Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ: НЕПРЕРЫВНОСТЬ, ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ, СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ РАЗВИТИЯ

Воскрекасенко О.А. 1 Сергеева С.В. 2
1 ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет»
2 ФГБОУ ВО «Пензенский государственный технологический университет»
В статье раскрывается роль кафедры педагогики и психологии Педагогического института им. В.Г. Белинского Пензенского государственного университета в осуществлении профессиональной подготовки педагогических кадров в условиях региональной системы образования. На основе анализа архивных источников выделены этапы в развитии кафедры: становления кафедры в тяжелейших условиях военных и первых послевоенных лет (1940-е гг.); активного развития и функционирования кафедры как структурного подразделения Педагогического института (1950–1960-е гг.); стабильного функционирования в оптимальном режиме (1970–1980-е гг.); смены поколений в условиях реформирования системы общего и профессионального образования (1990-е гг.); качественного обновления и совершенствования деятельности в условиях модернизации высшего педагогического образования (начало XXI в.); реструктуризации и изменения кадрового состава кафедры в условиях обновления содержания профессиональной подготовки будущих учителей в ходе стандартизации образования (2016 г. – по настоящее время). На основе анализа многолетнего опыта, ведущих тенденций, а также современного состояния определены общие и по основным направлениям деятельности стратегические ориентиры в дальнейшем развитии кафедры педагогики и психологии как учебно-научного подразделения университета.
кафедра педагогики и психологии
непрерывность
преемственность
профессиональная подготовка
будущие учителя
этапы развития
тенденции
стратегические ориентиры
1. Блохина М.В. Внеучебная работа кафедры как фактор повышения качества образования в вузе // Инструменты и сервисы для оценки качества образования: материалы докладов научно-практической конференции. Тверь, 2014. С. 13–14.
2. Григораш О.В. Об организации деятельности кафедры современного вуза: опыт работы заведующего кафедрой // Политематический сетевой электронный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2014. № 104. С. 149–169.
3. Малашихина И.А., Ковязина В.М. Инновационная деятельность педагогического научного коллектива кафедры вуза как фактор его // Сибирский педагогический журнал. 2010. № 5. С. 336–341.
4. Кулебякина М.Ю., Горшенина С.Н. Базовая кафедра педагогического вуза: практический опыт // Высшее образование в России. 2016. № 10 (205). С. 107–112.
5. Полукаров В.В., Сергеева С.В., Воскрекасенко О.А. Кафедра педагогики и психологии Пензенского государственного университета: история и современность: монография. Пенза: ПГУ, 2019. 208 с.

Ключевым понятием, характеризующим подготовку обучающихся в условиях современного общества, является качество. Именно от качества осуществляемой вузом профессиональной подготовки выпускников зависят его роль и место в образовательной системе региона или страны в целом. Основным структурным звеном, определяющим качество деятельности образовательной организации высшего образования, является кафедра. Именно она обеспечивает непосредственный контакт со студентами и прямое воспитательное, учебное и научное воздействие на них [1–3]. В образовательных организациях высшего образования, осуществляющих профессиональную подготовку будущих педагогов, таким звеном выступает кафедра педагогики и психологии [4, 5]. В связи с этим представляется значимым обращение к опыту подготовки педагогических кадров профессорско-преподавательским составом кафедры педагогики и психологии Педагогического института им. В.Г. Белинского Пензенского государственного университета, отметившей в 2019 г. свое 80-летие.

Цель исследования: проанализировать опыт деятельности кафедры педагогики и психологии, определить основные этапы, тенденции и стратегические ориентиры ее развития.

Материалы и методы исследования

В качестве главных методов исследования выступили общетеоретические методы: анализ историко-педагогических источников и научной литературы, обобщение и систематизация полученных на его основе данных.

Результаты исследования и их обсуждение

В соответствии с приказом Облоно, утвержденным в НКП РСФСР 22 августа 1939 г., был создан Пензенский учительский институт и определены его структурные подразделения, в том числе и кафедра педагогики (педагогики и психологии с 2016 г.). В своем развитии кафедра прошла ряд этапов [5].

