Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,021

QUALITIES OF EVALUATION INDICATORS PROFESSIONAL-APPLIED PHYSICAL PREPARATION OF STUDENTS MANAGERS

Gorbacheva V.V. 1
1 Volgograd State Physical Education Academy
В статье анализируется взаимосвязь показателей подготовленности студентов – спортивных менеджеров с различными уровнями их профессионально-прикладной физической подготовленности на основе ранее проведённых исследований. Для выявления достоверных связей был проведён корреляционный анализ результатов в группах с различным уровнем профессионально-прикладной подготовленности: высоким, выше среднего, средним, ниже среднего, низким. В процессе анализа использовались показатели бега 100 м, бега 3000 м (юноши), бега 2000 м (девушки), челночного бега 3?10 м, подтягивания на перекладине (юноши), сгибания и разгибания рук в упоре лежа (девушки). Также для выявления достоверных связей учитывались показатели психического состояния студентов, успеваемость студентов по предметам и личностные качества. Результаты нашего исследования позволяют выявить специфику взаимосвязи показателей подготовленности студентов, как юношей, так и девушек, с различными уровнями их профессионально-прикладной физической подготовленности.
The article analyzes the interrelation indicators of preparedness of students – sports managers with different levels of professional-applied physical readiness based on previously conducted research. In order to identify significant relationships was conducted correlation analysis results in the groups with different levels of professional readiness Application: high, above average, average, below average, poor. The analysis used indicators of run 100 m, 3000 m run (boys), running 2,000 meters (women), shuttle run 3?10 meters, pulling on the bar (boys), flexion and extension arms in emphasis lying (women). Also, to identify significant relationships were taken into account indicators of mental condition of students, students’ progress in the subjects and personal qualities. Our findings reveal the specifics of the relationship indicators of preparedness of students, both boys and girls with different levels of professional-applied physical readiness.
a student – sports manager
professionally-applied physical preparation
the physical condition of the students
the mental state of students

Современные требования к уровню квалификации специалистов для управления сферой физической культуры и спорта предъявляют новые требования к процессу их подготовки в вузе [4].

Цель исследования – провести анализ уровней профессионально-прикладной физической подготовленности студентов – спортивных менеджеров для выявления взаимосвязи показателей подготовленности студентов с различными уровнями их профессионально-прикладной физической подготовленности в процессе обучения в вузе физической культуры.

В условиях непрерывного совершенствования производства, увеличения объема и интенсивности труда управленческого персонала предъявляются повышенные требования к уровню профессиональной готовности будущих управленцев. К ней можно отнести высокую работоспособность, тренированность, профессионально-прикладную физическую подготовленность, развитие психомоторных способностей [5].

Выполнение профессиональных функций специалистов сферы управления для любой сферы деятельности имеет свою двигательную специфику. Она определяется психофизиологическими характеристиками и условиями труда, которые в свою очередь предъявляют различные требования к уровню профессионально-прикладной физической подготовленности, психического состояния, психофизиологическим характеристикам и личностным качествам [1].

Нами анализировалась взаимосвязь показателей подготовленности студентов – спортивных менеджеров с различными уровнями их профессионально-прикладной физической подготовленности. Ранее были выявлены следующие группы: высокий уровень развития данной характеристики, выше, ниже среднего, низкий [3]. Данные группы имеют различную наполняемость (от 15 до 54 человек).

Для того, чтобы особенности взаимосвязи показателей подготовленности проявились более выраженно, нами были объединены студенты по таким группам: высокий и выше среднего; средний; ниже среднего и низкий. Таким образом, с одной стороны, прослеживается разноуровневость профессионально-прикладной физической подготовленности, с другой стороны, проявляется возможность относительного выравнивания количества обследуемых в группах [2].

Группа студентов с высоким и выше среднего уровнями развития данных качеств включала 25 человек, со средним уровнем – 31 человека, с ниже среднего и низким – 36 человек. У девушек наполняемость данных групп соответственно составила 26, 35 и 38 человек. При таких выборочных результатах в первую группу включались все обследуемые с высоким уровнем профессионально-прикладной физической подготовленности, во вторую группу – все со средним уровнем, а в третью – преимущественно с низким уровнем данной характеристики. В первую и третью группы добирались студенты со смежных групп.

