином, глицинией, ампелопсисом, трахелоспермумом (рис. 7). Перед входом в сад Тюдоров на открытой площадке были установлены традиционные солнечные часы, а напротив устроена садовая беседка, от которой начиналась галерея, или система глубоких комнат, разделенных арками Тюдоров.

Южная сторона крыши, где росли большие деревья, травы, журчал ручей, была отдана под Английский лесной сад. Здесь росли: дуб черешчатый, каштаны, кёльрейтерия метельчатая, клены. Извилистый ручей бежал через весь сад от водопада до впадения в озерцо, затененное айлантом, зарослями бамбука, фатсии. Плакучие ивы, платан, тополь дополняли образ лесного ландшафта (рис. 8). Ручей был обрамлен камнем, большими валунами местного, озерного камня. Вскоре после открытия садов здесь поселилась семья уток мандаринка, а в дальнейшем – розовые фламинго.

При оформлении сада было высажено около 500 различных сортов деревьев и кустарников, около 15 тыс. корневищ и луковиц различных многолетних растений [8]. Для выращивания рассады в западной части сада был устроен собственный питомник, дающий ежегодно до 38 тыс. растений.

Сады были завершены и открыты в мае 1938 г. Их стоимость была значительной – 25 000 фунтов стерлингов [8]. В последующие 35 лет сады процветали и привлекали публику, увеличивая коммерческий доход. Даже в период Второй мировой войны сады были координационным центром для поднятия патриотического духа и многие политики, лорды, герои войны побывали здесь. Часть зданий на крыше была повреждена во время бомбежки и в дальнейшем реконструирована, а сады дополнены новыми посадками. Сады, неоднократно менявшие владельцев, сохранились и успешно существуют в наше время.

В 1953 г. сады были зарегистрированы в соответствии с «Законом об исторических зданиях и древних памятниках» в Реестре исторических парков и садов Английского наследия за их историческую и культурную значимость. А в 1986 г. в связи с их огромной популярностью сады были удостоены статуса II Степени наследия Англии (Grade II listing by English Heritage), что защищает сады от несанкционированного изменения или уничтожения [6]. Новый ресторан и клуб, открытые на крыше, привлекают публику и способствуют поддержанию садов.

Заключение

Представленные материалы исследования демонстрируют вклад ландшафтных архитекторов и архитекторов в расширение возможностей использования крыш общественных зданий для общественных нужд, озеленения и благоустройства. Использование «пятого фасада», как будет определено в дальнейшем, демонстрирует удачный опыт расширения досуга посетителей и покупателей, что в значительной степени влияло на формирование имиджа универмагов и повышение прибыли. Висячие сады на крышах общественных зданий внесли дальнейшее развитие в типологию архитектуры. Технологии строительства висячих садов, разработанные Ральфом Хенкоком, продемонстрировали успешное выращивание растений на насыпном слое почвы толщиной около 60 см, что позволило высаживать не только кустарники, но и деревья, окончательно развеяв миф о неполноценности садов на крышах зданий. Инженерное обустройство висячих садов – система полива, питания и аэрации, соответствовала общему развитию техники того времени и была достаточной для поддержания садов. Отличное состояние Кенсингтонских висячих садов, где березы, ивы, клены поднимаются на тридцать футов выше крыши и цветут и плодоносят яблони [8], использование их по назначению в течение вот уже 100 лет, говорит о возможности и реальности создания садов на крышах общественных зданий, расширении зеленых зон общественного использования.