Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

В нашем исследовании мы попытались провести диагностику профессионально важных качеств будущего учителя БЖ, основываясь на психограмме данных профессий (1, 2, 3, 4, 6). При этом ставилась задача по определению и апробации средств коррекции профессионально- важных качеств и умений в соответствии с требованиями рассматриваемых профессий.

В констатирующей части исследования был применен метод контрастных групп . Из выборки студентов пятого курса специальности «БЖ» педагогического университета составлялись две группы - "успешных" и "обычных" студентов. Аналогично из выборки студентов 4 курса также были выделены две группы по этому принципу. Успешность их деятельности в данной области оценивалась с помощью метода экспертных оценок по 10-бальной шкале.

В само понятие успешности вошли такие объективные показатели, как «информированность в данной области»; « продуктивность в учебной деятельности»; «профессиональная идентичность»; «ориентированность на безопасность жизнедеятельности», а также основные профессионально важные качества, выделенные в психограмме. В качестве экспертов (не менее трех) выступали коллеги, по трём группам: 1 - руководители организаций МЧС, где проходили педагогическую практику; 2 - преподаватели, сотрудники; 3 - студенты. При подсчете (см. ниже) коэффициентов корреляции по экспертным оценкам использовались данные этих групп).

Чтобы избежать ошибок в оценивании экспертами испытуемых и для подтверждения достоверности результатов экспертизы был проведен корреляционный анализ связи между оценками экспертов, а также корреляционный анализ экспертных оценок и самооценок. Он свидетельствует о значимой степени совпадения мнений об одних и тех же испытуемых у разных экспертов, а также о достаточном уровне взаимосвязи между оценками экспертов и самооценками.

Так, при оценивании первой группы студентов (старшая группа) по показателю "успешность" были получены следующие зависимости между экспертными оценками: r1-2=0,732; r1-3=0,670; r2-3=0,659 (при р<0,001); у второй группы r1-2=0,653; r1-3=0,676; r2-3=0,702 (при р<0,001). Приведенные корреляции (по Спирмену) убеждают нас в правомерности усреднения экспертных оценок.

Между экспертными оценками и самооценками по показателю "успешность" корреляционная зависимость составила в первой группе r=0,612; у второй группы r =0,634 (при р<0,001).

В группу "успешных" вошли 9 испытуемых 12 составили группу "обычных" (смысл термина "обычный" не носит оценочного характера).

Все профессионально важные качества, выделенные в психограмме можно объединить в блок психодинамические свойства.

К социопсихологическим относятся: направленность личности, регулятивные свойства: самоконтроль, контроль, самооценка; личностные качества; интеллектуальные способности, т.е. все те качества, которые составляют содержательные характеристики поведения человека.

К психодинамическим относятся: индивидуальные психодинамические характеристики, т.е., свойства, которые составляют формальные характеристики поведения человека.

Для выявления психодинамических особенностей индивидуальности нами использовался опросник структуры темперамента В.М. Русалова.

 Анализ результатов по первой группе (21 чел), свидетельствует, что "успешным" старшекурсникам свойственен высокий уровень эргичности и социальной эргичности, что указывает на их потребность в жизненной активности, стремлении к доминированию, в высоком стремлении к социальным контактам и вовлеченности в социальную деятельность, в отличие от "обычных" испытуемых, у которых обнаружен средний уровень этих показателей.

Это можно интерпретировать так, что "успешные" студенты более гибки в плане принятия решений и быстрее переключаются с одной программы деятельности на другую, но в плане социальной пластичности, обе группы имеют достаточно высокие показатели (различие незначимы) т.е. достаточная легкость переключения в процессе общения, разнообразие готовых (неосознанных, импульсивных) форм социальных контактов. При этом у "успешных" выявлен высокий показатель пластичности способствует успешности в программировании деятельности, а у "обычных" проявляется в разной степени выраженная импульсивность, поверхность контактов с окружающими.