Результаты корреляционного анализа показали, что у студентов первой группы (высокий, выше среднего) выявлено 11 достоверных взаимосвязей, из них две взаимосвязи проявились при однопроцентном уровне значимости (табл. 1). Наиболее тесно коррелируют показатели бега на 100 м и челночного бега 3×10 м (r = 0,564), результаты зрительной памяти и объема зрительного восприятия (r = 0,524). Показатели бега на 100 м коррелируют с представленными результатами физической подготовленности: бег 3000 м (r = 0,441), подтягивание на перекладине (r = – 0,402). Характеристики бега на 3000 м взаимосвязаны с результатами стрессоустойчивости (r = 0,472), указывая важность длительного бега для формирования стрессоустойчивости.

Таблица 1

Взаимосвязь показателей подготовленности студентов с различными уровнями профессионально-прикладной физической подготовленности (n: 25; 33; 36)

№ п/п

Показатели

Уровни

Номера показателей

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

1

Бег 100 м

Высокий и выше среднего

 

564

– 402

441

             

Средний

   

– 406

492

             

Ниже среднего и низкий

 

364

                 

2

Челночный бег 3×10 м

Высокий и выше среднего

     

398

             

Средний

                     

Ниже среднего и низкий

                     

3

Подтягивание

на перекладине

Высокий и выше среднего

                     

Средний

                     

Ниже среднего и низкий

                     

4

Бег 3000 м

Высокий и выше среднего

             

472

     

Средний

             

460

     

Ниже среднего и низкий

             

482

     

5

Распределение

внимания

Высокий и выше среднего

         

403

465

       

Средний

                     

Ниже среднего и низкий

                     

6

Зрительная память

Высокий и выше среднего

           

524

       

Средний

           

426

       

Ниже среднего и низкий

           

433

       

7

Объем зрительного

восприятия

Высокий и выше среднего

                     

Средний

                     

Ниже среднего и низкий

                     

8

Стрессоустойчивость

Высокий и выше среднего

               

– 484

   

Средний

                     

Ниже среднего и низкий

                     

9

Успеваемость по

дисциплинам

специального цикла

Высокий и выше среднего

                 

429

450

Средний

                 

406

 

Ниже среднего и низкий

                     

10

Сформированность ЗУН физкультурно-спортивной деятельности

Высокий и выше среднего

                     

Средний

                     

Ниже среднего и низкий

                     

11

Личностные качества

Высокий и выше среднего

                     

Средний

                     

Ниже среднего и низкий

                     

Успеваемость по дисциплинам специального цикла коррелирует с личностными качествами (r = 0,450) и сформированности прикладных знаний, умений и навыков физкультурно-спортивной деятельности (r = 0,429).

У студентов со средним уровнем профессионально-прикладной физической подготовленности выявлено шесть достоверных взаимосвязей, из них две – при однопроцентном уровне значимости: результаты бега на 3000 м коррелируют с характеристиками бега на 100 м (r = 0,492) и стрессоустойчивости (r = 0,460). У данной категории обследуемых также взаимосвязаны между собой показатели физической подготовленности, указывая на важность комплексного развития физических способностей.

Нами выявлена взаимосвязь показателей зрительной памяти и объема зрительного внимания (r = 0,428). Успеваемость по дисциплинам специального цикла взаимосвязана с уровнем сформированности прикладных знаний, умений и навыков физкультурно-спортивной деятельности (r = 0,406).

У студентов третьей группы (низкий, ниже среднего уровни) выявлено всего три достоверных взаимосвязи между анализируемыми показателями подготовленности, из них одна – при однопроцентном уровне значимости. Наиболее тесно коррелируют результаты бега на 3000 м и стрессоустойчивости (r = 0,482). Характеристики бега на 100 м взаимосвязаны с результатами челночного бега 3×10 м (r = 0,364), а показатели зрительной памяти – с результатами объема зрительного восприятия (r = 0,433).

