Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ИЗУЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА

Минаева Е.В. 1 Иванова Н.В. 1 Жиляева-Фомина Т.Р. 2
1 ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина
2 ГБПОУ НО «Нижегородский медицинский колледж»
В статье представлены результаты исследования, посвященного изучению особенностей профессиональной мотивации студентов медицинского колледжа в зависимости от возраста, имеющегося опыта работы и уровня предыдущего образования респондентов. В качестве инструмента для диагностики использован опросник Т.И. Ильиной. Анализ результатов проводился согласно выделенным в опроснике трем шкалам: «приобретение знаний» (стремление к приобретению знаний, любознательность), «овладение профессией» (стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества), «получение диплома». Полученные в ходе исследования результаты позволили выделить специфические особенности профессиональной мотивации студентов медицинского колледжа. Профессиональная мотивация студентов медколледжа имеет достаточно высокие показатели. Эксперимент выявил преобладание учебно-познавательных и профессиональных мотивов у студентов. Самые высокие результаты показаны по шкалам «приобретение знаний», «овладение профессией». Более низкие показатели продемонстрированы по шкале «получение диплома». Однако студенты, имеющие среднее общее образование, продемонстрировали самые высокие показатели по данной шкале. Наиболее высокие показатели профессиональной мотивации продемонстрировали студенты, уже имеющие среднее специальное образование. Выявленные в ходе исследования особенности профессиональной мотивации студентов колледжа необходимо учитывать при разработке комплекса мероприятий по повышению профессиональной мотивации студентов.
мотивация
профессиональная мотивация
медицинский колледж
студент
1. Емельяненко Л.М. Формирование у студентов-медиков мотивационной готовности к профессиональной деятельности // Научно-исследовательская работа. 2011. № 2. С. 35–38.
2. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб., 2002. 512 с.
3. Зайцева В.М. Индивидуально психологические особенности личности студентов и мотивы в выборе врачебной специальности: на материале медицинского вуза: дис. ... канд. психол. наук. Смоленск, 2004. 199 с.
4. Захарова Е.А. Мотивационная готовность как компонент психологической готовности к профессиональной деятельности студентов медиков // Медицинский альманах. 2018. № 1. С. 14–18.
5. Захарова Е.А., Сорокина Т.М., Юдина Е.А. Исследовательские действия в структуре психологической готовности к профессии будущего врача // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7. № 3. [Электронный ресурс]. URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/1011/741 (дата обращения: 03.07.2020).
6. Морозова И.С., Воронова Е.В. Динамика содержательных характеристик ценностно мотивационного компонента психологической готовности студентов к профессиональной деятельности на различных этапах обучения в вузе // Вестник Кемеровского государственного университета.2016. № 2. С. 120–125.
7. Фитьмова А.А. Развитие профессиональной мотивации будущих врачей в процессе обучения в вузе: дис. … канд. психол. наук. Ставрополь, 2012. 253 с.
8. Bosch J., Maaz A., Hitzblech T., Holzhausen Y., Peters H. Medical students’ preparedness for professional activities in early clerkships. BMC medical education. 2018. 17. [Electronic resource]. URL: https://www.biomedcentral.com (date of access: 03.07.2020).
9. Минаева Е.В., Иванова Н.В., Лапин Н.И., Суворова О.В., Мамонова Е.Б. Specifics of the dynamics of educational activity motivation and antimotivation in students of a pedagogical university. Revista ESPACIOS. 2017. Vol. 38. № 40. [Электронный ресурс]. URL: http://www.revistaespacios.com/a17v38n40/17384020.html (дата обращения: 03.07.2020).
10. Минаева Е.В., Иванова Н.В., Козубай Ю.В. Проблема изучения антимотивации учебной деятельности у студентов педагогического университета // Вестник Мининского университета 2015. № 2. [Электронный ресурс]. URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/35 (дата обращения: 03.07.2020).
11. Одегов Ю.Г., Руденко Г.Г., Апенько С.Н., Мерко А.И. Мотимвация персонала. М., 2010. 640 с.

