Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,021

EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF MILITARY HIGH SCHOOL, METHODOLOGICAL ASPECTS

Beloshitsky A.V. 1 Mescheryakov D.V. 1 Falileev V.Y. 1
1 Military training and Research Center of the Air Force «Air Force Academy named after Professor N.E. Zhukovsky and Yu.A. Gagarin»
Статья посвящена проблемным вопросам совершенствования образовательного процесса военного вуза, в условиях широкого применения средств информатизации и коммуникации. Высокая технологичность и динамичность современного информационного мира обуславливает противоречие между знаниями, полученными курсантами в информационно-образовательной среде военного вуза, о новейших информационно-коммуникационных технологиях и неопределенным сроком их применения в будущей военно-профессиональной деятельности. Пути разрешения противоречия актуализируют необходимость разработки теории и практики создания и оптимального использования учебно-методических и программно-технологических разработок, позволяющих оптимально применять их в информационно-образовательной среде военного вуза, в целях качественной подготовки будущих военных специалистов.
The article is devoted to topical issues of improving the educational process of military high school in the widespread use of means of information and communication. High technology and dynamism of modern information world leads to a contradiction between the knowledge acquired by cadets in the information-educational environment of military high school, about the latest information and communication technologies and the uncertain timing of their use in future military career. Ways to resolve the contradiction actualize the need to develop the theory and practice of creation, and the optimum use of educational software and technological developments that would optimize their use in information-educational environment of military high school, in order to quality training of future military experts.
information and communication technologies
information and educational environment
organizational and pedagogical conditions
structure
approach
principles
functions

Интенсификация процесса информатизации современного общества, тенденции развития высшего военного образования обу словили новые требования к подготовке курсантов военного вуза, сконцентрированные на индивидуальной проектно-поисковой деятельности преподавателей и обучающихся с функциями эвристики, креативности, рефлексии, что обеспечит сокращение разрыва между развивающимися информационными технологиями и сложившейся практикой обучения в военном вузе.

Важнейшими компетенциями будущего офицера становятся: готовность осваивать новые информационно-коммуникационные технологии (ИКТ); способность осуществлять поиск информации, анализировать и выделять ключевые положения, рефлексивно оценивать результаты своей деятельности и взаимодействия.

Информатизация образовательного процесса военного вуза направлена на обеспечение теории и практики создания и оптимального использования учебно-методических и программно-технологических разработок, позволяющих эффективно применять современные ИКТ в целях качественной подготовки военных специалистов.

Вопросы качества образования обсуждались на заседании Совета при Президенте по науке и образованию. Приоритетными направлениями определены оптимизация образовательного процесса и пути повышения эффективности подготовки специалистов [1].

Применение ИКТ в военном вузе позволяет повысить эффективность обучения будущих офицеров. Во-первых, за счет расширения доступа к глобальным информационным ресурсам. Во-вторых, за счет повышения самостоятельности курсантов при использовании электронных образовательных технологий.

Информационная среда, ее структура и содержание являются объектом исследования и проектирования (О.А. Козлов, И.В. Роберт, В.А. Ясвин и др.). Следует заметить, что однозначного определения понятия «информационная среда» до настоящего времени нет. Это обусловливается многообразием компонентов наполнения и неопределенностью границ содержания.

Рассматривая информационную среду во взаимодействии с образовательным процессом военного вуза, необходимо отметить их тесную взаимосвязь и взаимообусловленность – единство целей и задач, принципы организации и управления, технологии проектирования, реализации и др. Целесо образным будет использовать интегрированное понятие – «информационно-образовательная среда».

Следовательно, целью статьи является раскрытие сущности, структуры и содержания информационно-образовательной среды (ИОС), научных принципов и подходов в ее построении и реализации в военном вузе.

Материалами для данной статьи послужили исследования отечественных и зарубежных ученых (С.Т. Атанасян, С.Г. Григорьев, И.Г. Захарова, А.А. Кузнецов, С.В. Панюкова, И.В. Роберт, А.П. Тряпицына, Н. Вирт, Д. Грисс, П. Деннинг, Б. Хантер и др.).

Анализируя существующие определения информационно-образовательной среды (О.М. Бабанская, И.М. Осмоловская, И.В. Роберт и др.) и учитывая специфику военного вуза, под ИОС будем понимать целенаправленно созданную совокупность информационно-образовательных ресурсов и технологий их применения, обеспечивающих эффективное освоение обучающимися образовательных программ, формирование личностно-профессиональной компетентности для их дальнейшей успешной военно-профессиональной деятельности.

