Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ПОДХОДЫ К РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛЕЙ ВКЛЮЧЕНИЯ ОНЛАЙН-ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС УНИВЕРСИТЕТА

Сысоева Л.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет»
Рассматриваются подходы к реализации моделей включения онлайн-технологий в учебный процесс образовательной организации. Целью разработки моделей является создание ИТ-инфраструктуры учебного процесса, гибко реагирующей на изменения требований внешней среды. На основе структурного подхода выполнено описание моделей включения онлайн-технологий на уровне форм учебных занятий в рамках отдельных дисциплин и образовательной программы в целом. Дано описание методики включения онлайн-технологий в процесс реализации образовательной программы. На основе классификаторов форм контактной работы, программных систем, обеспечивающих реализацию онлайн-технологий, приводится формирование сводной таблицы по применению программных систем при реализации образовательных программ. Определены уровни включения синхронных форм контактной работы на основе онлайн-технологий. Выделены количественные показатели для оценки использования онлайн-технологий на уровне дисциплин и образовательных программ в целом. Приведен пример практической реализации онлайн-коммуникации между участниками образовательного процесса через личные кабинеты преподавателя и обучающегося. Применение структурного подхода для реализации данной задачи позволило установить взаимосвязи между компонентами образовательной программы (формами учебных занятий) и информационно-коммуникационными технологиями, обеспечивающими современные требования к реализации учебного процесса. Представленная методика включения онлайн-технологий в процесс реализации образовательной программы может быть использована в структурных подразделениях организаций, занимающихся планированием учебного процесса, формированием ИТ-инфраструктуры.
структурный подход
онлайн-технологии в учебном процессе
синхронные формы контактной работы с использованием ИТ-технологий
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу 01.09.2020). [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174 (дата обращения: 10.12.2020).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика. Утв. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 января 2017 г. № 922. [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS %20VO %203++/Bak/090303_B_3_17102017.pdf (дата обращения: 10.12.2020).
3. Положение об электронной информационно-образовательной среде ФГБОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет» (РГГУ). Утв. приказом ректора от 24 ноября 2017 года № 01-416/осн. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rsuh.ru/sveden/electronic-information-educational-environment/regulatory-documents.php (дата обращения: 10.12.2020).
4. Сысоева Л.А. Опыт разработки архитектуры электронной информационно-образовательной среды университета // Новые информационные технологии в образовании и науке. 2018. № 1. С. 27–31.
5. Балашов А.П. Теория организации: учебное пособие. М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2019. 208 с.
6. Тебекин А.В., Мантусов В.Б. Управление организацией: монография. M.: РИО Российской таможенной академии, 2016. 312 с.
7. Жигун Л.А. Теория менеджмента: теория организации: учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2018. 320 с.
8. Адизес И. Управление жизненным циклом корпораций / Пер. с англ. В. Кузина. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. 512 с.
9. Осипова С.И., Соловьева Т.В. Проектирование студентом индивидуальной образовательной траектории в условиях информатизации образования: монография. М.: ИНФРА-М; Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2018. 140 с.

В 2020 г. ситуация с пандемией COVID-19 обусловила необходимость внесения значительных изменений в технологии реализации учебного процесса в учебных заведениях высшего образования России. Оперативного решения требовали и задачи, связанные с использованием онлайн-технологий при проведении различных форм учебных занятий.

Учитывая положения Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу 01.09.2020), «организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти» [1, ст. 16, ч. 2] и «образовательные организации свободны в выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам» [1, ст. 28, ч. 2].

Кроме того, для выполнения требований к реализации программ бакалавриата (магистратуры), которые включают необходимость «обеспечения каждого обучающегося в течение всего периода обучения индивидуальным неограниченным доступом к электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС) вуза из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети Интернет, как на территории вуза, так и вне ее» [2, c. 12], в вузах, в том числе и в РГГУ, к 2020 г. была сформирована программно-техническая инфраструктура для обеспечения различных форм коммуникаций участников образовательного процесса [3, 4].

Цель исследования: определить модели включения онлайн-технологий в учебный процесс университета и разработать методику их реализации.

Материалы и методы исследования

Необходимость быстрой адаптации процессов (основных, обеспечивающих, управленческих) образовательной организации к изменяющимся требованиям внешней среды обусловила потребность в системном подходе к реализации различных моделей включения онлайн-технологий в учебный процесс.

Учитывая состав архитектуры программно-аппаратного комплекса электронной информационно-образовательной среды университета, имеющихся веб-сервисов и коммуникационных технологий, для реали- зации поставленной задачи был выбран структурный подход.

