Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Чичинина С.В. 1 Хапалова Е.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова»
В статье рассматриваются вопросы формирования предметных результатов обучения по основам безопасности жизнедеятельности. Проведена диагностика среди обучающихся 11 класса МБОУ «Тесинская СОШ № 10» с помощью тестирования. Выявлен базовый уровень сформированности предметных результатов обучения по ОБЖ. Обучающиеся знают основные понятия по модулю «Основы медицинский знаний и здорового образа жизни», овладели базовыми умениями оказания первой помощи, ознакомлены с перечнем нормативно-правовых документов по модулю «Основы военной службы». Затруднения у обучающихся вызвали вопросы, касающиеся основ здорового образа жизни. Несмотря на то что данной теме уделяется большое внимание в образовательном учреждении, дети относятся к вопросам формирования здоровья несерьезно. Показана возможность повышения эффективности образовательного процесса с помощью применения инновационных педагогических технологий. Принятие таких мер необходимо для формирования предметных результатов обучения, что является главной задачей ФГОС. Предложена модель применения инновационных педагогических технологий по предмету ОБЖ в 11 классе. Представлены уроки с применением методических приёмов инновационных педагогических технологий, таких как проектная деятельность, технология проблемного обучения, информационно–коммуникационная технология по разделу «Основы здорового образа жизни».
образование
предметные результаты обучения
безопасность жизнедеятельности
инновационные педагогические технологии
технология проблемного обучения
проектная технология
обучающиеся
1. Федеральный государственный образовательный стандарт: Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». М.: Просвещение, 2010. 61 с.
2. Кириллова О.А. Реализация педагогических технологий на уроках ОБЖ в условиях компетентностного образования // Учитель ОБЖ. 2017. Т. 28. № 55. С. 48–52.
3. Хапалова Е.А., Чичинина С.В. Инновационные педагогические технологии на уроках ОБЖ, как способ формирования предметных результатов у обучающихся // Международный студенческий научный вестник. 2019. № 4. [Электронный ресурс]. URL: http://www.eduherald.ru/ru/article/view?id=19694 (дата обращения: 01.07.2020).
4. Суровцева В.А. Ситуационная задача как один из современных методических ресурсов обновления содержания школьного образования // Школьная педагогика. 2016. № 4 (7). С. 48–57.
5. МБОУ Тесинская СОШ № 10: официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: http://tes10-edu.ucoz.ru (дата обращения: 01.07.2020).
6. Смирнов А.Т. Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 11 кл. общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2012. 160 с.

Утверждение в 2010 году Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) и его реализация в образовательных организациях обозначили первоочередные задачи, которые поставлены перед школьным образованием в общем. С внедрением ФГОС второго поколения учителя в процессе образования должны направить работу на формирование, во-первых, универсальных учебных действий, а, во-вторых, – мотивации к обучению у обучающихся, их самоорганизации и саморазвитии, т.е. сформировать не только метапредметные, но и предметные результаты обучения [1].

В последнее время в основной школе всё чаще обсуждаются вопросы о новых формах и методах преподавания, о новых подходах к процессу обучения. Наибольшее распространение среди учителей-практиков получили инновационные педагогические технологии, которые позволяют уйти от традиционных форм обучения, устранить однообразие и монотонность образовательного процесса, сменить виды деятельности обучающихся. Выбор технологий должен осуществляться в зависимости от содержания изучаемого предмета, целеполагания. Также большую роль играют уровень подготовленности и возрастная категория обучающихся. Принятие таких мер необходимо для формирования предметных результатов обучения, что способствует повышению эффективности образовательного процесса, а это и является главной задачей ФГОС [2].

Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее ОБЖ) в настоящее время имеет огромное значение в образовании учащихся. Это связано в первую очередь с большим количеством происшествий, в которых погибают и травмируются люди. Для обеспечения безопасности необходимо у школьников формировать умения безопасного поведения в различных чрезвычайных и экстремальных ситуациях. Решить данный вопрос с наилучшей стороны возможно через применение на уроках новых технологий обучения.

Урок по ОБЖ, построенный с применением инновационных педагогических технологий, предоставит возможность сформировать у учащихся не только глубокие знания, но и умения самостоятельно добывать знания, использовать их в различных ситуациях, накапливать опыт решения проблем, развить у обучающихся познавательные, интеллектуальные, эмоционально-волевые и физические умения, что и является формированием предметных результатов обучения. Поэтому вопрос формирования предметных результатов обучения на уроках ОБЖ через инновационные педагогические технологии всегда будет актуален и интересен.

Цель исследования: разработка уроков по ОБЖ с применением методических приемов инновационных педагогических технологий, способствующих формированию предметных результатов обучения у одиннадцатиклассников.

Материалы и методы исследования

В исследовании приняли участие 15 человек. Это школьники, которые обучаются в 11 классе МБОУ «Тесинская СОШ № 10». Была проведена диагностика сформированности предметных результатов обучения по предмету ОБЖ, которая необходима для выявления успешности освоения содержания, а также для выявления динамики образовательных достижений обучающихся. Метод – тестирование.

