Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ОЦЕНКА УРОВНЯ ПРОЯВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДВИГАТЕЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Серых Л.В. 1 Кондаков В.Л. 2 Богачева Е.А. 1
1 Областное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Белгородский институт развития образования»
2 Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»
В статье рассматриваются результаты проявления социальных навыков старших дошкольников в двигательно-игровой деятельности. Критерии и показатели проявления социальных навыков определялись на основе изучения, анализа, сопоставления результатов современных исследований в области социализации дошкольников в двигательно-игровой деятельности. Авторами предложены и апробированы следующие критерии: «владение способами двигательных действий», «умение взаимодействовать со сверстниками в процессе двигательно-игровой деятельности». Результаты исследования на выборке старших дошкольников (625 человек), посещающих детские сады Белгородской области, показали, что менее 50 % старших дошкольников имеют оптимальный и допустимый уровни развития социальных навыков в двигательно-игровой деятельности. Кроме того, в исследовании отмечается, что у старших дошкольников на данной ступени возрастного развития гендерные отличия в проявлении данного критерия не наблюдаются. Причинами недостаточного проявления социальных навыков старших дошкольников могут являться доминирование обучающего компонента в режиме дня дошкольной образовательной организации («действия по образцу», повторение действий за взрослым); недостаточное педагогическое обеспечение самостоятельной двигательной деятельности, в том числе со спортивным оборудованием и предметами; недостаточное использование педагогами развивающего потенциала спортивного оборудования, что проявляется в отсутствии интереса у детей к самостоятельному его использованию.
социализация
социальные навыки
диагностика
двигательно-игровая деятельность
взаимодействие дошкольников
1. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2005. С. 140.
2. Бояркина Л.Ю. Социализация и индивидуализация растущего человека в процессе подвижной игровой деятельности и двигательной активности // Социализация растущего человека в контексте прогрессивных научных идей XXI века: социальное развитие детей дошкольного возраста: сборник научных трудов I Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Чебоксары: ЦНС Интерактив плюс. 2015. С. 110–115.
3. Perrotta F., Pannelli A. Motor training and benefits for children, the future of mankind: Physical activity – Taught specific to children. Journal Sport Science, 2014. № 20 (7). P. 24–26.
4. Iivonen S., S??kslahti A., Nissinen K. The development of fundamental motor skills of four to five year old preschool children and the effects of a preschool physical education curriculum. Journal Child developmtnt and Care. 2011. № 26 (5). P. 335–343.
5. Репринцева Г.А. Модель комплексного сопровождения развития игровой деятельности дошкольников // Вестник педагогических инноваций. 2018. № 1 (49) С. 41–48.
6. Волошина Л.Н., Панасенко О.Г., Галимская О.Г. Моделирование процесса целостной социализации-индивидуализации дошкольников в физкультурно-оздоровительной деятельности // Современные наукоемкие технологии. 2015. № 12–5. С. 855–859.
7. Галимская О.Г. Формирование двигательно-игрового опыта старших дошкольников посредством спортивных игр: автореф. дис. … канд. пед. наук. Тамбов, 2017. 24 с.
8. Волошина Л.Н., Курилова Т.В. Играйте на здоровье! Физическое воспитание детей 3–7 лет: программа, конспекты занятий, материалы для бесед, методика обучения в разновозрастных группах. М.: Вентана-Граф, 2015. 224 с.

В современном мире социализация детей и молодежи – это феномен, который привлекает внимание педагогов, родителей, исследователей своей сложностью, высокой степенью неопределённости и разнообразием форм.

В контексте изменений современного детства, снижения показателей активности, самостоятельности, социальной компетентности дошкольников особый интерес вызывают возможности целенаправленного формирования социальных навыков дошкольников в двигательно-игровой деятельности.

Успешность социализации растущего человека напрямую связана с уровнем сформированности его социальных навыков. К социальным навыкам относят набор способов и приемов социального взаимодействия, которыми человек овладевает на протяжении жизненного пути и пользуется для жизни в обществе [1]. При этом исследователи подчеркивают, что формирование социальных навыков у ребенка дошкольного возраста происходит в активной деятельности, которая определяет его личные интересы [2].