В настоящее время наибольшее распространение в практике управления получили такие концепции структурного подхода к исследованию организационных систем, как:

- рациональный подход (теория стратегического развития; структурно-рациональная концепция организационных изменений; инновационная модель; теория ресурсной зависимости) [5–7];

- подход на основе теории жизненных циклов организационных систем [8].

Цель разработки моделей включения онлайн-технологий в учебный процесс университета – создание ИТ-инфраструктуры учебного процесса, гибко реагирующей на изменения требований внешней среды. Текущая ситуация с пандемией COVID-19 требует от ИТ-инфраструктуры обеспечения реализации учебного процесса как в традиционной очной форме, так и с использованием дистанционных образовательных технологий.

При выборе структурного подхода учитывались положения такого направления, как ситуационный подход, в основе которого лежит гипотеза, что структурные характеристики каждой системы или подсистемы зависят от стабильности и уровня предсказуемости внешней среды: чем выше коэффициент стабильности среды, тем более жесткой и менее динамичной будет ее структура, чем менее предсказуема среда, тем более вариативной и гибкой является ее структура [5, 6].

Структурная схема включения онлайн-технологий при реализации образовательных программ состоит из нескольких уровней (рис. 1).

missing image file

Рис. 1. Структурная схема включения онлайн-технологий при реализации образовательных программ

Применение структурного подхода позволяет:

- установить взаимосвязи между компонентами образовательной программы (формами учебных занятий) и информационно-коммуникационными технологиями, обеспечивающими современные требования к реализации учебного процесса;

- формировать стратегию развития ИТ-инфраструктуры организации с учетом требуемых ИТ-технологий и сервисов на уровне каждой дисциплины (практики);

- рассматривать образовательный процесс как «открытый» процесс, который подвержен влиянию извне и должен быстро трансформироваться в зависимости от внешних условий.

Результаты исследования и их обсуждение

Использование структурного подхода позволило выделить несколько уровней включения синхронных форм контактной работы при реализации учебного процесса:

1) модель включения онлайн-технологий на уровне форм учебных занятий в рамках отдельных дисциплин;

2) модель включения онлайн-технологий на уровне дисциплин в рамках образовательных программ;

3) модель включения онлайн-технологий на уровне дисциплин (практик/периодов учебного процесса) в рамках образовательных программ и для итоговой аттестации.

Рассмотрим методику включения онлайн-технологий для выделенных моделей (методика описания моделей).

Этап 1. Определение уровня включения онлайн-технологий в процесс реализации образовательной программы.

В зависимости от требований внешней среды и условий реализации образовательной программы выбирается одна из моделей включения онлайн-технологий в учебный процесс.

Этап 2. Составление перечня форм учебных занятий.

Для каждой дисциплины, входящей в образовательную программу, необходимо сформировать перечень:

- форм учебных занятий (лекции; практические занятия; семинары; лабораторные работы; компьютерные практикумы; консультации и др.);

- форм проведения текущего и промежуточного контроля по различным показателям оценивания (например, требуемые уровни освоения знаний, навыков в рамках отдельных дисциплин), включая индикаторы достижения компетенций.

Формы текущего контроля: контрольная работа; коллоквиум; защита отчета по компьютерному практикуму и лабораторным работам; тестирование.

Формы промежуточного контроля: экзамен; дифференцированный зачет; зачет; защита курсового проекта или курсовой работы.

В случае если рассматривается модель с итоговой аттестацией, то необходимо и для нее определить форму про- ведения.

Этап 3. Подготовка перечня форм контактной работы, реализуемых на основе онлайн-технологий, которые планируются к применению для каждой формы учебных занятий.

Синхронные формы контактной работы с использованием ИТ-технологий [9] могут быть реализованы как:

- контактная работа на основе онлайн-платформ (ВКС);

- интерактивные практикумы, задания;

- электронное анкетирование, опросы;

- электронное тестирование;

- чаты/форумы;

- виртуальные лаборатории, симуляторы и др.

При выполнении электронного анкетирования, опросов, тестирования синхронность может быть реализована за счет задания параметров даты и времени доступа к данным ресурсам, длительности выполнения заданий и др.

Этап 4. Формирование перечня онлайн-технологий, обеспечивающих реализацию различных форм контактной работы.

Программные системы планируемых или применяемых для реализации различных форм контактной работы на основе онлайн-технологий представлены в табл. 1.

