Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

Shtager E.V.
Быстрое развитие науки и техники изменяет характер требований к подготовке специалистов. При всей важности освоения предметного содержания дисциплин все большее значение приобретает не только умение использовать полученные знания при решении новых практических задач, но и умение самостоятельно ставить такие задачи. Совершенно очевидно, что учебный процесс в вузе должен быть процессом воспитания творческой личности в избранном направлении.

Формирование творческих способностей в условиях вуза предполагает овладение студентами не столько отдельной суммой знаний, сколько методами научной деятельности, детерминирующими уровень познавательной активности обучаемых. Это способы осмысления и обработки учебного материала, приемы умственной деятельности, методы реализации знания при работе с конкретными учебно-профессиональными задачами.

Основополагающим фактором наиболее эффективного предоставления обучающимся развитой системы научных профессиональных знаний и методов деятельности является целенаправленное формирование у студентов научного языка и научных понятий как системообразующей основы любой науки. Решение этой задачи возможно, в первую очередь, на основе поиска новых принципов построения логико-дидактической структуры учебного материала, позволяющих весь массив информативных знаний перестроить в системную, унифицированную форму понятийного типа.

Исследование теории и практики проектирования содержания обучения позволило разработать технологию формирования логико-дидактической структуры учебных дисциплин технического вуза. Методологическая база исследования - комплексный, системный подход к анализу современного политехнического знания и основные положения концепции взаимосвязи общенаучной, естественнонаучной и физической картин мира. На этой основе научное знание всех циклов технических дисциплин было представлено в виде «единого организма» - категориально-понятийной системы естествознания, организуемой и описываемой посредством всеобщих и универсальных законов природы - принципов строения материи в целом и способов ее функционирования.

Процедура построения логико-дидакти-ческой структуры дисциплины, в этой связи, неизменно связана с задачей анализа, систематизации и обобщения понятийного аппарата ее научной теории на базе методологических принципов организации современного естествознания. В результате появляется возможность сформировать многоуровневую понятийную структуру научной теории и представить ее в виде структурно-логического графа. На основе данного графа осуществляется упорядочение всего множества учебных элементов дисциплин - соотнесение их с исходным базисом естествознания, представление в виде взаимосвязанной понятийной системы, подчиняющейся диалектическим законам развития научного познания.

Такой подход позволяет весь информативный материал учебного предмета сгруппировать в ряд взаимосвязанных теоретических блоков - модулей. Основное место в них занимают наряду с описанием знания логические связи того или иного раздела дисциплины. Категоризация и осмысление учебного знания через такие модули меняет сам характер процесса обучения: необходимость постоянной умственной работы, логического анализа ситуации, абстрактного и системного мышления, интериоризации понятий и способов их грамотного употребления. Предлагаемое представление учебного материала напрямую «работает» на формирование способов деятельности, имеющих целью активизацию творческих познавательных способностей студентов.