Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

THE FORMATION OF COMPETENCE METASUBJECT IN EDUCATIONAL AREA «TECHNOLOGY»

Markova O.I. 1
1 FSAEI VPO «North-Eastern Federal University M.K. Ammosova»
1472 KB
Article is devoted to the formation of the process of education, views and concepts the authors considering the problems of technological education, the definitions of «technological culture», «technological thinking», «technology». Structuring the content of technological education is related to the process of implementation of the federal state educational standards (GEF), should be based on a system- activity approach , the principle of formation of competence as the ability to apply knowledge, skills and personal qualities to be successful in a particular field. The results of a meta-subject of new standards given special attention, as they provide a better preparation of students for independent solution of various problems. Federal universities are designed to solve the problems of regional development and, above all, through the preparation of competitive professionals who come into professional life with already established creative design and constructive spiritual and personal experience.
gef
competence
technology education
training
arts and crafts

Модернизация российского образования, происходящая в настоящее время, обусловливает инновационные процессы в системе подготовки педагогических кадров, в том числе и области технологического образования. Проблема технологического образования является достаточно новой для российской педагогической науки. В 1993 г. в учебный план общеобразовательных учебных заведений Российской Федерации была введена новая образовательная (предметная) область «Технология». Она пришла на смену предмету «Трудовое обучение», содержание и реализация которого не соответствовали достижениям современных технологий производства, требованиям условий успешной социализации личности.

К числу авторов, которые внесли значительный научный вклад в становление концепции технологического образования, относятся П.Р. Атутов, В.А. Поляков, В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцев. Предложенная ими теоретическая основа технологического образования и подходы к его практическому осуществлению стали заметным явлением в развитии образования и реализуются в России во всех общеобразовательных учреждениях, а также при подготовке учителей технологии. В современной конкретно-исторической обстановке востребовано осознание сущности феномена технологического образования, но в то же время мы не можем говорить о единстве в понимании технологического образования. Необходимость изучения сущности технологического образования вытекает из новой стратегии развития образования, модернизации системы образования, где ее структурное и содержательное обновление рассматривается как основа модернизации общества, экономики страны в целом [3].

Как отмечают В.М. Жучков, В.А. Комаров, что, исходя из приоритетных направлений модернизации образования, главной целью модернизации технологического образования может стать социализация учащихся через формирование и развитие технологической, экологической культуры, творческого мышления.

С этой позиции технологическое образование следует рассматривать как образование, направленное на формирование и развитие технологической, экологической и экономической культуры личности обучаемых через развитие творческого технологического мышления, комплекса технологических способностей, качеств личности: социальной адаптивности, конкурентоспособности, готовности к профессиональной деятельности – как результат сформированных знаний основ современных технологий преобразования материальных, энергетических и информационных сред, знаний основ применения современных технологий в производстве, экономике, сфере услуг и быта [4].

При таком понимании следует уточнить смысл понятий «технологическая культура», «технологическое мышление», «технология».

В.Д. Симоненко трактует технологическое мышление как мыслительная способность человека к преобразовательной деятельности по созданию материальных и духовных ценностей для блага «человека-общества-среды», обобщенное и опосредованное отражение индивидом научно-технической сферы. Можно сказать, что технологическое мышление – это процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся опосредованным и обобщенным отражением материальной, энергетической и информационной среды [5].

Еще одной существенной категорией при характеристике технологического образования выступает «технология», в определении которой также не наблюдается унификация подходов. Слово «технология» происходит от двух греческих слов: «techne» – искусство, мастерство, ремесло, умение и «logos» – понятие, учение.

Как отмечает В.М. Жучков, длительное время в научной, педагогической и методической литературе понятие «технология», при всем разнообразии трактовок, определялось через совокупность приемов, методов, средств обработки и воздействия вещества, энергии или информации (как объект появилась в конце ХХ в.). Таким образом, очевиден подход к этому понятию как совокупности специальных (отраслевых) технологий [3].

Иное понимание технологии представлено у В.С. Леднева, В.Д. Симоненко, Н.Д. Никандрова, М.Н. Лазутова, которые определяют технологию как науку о преобразовании и использовании материи, энергии и информации в интересах и по плану человека [5].

