Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

GRADUATION PROFICIENCY PAPER AS MEANS OF CREATING NECESSARY COMPETENCIES IN ACADEMIC TRAINING A QUALIFIED, COMPETITIVE SPECIALIST

Butenko L.I. 1 Davydenko L.G. 2
1 Pyatigorsk Medical and Pharmaceutical Institute
2 Pyatigorsk State Linguistic University
The main objective of the competence-based approach to training a future specialist is working out the ability to be focused on various spheres of activities to ensure success in proficiency on the labour market. The basis of effective organization of problematic-integrative teaching students in Russian universities is integration of traditional and innovative forms, methods and means of organization and management of the educational process. Working at Graduation proficiency papers is a defining part of teaching and studying where interactive forms of training are fully implemented.
graduation proficiency paper
competencies
skills and habits
educational standards
problematic-integrative teaching
traditional and innovative forms

В настоящее время все российские вузы приступили к реализации образовательного процесса по Федеральным государственным образовательным стандартам третьего поколения (ФГОС), принципиально отличающимся от действующих ранее стандартов. ФГОС определяет требования к освоению основных образовательных дисциплин через формирование общекультурных и профессиональных компетенций. Под компетенцией следует понимать способность применять знания, умения и личные качества для успешной профессиональной деятельности. Компетенции можно разделить на профессиональные, универсальные, ключевые. Некоторые авторы оценивают компетентностный подход как основу модернизации российского образования. Основная цель компетентностного подхода – формирование у будущего специалиста способности успешно ориентироваться в различных сферах деятельности, что обеспечивает его успешность в профессиональной деятельности и на рынке труда. Внедрение интерактивных форм обучения – одно из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов и обеспечение качественного освоения образовательных дисциплин.

Руководство вузов в тандеме с профессорско-преподавательским составом прилагает максимум усилий к разработке и внедрению в учебный процесс современных образовательных технологий, целью которых является качественное образование и единство учебной, научной и творческой деятельности. Это позволяет студентам приобрести глубокие научные знания, профессиональные навыки и реализовать свой творческий и интеллектуальный потенциал за время обучения в вузе.

Целью данной работы является обоснование необходимости научно-исследовательской работы студентов независимо от их профессиональной направленности, что способствует формированию компетенций, определяющих подготовку квалифицированного, конкурентоспособного специалиста.

Для достижения требуемого качества образования специалиста необходимо модернизировать содержание образования таким образом, чтобы каждая дисциплина вносила свой вклад в формирование его профессиональной компетентности. И это в полной мере относится к выполнению выпускных квалификационных работ (ВКР). С этой точки зрения в контексте интегративного характера будущей профессиональной деятельности наших студентов инструментом для обеспечения качества подготовки в высшем профессиональном учреждении может служить проблемно-интегративный подход. Проблемно-интегративный подход нацелен на вовлечение субъектов образовательного пространства в деятельность по выявлению, постановке и решению проблем на основе интеграции, синтеза и разностороннего применения их знаний, умений и ценностных отношений [3, 5].

Основой эффективной организации проблемно-интегративного обучения студентов является интеграция традиционных и инновационных форм, методов и средств организации и управления учебно-воспитательным процессом. В процессе обучения профессорско-преподавательским составом используются как традиционные формы (лекции, семинары, практические занятия, экзамены), так и инновационные формы обучения (проблемно-интегративное занятие-игра, семинар-дискуссия, исследовательские практические занятия). Основными способами организации деятельности являются дискуссии, индивидуальные и групповые учебные исследования, дидактические игры.

Проблемно-интегративный подход не может быть реализован вне конкретных методов обучения, определяющих характер взаимодействия участников образовательного процесса. Но эти методы являются универсальными для вузов как гуманитарного, так и естественного направления. К ним относятся проблемно-интегративный эксперимент, метод постановки и решения проблем и другие. Ведущими средствами подготовки будущих специалистов – выпускников Пятигорского медико-фармацевтического института – филиала ГБОУ ВПО ВолгГМУ и ФГБОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет» ‒ являются учебные проблемы, химический и гуманитарный эксперимент на основе внутри- и междисциплинарных связей, инновационные учебно-методические пособия, алгоритмы, а также способы решения учебных задач.

Так, в материалах Федеральной целевой программы «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» [4] отмечается, что в России необходимо современное качественное и непрерывное фармацевтическое образование с использованием новейших информационных и инновационных технологий. Для этого нужен переход к новой модели подготовки специалистов, способных выполнять конкретные практические и исследовательские задачи в соответствии с изменяющимися требованиями работодателей, развитием фармацевтической промышленности и аптечной сети, а также решать разноплановые, интегрированные вопросы, связанные с созданием, изготовлением, производством, анализом и безопасным применением лекарственных средств.