Тест, сформированный по материалам учебника 11 класса по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности», направлен на проверку усвоения содержания всех ведущих блоков предмета ОБЖ в 11 классе. Тест состоит из 17 закрытых вопросов, при ответе на которые респонденты должны выбрать правильный вариант ответа из предложенных либо сопоставить показатели. Данная методика позволяет проверить знания терминологии, классификации, а также правил и способов поведения в различных ситуациях, требующих принятия правильного решения [3].

Также в тесте присутствовали и ситуационные задачи, составленные по методике Суровцевой В.А. [4]. Задачи были адаптированы под диагностируемый класс и соответствовали темам курса «Основы безопасности жизнедеятельности» 11 класса.

Результаты исследования и их обсуждение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Тесинская средняя общеобразовательная школа № 10» (далее МБОУ «Тесинская СОШ № 10») находится в селе Тесь Минусинского района Красноярского края. В данном образовательном учреждении обучаются дети не только из села Тесь, но и из ближайшей деревни М. Иня. Общее количество обучающихся 327 человек [5].

Образовательный процесс по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» осуществляется по программе А.Т. Смирнова, Б.О. Хренникова с 8 по 11 класс [6]. Тематическое планирование рассчитано на 34 учебных часа из расчета 1 час в неделю. Календарно-тематический план включает два раздела: «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни», «Основы военной службы».

Процесс обучения по предмету ОБЖ в 11 классе МБОУ «Тесинская СОШ № 10» проходил в традиционной форме.

Анализ результатов тестирования, который направлен на выявление сформированности предметных результатов обучения по предмету ОБЖ, показал, что большая часть учеников 11 класса (46,1 %) усвоили материал на базовом уровне. Результаты тестирования представлены на рис. 1.

Следует отметить, что большой процент правильных ответов пришелся на вопросы, касающиеся раздела «Основы военной службы». Это объясняется тем, что данный раздел был изучен недавно, в конце учебного года. Средний процент правильных ответов пришелся на главу «Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи». Данный показатель связан с тем, что вышеперечисленные темы являются наиболее часто отрабатываемыми в ходе учебного процесса: классные часы, проведение инструктажей по технике безопасности и оказанию первой медицинской помощи при убытии детей на каникулы, ежегодные уроки, проводимые в рамках мероприятия «Один день из армейской жизни», посвященного 23 февраля, а также подготовка детей к военно-полевым сборам «Зарница».

Небольшой процент правильных ответов пришелся на главу «Основы здорового образа жизни». Несмотря на то что данной теме уделяется большое внимание в образовательном учреждении, дети относятся к вопросам формирования здоровья несерьезно.

При выполнении второй части теста с решением ситуационных задач было выявлено, что большая часть исследуемых обучающихся (53,4 %) также справилась на оценку «3» (рис. 2).

Причем наиболее решаемыми оказались задачи, касающиеся главы «Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи», так как там в основном требовалось построить алгоритм действий при определенной ситуации. Задачи по разделу «Основы военной службы» также не вызвали особого затруднения: как и говорилось ранее, данный раздел был изучен недавно, в конце учебного года, и ответы основывались на знании нормативно-правовых документов.

cicina1.wmf

Рис. 1. Процентное соотношение правильных ответов по результатам тестирования (по методике Смирнова А.Т., 2012 г.)

cicina2.wmf

Рис. 2. Процентное соотношение правильных ответов по результатам решения ситуационных задач (по методике Суворовцевой А.В., 2016 г.)

Наибольшее количество ошибок и недочетов было выявлено при выполнении задач по главе «Основы здорового образа жизни». Ответ учеников в данных задачах строился не на полученных знаниях, а в большей части на личном опыте, своих рассуждениях и собственном мнении о сложившейся ситуации в задаче.

Таким образом, результаты проведенной диагностики показали, что обучающиеся владеют базовыми знаниями, но использовать полученные знания на практике при решении ситуационных задач не могут, так как для решения задач необходим уровень выше базового. Следовательно, традиционных форм обучения недостаточно для повышения уровня сформированности предметных результатов обучения по предмету ОБЖ, что свидетельствует о необходимости внедрения новых методов работы. Возникшую проблему можно решить с внедрением в уроки ОБЖ инновационных педагогических технологий.

На основании вышеизложенного нами был разработан учебно-тематический план по ОБЖ в 11 классе с применением инновационных педагогических технологий. В содержании учебно-тематического плана представлены темы уроков с количеством часов, отведенных согласно тематическому планированию, методические приемы инновационных педагогических технологий либо технологии, которая будет применяться на данном уроке, обоснование, для чего необходимо именно на данном уроке использовать технологию и деятельность обучающихся. В разделе «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» целесообразнее построить уроки с внедрением методических приемов информационно–коммуникационной технологии, кейс-технологии, технологии критического мышления, технологии проблемного обучения, проектной технологии. Организовать уроки по основам военной службы предлагается с применением методических приемов технологии развивающего обучения и групповой технологии.