Анализ научных исследований по проблеме мотивации в целом и профессиональной мотивации в частности показал, что авторы рассматривают мотивацию как системообразующий показатель личности (В.Г. Асеева, Л.И. Божович, Л.М. Емельяненко, А.Н. Леонтьева, В.К. Вилюнас, А.К. Марковой и др.) [1]. Тема профессиональной мотивации получила широкое рассмотрение в научных исследованиях. Выделены группы профессиональных мотивов: побуждения общественного характера (желание быть полезным людям), получение материальных благ, удовлетворение потребности в самореализации (Е.П. Ильин) [2]. Рассмотрена специфика профессиональной мотивации студентов медицинских учебных заведений: вузов (В.М. Зайцева, Е.А. Захарова, И.С. Морозова, Е.В. Воронова, Т.М. Сорокина, Е.А. Юдина, Budhathoki, Heiligers) [3–5], колледжей (В.М. Зайцева, Д.В. Степаненко, И.С. Степаненко, А.А. Фитьмова, С.А. Ямашкин) [6–8]. Показана динамика мотивации на протяжении всего периода обучения. Качественное своеобразие мотивации у студентов разных курсов обучения. Выделены динамические (устойчивость, модальность, сила) и содержательные (личностный смысл, действенность, осознанность) характеристики мотивации. Прослежена связь мотивации и академической успеваемости обучения (Kusurkar) с низким уровнем истощения в процессе обучения. Выявлена динамика развития мотивов профессиональной деятельности, ее зависимость от личностных особенностей субъекта труда, его квалификации (К.А. Абульханова-Славская, Б.Ф. Ломов, Дж. Сьюпер). Выделены факторы, способствующие развитию мотивации (А.И. Зеличенко Е.П. Ильин А.Г. Шмелев). Описаны виды профессиональных мотивов (А.П. Василькова). В диссертации А.А. Фитьмовой убедительно доказывается, что практическая медицинская деятельность, включение студентов в профессиональную среду положительно влияет на формирование профессиональной мотивации. Выявлены антимотивы учебной деятельности у студентов высшей школы и колледжей (Е.В. Карпова, Н.В. Иванова, Е.А. Жесткова, О.В. Колесова, Н.И. Лапин, Е.Б. Мамонова, Е.В. Минаева, О.В. Суворова) [9, 10].

Под профессиональной мотивацией принято понимать совокупность факторов и процессов, которые, отражаясь в сознании, побуждают и направляют личность к изучению будущей профессиональной деятельности.

Несмотря на значительное количество работ, посвященных изучению профессиональной мотивации у студентов, ряд аспектов оказался нерассмотренным. В связи с этим были сформулированы цель и задачи исследования.

Целью исследования явилось изучение некоторых аспектов профессиональной мотивации студентов медицинского колледжа. Цель конкретизировалась в задачах:

– Рассмотреть специфику профессиональной мотивации студентов медицинского колледжа в зависимости от возраста (18–20, 21–25, 26–30, старше 31 года).

– Влияние уровня образования (среднее полное образование, профессиональное образование) и предыдущего опыта работы (до двух и более двух лет) на характер профессиональной мотивации.

Материалы и методы исследования

С целью исследования профессиональной мотивации студентов и ориентации на профессиональное обучение была использована психодиагностическая методика Т.И. Ильиной [11].

Методика Т.И. Ильиной состоит из 50 вопросов с вариантами ответов «да»/«нет». Полученные баллы (по ключу) распределяются по трём шкалам:

- «приобретение знаний» (стремление к приобретению знаний, любознательность);

- «овладение профессией» (стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества);

- «получение диплома» (стремление приобрести диплом при формальном усвоении знаний, стремление к поиску обходных путей при сдаче экзаменов и зачетов).

