Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ В БЕЛЬГИИ

Яценко Г.С. 1
1 ФГАОУ ВО «Казанский федеральный университет»
Инновации в педагогическом образовании стали значительной проблемой как в России, так и во всем мире, и их цель и задачи необходимо пересмотреть в соответствии с прошлыми, текущими и будущими контекстами. Проведенное исследование показало, что профессиональное педагогическое образование в Бельгии переживает сложный период реформ, направленных на интенсификацию и совершенствование всех его компонентов. Изученный историко-педагогический материал позволяет судить, что становление и развитие профессионального педагогического образования в Бельгии происходило в течение нескольких периодов: первый период (1830–1890 гг.) – период становления системы педагогического образования в Бельгии в условиях сложного выбора модели подготовки учителей и языкового противостояния между 2 школами подготовки; второй период (1890–1958 гг.) – период стагнации в образовательной сфере в условиях экономического упадка Бельгии, отказа от влияния церкви, решения вопросов повышения уровня образованности населения; третий период (1958–1998) – период превалирования идеологии «многоязычной реальности» в системе профессионального образования и децентрализации управления образованием; четвертый период (1999–2018) – «болонизация» и развитие системы профессионального педагогического образования в контексте европейской повестки; пятый период (с 2019 г. – по настоящее время) – период реформирования педагогического образования. Таким образом, в результате комплексного многофакторного исследования раскрыты основные этапы становления и развития системы профессионального педагогического образования в Бельгии.
учитель
подготовка учителя
система профессионального педагогического образования в Бельгии
1. Закаулова Ю.В. Предпосылки становления современной системы профессионального образования в Бельгии // Инновации и современные технологии в системе образования: материалы международной научно-практической конференции: Научно-издательский центр «Социосфера», 2011. С. 21–24.
2. Ускова Б.А. Особенности общепедагогической подготовки преподавателей профессиональной школы в системе высшего образования Бельгии и Нидерландов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2000. 22 с.
3. Процько Е.С. Профессиональная подготовка учителей английского языка в Бельгии: автореф. дис. … канд. пед. наук. Кировоград, 2016. 20 с. (на укр. яз.).
4. Закаулова Ю.В. Развитие системы профессионального образования Бельгии в условиях евроинтеграции: автореф. дис. … канд. пед. наук. Львов, 2021. 20 с. (на укр. яз.).
5. Бельгия Своеобразие и особенности становления высшей школы. [Электронный ресурс]. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/936/669/1219/sistemy_vo_ch1_4-Belgiya.pdf (дата обращения: 11.10.2020)
6. Pieter D. Teacher training inside or outside the university: the Belgian compromise (1815–1890). Paedagogica Historica: International Journal of the History of Education. 2015. Vol. 44. No. 5. P. 587–605.
7. Энциклопедия Кольера. Бельгия. История. [Электронный ресурс]. URL: http://niv.ru/doc/encyclopedia/collier/articles/55/belgiya-istoriya.htm (дата обращения: 25.12.2020).
8. Гураль С.К., Смокотин В.М. Вопросы национальной и этнокультурной идентичности языковых сообществ Бельгии в условиях нестабильного многоязычия // Язык и культура. 2010. С. 5–11.
9. Depaepe M. Demythologizing the Educational Past: an endless task in history of education. Historical Studies in Education. 1997. Vol. 9 (2). P. 208–223.
10. Яценко Г.С. Особенности организации профессиональной подготовки педагогических кадров в системе высшего профессионального образования Бельгии // Историческая и социально-образовательная мысль. 2014. № 4 (26). С. 173–176.
11. Education and Training Monitor Belgium. 2018. [Electronic resource]. URL: https://ec.europa.eu/education/sites/education/files/document-library-docs/et-monitor-report-2018-belgium_en.pdf (date of access: 25.12.2020).
12. Rizza C. ICT and Initial Teacher Education: National Policies – OECD Education Working Papers, No. 61, OECD Publishing, 2011. DOI: 10.1787/5kg57kjj5hs8-en.
13. Vandenbroucke F. Competencies for the Knowledge Society. [Electronic resource]. URL: http://www.ond.vlaanderen.be/ict/english/competencies_ knowlegde_society.pdf (date of access: 25.12.2020).
14. Décret définissant la formation initiale des enseignants. [Electronic resource]. URL: https://web.umons.ac.be/app/uploads/sites/42/2019/11/Decret-RFIE.pdf (date of access: 25.12.2020).
15. Colognesi S., Van Nieuwenhove, C., Beausaert, S. Supporting the professional development of newly-qualified teachers in secondary education: On the role of feedback, information and help exchange. European Journal of Teacher Education. 2020. P. 258–276.

