Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

Для полного понимания вопроса о значимости биологического разнообразия для Биосферы, в том числе человечества, можно привести следующие примеры:

- живые организмы ответственны за осуществление широкого спектра экологических функций, поддерживающих экологическое равновесие в природе, таких как регулирование газового состава атмосферы, защита прибрежных зон, регулирование гидрологического цикла и климата, формирование и сохранение плодородия почв, рассеивание и разложение отходов, опыление многих культур и абсорбирование загрязнителей.

- здоровье и благосостояние человека напрямую зависит от биологического разнообразия. Во-первых, это производство фармацевтических препаратов, примерно 75 процентов населения Земли использует для лечения средства народной медицины, напрямую получаемые из природных компонентов. Во-вторых, именно биологическое разнообразие обеспечивает генетическими ресурсами сельское хозяйство. И таким образом, составляет биологическую базу для продовольственной безопасности и является необходимым средством существования человечества.

В течение последних трёх десятилетий проблема уменьшения видового разнообразия Биосферы вошла в разряд наиболее острых экологических вопросов мирового уровня. Не смотря на большой процент залесённости Сибири, проблема уменьшения биоразнообразия природных экосистем является важнейшей при решении социально-экономических задач освоения Сибири и Дальнего Востока. Согласно материалам доклада ЕАОС по биоразнообразию, главными угрозами в зависимости от биогеографических условий, для континентальной области являются: высокая степень фрагментации мест обитания транспортной и городской инфраструктурой; промышленность и горное дело; атмосферное загрязнение; интенсивное сельское хозяйство и интенсивное использование рек.

На территории Кемеровской области в естественных условиях выделяется несколько почвенно-географических зон, в которых функционирует огромное множество типов, подтипов, родов, видов и разновидностей почв, растений, животных. Как отмечает Гаджиев И.М. (2001) всего не территории Кемеровской области выделено 17 типов, 51 подтип, более 200 родов, около 1500 видов и несколько тысяч разновидностей почв.

Богатство и разнообразие фауны и флоры Кемеровской области определяется географическим положением региона, его расположением на стыке горных систем Алтая, Салаирского кряжа, Кузнецкого Алатау и Западно-Сибирской низменности. Растительный мир Кемеровской области представлен разнообразием сообществ от типично степных до лесостепных, предгорных, горно-таежных и высокогорных. Соответственно представлены и сообщества животного мира, богатство и разнообразие которого расширяется представителями транзитных видов. Состояние растительного, животного мира и почвенного покрова и масштабы их нарушения, на территории области зависят от интенсивности действия антропогенных и естественных факторов имеющих свою региональную специфику (Овсянников, 2004).

К сожалению, в результате высоких техногенных нагрузок в области развиваются необратимые процессы деградации почв, а вслед за этим - деградации растительного и животного мира. Экологические проблемы Кемеровской области - это последствия, её экономического развития. В течение первого пятилетия XXI века, Кемеровская область занимает 11 место в России и 2 место в Сибирском федеральном округе по производству промышленной продукции, добывает более половины общероссийской углепродукции (56 %), а коксующегося угля - около 81 %. В 2004 году Кузбасс вышел на рекордный уровень добычи в 158,7 млн. тонн угля.

На территории области насчитывается 1500 видов растений (Алябьева, 2002): плаунообразных - 11; хвощеобразных - 9; папоротникообразных - 36; голосеменных - 10; цветковых - 1434. В Красную книгу Кемеровской области включены 128 видов высших сосудистых растений, 9 видов мхов, 7 видов лишайников и 8 видов грибов. Кроме того, выделена довольно большая группа видов растений, не вошедших в Красную книгу, но нуждающихся в постоянном наблюдении за состоянием их популяций - 70 видов.

Наиболее ценные флористические объекты: реликтовые и эндемичные растения - 52 вида из 35 семейств; эндемичные и реликтовые виды древесных растений - 10 видов из 6 семейств; реликты перигляциальных зон - 28 видов из 16 семейств (Алябьева, 2002).