Первый этап (1940-е гг.) явился периодом становления кафедры в тяжелейших условиях военных и первых послевоенных лет. Для него был характерен ряд тенденций. В условиях дефицита учительских кадров одной из ведущих тенденций выступила реализация социального заказа по их профессиональной подготовке для учреждений общего образования г. Пензы и Пензенской области. В связи с этим благодаря энтузиазму преподавателей, стоявших у истоков кафедры, в эти годы осуществлялся поиск путей и механизмов подготовки будущих учителей в условиях отсутствия должного числа профессорско-преподавательского состава, а также учебно-методического обеспечения учебного процесса. Одновременно на этапе становления кафедры закладывались основы кафедральных традиций, среди которых: основные направления деятельности, работа кабинета педагогики, активная общественно-педагогическая деятельность сотрудников и т.д. Основополагающим для всей деятельности кафедры данного периода было следование принципам идейной направленности, связи теории с практикой и жесткой централизации в управлении.

Второй этап (1950–1960-е гг.) стал периодом активного развития и функционирования кафедры как структурного подразделения Педагогического института. Ведущей тенденцией данного периода явилось тесное взаимодействие преподавателей кафедры с руководителями и учителями общеобразовательных школ, что усиливало ее практическую направленность и отражало социальный заказ на практико-ориентированную подготовку будущих педагогов. Преподаватели кафедры стремились работать в рамках главных задач образовательной политики государства, которая ориентировала на связь школы с жизнью. Деятельность преподавателей в этот период осуществлялась в соответствии с уже ставшими традиционными направлениями, которые в комплексе обеспечивали качественную подготовку будущих педагогов преимущественно для учреждений общего образования города и области. Коллектив кафедры гордился своими традициями и старался во всем им следовать.

Особенность развития кафедры заключалась и в том, что в ее состав были включены кафедры психологии и физического воспитания, что сказалось на специфике содержания и организации педагогической и общественной деятельности коллектива. Отражением одной из общих тенденций развития института в рассматриваемый период стала организация на кафедре деятельности научных студенческих кружков по педагогике и психологии. Еще одним важным направлением развития кафедры явилось просвещение будущих педагогов и родителей учащихся базовых школ высшего учебного заведения по актуальным проблемам педагогики и физкультурно-оздоровительным темам. Особое внимание в ходе развития кафедры было обращено на решение проблемы ее кадровой обеспеченности, которое осуществлялось за счет приглашения по конкурсу квалифицированных преподавателей «со стороны» или посредством обучения своих кадров в аспирантуре по целевому направлению.

Третий этап (1970–1980-е гг.) можно назвать периодом стабильного функционирования в оптимальном режиме. Задачи развития кафедры как структурного подразделения вуза определялись преимущественно решениями партийных съездов, постановлений ЦК КПСС и советского правительства, что отражалось на содержательной стороне всего педагогического процесса. Основным средством пополнения преподавательского состава кафедры и повышения его квалификации как условия эффективного решения стоящих перед ней задач стала целевая аспирантура бывших выпускников института. Особенностью деятельности преподавателей кафедры педагогики в этот период явилось, с одной стороны, совершенствование качества подготовки будущих педагогов за счет разработки рабочих программы по курсу психолого-педагогических дисциплин на основе типовых, с другой – оказание научно-методической помощи руководителям и учителям общеобразовательных учреждений (позже – в том числе и инновационных). Спецификой профессиональной подготовки будущих педагогов стал ее практико-ориентированный характер, который выражался в создании и реализации системы ранней профориентационной работы среди учащихся общеобразовательных школ и формировании у учителей готовности к ее осуществлению, а также в расширении сети педагогических практик у студентов за счет нового вида практики – пионерской, проводимой в детских лагерях летнего отдыха.

Четвертый этап (1990-е гг.) характеризовался сменой поколений в условиях реформирования системы общего и профессионального образования. Определяющим в деятельности профессорско-преподавательского состава кафедры явилось его коренное обновление, совпавшее во времени с кардинальными изменениями в области образования. Одним из важных условий качественной подготовки будущих педагогов стало проведение грамотной кадровой политики руководством вуза и кафедры, направленной на воспроизводство собственного кадрового потенциала из выпускников вуза. В переходный период профессорско-преподавательский состав кафедры не только не растерял то позитивное, что было накоплено предшественниками, но и приумножил, заложил новые традиции.

Пятый этап (начало XXI в.) стал периодом качественного обновления и совершенствования деятельности в условиях модернизации высшего педагогического образования. Системообразующим фактором развития кафедры выступила научно-исследовательская деятельность, реализуемая посредством созданных на ее базе и успешно функционировавших аспирантуры и Диссертационного совета. Их деятельность способствовала обеспечению научно-педагогическими кадрами самого вуза, повышению научно-педагогического потенциала управленческого состава общеобразовательных школ города и области, а также других регионов. В этот период научно-педагогический потенциал кафедры педагогики выступал одним из важнейших условий ее эффективной деятельности по осуществлению качественной профессиональной подготовки будущих педагогов для учреждений общего и дополнительного образования.

