Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,021

Любой предмет школьного курса призван развивать в ребёнке творческие способности. Неограниченные возможности в этой области имеют предметы гуманитарного цикла: русский язык, литература, история, география, биология. В своей статье я хотела бы осветить вопрос использования лингвистических миниатюр для развития творческих способностей учащихся среднего звена.

Сочинение лингвистических миниатюр - творческое задание для школьников 5-6 классов. В этом возрасте дети любят сочинять, уже имеют небольшой навык в сочинении сказок. Сочинение лингвистических миниатюр предлагается детям на этапе закрепления той или иной темы, иногда лингвистические сказки используются мною при объяснении нового материала.

При изучении темы «Словообразование существительных с помощью суффиксов» по УМК под редакцией В.В.Бабайцевой после объяснения темы урока, закрепления изученного материала, в конце урока предлагаю ребятам внимательно послушать сказку, которая называется «Морфемы с характером» (текст читается выразительно учителем).

Морфемы с характером.

Однажды огромный голодный волчище погнался за маленьким зайчонком. Зайчонок бежал изо всех сил, но волчище был всё ближе и ближе. Вот он совсем рядом, открылась пасть, зайчонок закрыл глаза от ужаса и... врезался в дерево. А за ним и волк ударился со всего размаху.

Вдруг вокруг даже земля задрожала, и от такой страшной встряски из слов выскочили суффиксы и поменялись местами. Когда зайчище открыл глаза, он увидел пред собой крошечного волчонка, который всё ещё рычал на него и пытался схватить. «Ты чего, малявка? Отстань!» - сказал грубым голосом зайчище, оттолкнул его и пошёл по своим делам.

Учащиеся с большим интересом слушают этот занимательный рассказ. Предлагаю ребятам дома сочинить самим грамматическую сказку по изученной теме. Они с удовольствием выполняют это задание, постепенно вовлекаются в процесс творчества.

Лингвистическая миниатюра не раз применялась мной и при объяснении новой темы. Например, при изучении темы «Правописание НЕ с существительными» я предлагаю учащимся следующее задание: посмотрите на доску, скажите, в каком предложении НЕ является приставкой, а в какой - частью корня?

Ненастье задержало наш отъезд.

Он всегда говорил неправду.

Ты ему не друг, а враг.

(Ребята без особого труда отвечают на вопрос). Я хочу вам рассказать романтическую историю, как образовались эти слова. А вы вслед за мной будете записывать те слова, которые необходимы для выведения орфографического правила. На них я буду ставить логическое ударении. Мы составим модель, которая поможет нам в освоении новой темы. Итак, запишите в тетради:

Не пишется слитно:

1)

2)

Не пишется раздельно:

1)

 Жил был на свете человек, который был замечательным другом. Он имел прекрасное здоровье, ему во всём сопутствовала удача, он всегда говорил только правду. Однажды в этот город, в котором жил друг, приехала приставка НЕ. На улице была весна, наш друг без памяти влюбился в приставку НЕ, которая ответила ему взаимностью. (Пишу на доске)

И друг превратился в недруга (врага),

здоровье в нездоровье (болезнь),

удача в неудачу (промах),

а правда в неправду (ложь).

Не писалась с этими словами слитно, так как являлась приставкой. Недруг подружился с близкими приятелями своей невесты приставки НЕ, с которыми она писалась слитно, являясь в них частью корня. Это были невежа, невежда, неряха, ненастье, неприязнь

В один день произошла ссора между НЕ и союзом А. а когда они встречались в речи, то поворачивались друг к другу спиной и писались раздельно со словами, обозначая противопоставление.

В итоге делается вывод о написании не с существительными.

Дидактические возможности лингвистической миниатюры шире. На мой взгляд, использовать лингвистическую сказку лишь как исходный материал для комплексного анализа недостаточно, что я пыталась и показать.