Обычные инструменты охраны природы обеспечивают долгосрочную перспективу рационального управления видами и экосистемами, и потому остаются необходимыми. Общая площадь особо охраняемых природных территорий (ООПТ) составляет в области 17,1 %, что намного превышает среднюю площадь ООПТ по России и по ряду субъектов Российской Федерации. ООПТ представлены следующими территориями: государственный природный заповедник «Кузнецкий Алатау» (образован в 1989 году); Шорский национальный парк (образован в 1989 году); государственные природные зоологические заказники регионального значения - 14 (занимают около 7 % всей площади ООПТ); федеральный памятник природы - «Липовый остров»; ботанический сад - Кузбасский ботанический сад (образован в 1989 году).

Однако растущий спрос на землю со стороны различных секторов экономики и неопределенность, связанная с крупномасштабными изменениями, требуют использования комплексного подхода к охране биоразнообразия во всех главных заинтересованных секторах. В последние годы неоднократно отмечается ценность биологического разнообразия, его важность в настоящее время признается за те блага и услуги, которое оно позволяет получать. Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыболовство, охота и производство других биологических продуктов, включая фармацевтические препараты, прямо зависят от биологического разнообразия.

Особое место в этом ряду занимают эндемичные растения. Виды растений, данной категории, являются редкими и исчезающими, занесены в Красную книгу различного уровня и при этом играют важнейшую роль в сложении ряда растительных сообществ и имеют присущую им ценность для человечества.

Примером может служить левзея сафлоровидная (рапонтикум, маралий корень) Rhaponticum carthamoides (Willd.) Ilijn (1933) subsp. сarthamoides, эндемик Алтае-Саянского экорегиона. Левзея сафлоровидная приобрела известность, прежде всего своими лечебными свойствами. Русские поселенцы на Алтае связали её название с маралом. Маралы безошибочно находят и выкапывают копытами корни левзеи, особенно в период гона. Поедая их, они становятся необыкновенно сильными и выносливыми. Народная медицина уверяет, что маралий корень излечивает человека от 14 болезней и наполняет его молодостью. Его приравнивают к женьшеню и называют сибирским «корнем жизни».

Лечебные свойства маральего корня привлекли внимание и специалистов сельского хозяйства. Проведенные опыты показали, что маралий корень - это источник одного из перспективных растительных стимуляторов, относящихся, видимо, к группе фитоэстрогенов. Он может стать одним из главных видов растений в сельскохозяйственной структуре, выращиваемым в лечебно-кормовых целях. Большую ценность растение представляет для приготовления комбинированных и лечебных кормов в скотоводстве, свиноводстве, птицеводстве и других отраслях животноводства. Растение можно использовать для введения в состав травосмесей на лугах и пастбищах.

В природной среде продуктивность субальпийских левзеевых лугов составляет 400-450 ц с гектара. Растение, перенесённое из высокогорных районов в равнинные условия, сохраняет свою продуктивность, а при хорошей агротехнике значительно её увеличивает. В Сибири, например, в одинаковых условиях урожайность кукурузы не превышала 200ц, подсолнечника с овсом - 150ц, а рапонтикума в эти же годы составила 250-400ц с гектара. Аналогичные результаты были получены в Московской области и в Белоруссии. По данным Института биологии Коми, филиала АН (1975) при хороших агротехнических условиях можно собрать до 500-600 ц с гектара зелёной массы.

Ценным свойством левзеи сафлоровидной является и то, что это растение хороший медонос. С гектара посевов можно получить до 100 кг мёда. Главной же причиной для включения левзеи в сырьевой конвейер пчеловодства заключается в том, что цвести она начинает очень рано, когда сильно ощущается недостаток в нектароносных и перганосных растениях.