Актуальность создания ИОС в военном вузе задается не только потребностью свободного и оперативного доступа преподавателей и обучающихся к информационно-образовательным ресурсам, но и необходимостью реализации образовательной деятельности военного вуза [4].

Создание ИОС военного вуза позволит:

– повысить эффективность формирования личностно-профессиональной компетентности будущих офицеров, как субъектов образовательного процесса обусловленной целями, мотивами и особенностями военно-профессиональной деятельности, связанной с выполнением воинского долга, представляющей собой совокупность личностных и профессиональных качеств, способность и готовность решать задачи военной службы в различных ситуациях на основе сформированных компетенций и жизненного опыта;

– разработать эффективные технологии обучения курсантов, гарантирующие высокий уровень учебной успешности;

– обеспечить качественную подготовку военных специалистов в сокращенные сроки обучения (по военному времени), а также в условиях интенсивной служебной деятельности;

– сформировать готовность и способность будущих офицеров к непрерывному образованию на весь период военно-профессиональной деятельности.

Структура ИОС включает организационный, технический и программный компоненты.

Организационный компонент содержит цели, задачи, механизмы реализации с функциями кадрового обеспечения и мониторинга. Важность организационного компонента обусловливается тем, что без разработанной стратегии развития ИОС дальнейшее ее совершенствование не представляется возможным в силу ограничений, накладываемых техническими и стоимостными показателями программного компонентов.

Технический компонент представлен множеством программно-аппаратных средств и систем.

Программный компонент – это комплекс программного обеспечения общего (Windows, Microsoft Office, Internet Explorer и др.) и частного назначения (МСВС 3.0 Linux МО РФ, ГИС «Карта 2011» и др.), применяемого для подготовки военных специалистов.

Понимая необходимость и важность создания ИОС в военном вузе, необходимо осуществлять профессионально-творческие подходы в разработке принципов управления и функционирования такой системы, обеспечить высокую профессиональную компетентность педагогического и инженерно-технического состава.

Вместе с тем следует заметить, что динамизм и высокая технологичность современного информационного мира будет непрерывно увеличивать разрыв между знаниями, полученными курсантами в военном вузе, о новейших ИКТ и их применением в будущей военно-профессиональной деятельности.

Проблемными вопросами развития ИОС в военном вузе являются:

– отсутствие системности в проектировании ИОС военного вуза;

– неразработанность единых правил, методик применения ИКТ;

– в отдельных случаях недостаточная оснащенность и отсутствие компетентных специалистов по эксплуатации программно-аппаратных средств и систем;

– недостаточность профессиональных интернет-сообществ, перенасыщенность интернет-ресурсов сайтами, не имеющих учебно-методической и научной направленности;

– ограничения использования курсантами и преподавателями интернет-ресурсов (в соответствии с требованиями ФЗ РФ «О государственной тайне»).

При этом для эффективного применения ИКТ в подготовке военных специалистов необходимо разработать методологические основы их реализации в ИОС военного вуза, определить принципы реализации, выявить условия (организационные, технические, педагогические и др.) эффективного применения.

Ведущими принципами построения ИОС военного вуза выступают диверсификация, функциональность, комплексность, полисубъектность.

Принцип диверсификации ИОС предполагает полинаправленность, вариативность развития и функционирования образовательного процесса военного вуза, расширения его внутренней структуры на основе многообразия реализуемых образовательных программ.

Принципы функциональности и комплексности определяют содержание всех информационных ресурсов и технологий их применения, позволяющих осуществлять целостное информационное обеспечение учебно-методических и научных направлений деятельности военного вуза по программам среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, а также адъюнктуры и докторантуры.

Полисубъектность ИОС направлена на удовлетворение потребностей обучающихся, преподавателей и командиров в информационных ресурсах их доступности и простоты использования.

ИОС военного вуза реализует следующие функции:

1. Познавательная функция – получение новой информации о закономерностях и тенденциях развития науки, ее взаимосвязи с практикой образования, о методах оценки качества результатов исследовательской работы, путях, условиях и способах повышения эффективности учебной деятельности, научно-методического обеспечения образовательной деятельности.

2. Аналитическая функция позволяет обосновать необходимость совершенствования теории и практики, сократить разрыв между ними, в том числе между знаниями о современных ИКТ и их применением в практической деятельности.

3. Рефлексивная функция способствует осмыслению субъектами ИОС своей профессиональной деятельности.

