Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,021

PREPARATION OF THE FUTURE TEACHERS ON THE BASIS OF HEALTH-SAVING EDUCATION

Obukhovа K.A. 1
1 FGBOU VPO «Shadrinsk State Pedagogical Institute»
В статье представлены проблема образования будущих педагогов по вопросам сохранения и укрепления здоровья, расширения их профессионального кругозора в этой области, формирования позитивного отношения к собственному здоровью, проблема сохранения и укрепления здоровья детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, а также главные направления в подготовке педагога к ведению образовательной деятельности в здоровьесберегающем режиме. В ходе исследования основной акцент ставится на психолого-аксеологический анализ здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса, определение его возможностей в развитии здорового ребенка и выявление закономерностей влияния этого процесса на развитие школьника. Предложена система работы со студентами, включение в базовый и региональный компоненты учебного плана дисциплин эколого-валеологического содержания, организация здоровьесберегающей среды в образовательных учреждениях в период прохождения учебной практики студентами. Внедрение данной системы дало значительные изменения в отношении к своему здоровью и положительную динамику в сохранении здоровья воспитанников дошкольных образовательных организаций.
The article presents the problem of education of future teachers regarding the preservation and strengthening of health, expand their professional horizons in this regard, the formation of a positive attitude to their own health, the problem of preserving and strengthening the health of children enrolled in educational institutions, as well as the main directions in the preparation of teachers to conduct School health education activities in the mode. In the study, the main emphasis is on psychological and health-akseologichesky analysis of the educational process, the determination of its capabilities in the development of a healthy child, and identifying patterns of influence of this process on the development of the student. The system works with the students included in the base and a regional component of the curriculum disciplines eco-valeologicheskogo content, organization of health-environment in educational institutions during the period of practical training of students. Implementation of this system gave significant changes with regard to the health and preservation of positive dynamics in the health of pupils preschool educational organizations.

Развитие человека происходит на основе природных, социальных и личностных факторов, которые приводят систему «человек – общество – природа» к современному комплексному кризису, имеющему социальные, экономические, экологические, валеологические, образовательные и другие проявления [3]. В настоящее время принят ряд международных и государственных документов, в которых подчеркивается роль образования в сохранении и укреплении здоровья подрастающего поколения, нацеленного на рациональные, ответственные отношения к социальным группам людей (обществу), природе, социально-природной среде и самому себе [1].

Если ранее ухудшение здоровья детей в школьные годы рассматривалось как результат неблагоприятного воздействия только социально-экономического и экологического факторов, то сейчас поднимается проблема отрицательного влияния на здоровье школьников педагогических факторов [5]. Проблема сохранения и укрепления здоровья детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, переходит в педагогическую плоскость. Большую часть своего времени сегодня дети проводят в школе. Это обусловлено экономической ситуацией в стране. Чтобы обеспечить семьи, родители все больше времени проводят на работе. Все больше функций по воспитанию детей ложится на школу. Именно это заставляет учительскую общественность принимать на себя ответственность за здоровье детей в плане его сохранения, формирование личности, способной принимать ответственные решения в отношении собственного здоровья и здоровья других [6].

В.А. Сухомлинский писал: «Я не боюсь ещё и ещё раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависят их духовная жизнь и мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в сои силы. Если измерить мои заботы и тревоги о детях в течение первых четырех лет обучения, то добрая половина их – о здоровье» [8, с. 24].

Теоретико-методологической основой изучаемой проблемы послужили научные идеи философии, педагогики и методологии Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, В.И. Загвязинского, Д.Б. Эльконина и др., предпосылками разработки авторской технологии создания здоровьесберегающей образовательной среды стали научные исследования в области эколого-валеологического образования В.Н. Казначеева, Н.Н. Моисеева, З.И. Тюмасевой, Л.И. Пономаревой и др.

Поиск адекватных научно-прикладных средств для решения проблемы сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения привел к интеграции экологии и валеологии в эколого-валеологическое образование на разных его уровнях. [1] При этом решать проблему сохранения и укрепления здоровья детей целесообразно, начиная с эколого-валеологической готовности студентов – будущих педагогов дошкольного образования как первого звена в непрерывном образовательном процессе [7].

