Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

NECESSITY OF INTERACTIVE METHODS USE IN FOREIGN LANGUAGE TEACHING OF THE NON LANGUAGE HIGH SCHOOL STUDENTS

Agasieva I.R. 1
1 Dagestan State Technical University
Modern society confronts language teachers the task of forming «Ability to communicate in oral and written forms in Russian and foreign languages for solving problems in interpersonal and intercultural interaction», not just knowledge transfer. Knowledge present not as a purpose but as a way, a means of personal development. The possibilities for this give the modern information computer technologies (ICT). Information technology allows: to build an open education system that provides each student with their own learning trajectory, radically change the organization of students training process, training in systems thinking. Unlike regular technical training ICT help to develop the intellectual, creative abilities of students, their ability to independently acquire new knowledge, work with different sources of information.
ict
competence
clarity
presentation
teaching methods

Вопросы использования компьютеров, проекторов, интерактивных досок в учебном процессе все еще обсуждаются в разных сетевых педагогических сообществах. У интерактивных технологий имеются как сторонники, так и противники. Сторонники считают, что средства ИКТ – это вид наглядности, помогающий решать задачи обучения. Все участники процесса обучения хорошо знают, что наглядный материал легче воспринимается обучаемыми, тем самым, активизируя процесс его усвоения. Противники же имеют совершенно противоположную точку зрения. Они уверяют, что интерактивная доска и другие технические ресурсы имеют «эффект игрушки» [2], мотивируют обучаемых на несколько занятий, а потом становятся им неинтересными. Противники ИКТ утверждают, что материал усваивается обучаемыми лучше, если преподаватель пишет или рисует на доске одновременно со своими комментариями, а демонстрация на интерактивной доске или экране, сопровождаемая объяснениями преподавателя, воспринимается значительно хуже.

Цель исследования: проверить необходимость использования ИКТ в учебном процессе и действительно ли обучаемые теряют интерес к ним после нескольких занятий.

Чаще всего противниками использования новых интерактивных технологий выступают преподаватели, учителя, которые сами с ИКТ не работают или не умеют ими пользоваться. Понятно, что интерактивная доска, проектор и т.д. сами ничему научить не могут. Только от преподавателя будет зависеть, как будут работать эти инструменты, от его умения работать с ИКТ, от его готовности преподнести новый материал более интересно и увлекательно, так, чтобы обучаемые запомнили материал.

Овладеть коммуникативной компетенцией, используя иностранный язык, не находясь в среде изучаемого языка, – задача крайне трудная. А обучение иностранному языку специалистов технического профиля сводится к формированию «способности к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия» (ФГОС 3+).

Однако в техническом вузе, где иностранный язык не является профилирующим предметом, формировать данную компетенцию достаточно трудно, так как мотивация студентов к изучению языка низкая. В таких условиях повышается необходимость использования интерактивных методов обучения, к которым относятся круглые столы, ролевые игры, деловые игры, обсуждения, мозговой штурм, презентации и т.д.

Надо признать, что большое значение имеет применение учебных видеопрограмм и видеороликов. Необходимость использования видеоматериалов на занятиях по иностранному языку давно осознана обеими сторонами учебного процесса – и обучаемыми и обучающими. Эта форма учебной деятельности не только активизирует внимание учащихся, но и помогает совершенствованию навыков аудирования и говорения. Ведь визуальная опора звучащей с экрана иноязычной речи помогает более полному и точному пониманию его смысла [1]. Очень важно формировать познавательный интерес у студентов разной степени подготовленности внутри одной группы.

Кроме того, преподавателю необходимо искать такие методы обучения, которые смогли бы стимулировать студентов со слабой подготовкой и в то же время поддерживать активность более подготовленных студентов. Именно в данном случае и помогают интерактивные методы обучения, где преподаватель имеет возможность распределить роли таким образом, чтобы участвовали все студенты,, независимо от уровня подготовленности. В процессе работы основной упор делается на самостоятельное овладение учебным материалом. В процессе такой активной деятельности студенты со слабой подготовкой вовлекаются в процесс, повышается и заинтересованность в познавательной деятельности. Конечно, немалую роль в их мотивации играет преподаватель, который использует интерес к будущей профессии, творческий характер совместной работы, элементы игры. Таким образом, в ходе совместной работы группы, совместного процесса познания и формируется профессиональная компетенция выпускника технического профиля, их подготовка к будущей деятельности по своей специальности. Кроме того, формируются и навыки совместной работы, навыки анализа ситуации, навыки принятия срочных решений по возникшим проблемам. В отличие от обычных технических средств обучения, ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации [3].