Чем раньше студент начинает исследовательскую работу, тем больше знаний и навыков приобретает. Так, начиная исследования на кафедре органической химии, дипломник продолжает их на кафедрах фармакологии, фармацевтической химии, технологии и других. Чем больше кафедр будет охвачено дипломной работой, тем более квалифицированного и конкурентоспособного специалиста выпускает вуз.

Кафедрой теоретической лингвистики и практики межкультурной коммуникации Института международного сервиса, туризма и иностранных языков Пятигорского государственного лингвистического университета накоплен ценный опыт в организации и реализации программ обучения будущих специалистов. Одним из интересных обучающих экспериментов является изучение иностранного языка через погружение студента в естественную языковую среду. Такой эксперимент позволяет приобрести устойчивые коммуникативные компетенции. В качестве иллюстрации можно привести цитату из статьи Н.С. Гюрджян и А.Н. Давыденко «Формирование лингвистических компетенций в процессе подготовки современного специалиста индустрии рекреации (на опыте Института международного сервиса, туризма и иностранных языков Пятигорского государственного лингвистического университета)»: «Одной из обязательных форм обучения студентов ИМСТИЯ ПГЛУ предусматривается обмен учащимися с зарубежными вузами для прохождения ими различных форм обучения (элективные курсы, включенное обучение, профессиональная практика, стажировка, профессиональные обмены по линии международных и национальных молодежных организаций)» [1, с. 111]. И далее: «Участие в международных образовательных программах является одним из приоритетных направлений международной деятельности вуза. Благодаря руководству ПГЛУ в целом и ИМСТИЯ в частности студенты имеют прекрасную возможность проходить стажировки по специальности и изучаемым языкам за рубежом» [там же, с. 115].

Работа над выпускной квалификационной работой является определяющей частью обучения, где в полном объеме реализуются интерактивные формы. Преподаватель здесь выступает как консультант. В этой части проекта формируются и закладываются определенные компетентности обучаемого. Студент приобретает опыт созидательной деятельности (самосозидание, саморазвитие, самореализация и самоутверждение личности), что позволяет ему раскрыть свои потенциальные возможности.

Информация усваивается студентом в активном режиме с использованием проблемных ситуаций, интерактивных циклов. Студенты (обучаемые) выступают как полноправные участники процесса обучения, а преподаватель (обучающий) выполняет роль информатора, организатора, консультанта.

Особенно важно, что в результате работы над ВКР развивается творческий потенциал обучаемого. Работа над ВКР начинается с заинтересованности студента актуальными для той или иной области исследования проблемами. Выполнение выпускной квалификационной работы имеет, независимо от специальности, четкий алгоритм и подразумевает несколько этапов работы:

1 этап – организационный: постановка основной проблемы; составление плана работы.

2 этап – работа над проектом: сбор информации; анализ литературных данных; проведение исследований; обработка результатов исследований; обмен мнениями по предварительным результатам.

3 этап – заключительная часть. Обработка и оформление полученных результатов: представление проектных решений, результатом которых являются: практическая значимость; образовательный продукт; полученный эффект; формирование компетентности; становление личности.

Чем раньше студент начинает заниматься исследовательской работой, тем больше знаний и навыков приобретает. Так, начиная исследования на кафедре органической химии, студент продолжает их на кафедрах фармакологии, фармацевтической химии, технологии и других. Чем больше кафедр будет охвачено дипломной работой, тем более квалифицированного, и конкурентоспособного специалиста выпускает фармацевтический вуз.

Заключительный этап включает представление полученных результатов. Это может быть сообщение на определённую тематику, выступление в группе, в потоке, доклад на конференции, статья в научном журнале. В этой части работы формулируется практическая значимость, полученный эффект. Здесь же развивается и утверждается компетенция обучаемого. В ряде случаев этот этап имеет продолжение, иногда растягивается на весь период обучения студента в вузе. Наиболее интересные результаты проведенного исследования репрезентируются в качественных научных разработках.

В ходе участия студентов в проектной деятельности формируются следующие умения и навыки: применение знаний на практике; работа в команде; академическая мобильность; анализ информации и ситуации; коммуникабельность; опыт созидательной деятельности; опыт исследовательской деятельности.

Выводы

Выработанные у студента необходимые профессиональные умения и навыки способствуют формированию необходимых компетенций, что определяет подготовку квалифицированного, конкурентоспособного специалиста, готового к постоянному профессиональному и личностному саморазвитию, способного эффективно действовать в профессиональной, личной, общественной, научной жизни. Современный молодой специалист обладает познавательными, коммуникативными и организаторскими способностями, умеет планировать свою жизнедеятельность, определять её результаты, а также практически готов управлять производством.