На основании результатов проведенной диагностики, а также в соответствии с разработанным учебно-тематическим планом с применением инновационных педагогических технологий на уроках ОБЖ для формирования предметных результатов у старшеклассников были разработаны три урока из главы, касающейся вопросов по основам здорового образа жизни. Данная глава содержит всего 6 уроков, выбор тем для разработки осуществлялся по актуальности и по значимости тем для обучающихся, их возрастной категории, а также с позиции лучшей возможности применения инновационных педагогических технологий для наглядности. Данные уроки были выбраны в разработку, так как в настоящее время тема раннего полового созревания у современной молодежи наиболее актуальна. Соответственно, и болезни, которые передаются при половой жизни, тоже актуальны.

Основной задачей первого урока по теме «Нравственность и здоровье. Формирование правильного взаимоотношения полов» является формирование понятий «нравственность», «здоровье», формирование правильного взаимоотношения полов, создание условий для формирования ответственного отношения к собственной безопасности и сохранению своего здоровья. На данном уроке наиболее актуальным является применение такого вида инновационной педагогической технологии, как технология проблемного обучения. В ходе урока учитель задает учащимся проблемный вопрос, на который они находят самостоятельно ответ. Данная технология способствует организации под руководством учителя активной самостоятельной поисковой деятельности учащихся, в результате чего осуществляется овладение новыми знаниями, формирование умений, активизация мыслительных способностей, познавательной активности, приобретается опыт творческой деятельности. Урок является открытием нового знания. Учащиеся разбиваются на группы и осуществляют работу над одним и тем же материалом. Всем процессом на уроке руководит учитель, оценивая результаты учебы и уровень знаний каждого ученика в отдельности. Форма работы коллективная.

На втором уроке по теме «Болезни, передаваемые половым путем» применение такого вида инновационной педагогической технологии, как проектная деятельность, является целесообразным и уместным. Основной задачей данного урока является повышение уровня информированности подростков о болезнях, передаваемых половым путем, и мерах профилактики заболеваний. Используя методические приемы проектной технологии на уроке, учитель может у учащихся вызвать личную заинтересованность в приобретаемых знаниях. Форма работы коллективно-групповая. Исходным продуктом проектной деятельности будет создание буклета по профилактике болезней, передаваемых половым путем.

Первым этапом урока является постановка проблемы. Учитель представляет информацию о распространенности в настоящее время заболеваний, передаваемых половым путем, среди молодежи и о причинах, которые способствуют этому. Вторым этапом проектной деятельности является организация деятельности учащихся. Обучающимся предложено разделиться на 5 групп по 5 человек. Каждая группа выбирает при помощи жеребьевки тему проекта – болезнь, передаваемую половым путем. Раздается научная литература, учебники, выдержки из статей, из которых обучающиеся будут брать информацию, листы бумаги, цветные карандаши. Выдается перечень вопросов, которые должны быть освещены в буклете, и критерии оценивания как буклета, так и презентации.

Третий этап – это осуществление деятельности. Обучающимся дается 25 минут на создание конечного продукта, соответствующего критериям оценивания.

Последний этап – защита продукта. Обучающиеся коллективно презентуют созданный буклет, кратко докладывают по своей теме. Учитель совместно с детьми производит оценивание выступлений и разработанных буклетов согласно критериям.

Урок по теме «СПИД». Основной задачей данного урока является формирование у обучающихся необходимых знаний о таком заболевании, как ВИЧ/СПИД, и мерах профилактики. Предлагается на данном уроке использовать информационно–коммуникационную технологию. Урок является открытием нового знания. Для обучающихся подготовлен обучающий фильм на тему урока. Дети просматривают фильм. Отвечают на вопросы учителя и конспектируют основные моменты по теме в тетрадь. Форма работы коллективная.

Выводы

Таким образом, под предметными результатами обучения понимаются результаты, которые достигаются обучающимися в процессе изучения предмета. Сформировать предметные результаты обучения на уроках ОБЖ возможно, если использовать методические приемы инновационных педагогических технологий, а именно технологии проектов, кейс-технологии, технологии критического мышления, ИКТ и др. Внедрение данных технологий в образовательный процесс позволит у учащихся развить умения к мотивации действий, к самостоятельному ориентированию в получаемой информации, к формированию нешаблонного творческого мышления и в целом качественного изменения личности.

Полученные результаты проведенной диагностики у одиннадцатиклассников показали базовый уровень усвоения материала в целом по предмету ОБЖ. Обучающиеся знают основные понятия по модулю «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни», овладели базовыми умениями оказания первой помощи, ознакомлены с перечнем нормативно-правовых документов по модулю «Основы военной службы». Выявлены затруднения в вопросах, связанных с темой основ здорового образа жизни.

Для того чтобы повысить эффективность и качество усвоения изучаемого материала по предмету ОБЖ у старшеклассников МБОУ «Тесинская СОШ № 10», был разработан учебно-тематический план с применением инновационных педагогических технологий и представлены уроки с применением методических приёмов инновационных педагогических технологий, таких как проектная деятельность, технология проблемного обучения, информационно–коммуникационная технология по разделу «Основы здорового образа жизни».


Библиографическая ссылка

Чичинина С.В., Хапалова Е.А. ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ // Современные наукоемкие технологии. – 2020. – № 7. – С. 220-224;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38163 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674