Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

В 2005-2006 учебном году в городе Стерлитамаке Республики Башкортостан прошла городская родительская конференция «Агрессия, её причины и пути преодоления». На конференции обсуждались разные вопросы, показывали интервью с подростками, которые совершили преступления. Особенно собравшихся взволновал эпизод, когда 11-летняя девочка с подружкой задушили другую девочку из-за золотых серёжек. На вопрос корреспондента: «Осознаёте ли вы, что вы сделали?» Девочки ответили: «Нет». Подготовка к конференции ещё раз заставила меня задуматься о том, что с проявлением агрессивного поведения детей приходится сталкиваться всё чаще и чаще. В чём же причины детской агрессии?

Перестройка нашего общества, обусловленная переходом к рыночным отношениям, привела не только к экономическим и политическим изменениям, но и к изменению моральных норм поведения людей. Что влияет на детскую агрессивность? Её провоцирует несколько факторов:

1) врождённая склонность (враждебность)

Отрицательные предрасположения создают, например, вялые клетки коры головного мозга у детей алкоголиков, нарушенные генетические структуры у наркоманов, некоторые наследственные психические заболевания.

2)аверсионные случаи (жара, боль, теснота)

Среди аверсионных случаев на первом месте боль, жара является сильным источником агрессивности. У взрослых чаще агрессию вызывает алкоголь. Теснота, скученность людей также усиливают агрессивное поведение. Потому так часто возникают вспышки гнева, брани и оскорблений в переполненном транспорте, местах массового скопления людей.

3) возбуждение

Возбуждение, переживаемое человеком под влиянием реальной ситуации или его мыслей, воспоминаний, является сильным провокатором агрессивного поведения. Как часто ребёнок плачет, волнуется, хочет отомстить, вспоминая прошлые обиды. Крайне отрицательно действуют на ребёнка оценки взрослых: «Размазня! Хлюпик! Не можешь за себя постоять!»

4) массовая культура

Учёными давно установлено, что наблюдение детьми насилия по телевизору ведёт к усилению агрессивности, повышает порог нечувствительности к насилию, вводит насилие в норму социальной жизни.

5) агрессивные игры и влияние группы

Известно, что агрессивное возбуждение и поведение нарастают в группах. Группы - сильно действующие возбудители. То, что ребёнок никогда бы не сделал один, в группе он может это сделать.

Признаки агрессивности:

- упрямство, постоянные возражения, отказы даже от лёгких поручений, игнорирование просьб учителя;

- драчливость;

- постоянная или длительная подавленность, раздражённость;

- беспричинные вспышки гнева, озлобленность;

- жестокое обращение с животными;

- стремление оскорбить, унизить;

- властность, стремление настоять на своём;

- эгоцентризм, неспособность и нежелание понять других;

- эмоциональная глухота, душевная чёрствость;

- самоуверенность, завышенная самооценка.

Если у ваших детей наблюдается нечто подобное, нужно принимать меры. Нужно чем-то занять ребёнка, записать его в секцию, чтобы у него оставалось меньше времени на безделье. Хорошо снимает агрессию занятие спортом. Пусть ребёнок начнёт закаляться, тренировать волю, старается не отвечать агрессией на агрессию, а главное сам не создавать агрессивных ситуаций. В случае усиления агрессивности необходимо обратиться к психологу или даже к психиатру.