В 70-е годы XX века опытно-производственные посевы рапонтикума имелись в 100 колхозах и совхозах. Возделывание культуры давало положительные результаты. Но большая часть хозяйств была связана с научными учреждениями, и широкого внедрения данного растения в производство не было. Главной причиной сдерживания внедрения рапонтикума в культуру явилось отсутствие семян. В настоящее время эта культура не востребована.

Великолепным лечебным свойством отличается мед, собранный пчелиными семьями в липовых лесах. В Кемеровской области произрастает липа сибирская - Tilia sibirica Fisch. (Семейство Липовые - Tiliaceae Juss.). Викарный вид европейской Tilia cordata Mill. Липу сибирскую можно рассматривать как эндемик растительных сообществ Кузнецкого Алатау, Салаира и северных склонов Алтая (Клеопов, 1990; Крапивкина, 1973; Ильин, 1938, 1941) . Дерево до 27 метров высоты, иногда представлено в виде кустарника. Алтайско-Саянский реликтовый эндемик. Современный ареал состоит из отдельных участков в зоне формационного реликта - черневой тайги. Наиболее крупный участок липовых лесов находится в Горной Шории. Впервые липовые сообщества описал П.Н. Крылов (1891, 1918). Липа, растущая в северных районах европейской части России, на Урале и в Западной Сибири, оказалась принадлежащей к особому виду Tilia septentrionalis. Соответственно с этим вся уральская и равнинная сибирская липа отнесена к последнему виду, а Tilia sibirica приводится только как эндемик Кузнецкого Алатау, Салаира и северного склона Алтая.

Данные виды занесены в Красную книгу Кемеровской области, но в связи с интенсификацией недропользования появляется необходимость применения комплексных подходов к сохранению ценнейших эндемичных растений Кемеровской области и юга Западной Сибири.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алябьева Г.Н. Реестр Флоры сосудистых растений Кемеровской области. Госдоклад «О состоянии окружающей природной среды Кемеровской области в 2001 г.». Кемерово, Издательский дом «Азия», 2002, с. 227-285.
  2. Алябьева Г.Н. Реестр эндемичных и реликтовых элементов флоры Кемеровской области. Госдоклад «О состоянии окружающей природной среды Кемеровской области в 2001 г.». Кемерово, Издательский дом «Азия», 2002, с. 300 - 311.
  3. Гаджиев И.М., Курачев В.М., Андроханов В.А. Стратегия и перспективы решения проблем рекультивации нарушенных земель. - Новосибирск: ЦЭРИС, 2001. - 37 с.
  4. Ильин М.М. Третичные реликтовые элементы в таёжной флоре Сибири и их возможное происхождение. -В кн.: Материалы по истории флоры и растительности СССР. Т.1, М.- Л., изд-во АН СССР, 1941, с. 257 - 292.
  5. Ильин М.М. Реликтовые элементы широколиственных лесов во флоре Сибири и их возможное происхождение. -Сов.ботаника, 1938, №2, с. 54-55.
  6. Клеопов Ю.Д. Анализ флоры широколиственных лесов европейской части СССР. Киев, Наукова думка, 1990. С.351.
  7. Крапивкина Э.Д. К изучению третичных реликтов черневой тайги Кузнецкого Алатау. Изд-во Томск, отд. ВБО, 1973, т.6, с. 80-84.
  8. Крылов П.Н. Липа на предгорьях Кузнецкого Алатау. Томск, 1891. С.40.
  9. Крылов П., Штейнберг Е. Материалы к флоре Канского уезда Енисейской губернии. Тр.Бот. музея РАН, вып. ХУ11, Петроград, 1918, с. 1 - 156.
  10. Овсянникова С.В. Охрана почв в Кемеровской области: проблемы, пути решения. Материалы международной науч. конф. «Успехи современного естествознания», научно-теоретический журнал № 2, Египет, г. Хургада, 21-28 февраля 2004г.