Таблица 1

Программные системы, обеспечивающие реализацию различных форм контактной работы на основе онлайн-технологий

Код формы контактной работы

Формы контактной работы на основе онлайн-технологий

Программные системы

Код программной системы

К1

Контактная работа на основе онлайн-платформ (ВКС)

MS Teams

Zoom

Webinar.ru

П1

П2

П3

К2

Электронные онлайн-курсы

LMS Moodle

HCM Mirapolis

LMS Classroom

П4

П5

П6

К3

Интерактивные практикумы, задания

LMS Moodle

HCM Mirapolis

Trello

П4

П5

П7

К4

Электронное анкетирование, опросы

Личный кабинет обучающегося

Google Forms

ЛКО-А

П8

К5

Электронное тестирование

LMS Moodle

HCM Mirapolis

Google Forms

П4

П5

П8

К6

Чаты/форумы

Корпоративный чат

Чат в Личном кабинете обучающегося

Чат в Личном кабинете преподавателя с возможность проведения онлайн-коммуникаций на уровне учебных групп

П9

ЛКО-Ч

ЛКП-Ч

ЛКП-ЧГ

К7

Виртуальные лаборатории, симуляторы

Профессиональные симуляторы и тренажеры

Компьютеризированные манекены

Механические, манипуляционные тренажеры

GitLab

П10

П11

П12

П13

К8

Совместное использование хранилищ данных и электронных ресурсов

Инфраструктура Google Suite

Облачные сервисы (открытого доступа) для хранения и работы с электронными ресурсами

П14

П15

К9

Электронное портфолио студентов / Накопление цифрового следа

Система хранения данных

Личный кабинет обучающегося

Личный кабинет преподавателя

П16

ЛКО-П

ЛКП-ПО

При формировании табл. 1 применяется перечень программных систем с указанием следующих данных:

- наименование программной системы;

- код программной системы;

- лицензионная политика (лицензионный программный продукт / программный продукт свободного доступа);

- место размещения (на корпоративных ресурсах / аутсорсинг);

- сопровождение системы (собственными ресурсами / аутсорсинг).

Этап 5. Составление перечня используемых онлайн-технологий по каждой дисциплине.

На основе подготовленных классификаторов форм контактной работы, программных систем, обеспечивающих реализацию онлайн-технологий, формируется сводная таблица по применению программных систем при реализации образовательных программ (табл. 2).

Таблица 2

Программные системы, обеспечивающие реализацию различных форм контактной работы на основе онлайн-технологий

Дисциплины

Код формы контактной работы

К1

К2

К3

К4

К5

К6

К7

К8

К9

Дисциплина 1

П2

П4

П4

ЛКО-А

П4

ЛКО-Ч

ЛКП-Ч

ЛКП-ЧГ

 

П14

П16

ЛКО-П

ЛКП-ПО

Дисциплина 2

П2

П4

П4 П7

ЛКО-А

П8

П4

П8

ЛКО-Ч

ЛКП-Ч

ЛКП-ЧГ

 

П14

П15

П16

ЛКО-П

ЛКП-ПО

                 

Дисциплина n

П2

П5

П5

ЛКО-А

П5

ЛКО-Ч

ЛКП-Ч

ЛКП-ЧГ

 

П14

П15

П16

ЛКО-П

ЛКП-ПО

                 

Итоговая аттестация

П2

               

В сводные таблицы на уровне образовательных программ включаются также и данные по применению программных систем при реализации практик, других периодов учебного процесса и итоговой аттестации.

Этап 6. Анализ использования онлайн-технологий в процессе реализации образовательных программ.

Целью проведения анализа является расчет таких количественных показателей, как:

- уровень обеспеченности различных форм контактной работы средствами онлайн-технологий;

- вариативность использования онлайн-технологий по формам контактной работы на уровне отдельных дисциплин;

- соотношение использования корпоративных (лицензионных) онлайн-технологий и технологий открытого доступа на уровне отдельных дисциплин и образовательных программ в целом.

В качестве примера практической реализации включения онлайн-технологий в процесс реализации образовательных программ можно привести использование технологий чатов с учебными группами и персонализированных чатов между участниками образовательного процесса, которые выполняются в Личном кабинете преподавателя и Личном кабинете обучающегося (рис. 2).

missing image file

Рис. 2. Практическая реализация включения онлайн-технологий в процесс обучения через ЭИОС университета

Заключение

Таким образом, использование структурного подхода к выделению моделей включения онлайн-технологий в процесс реализации образовательной программы позволило:

- определить уровни включения синхронных форм контактной работы на основе онлайн-технологий в учебный процесс;

- разработать методику включения онлайн-технологий в процесс реализации образовательных программ;

- определить количественные показатели для оценки использования онлайн-технологий в процессе реализации образовательных программ.


Библиографическая ссылка

Сысоева Л.А. ПОДХОДЫ К РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛЕЙ ВКЛЮЧЕНИЯ ОНЛАЙН-ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС УНИВЕРСИТЕТА // Современные наукоемкие технологии. – 2020. – № 12-2. – С. 378-383;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38460 (дата обращения: 24.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674