Формирование единого европейского образовательного пространства повлекло за собой изменения в большинстве западноевропейских систем образования. Бельгия, чья система профессионального образования перешла в состояние реформирования, одной из первых попыталась модернизировать и оптимизировать всю национальную образовательную систему в соответствии с требованиями Болонской декларации [1]. Именно в последние несколько лет система подготовки педагогических кадров в стране находится на пути постоянных перемен, где преобразуются старые и внедряются новые формы подготовки учителей для различных ступеней образования.

В этом контексте следует обратиться к истории становления профессионального образования в Бельгии, которое происходило в сложных условиях.

Цель исследования: выявление генезиса становления и развития системы профессиональной подготовки учителей в Бельгии.

Материалы и методы исследования

В последние годы в сравнительно-педагогических исследованиях системы профессионального образования в Бельгии отмечается ориентация на изучение вопросов подготовки педагогических кадров, а именно: особенности общепедагогической подготовки преподавателей профессиональной школы в системе высшего образования Бельгии и Нидерландов были рассмотрены в диссертационном исследовании А. Усковой [2]; профессиональная подготовка учителей английского языка в Бельгии рассматривалась в трудах украинской исследовательницы Е.С. Процько [3]; развитие системы профессионального образования Бельгии в условиях евроинтеграции представлено в работах Ю.В. Закауловой [4].

Методы исследования показательны для методики изучения истории образования и педагогики: логико-гносеологический анализ; метод актуализации, отбора, систематизации и обобщения фактов и оригинальных источников.

Результаты исследования и их обсуждение

Исследователь Ю.В. Закаулова рассматривает следующую периодизацию становления и развития профессионального образования в Бельгии [4]: первый период (1814–1831 гг.) – период становления системы профессионального образования в Бельгии в условиях правления государством Нидерландами; второй период (1831–1878 гг.) – период формирования системы профессионального образования в условиях становления и развития независимости государства; третий период (конец XIX – начало XX столетия) – период оптимизации и гуманитаризации профессионального образования; четвертый период (50-е гг. XX столетия) – период противостояния идеологии в системе профессионального образования; пятый период (1970–1993 гг.) – период децентрализации управления образованием; шестой период (1994–2000 гг.) – период реформирования сектора среднего и начального образования; седьмой период (с 2001 г. – по настоящее время) – период развития системы профессионального образования в контексте глобализации. Проанализировав официальные документы и результаты исследования бельгийских и зарубежных ученых, представим ретроспективу становления и развития системы профессиональной подготовки учителей в Бельгии.

Первый период (1830–1890 гг.) – «бельгийский компромисс» – период становления системы педагогического образования в Бельгии в условиях сложного выбора модели подготовки учителей и языкового противостояния между двумя школами подготовки. 23 сентября 1830 г. произошла бельгийская революция, и в том же году Бельгия вышла из состава Нидерландского королевства и получила независимость. В то время ситуация в области образования значительно ухудшилась из-за ограничений средств на содержание учебных заведений и влияния церкви [5].

Развитие высшего образования в рамках вновь созданного бельгийского государства в целом происходило в соответствии с основными этапами становления высшей школы в Западной Европе, но следует выделить две особенности этой страны, которые наложили весьма характерный отпечаток на всю систему образования: наличие двух языков обучения и влияние церкви – обусловливают большое разнообразие и неоднозначность организационной структуры высшей школы Бельгии [5].

С середины XIX в. подготовка учителей проходила почти исключительно в новых колледжах университетов Гента и Льежа. Официально с 1830 г. учителя средней школы должны были получать свидетельство о педагогической компетентности, выдаваемое университетом или провинциальной экзаменационной комиссией. Возросший спрос на улучшенную педагогическую подготовку будущих учителей был полностью обеспечен новыми педагогическими колледжами [6].

Выбор правительства в конце 1840-х гг. стремиться к научной, а также практической педагогической подготовке учителей явился результатом модели, которую они использовали при создании педагогических колледжей. Многие практические правила были скопированы по французскому примеру.

В 1878 г. либеральному правительству В. Фрер-Орбана удалось провести через парламент закон, предусматривающий отделение школ от церкви. В это непростое время в каждой общине создавались светские школы, где к преподаванию допускались учителя только с дипломами государственного образца [6].

Второй период (1890-1958 гг.) – период стагнации в образовательной сфере в условиях экономического упадка Бельгии, отказа от влияния церкви, решения вопросов повышения уровня образованности населения. В конце ХІХ в. – начале ХХ в. снова возникает проблема необразованности населения, обеспечения доступа к образованию детей разного социального статуса. В феврале 1914 г. правительством Бельгии был принят закон об обязательном начальном образовании населения, и в начале XX в. было введено обязательное среднее образование.