В исследовании принимали участие студенты 2–4 курсов направления подготовки бакалавров «Педагогическое образование», профиль «Дошкольное образование», и 150 испытуемых старшего дошкольного возраста из ДОУ № 6, № 18 и № 35 г. Шадринска. В ходе опытно-экспериментальной работы были исключены деформации и перегрузка трудоемкости педвузовского учебного плана по направлению подготовки бакалавров «Педагогическое образование», профиль «Дошкольное образование» и насыщение идеями эколого-валеологического содержания учебных дисциплин, представленных в базовом компоненте федерального педвузовского учебного плана, разработка авторских эколого-валеологических курсов и факультативов вариативной части учебного плана, наполнение плана педагогической практики студентов содержанием, способствующим оздоровлению воспитанников.

В массовой педагогической практике процесс сохранения и укрепления здоровья обучающихся, формирования ценности здорового образа жизни и их оздоровления носит формальный характер, используются традиционные средства: мероприятия в режиме дня, нормативные уроки физкультуры, спортивные игры, что принципиально не меняет ситуации. Для многих современных педагогов здоровье обучающихся (воспитанников) не является целевым результатом педагогического процесса. Физическая культура редко рассматривается как базовая ценность сознания, отсутствует привычка придерживаться принципов здорового образа жизни. Культура бережного отношения к своему здоровью, желание и умение заботиться о нем у многих обучающихся остаются на крайне низком уровне [6].

На сегодня не оставляет сомнений принципиальное значение здоровья педагога (в том числе его стиль жизни и отношение к здоровью) для организации здоровьебезопасного и здоровьеформирующего образовательного процесса (старинная мудрость гласит, что нельзя вести по дороге, по которой не идешь сам). Поэтому в вузе особенно важно поддерживать здоровье студентов – будущих педагогов, развивать у них культуру здоровья и потребность вести здоровый образ жизни, демонстрировать через организацию образовательного процесса модель будущей профессиональной деятельности [2].

Проведенный анализ сущности здоровья как понятия в историческом, возрастном, индивидуальном аспектах, позволяет утверждать, что здоровье – основа жизнедеятельности человека – представляет собой сложное состояние, включающее в себя соматические (физиологические), психические, социальные, нравственные и педагогические компоненты.

Настоящий концептуальный подход строится на понимании того, что на соматическом, психическом и социальном уровне обеспечение жизнедеятельности происходит посредством двух основополагающих механизмов – формирования, укрепления и сохранения здоровья и повышения его резервов. Основу нравственного аспекта здоровья человека составляет его отношение к своему здоровью и здоровью других людей. Определяющее значение в структуре обеспечения здоровья имеет педагогический компонент, сущность которого состоит в формировании у человека с самого раннего возраста индивидуального способа здорового образа жизни.

В ходе исследования основной акцент ставится на психолого-аксеологический анализ здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса, определение его возможностей в развитии здорового ребенка и выявление закономерностей влияния этого процесса на развитие школьника, что позволяет проанализировать исследуемый предмет с точек зрения философии, психологии развития, педагогики, школоведения, медицины, физиологии и выделить в плане научного исследования три направления – психологическое, эколого-валеологическое и педагогическое.

Оценка эколого-валеологической компетентности, как основного показателя готовности студентов к созданию здоровьесберегающей среды, предполагающей креативный подход и нацеленность на снятие стрессов, напряжений, устранение синдрома выгорания личности, восстановления утраченных функций, выход из «третьего состояния», устранение дизадаптаций, а также на оздоровление природных, социально-природных и образовательных сред на итоговом срезе в ЭГ показала: высокий уровень этапной подготовки – 88,7 % студентов, средний уровень – 11,3 %, низкий уровень – 0 %.

В качестве верификационной составляющей (косвенной проверки готовности студентов) был проведен мониторинг за здоровьем дошкольников с подробным анализом создания здоровьесберегающей образовательной среды. В результате проведенной оценки школьной зрелости получены следующие данные: в ЭГ – практически здоровых – 70 % детей, нездоровых – 21,8 %, «ни здоровых ни больных» – 8,2 %. В КГ – 40,3 %, 39,7 % и 20 % соответственно.

Таким образом, предложенная система работы со студентами (спортивные мероприятия, турпоходы, физкультминутки, занятия в секциях, участие в конференциях и круглых столах, посвященных ЗОЖ), включение в базовый и региональный компоненты учебного плана дисциплин эколого-валеологического содержания, организация здоровьесберегающей среды в образовательных учреждениях в период прохождения учебной практики студентами показали значительные изменения в отношении к своему здоровью и положительную динамику в сохранении здоровья воспитанников дошкольных образовательных организаций.