Аналогичный аналитический анализ проведен по материалам девушек (табл. 2). У студенток первой группы (высокий, выше среднего уровни) выявлено 8 достоверных взаимосвязей, из них три взаимосвязи – при однопроцентном уровне значимости. Наиболее тесно коррелируют характеристики бега на 100 м и челночного бега 3×10 м (r = 0,624), зрительной памяти и объема зрительного восприятия (r = 0,570), успеваемости по дисциплинам специального цикла и сформированности знаний, умений и навыков физкультурно-спортивной деятельности (r = 0,524).

Таблица 2

Взаимосвязь показателей подготовленности студенток с различными уровнями профессионально-прикладной физической подготовленности (n: 26; 35; 38)

№ п/п

Показатели

Уровни

Номера показателей

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

1

Бег 100 м

Высокий и выше среднего

 

624

– 398

410

             

Средний

 

407

                 

Ниже среднего и низкий

   

– 437

               

2

Челночный бег 3×10 м

Высокий и выше среднего

     

464

             

Средний

     

401

             

Ниже среднего и низкий

                     

3

Сгибание

и разгибание рук в упоре лежа

Высокий и выше среднего

                     

Средний

                     

Ниже среднего и низкий

                     

4

Бег 2000 м

Высокий и выше среднего

             

409

     

Средний

             

477

     

Ниже среднего и низкий

             

492

     

5

Распределение

внимания

Высокий и выше среднего

                     

Средний

                     

Ниже среднего и низкий

                     

6

Зрительная память

Высокий и выше среднего

           

570

       

Средний

           

496

       

Ниже среднего и низкий

                     

7

Объем зрительного восприятия

Высокий и выше среднего

                     

Средний

                     

Ниже среднего и низкий

                     

8

Стрессоустойчивость

Высокий и выше среднего

               

– 472

   

Средний

                     

Ниже среднего и низкий

                     

9

Успеваемость

по дисциплинам специального цикла

Высокий и выше среднего

                 

524

 

Средний

                     

Ниже среднего и низкий

                     

10

Сформирован-ность ЗУН физкультурно-спортивной деятельности

Высокий и выше среднего

                     

Средний

                     

Ниже среднего и низкий

                     

11

Личностные качества

Высокий и выше среднего

                     

Средний

                     

Ниже среднего и низкий

                     

Примечание. Представлены только достоверные взаимосвязи показателей. Коэффициенты корреляции умножены на 103. Выделены характеристики при однопроцентном уровне значимости.

Показатели бега на 100 м коррелируют с результатами, характеризующими уровни развития физических способностей: бег 2000 м (r = 0,410), сгибание и разгибание рук в упоре лежа (r = – 0,398). Более высокие результаты бега на 2000 м оказывают положительное влияние на показатели стрессоустойчивости (r = 0,409).

У девушек со средним уровнем сформированности профессионально-прикладной физической культуры выявлено четыре достоверных взаимосвязи, из них две – при однопроцентном уровне значимости. Наиболее тесно коррелируют характеристики зрительной памяти и объема зрительного внимания (r = 0,496), бега на 2000 м и стрессоустойчивости (r = 0,477). Результаты бега на 100 м взаимосвязаны с показателями челночного бега 3×10 м (r = 0,407), а характеристики бега на 2000 м – с результатами челночного бега 3×10 м (r = 0,401).

У девушек третьей группы (низкий, ниже среднего уровни) выявлено между показателями подготовленности всего две взаимосвязи и обе – при однопроцентном уровне значимости: результаты бега на 2000 м коррелируют с показателями стрессоустойчивости (r = 0,492), характеристики бега на 100 м взаимосвязаны с результатами сгибания и разгибания рук в упоре лежа (r = – 0,437).

Результаты нашего исследования свидетельствуют о специфике взаимосвязи показателей подготовленности студентов с различными уровнями их профессионально-прикладной физической подготовленности. По мере увеличения уровня сформированности данных характеристик увеличивается количество достоверных взаимосвязей. Данная закономерность проявляется как юношей, так и у девушек.