Исследованием проблем ранней социализации в двигательной деятельности занимались зарубежные ученые S. Iivonen, A. Sääkslahti & K. Nissinen, F. Perrotta, A. Pannelli [3, 4]. Они отмечали, что спортивные занятия и игры помогают детям овладевать бегом, прыжками, навыками ловли и броска мяча более эффективно и в большем соответствии их потребностям, чем специальные упражнения на тренажерах, направленные на автоматизацию двигательных действий. Учитывая высокую социализирующую функцию подвижных и спортивных игр, отечественные исследователи А.А. Горелов, Л.Н. Волошина, В.Т. Кудрявцев доказывали их положительное влияние на наращивание потенциала чувственного восприятия, двигательных паттернов, навыков и моторики в целом. Все это составляет основу двигательного опыта, крайне необходимого в жизнедеятельности человека.

В ряде отечественных и зарубежных исследований указывается на то, что подвижная игра является одним из механизмов адаптации и первичной социализации ребенка. В игре все элементы функционально связаны между собой, что позволяет ребенку двигаться от репродуктивного действия к творческому. Исследователи подчеркивают, что период ранней социализации определяется направленностью на двигательно-игровую деятельность. Игра влияет на формирование необходимых для жизни физических качеств и двигательного опыта, служит средством трансляции ценностных и гендерных установок, норм и правил поведения [5].

В процессе двигательных игр с родителями младенцы имеют возможность выразить себя уже в самом раннем возрасте. Расширение социальных контактов находится в прямой зависимости от способности ребенка первых двух лет к перемещению в пространстве (ползание, ходьба и т.п.), способность к координированным действиям рук и ног – это предпосылка для деятельного взаимодействия с окружающими и освоения элементарного труда, самообслуживания, творчества и т.д.

В педагогической науке накоплен значительный объем научной информации, доказывающей важность и значимость именно двигательно-игровой деятельности в процессе социализации и формирования социальных навыков.

На наш взгляд, в современной образовательной практике и семейном воспитании недостаточно реализуется ресурс двигательно-игровой деятельности в формировании социальных навыков дошкольников.

Вытеснение виртуальной реальностью подвижных игр и «живого общения» из пространства современного детства приводит к дисгармонии в личностном развитии детей, отрицательно сказывается на формировании социальных навыков [6]. Это обусловливает актуальность исследования на социально-педагогическом, научно-методическом уровнях.

Цель нашего исследования – определить уровни проявления социальных навыков старших дошкольников в двигательно-игровой деятельности.

Материалы и методы исследования

Изучение проявления социальных навыков в двигательно-игровой деятельности проводилось на выборке старших дошкольников, посещающих детские сады Белгородской области; общая выборка составила 625 человек (313 девочек и 312 мальчиков). Критерии и показатели социальных навыков определялись на основе изучения, анализа, сопоставления результатов современных исследований в области социализации дошкольников в двигательно-игровой деятельности.

Основываясь на исследовании развития двигательно-игрового опыта старших дошкольников посредством спортивных игр [7], нами были определены следующие критерии, показатели и методики изучения и оценки уровня проявления социальных навыков дошкольников в двигательно-игровой деятельности (таблица).

Критерии, показатели и методики оценки уровня проявления социальных навыков старших дошкольников в двигательно-игровой деятельности

Критерий

Показатели

Методики

Владение способами двигательных действий

– разнообразие и качество движений;

– самостоятельность двигательных действий

Наблюдение за детьми в процессе двигательно-игровой деятельности (по В.А. Шишкиной, М.Н. Дедулевич)

Умение взаимодействовать со сверстниками в процессе двигательно-игровой деятельности

– умение договариваться со сверстниками;

– умение планировать совместные действия;

– умение давать оценку результатов игровых действий

Наблюдение за игрой «Где мы были, мы не скажем, а что видели, покажем» (авторская методика Л.Н. Волошиной)

Результаты исследования и их обсуждение

Результаты диагностики по критерию «Владение способами игровых действий» показали, что на данной выборке старших дошкольников оптимальный уровень имеют 22,43 % (70) мальчиков и 23,96 % (75) девочек (рис. 1). Они на творческом уровне используют предметы – мячи, обручи, скакалки, создают свои движения с предметами, активно взаимодействуют с другими детьми, объединяясь в пары и микрогруппы.