Во всех таблицах средние показатели даны по "сырым" тестовым баллам. Для оценки значимости различий по t-критерию использован единый α-уровень: p≤0,001.

Анализ результатов по данной методике проводился и по второй выборки из 25 студентов, из которых 11 вошли в группу "успешных" и 14 в подгруппу "обычных" по эффективности профессиональной подготовки и учебной деятельности.

Средний показатель эргичности у первой группы выше, чем у второй группы (обычных). Здесь же социальная эргичность также имеет более высокий показатель, (хотя по критерию Стьюдента различия не значимы), что свидетельствует об относительном уровне выраженности общей активности у данных испытуемых.

Характерно, что те же тенденции наблюдались нами ранее на выборке первой группы (старшекурсников). Показатель пластичности, т.е. способность переключаться, гибкость мышления у испытуемых первой группы выше, а социальная пластичность наоборот, выше у второй группы, что свидетельствует о тенденции к импульсивному стилю общения.

Соответственно, по показателям темпа и социального темпа: выше у первой группы, а у второй группы - находится на среднем уровне. Эмоциональность, наоборот, имеет среднюю выраженность у "успешных" и высокую - у "обычных". Это может свидетельствовать о достаточно значительном уровне тревожности и высокой чувствительности к неудачам в работе и коммуникативной сфере. Исходя из специфики безопасной деятельности, указанные свойства неразрывно связаны между собой, т.к. коммуникативная деятельность представляет содержательную сторону эффективной преподавательской деятельности.

Анализируя психодинамические данные, полученные в ходе тестирования испытуемых, а также сопоставляя их с результатами наблюдения, беседы и показателями успешности в работе, можно отметить зависимость между показателями успешности в учебной деятельности и особенностями показателей психодинамических свойств. По результатам исследования прослеживается тенденция в доминировании таких показателей как: эргичность, социальная эргичность, социальная пластичность, социальная эмоциональность. Выделенные методики применялись при диагностике профессионально-важных качеств абитуриентов при поступлении в педагогический вуз. Всего в конкурсном отборе участвовало 42 человек.

Соответственно испытуемые были распределены по трем группам: первая группа - высокие показатели (8 человек); вторая группа - средние показатели (13 человек); третья группа - низкие показатели (21человек).

Наиболее значимыми (исходя из предыдущего исследования) являлись показатели: эргичность, социальная эргичность, социальная пластичность и социальная эмоциональность. Испытуемые, отнесенные в первую группу (высокий уровень профпригодности) - это те испытуемые, у которых высокие показатели эргичности, социальной эргичности, социальной пластичности и средние показатели эмоциональности. Ко второй группе отнесены испытуемые (13 чел.), получившие средние баллы по данным показателям и низкий или высокий балл по показателю "социальная эмоциональность". К профнепригодным к данной деятельности по психобиологическим характеристикам отнесены 21 человек - получившие низкие баллы по диагностируемым показателям.

Рис. 1. Распределение испытуемых по показателям психодинамиических свойств

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Божович Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И.Фельдштейна. - М.: Междунар. пед. акад., 1995. - 212 с.
  2. Груздева Н.В. Интеграция как методологический и дидактический принцип (на примере школьного естественнонаучного образования) // Гуманистический потенциал естественнонаучного образования. - СПб.: 1996. - С. 70-80.
  3. Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения. // Педагогика, 1995, № 1. - С. 29-39.
  4. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. - М.: Политиздат, 1986. - 223 с.
  5. Корбут В.В. Автореферат «Формирование готовности студентов специальности безопасность жизнедеятельности к ведению ГО в ОУ на основе межпредметных связей».
  6. Котик М.А «Психология и безопасность», Таллин, Валгус, 1987,стр.256-282
  7. Михайлов Л.А. [и др.]; под ред. Л.А. Михайлова. «Безопасность жизнедеятельности» учебник для вузов под ред. Л.А. Михайлова. - СПб.: Питер, 2005. - 301 с.