В качестве структуры технологического образования В.Д. Симоненко рассматривает совокупность технологических знаний, умений и технологически значимых качеств личности. В качестве технологических знаний автор рассматривает результат познания технологической среды и ее адекватное отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, умозаключений, теорий. Технологические знания представлены знаниями способов, средств и путей преобразовательной деятельности, представлениями о развитии техники и технологий в процессе общественного развития, знанием основных технологий, применяемых в производстве, экономике, сфере обслуживания и быта, знаниями содержательной характеристики профессионального самоопределения [6].

По мнению А.В. Бердышева и А.В. Сарже, в процессе технологического образования может реализовываться образовательная функция приращения социально-культурного опыта в достояние подрастающего поколения, которая включает в себя ряд узковидовых функций: культурно-историческую, посредническую, социально-экономическую, социально-политическую и социальную [2].

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) призваны реализовывать идею компетентностного подхода. Именно он дает возможность переориентации образовательного процесса с преимущественного транслирования определенной совокупности знаний, умений и навыков на создание условий для развития личностного потенциала, подготовки выпускника к продуктивному самостоятельному действию в профессиональной сфере и повседневной жизни.

Согласно ФГОС ВПО компетенция – это способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области. При этом от компетентности ее отличает то, что последняя «это, прежде всего, общая способность и готовность личности к деятельности…» [1].

Федеральные университеты призваны решать задачи регионального развития, и прежде всего за счет подготовки конкурентоспособных специалистов, которые вступят в профессиональную жизнь с уже сложившимся творческим, проектно-конструктивным и духовно-личностным опытом. Другой немаловажной задачей, стоящей перед федеральными университетами является выход на достойные позиции в мировом рейтинге университетов. Для этого необходима, – и это входит в рамку Болонского процесса, – тесная интеграция отечественного образовательного процесса в единое европейское образовательное пространство, ориентированное на конечный результат в виде фиксированного набора ключевых компетенций. Выполнение стандартов высшего профессионального образования третьего поколения предполагает формирование определенного уровня профессиональной компетентности, позволяющего выпускнику быть конкурентоспособным на рынке труда и активно внедриться в выбранную им профессиональную сферу с целью дальнейшего профессионального самосовершенствования.

Технологическое образование в нашем вузе, в Северо-Восточном федеральном университете им. М.К. Аммосова, определяется возможностями декоративно-прикладного искусства в творческом развитии студентов, поскольку учебно-творческие, практические занятия являются составной частью и входят в изучение специального цикла дисциплин по подготовке будущих учителей технологии. Каждая учебная дисциплина носит интегративный характер и тесно связана с другими дисциплинами данного профиля. Так, например, дисциплина «Специальное рисование» входит в модуль «Графика» и опирается на такие дисциплины, как: «Художественная обработка материалов», «Основы декоративно-прикладного творчества», «Основы моделирования и конструирования».

Цель данных дисциплин – закрепление и развитие метапредметных компетенций, полученных студентами на занятиях декоративно-прикладного искусства, формирование умений их творческого применения при создании изделий в условиях освоения конструкций и форм различных предметов декоративного искусства, что значимо в дальнейшей практической и педагогической деятельности будущих учителей технологии. Изучение свойств различных материалов, их художественной обработки, а также рост профессионального мастерства и творческого уровня в овладении техникой и технологией различных видов декоративного искусства должны быть взаимосвязаны, чтобы обеспечить наиболее эффективные условия развития компетентного специалиста. Это обусловливается творческим, практико-ориентированным подходом в обучении предметов цикла специальных дисциплин учебной программы по направлению педагогическое образование профиль «Технология».

Интеграция техник и технологий как путь формирования творческих способностей позволяет предоставить студентам возможность ярче проявлять себя в том или ином виде художественно-творческой деятельности. Совершенствование художественно-творческих способностей в одном направлении поможет более успешному развитию способностей и в другом, что определяется развитием метапредметных компетенций, на которых базируется любая художественная деятельность.

Выпускник должен получить в педагогическом вузе такое образование, которое даст ему возможность формировать и развить у себя определенные способности и компетенции для дальнейшей педагогической деятельности. Задача будущего учителя технологии заключается в реализации образовательной области «Технология», программа которой позволяет не только реализовать процесс приобретения общекультурных, профессиональных и специальных компетенций, но и обеспечивает развитие метапредметных компетенций. Получив образование в педагогическом вузе, он является, в первую очередь, педагогом и лишь затем технологом, расстановка приоритетов, таким образом, позволяет формировать на своих уроках личность учащегося только демократическими и гуманистическими путями, используя прежде всего содержание своего предмета и возможности собственной личности.