Шестой этап (2016 г. – по настоящее время) – период реструктуризации и изменения кадрового состава кафедры в условиях обновления содержания профессиональной подготовки будущих учителей в ходе стандартизации образования. Ключевым видом деятельности на данном этапе выступает учебно-методическая работа в связи с необходимостью решения задачи реализации на высоком уровне образовательной деятельности по подготовке выпускников высшей профессиональной квалификации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Характерными для деятельности кафедры являются осуществление многоуровневой профессиональной подготовки обучающихся, реализация основных образовательных программ на уровне бакалавриата, магистратуры и аспирантуры.

Объединение педагогов и психологов высокой квалификации в одном структурном подразделении можно рассматривать как знаковую предпосылку для дальнейшей эффективной деятельности структурного подразделения на междисциплинарной основе. Для того чтобы потенциал стал реальным, необходимо определить стратегические ориентиры деятельности кафедры. В свою очередь, их определение должно опираться на выявленные тенденции в развитии кафедры, ее конструктивный опыт в решении стоящих перед ней задач на современном этапе.

Как показывают современные исследования (С.А. Касперович, Ю. Платонова, С.Д. Резник, Н.Г. Синяк и др.), одним из важнейших факторов эффективного функционирования кафедры как учебно-научного структурного подразделения вуза является разработанность научно обоснованной стратегии ее развития, представляющей всесторонний комплексный план долгосрочного развития, предназначенный для реализации миссии кафедры. Разработка и реализация стратегии развития кафедры позволяют: оперативно реагировать на изменения в области требований к качеству профессиональной подготовки педагогических кадров и прикладной направленности научных исследований; результативно использовать имеющиеся ресурсы и возможности; противостоять усиливающейся на рынке образовательных услуг конкуренции; минимизировать деятельность, не отвечающую главным интересам и целям, и направить высвободившиеся ресурсы на решение наиболее важных задач.

Разработка и обоснование стратегии развития – одна из актуальных задач кафедры педагогики и психологии на сегодняшний день. Не претендуя на разработку стратегии развития кафедры (это долгий труд целого коллектива), на основе анализа ее многолетнего опыта, ведущих тенденций, а также современного состояния сформулируем ее миссию и отметим возможные общие и по основным направлениям деятельности стратегические ориентиры в дальнейшем развитии кафедры педагогики и психологии как учебно-научного подразделения университета.

Миссия кафедры видится в том, чтобы, приумножая традиции Педагогического института им. В.Г. Белинского Пензенского государственного университета, используя новейшие образовательные технологии и достижения педагогической науки, готовить выпускников высшей профессиональной квалификации, обладающих глубокими теоретическими и прикладными знаниями и компетенциями в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, а также активно участвовать в производстве, распространении и использовании новейших фундаментальных и прикладных знаний в области обучения, воспитания и развития личности в целях приумножения человеческого потенциала российского общества.

В качестве общих стратегических ориентиров в развитии кафедры педагогики и психологии можно выделить следующие позиции: позиционирование кафедры как ведущего регионального центра, осуществляющего психолого-педагогические исследования фундаментального и прикладного характера в г. Пензе и Пензенской области; сохранение и укрепление позиции кафедры по всем направлениям деятельности и на всех уровнях, что способствует формированию позитивного имиджа структурного подразделения; придание научно-исследовательской деятельности характера системообразующего фактора путем внесения вклада в развитие педагогической и психологической наук, создания новых научных школ, существенного расширения сферы и масштабов прикладных научных исследований, превратив их в органическую часть образовательной деятельности кафедры; претворение в жизнь принципа непрерывности образования посредством реализации программ бакалавриата, магистратуры, аспирантуры, программ дополнительного педагогического образования, а также расширения спектра образовательных услуг; создание при кафедре технически оборудованной учебно-научной психолого-педагогической лаборатории как формы интеграции фундаментальных и прикладных исследований, научно-исследовательской деятельности и образовательного процесса.