Одним из наиболее эффективных форм представления нового материала, которым мы пользуемся, является презентация. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей последовательной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуют различные каналы восприятия студентов. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации значительно сокращает время обучения. Это становится возможным благодаря свойствам интерактивности электронных учебных приложений, которые наилучшим образом приспособлены для организации самостоятельной познавательной деятельности обучаемых. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе занятия. А если привлечь к созданию презентаций самих студентов, интерес к материалу намного повышается, равно как и повышается их самооценка.

Для подготовки такой презентации студент должен самостоятельно провести научно-исследовательскую работу, использовать большое количество источников информации, что позволяет превратить работу каждого студента в продукт индивидуального творчества. В процессе подготовки презентации создаются условия для развития мотивации к изучению иностранного языка, расширяются фоновые знания студента, его кругозор и информативность, также развиваются интеллектуальные функции. Мультимедийная презентация, являясь основой для монологической речи, даёт прекрасную возможность реализовать коммуникативную функцию языка, так как в процессе своего выступления студент имеет возможность использовать лексику, схемы, фотографии, картинки, таблицы, которые он самостоятельно разработал. Это позволяет в спокойной обстановке, без волнения высказываться максимально последовательно и развёрнуто. Дело в том, что при подготовке к презентации происходит тренировка использования речевых средств [1].

Основным отличием презентации от остальных способов представления информации является их насыщенность материалом. Студент является не пассивным слушателем, а играет роль активного деятеля.

Готовя презентацию, будь то студент или преподаватель, он должен помнить о цели её создания. Для этого необходимо подготовить определенный объем материала, продумать и обеспечить понимание смысла каждого слова, опираться на опыт и знания студентов, использовать все возможные выразительные средства.

Демонстрируя свою презентацию, студент приобретает навыки правильного построения своего выступления, то есть приобретает навыки монологической речи, в конечном итоге, формирует коммуникативную компетенцию.

Благодаря своей простоте и доступности, мультимедийные презентации могут быть использованы как на «открытых» занятиях, так и на текущих. Мультимедийные презентации отлично себя зарекомендовали на занятиях по самым различным темам. Данные темы включают в себя объемный материал, который изучается самостоятельно, а затем представляется в разработанной ими самими презентации. Таким образом, информация хорошо усваивается студентами в максимально сжатые сроки.

Использование современных информационных технологий в образовательном процессе создает реальные возможности повышения качества образования. Введение дополнительных визуальных эффектов благотворно сказывается на запоминании информации.

Сущность новых информационных технологий заключается в том, что они:

– открывают преподавателю и студенту доступ к нетрадиционным источникам информации;

– повышают эффективность самостоятельной работы;

– дают совершенно новые возможности для творчества обретения и закрепления различных профессиональных навыков;

– позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения.

Создание и использование мультимедийных презентаций на занятиях является эффективным способом обучения, помогающим студенту осознавать себя как активного субъекта познания, испытывать радость победы и успеха в личностно значимой для него деятельности.

Использование мультимедийных презентаций имеет много преимуществ перед традиционными методами обучения. Они позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях, помогают осознать языковые явления, сформировать лингвистические способности, создать коммуникативные ситуации, автоматизировать языковые и речевые действия, а также обеспечивают реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы студентов.

В основу использования на занятиях иностранного языка мультимедийных презентаций положен коммуникативный подход к овладению всеми аспектами речевой деятельности: говорением, чтением, аудированием, письмом. Немного об этих самых аспектах.

Говорение: студенты дают расширенную информацию по каждому слайду. Предметное содержание говорения строится вокруг темы презентации. Студенты учатся передавать информацию, содержание которой не всегда известно остальной аудитории, а поэтому имеют реальный стимул к высказыванию. Происходит не только комментирование написанного на слайде материала, но и озвучивание дополнительной информации, которая известна только создателю презентации.

