Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

Mochalov V.P.
Пересмотр приоритетов при создании систем управления телекоммуникациями (TMN) - от задачи управления сетевыми элементами к обслуживанию бизнес-процессов - определяет переход от управления отдельными информационными ресурсами предприятия к управлению услугами, которые на этих ресурсах базируются. Типовая модель информационной технологии (ИТ), которая позволяет разрабатывать структуру ИТ процессов предприятия, а затем на ее основе реализовать управление качеством информационных услуг полностью определена в «схеме телекоммуникационных действий» (Telecom Operations MAP), разработанной Телеменеджмент Форумом (TMF)[1].

Обобщением лучшего опыта в области организации и управления ИТ является концепция ITIL (IT Infrastructure Library) - среда разработки прикладных моделей, используемая как базис для создания новой системы управления, а также для интеграции процессов из различных подразделений для решения общей бизнес-задачи, для выявления сильных и слабых мест системы управления. ITIL содержит детализацию основных функций концепции организации служб ИТ, при этом используется основная базовая гипотеза - должно существовать конечное множество процессов, позволяющих управлять любой ИТ-конфигурацией развернутой на предприятии. Однако, ITIL не дает ответов, как решать конкретные проблемы, какие средства необходимы для представления, анализа и проектирования процессов управления ИТ-услугами, которые могут требовать для своей поддержки разных ресурсов и дисциплин работы, выполняться с разными приоритетами. Очевидно, что нужны методологии, учитывающие особенности и специфику реализации ITIL-проектов, средства для предоставления, анализа и проектирования процессов управления ИТ-услугами. Учитывая, что обслуживание заказчиков переходит на уровень технического консалтинга, необходимо уметь находить решения не до конца формализованных задач и применять индивидуальные методики поиска проблем в конкретных ситуациях. Основываясь на описании функционирования СУУ, можно сказать, что система состоит из двух уровней и всю поступающую информацию можно разбить на N категорий.

На первой фазе осуществляется предварительная обработка заявок. Среднее время пребывания заявок в фазе складывается из времени обращения к базе данных, проверки возможностей пользователя и системы. На выходе СМО 1 обслуженные заявки могут: 1) выйти из системы; 2) поступить на вход СМО 2; 3) вернуться на дообслуживание.

На второй фазе (СМО 2) осуществляются основные действия по результатам обработки заявок. Среднее время пребывания в фазе складывается из времени формирования команд на конфигурацию услуг и отображения статуса.

Обоснована модель и проведено исследование характеристик двухфазовой СМО типа M|G|n->GI|M|n с приоритетным обслуживанием с дисциплиной FIFO и неограниченной очередью перед каждой фазой. Получены и исследованы следующие характеристики модели: среднее время ожидания обслуживания перед каждой фазой, среднее время пребывания на каждой фазе для приоритетных и неприоритетных потоков требований. Предложен подход к исследованию подобных систем в случае редких требований высшего приоритета.

Основными СВ, характеризующими эту систему, являются: 1) период занятости; 2) число требований в системе; 3) время ожидания и время пребывания.

Можно показать, количество обслуживаний u каждого требования в отдельности имеет геометрическое распределение с параметром 1-Р, т.е.

а

ПЛС полного времени обслуживания (или, иначе, времени пребывания требования на приборе), очевидно, имеет вид:

а

где β(q) - ПЛС функции распределения β(t) времени обслуживания, P - параметр геометрического распределения времени обслуживания.

Отсюда следует, что функциональное управление для ПЛС периода занятости имеет вид:

а

или

а

где α - параметр входного потока.

Стационарная ПФ P(z) числа требований в системе имеет вид [2]:

а

Из условия нормировки P(1)=1 находим, что P0=(P-αβ1)/P.

Окончательно получаем:

а

Тогда стационарная ПФ R(z) числа требований в системе:

а

Условная функция распределения времени обслуживания при условии, что сначала обслуживания прошло y единиц времени, равна:

а

а ее ПЛС имеет вид:

а

Функция распределения промежутков времени между соседними моментами выхода требований из системы будет иметь вид:

а

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Засецкий А.В., Иванов А.Б., Постников С.Д., Соколов И.В. Контроль качества в телекоммуникациях и связи. Часть 2. Под редакцией Иванова А.Б. - М.: Компания САЙРУС СИСТЕМС, 2001. - 336с.
  2. Тихоненко О.М. Модели массового обслуживания в информационных системах. Учеб. Пособие. - Мн.: УП «Технопринт», 2003. - 327с.