Стратегическими ориентирами в учебно-методической деятельности выступают: поддержание учебно-методических комплексов по всем образовательным программам и учебным дисциплинам, закрепленным за кафедрой, в актуальном состоянии в соответствии с требованиями ФГОС ВО, а также оперативное реагирование на изменения нормативных документов и приведение учебно-методической работы и документации кафедры в соответствие с ними; интеграция образовательного процесса в профессионально-практическую деятельность отрасли, разработка и реализация части ОПОП, формируемой участниками образовательных отношений, в соответствии с перспективными потребностями системы образования г. Пензы и Пензенской области; привлечение к преподаванию педагогов-практиков из образовательных организаций г. Пензы и Пензенской области для реализации программ бакалавриата и магистратуры; усиление исследовательского компонента в образовательном процессе; разработка и публикация учебных и учебно-методических пособий по дисциплинам программ бакалавриата, магистратуры, аспирантуры, дополнительным профессиональным программам переподготовки; использование передового отечественного и зарубежного опыта осуществления образовательного процесса, в том числе за счет материалов, размещенных в свободном доступе на сайтах ведущих университетов; разработка и внедрение в образовательный процесс онлайн-курсов в сочетании с традиционными формами организации деятельности; превращение ЭИОС в рабочий инструмент организации, руководства и контроля самостоятельной работы студентов, а также оперативного взаимодействия с ними.

Стратегические ориентиры в научно-исследовательской деятельности: придание научно-исследовательской работе характера системообразующего фактора, определяющего содержание и эффективность всех направлений деятельности структурного подразделения; уточнение заявленных в «Тематическом плане кафедральных (инициативных) НИР» и закрепленных за кафедрой тем научно-исследовательской работы, выработка единого направления исследований с учетом современного состояния педагогической (психологической) науки, запросов педагогической практики, а также научных интересов и потенциала профессорско-педагогического состава; построение уровневой системы научно-исследовательской работы с обучающимися бакалавриата, магистратуры и аспирантуры с учетом их научных интересов и закрепленных за кафедрой тем научных исследований; создание признанной широкой педагогической общественностью научной школы; формирование устойчивых кооперационных связей между научными направлениями кафедры и отечественными (зарубежными) научными, научно-производственными и учебно-научными структурами университетов и работодателей; определение и разработка инструментария позиционирования и продажи результатов научно-исследовательской деятельности кафедры на рынке интеллектуальных услуг; расширение сферы и масштабов прикладных научных исследований, превращение их в органическую часть образовательной деятельности кафедры; повышение представленности преподавателей кафедры в международных (прежде всего, Web of Science и Scopus) и российских (РИНЦ) базах цитирования, повышение индекса Хирша; участие в разного уровня и типа конкурсах отбора научных проектов на получение грантов; организация и проведение международных и Всероссийских научно-практических конференций в контексте научных изысканий профессорско-преподавательского состава кафедры и закрепленной за ней тематики НИР, с привлечением ведущих ученых из других регионов, представителей работодателей, педагогов-практиков; заключение договоров по привлечению денежных средств для реализации НИР.

В качестве стратегических ориентиров в организации воспитательной работы со студентами выделим: оказание научно-консультативной помощи структурным подразделениям и ответственным лицам на уровне кафедр, факультета, педагогического института и университета в целом по осуществлению научно обоснованной организации воспитательного процесса, разработке программ, концепций, освоению технологий и др.; организация работы по повышению психолого-педагогической компетентности кураторов студенческих групп; мониторинг психолого-педагогических проблем студенчества, оказание консультативной и психологической помощи; проведение со студентами 1–2-х курсов внеаудиторных занятий, направленных на повышение уровня межличностного взаимодействия, толерантного отношения к социальным, культурным, конфессиональным и этническим различиям, адаптированности к образовательному процессу вуза; организация воспитательных мероприятий, нацеленных на усиление взаимодействия студентов разных курсов (младших и старших), на выработку и поддержание традиций кафедры и направления «Педагогическое образование», традиций факультета, педагогического института и университета.

Заключение

За 80 лет кафедра педагогики и психологии Педагогического института им. В.Г. Белинского Пензенского государственного университета прошла долгий путь, внеся ощутимый вклад в подготовку педагогических кадров для региональной системы общего, профессионального и дополнительного образования. Сформулированные на основе анализа ее истории и современного состояния стратегические ориентиры могут послужить отправной точкой для разработки стратегии развития кафедры, что позволит формировать и наращивать ее позитивный профессиональный имидж на всех уровнях – факультета, университета, города и области, региона, страны, а также эффективно реализовывать миссию подготовки востребованных обществом педагогических кадров.


Библиографическая ссылка

Воскрекасенко О.А., Сергеева С.В. КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ: НЕПРЕРЫВНОСТЬ, ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ, СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ РАЗВИТИЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2020. – № 10. – С. 148-152;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38270 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674