Чтение: развитие умения читать является одной из главных целей обучения при работе над презентацией. Для того чтобы отобрать необходимый для своей презентации материал, студентам приходится проштудировать немало печатного материала. При чтении текстов у студентов формируются лексические, грамматические, произносительные навыки чтения. Кроме этого, при работе над созданием презентации большое значение имеет самостоятельное обращение студентов к лингвострановедческим справочникам, к энциклопедическим словарям, тем самым формируя познавательную активность студентов.

Аудирование: выступает как средство и как цель обучения при защите презентаций. Через аудирование происходит активное усвоение лексического состава языка и его грамматической структуры.

На презентации аудирование часто сочетается со зрительной опорой. Студенты должны понимать на слух речь в нормальном темпе в предъявлении преподавателя, студента или группы студентов, создавших презентацию.

Письмо: студенты, работающие над презентацией, учатся письменно фиксировать ключевые понятия, фразы, цитаты, короткую текстовую информацию, печатать её на слайдах. Задача преподавателя проверить и при необходимости исправить имеющиеся орфографические ошибки, сделать это корректно, направить деятельность студентов на запоминание трудных слов. Кроме учебного аспекта, в ходе подготовки и защиты презентации студенты овладевают и другими аспектами иноязычной культуры – познавательным, воспитательным и развивающим.

Темпы жизни таковы, что акценты занятия необходимо менять, переходить от сообщения информации к методике самостоятельной работы с ней. И главным помощником в этом может стать компьютер и современные информационные технологии [5]. Опыт использования ИКТ заставляет обратить внимание не только на положительные результаты, но и ряд проблем, высветившихся при этом. Основной проблемой, в частности, в нашем вузе, является отсутствие материальной базы. Речь идет об отсутствии достаточного количества компьютерных классов со свободным выходом в сеть Интернет, а также необходимого для этого программного обеспечения. Выход в этом случае мы находим в создании необходимого материала в творческом сотрудничестве со студентами, т.к. студенты технического профиля очень хорошо разбираются и умеют работать с технологиями.

Использовать компьютерные технологии в своей педагогической деятельности я начала давно. Сначала это были обучающие программы по английскому языку различных мультимедиакомпаний, которые мы использовали на уроках для введения некоторых разделов грамматики и лексики. Но данные программы не отвечали нашим потребностям, так как их тематика, лексика и грамматический минимум не совпадали с нашим учебником. В 2013 году я прошла курсы повышения квалификации преподавателей вузов в МФТИ по программе «Использование интерактивных методов в обучении иностранному языку», где я ознакомилась с программой «Moodle». Сколько интересных и полезных возможностей использования ИКТ у меня появилось, насколько интересней стали и мои занятия! При объяснении грамматики английского языка иногда трудно обойтись словами, нужна наглядность. Я начала использовать компьютерную презентацию, которую можно разработать самостоятельно, учитывая особенности обучения каждой конкретной группы. Стала привлекать к созданию презентаций самих студентов. После такой работы материал усваивается намного легче. В итоге я создала свою методику преподавания английского языка, которую успешно использую на своих занятиях.

Примечательно то, что при использовании интерактивных методов обучения роль преподавателя сводится к минимуму. Он становится только организатором процесса обучения, мотивируя и направляя студентов, поощряя их инициативы. В данном случае преподаватель только организует процесс обучения, создавая условия для инициативы студентов.

Оценив все плюсы и подводя итог сказанному, можно сделать вывод, что использование ИКТ, способствует созданию благоприятных условий не только для обучения студентов, но и качественного роста самого преподавателя. А владение информационно-коммуникационными технологиями даёт возможности совершенствования языковой компетенции и межкультурной коммуникации.

Итак, применение интерактивных методов обучения сводится к формированию у студентов практического опыта применения языковых явлений на практике и позволяет достичь следующих результатов:

? улучшить процесс понимания теоретических знаний, предлагаемых преподавателем, в ходе их практического применения;

? повысить мотивацию студентов со слабой подготовкой и вовлечь их в познавательный процесс, что придает осмысленность процессу обучения;

? научить студентов мыслить, работать в группе, принимать совместные решения путем «мозгового штурма», формировать доброжелательность и поддержку внутри группы;

? раскрыть новые возможности у будущих специалистов, что, несомненно, поможет им сформировать необходимые компетенции.

Таким образом, использование интерактивных методов обучения в неязыковом вузе является важным и необходимым условием формирования компетенций, требуемых государственным стандартом.