missing image file missing image file

Рис. 1. Уровни владения способами двигательных действий

Необходимо отметить, что допустимый уровень закономерно превышает оптимальный. Он выявлен у более чем половины дошкольников: 53,85 % (168) мальчиков и 54,31 % (170) девочек. Эти дети в процессе игры допускали ошибки в обращении с мячом, скакалкой, обручем или другим игровым инвентарем, выбранным ребенком для самостоятельной двигательно-игровой деятельности, либо дошкольники не стремились к длительным совместным играм с другими детьми.

Недостаточный уровень, который характеризуется однообразностью движений, копированием движений товарищей, неуверенностью, отсутствием интереса к подвижным играм и общению со сверстниками в соответствующей игровой деятельности, обнаружили 23,72 % (74) мальчиков и 21,73 % (68) девочек.

Для изучения статистической значимости различий показателей, представленных данных по критерию «Владение способами игровых действий» двух сравниваемых групп (мальчики/девочки) при заданном количестве участников, по U-критерию Манна – Уитни, были выдвинуты две гипотезы: гипотеза H0 о том, что нет различия между группами мальчиков и девочек при выборе разнообразия движений, и гипотеза H1 – о наличии различий между группами мальчиков и девочек при выборе разнообразия движений. Статистическая обработка по U-критерию Манна – Уитни двух групп дошкольников – 60 девочек и 60 мальчиков, выбранных ранжированием по результатам критерия «Владение способами двигательных действий», вычислялась по следующей формуле:

Uэмп = (N1*N2) + missing image file – Tх,

где N1 – количество испытуемых в первой выборке, N2 – количество испытуемых во второй выборке, Тх – большая из ранговых сумм, Nх – количество испытуемых в группе с большей суммой рангов.

Uэмп = (60*60) + missing image file – 3902,5 = 1527,5.

Определение критического значения для соответствующих n1 и n2 (n1 = 60 и n2 = 60) показало, что

Uкр = missing image file

Различия между двумя выборками можно считать значимыми (p < 0,05), если Uэмп ≤ U0,05, и тем более достоверными (p < 0,01), если Uэмп ≤ U0,01.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что Uэмп > Uкр, принимается гипотеза H0, следовательно, можно считать различия между группами мальчиков и девочек при выборе разнообразия движений незначимыми. Это дает основание сделать вывод, что на данной ступени возрастного развития гендерные отличия в проявлении критерия «Владение способами игровых действий» не наблюдаются.

С целью определения уровня взаимодействия старших дошкольников в выполнении игровых заданий, умения договариваться и планировать совместные действия, давать оценку результатов игровых действий, была использована методика Л.Н. Волошиной [8]. В течение 15 мин проводилось наблюдение за игрой «Где мы были, мы не скажем, а что видели, покажем». Детям давалось задание: отразить деятельность, которую можно увидеть на стадионе, спортивной площадке, в спортивном зале, бассейне; и в воображаемой ситуации представить другой команде имитацию действий в конкретной ситуации по договоренности. Затем проводилась беседа «Как мы играли», где дети оценивали выполнение последовательности игровых действий и их образность, учитывалась самооценка ребенком своих игровых действий и игровой роли.

Результаты диагностики по критерию «Умение взаимодействовать со сверстниками в процессе двигательно-игровой деятельности» показали, что на данной выборке старших дошкольников оптимальный уровень имеют 27,56 % (86) мальчиков и 38,34 % (120) девочек (рис. 2). Дети легко входят в контакт, действия достаточно последовательно воссоздают реальную логику и направлены к другим персонажам игры. В двигательной деятельности дети активны и инициативны.

missing image file missing image file

Рис. 2. Уровни взаимодействия со сверстниками в процессе двигательно-игровой деятельности

Допустимый уровень выявлен у 54,81 % (171) мальчиков и 45,05 % (141) девочек. В процессе игры дети на первый план выдвигали соответствие игровым правилам, т.е. отсутствовала инициативность. Логика игрового действия детей определялась жизненной последовательностью. Игровые роли в двигательной деятельности детьми не назывались, не всегда соблюдались правила взаимодействия.