Бельгия пострадала во время Первой мировой войны, которую в этой стране до сих пор называют «Великой войной». Реконструкция предприятий, а также выплата пенсий ветеранам и компенсаций за ущерб потребовали больших финансовых средств, а попытка получить их за счет эмиссии привела к высокому уровню инфляции. Послевоенные годы характеризуются обострением сразу нескольких политических проблем: династической, борьбой между церковью и государством за влияние на школьное образование, ростом национально-освободительного движения в Конго и ожесточенной войной на лингвистической почве между фламандской и французской общинами [7].

В целом высшее образование в Бельгии находилось в состоянии определенной стагнации вплоть до середины 60-х гг. [5].

Третий период (1958-1998 гг.) – период превалирования идеологии «многоязычной реальности» в системе профессионального образования и децентрализации управления образованием, формирование трех культурных сообществ с автономными системами образования. Контроль над образованием всегда был политически чувствительным вопросом, о чем свидетельствует вопрос о масштабах религиозного вмешательства в образование, этот вопрос не был урегулирован в 1958 г. В то время продолжалась длительная политическая жизнь. Компромисс был достигнут с так называемым школьным пактом, который охватывает всю образовательную систему. Компромисс подтверждает в законе свободу выбора между религиозным и светским образованием и обязанность государства поддерживать этот вариант. В течение 25 лет после заключения школьного пакта 1958 г. профессия преподавателя пользовалась уважением, особенно на уровне среднего и высшего образования. Преподаватели старшей ступени среднего образования обладали элитным социальным статусом и имели относительно высокую заработную плату.

В 1963 г. в качестве официальных были признаны три языка: голландский, французский и немецкий (язык немецкого меньшинства, проживающего в восточной части Валлонии, которая отошла к Бельгии после поражения Германии в Первой мировой войне) [8].

Бельгийские педагоги столкнулись с новыми вызовами Европейского союза. В этот период председательства Нидерландов в Европейском сообществе подготовке учителей уделялось особое внимание. Заключен Договор о Европейском союзе (Маастрихтский договор 1992 г., The Treaty on European Union, The Maastricht Treaty, 1992), в котором содержалось конкретное положение об общей политике в области профессионального обучения. В статье 127 указано, что «сообщество должно содействовать развитию качественного образования, при полном уважении ответственности государств-членов за содержание преподавания и организации систем образования и их культурное и языковое разнообразие». В статье 126 значится «поощрение мобильности студентов и преподавателей, развитие молодежных обменов и обменов преподавателями социально-педагогического образования, и развитие дистанционного образования» [9].

Деятельность педагога регламентируется определенными региональными требованиями: наличие необходимых квалификационных умений и навыков для педагогической деятельности, квалификации считаются достаточными для работы с обучающимися и надлежащий уровень владения иностранным языком [10].

В результате конституционной реформы с 1993 г. Бельгия, как федерация, является объединением трех административных регионов: Брюссельского, Валлонского и Фламандского, и имеет в своем составе три культурных сообщества: фламандскоязычное, франкоязычное и немецкоязычное.

Четвертый период (1999–2018 гг.) – «болонизация» и развитие системы профессионального педагогического образования в контексте европейской повестки. Начало нового тысячелетия ознаменовалось во всех странах Европы волной реформ профессиональной подготовки учителя. Одним из важных шагов в развитии европейского сотрудничества в области высшего образования в последнее десятилетие ХХ в. стала Болонская декларация, принятие которой дало старт процессу сближения и гармонизации систем высшего образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства [11]. С 2004-2005 академического года высшие учебные заведения и университеты Бельгии ввели систему «бакалавр-магистр».

В декабре 2006 г. парламент Бельгии опубликовал Декрет об образовании учителей (Decree on Teacher Education), в котором были определены изменения, необходимые для повышения уровня техно-педагогической компетентности будущих учителей, а именно: включение ИКТ-компетентности в базовые компетенции учителя; реорганизация учебных планов в сторону уменьшения количества учебных предметов и увеличения времени на формирование ИКТ-навыков [12]. Кроме того, в мае 2007 г. Министерство занятости, образования и профессионального образования фламандского сообщества (Flemish Ministry of Employment, Education and Training) разработало план «Компетенции для общества знаний, 2007–2009» (Competencies for the Knowledge Society, 2007–2009), указав на необходимость поддержки развития ИКТ-компетентности учителей и определив приоритеты в этом направлении [13].

Постановлением Министерства образования и профессиональной подготовки фламандского сообщества Бельгии «О качестве образования» (2009) (Decreet betreffende de kwaliteit vanonderwijs) школа определена одним из основных участников процесса обеспечения качества образовательных услуг [11]. Политика децентрализации школьного образования предусматривает признание школы основным ответственным лицом, которое должно обеспечить качество образования.