Реализация этих принципов, функций и подходов обеспечит качественный отбор методов получения знаний, объединяя их в систему, позволяя классифицировать полученную информацию, выявлять закономерности, разрабатывать рекомендации и т.п.

Деятельностный подход (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.) ориентирует на исследование учебной деятельности обу чающихся, профессиональной деятельности преподавателей и командиров, на определение их структур, условий развития, позволяя выявлять индивидуальные способности и возможности формирования личностных качеств, компетенций с непрерывным возрастанием субъектности участников образовательного процесса.

В контексте культурологического подхода (В.С. Библер, Е.В. Бондаревская, И.Ф. Исаев и др.) ИОС военного вуза позволяет представить теоретические и практико-ориентированные положения, направленные на создание условий для освоения знаний курсантами об истории, традициях Российской армии, на формирование высокого уровня профессиональной культуры офицера Вооруженных Сил России.

В рамках аксиологического подхода (Б.М. Бим-Бад, Н.Д. Никандров, В.А. Сластенин и др.) ИОС позволяет:

– раскрыть систему общепринятых аксиологических ориентиров, целостность личностно-профессиональных ценностей;

– создать ценностное наполнение образовательного процесса с включением в него духовных и нравственных аспектов воспитания;

– выделять приоритеты образования, науки и культуры в целом, с минимизацией их ценностной состязательности, определяя тенденции развития [5].

Проектирование и реализация ИОС на основе компетентностного подхода (И.А. Зимняя, В.В. Краевский, А.В. Хуторской и др.) обеспечит непротиворечивое сочетание деятельностно-практической и культурологической составляющих. Компетенции рассматриваются как главные целевые установки. Это позволит варьировать структуру и содержание учебных дисциплин, формы организации образовательного процесса, что существенно расширяет возможности ИОС военного вуза и профессиональные функции преподавателя в соответствии с требованиями повышения качества обучения будущих офицеров [2].

Компетентностный подход способствует саморазвитию курсантов в образовательном процессе военного вуза, путем формирования у них потребностей и умений использовать ИОС как инструмент для оперативного выявления и решения проблем. Дидактическая значимость определяется возможностью систематического изучения и учета индивидуальных особенностей формирования когнитивных, потребностно-мотивационных, эмоционально-волевых, коммуникативных регулятов, обеспечивающих самоореализацию обучающегося, как в образовательной, так и в дальнейшей военно-профессиональной деятельности.

Реализация ИОС на основе компетентностного подхода, с присущей ему направленностью на практическую составляющую и конечные результаты обучения, будет способствовать разрешению проблем, возникающих между содержанием образовательных программ, объемом учебной нагрузки и требованиями к уровню военно-профессиональной готовности будущих офицеров [3].

Успешность поиска новых знаний и их трансляция отражает уровень методологической культуры субъектов ИОС и характеризуется умением проводить анализ, проектировать и моделировать процессы, протекающие в ИОС; творчеством и системностью профессиональной деятельности; знанием методологических подходов, концепций и теорий, особенностей их применения, прогнозированием результатов, умением их представить в виде проектов и т.д.

В педагогическом обеспечении ИОС военного вуза важным направлением является определение организационно-педагогических условий, способствующих достижению высоких учебных и научных результатов, интегрирующих в себе комплекс мер, обеспечивающих выполнение поставленных целей.

Принимая во внимание широкий контекст понятия «организационно-педагогические условия», рассматриваем то его содержательное наполнение, которое имеет существенное значение для создания и совершенствования ИОС военного вуза. В результате можно выделить следующие организационно-педагогические условия:

1. Индивидуализированный подход к развитию личностных и профессиональных качеств курсантов в ИОС военного вуза.

2. Дифференцированное педагогическое взаимодействие преподавателя и курсантов в ИОС военного вуза.

3. Оптимизация кадрового ресурса, создание творческой, конкурентоспособной ИОС.

4. Учет направленности выпускников военного вуза к определенному виду военно-профессиональной деятельности.

5. Самоактуализация личностного потенциала и адекватность самооценки курсанта.

6. Оптимальное использование учебно-материальной базы ИОС.

Реализация организационно-педагогических условий, представляющих взаимосвязанные теоретические основания и практико-ориентированные положения, обеспечит эффективное функционирование ИОС военного вуза.

Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод: определение сущности, структуры и содержания ИОС военного вуза, принципов ее построения, функций обеспечит создание ИОС, направленной на повышение эффективности подготовки будущих офицеров в высшей военной школе.