Недостаточный уровень обнаружили 17,63 % (55) мальчиков и 16,61 % (52) девочек. Дети в двигательно-игровой деятельности были невнимательны, малоактивны, мало общались со сверстниками. Игровые действия были однообразны, логика игры легко нарушалась.

Для изучения статистической значимости различий показателей по критерию «Умение взаимодействовать со сверстниками в процессе двигательно-игровой деятельности», представленных данных анализа результатов наблюдения и оценки уровня взаимодействия в игровых ситуациях двух сравниваемых групп при заданном количестве участников, по U-критерию Манна – Уитни, были выдвинуты две гипотезы: гипотеза H0 о том, что нет различия между группами мальчиков и девочек при взаимодействии в игровой ситуации, и гипотеза H1 – о наличии различий между группами мальчиков и девочек при взаимодействии в игровой ситуации. Статистическая обработка по U-критерию Манна – Уитни двух групп дошкольников 60 девочек и 60 мальчиков, выбранных ранжированием по результату по критерию «Умение взаимодействовать со сверстниками в процессе двигательно-игровой деятельности», вычислялась по следующей формуле:

Uэмп = (N1*N2) + missing image file – Tх,

где N1 – количество испытуемых в первой выборке, N2 – количество испытуемых во второй выборке, Тх – большая из ранговых сумм, Nх – количество испытуемых в группе с большей суммой рангов.

Uэмп = (60*60) + missing image file – 3887,5 = 1542,5.

Определение критического значения для соответствующих n1 и n2 (n1 = 60 и n2 = 60) показало, что

Uкр = missing image file

Различия между двумя выборками можно считать значимыми (p < 0,05), если Uэмп ≤ U0,05, и тем более достоверными (p < 0,01), если Uэмп ≤ U0,01.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что Uэмп > Uкр, принимается гипотеза H0 , следовательно, можно считать различия между группами мальчиков и девочек при взаимодействии в игровой ситуации незначимыми. Следовательно, на данной ступени возрастного развития гендерные отличия в проявлении критерия «Умение взаимодействовать со сверстниками в процессе двигательно-игровой деятельности» не наблюдаются.

Выводы

Целенаправленная работа по обеспечению социализации дошкольников требует организации диагностики по выявлению уровня проявления социальных навыков в двигательно-игровой деятельности. Результаты диагностики по критерию «Владение способами игровых действий» показали, что у 23,2 % старших дошкольников выявлен оптимальный уровень, у 54,1 % – допустимый уровень, 22,7 % детей характеризуются недостаточным уровнем по данному критерию. Необходимо отметить, что по критерию «Умение взаимодействовать со сверстниками в процессе двигательно-игровой деятельности» у 32,9 старших дошкольников выявлен оптимальный уровень; у 49,9 % – допустимый уровень; недостаточный уровень обнаружили 17,1 %. По данным критериям гендерные различия между группами мальчиков и девочек незначительные (p < 0,05 по U-критерию Манна – Уитни).

Оценка уровня проявления социальных навыков старших дошкольников в двигательно-игровой деятельности свидетельствует о наличии проблем в процессе социализации старших дошкольников в двигательно-игровой деятельности. Мы полагаем, что причинами этого является недостаточное использование в образовательном процессе игровых программ и технологий, направленных на социализацию дошкольников в двигательно-игровой деятельности; доминирование обучающего компонента в режиме дня детского сада («действия по образцу», повторение действий за взрослым, недостаточное педагогическое обеспечение самостоятельной двигательной деятельности, в том числе с предметами); недостаточное использование педагогами развивающего потенциала спортивного оборудования, что проявляется в отсутствии интереса у детей к самостоятельному его использованию.

Статья выполнена при поддержке гранта РФФИ № 20-013-00752 «Технология социализации детей дошкольного возраста в двигательно-игровой деятельности».


Библиографическая ссылка

Серых Л.В., Кондаков В.Л., Богачева Е.А. ОЦЕНКА УРОВНЯ ПРОЯВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДВИГАТЕЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные наукоемкие технологии. – 2020. – № 10. – С. 232-236;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38285 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674