Вследствие того что фламандский парламент ратифицировал Конвенцию ООН о правах инвалидов в 2009 г., фламандское сообщество юридически закрепило право обучающихся с особыми образовательными потребностями, допуская к поступлению на тех же условиях, что и остальные, приняв M-Декрет (M-Decree) в 2014 г. [11].

В 2015 и 2016 гг. фламандским парламентом был принят ряд специальных мер по усилению интеграции беженцев в систему образования, в том числе новые инициативы по финансированию языковой поддержки в дошкольных учреждениях, увеличение ресурсов на прием в классы средней школы и дальнейшая поддержка ранее существующих мер, таких как лингвистическая интеграция взрослых и Национальный центр академического признания (National Academic Recognition Centre (NARIC) для признания квалификации беженцев [11].

С середины 2016–2017 учебного года начала действовать новая обязательная программа приема и поддержки учителей во французском сообществе, включающая собеседование с руководителем школы, знакомство с другими сотрудниками и разъяснение педагогических подходов и стратегии школы, а также рабочих норм и условий труда [11].

Заявленный в недавнее время Пакт о превосходстве в обучении (The Pact for Excellence in Teaching) имеет пять стратегических целей [11]: научить знаниям и навыкам, необходимым для общества в XXI веке; мобилизовать заинтересованные стороны в сфере образования в рамках школьной автономии; сделать профессиональный путь «лучшей практикой» передового опыта; содействовать инклюзивному образованию и усилению борьбы со школьной неуспеваемостью и дальнейшим «отсевом» обучающихся; обеспечить благополучие каждого ребенка в качественной школе, отдавая предпочтение демократической школе.

Пятый период (с 2019 г. – по настоящее время) – период реформирования педагогического образования – продление срока получения квалификации учителя (до 4 лет), наличие степени магистра. Обзор курсов по подготовке учителей в университетских колледжах и университетах, которые стартовали в 2019–2020 учебном году после введения ряда преобразований, позволяет сделать вывод от том, что студентам с квалификацией бакалавра или магистра, а также слушателям после прохождения ускоренных курсов высшего образования будет предоставлена возможность начать свою профессиональную карьеру в качестве преподавателя.

В 2019 г. в Бельгии вопросы по реформированию профессиональной подготовки учителей были включены в повестку текста закона, утвержденного парламентом Французского сообщества, который предусматривает глубокую реформу подготовки учителей. Реформа, утвержденная в 2019 г., направлена на развитие профессии, привлечение новых студентов и повышение профессионального уровня подготовки. Состоит из четырех основных направлений [14]: усилить обучение за счет увеличения продолжительности обучения; гармонизировать содержание обучения, уделяя особое внимание практической подготовке будущих учителей, обучающихся в университете, и путем интенсификации исследовательской подготовки студентов; обеспечить преемственность уровней образования и тем самым содействовать переходу от детского сада к начальному, от начального к среднему образованию. Французское сообщество, мотивированное желанием повысить уровень квалификации учителей, сделало выбор в пользу оригинального компромисса, внедрив систему двойного диплома между высшими школами педагогики (ВШП) и университетами. Теперь каждый из действующих центров должен будет сотрудничать с другими. В связи с тем что существует меньше университетов, чем высших школ, каждый вуз, в зависимости от случая, будет привлекаться к работе с тремя-шестью различными ВШП.

В 2020 г. во Фландрии началась кампания в поддержку учителей под названием «Стань настоящим лидером» (Become a Real Influencer-Campaign) [15]. Цель этой кампании – привлечь внимание к профессии учителя. Наиболее важной целевой группой являются учащиеся последнего года обучения в средней школе, которые в свою очередь стоят перед непростым выбором будущей профессии. Таким образом, упомянутая выше программа запускает процесс профориентации в Бельгии, а также все более важной целевой группой становятся специалисты, которые хотят переориентировать свою карьеру.

Таким образом, согласно исследованию ретроспективы становления и развития системы профессиональной подготовки учителя в Бельгии, можно сделать вывод о том, что теория и практика профессионального образования основываются на давних многонациональных, уходящих далеко в историю, традициях и напрямую зависят от государственной и социально-экономической политики в сфере образования. Нами выделены следующие тенденции развития системы профессионального педагогического образования в Бельгии: усиление автономии системы педагогического образования каждого из трех языковых регионов; фундаментализация педагогического образования; обеспечение непрерывного педагогического образования; внедрение информационно-коммуникационных технологий в программы подготовки и переподготовки учителей; обеспечение качества подготовки учителей; повышение статуса педагога.


Библиографическая ссылка

Яценко Г.С. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ В БЕЛЬГИИ // Современные наукоемкие технологии. – 2020. – № 12-2. – С. 389-393;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38462 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674