Экспериментальное изучение профессиональной мотивации студентов осуществлялось на базе ГБПОУ НО «Нижегородский медицинский колледж», в течение трех лет (с 2017 по 2019 г.). В исследовании приняли участие студенты первого курса, обучающиеся по специальности «Сестринское дело» (очно-заочная форма обучения). Выборка составила 60 человек. Респонденты были разделены на 4 группы с учетом возраста и образования:

- от 18 лет до 20 года – студенты не имеют какого-либо профессионального образования (имеют только среднее полное образование – закончили 11 классов средней образовательной школы);

- 21–25 лет – студенты, имеющие какое-либо профессиональное образование и минимальный опыт работы по профессии или в другой отрасли;

- 26–30 лет – лица, имеющие какое-либо профессиональное образование и достаточный опыт работы по профессии или в другой отрасли и окончательно не определившиеся с выбором профессии по ряду причин;

- 31 и старше – лица, имеющие какое-либо профессиональное образование и достаточный опыт работы по профессии или в другой отрасли и принявшие окончательное решение по поводу смены своей профессиональной деятельности.

Результаты исследования и их обсуждение

Результаты представлены в табл. 1.

По всем трём шкалам «Приобретение знаний», «Овладение профессией», «Получение диплома» уровень мотивации у студентов во всех возрастных группах достаточно высок. Это связано с искренними побуждениями в достижении своих целей: приобретения знаний, наличия диплома для качественного овладения профессией. Диапазон значений по шкалам имеет отличия. По шкалам «Приобретение знаний» (74–85 %) и «Овладение профессией» (72–85 %) имеет близкие значения, по шкале «Получение диплома» значения ниже 52–72 %. Что позволяет предположить, что для респондентов содержательные аспекты образования имеют большую мотивацию, чем просто наличие диплома. Однако получение диплома во всех возрастных категориях имеет достаточно высокие значения, а следовательно, обладает серьезной мотивационной нагрузкой для респондентов.

Таблица 1

Особенности профессиональной мотивации респондентов

Возраст

Шкалы

«Приобретение знаний»

«Овладение профессией»

«Получение диплома»

абс.

(max 12,6)

%

абс.

(max 10)

%

абс.

(max 10)

%

18–20

11,05

87 %

6,87

68 %

7,28

72 %

21–25

12,0

95 %

8,55

85 %

5,2

52 %

26–30

10,8

95 %

7,25

72 %

6,0

60 %

31 и более

9,3

74 %

7,29

72 %

6,5

65 %

 

Анализ результатов по шкалам в разных возрастных категориях позволяет утверждать, что познавательная мотивация, характеризующая шкалу «Приобретение знаний», обладает максимальной мотивационной силой в возрастных категориях от 21 до 30 лет (95 %). Это студенты, уже имеющие профессиональное образование и стаж работы. Вероятно, это связано со стремлением получить знания абсолютно нового качества, имеющие профессиональную направленность.

Самая высокая профессиональная мотивация по шкале «Овладение профессией» выявлена у студентов в возрасте 21–25 лет. На момент поступления в медицинский колледж они уже имеют профессиональное образование и минимальный опыт работы по профессии или другой отрасли. При этом ранее полученные профессии не в полной мере удовлетворили их потребности. Можно предположить, что смена профессиональной направленности и получение знаний иного характера – «искусства исцеления», медицинских навыков, определяет их высокое стремление к овладению профессией медицинского работника.

Несколько более низкие результаты имеют студенты старших возрастов, самые низкие показатели продемонстрировали студенты, имеющие среднее общее образование (11 классов) в возрасте 18–20 лет. Возможно, это связано с началом приобретения первого опыта обучения в профессиональном учебном заведении.

Экспериментальные результаты показывают, что с возрастом намечается тенденция снижения профессиональной мотивации, однако она не достигает критически низких значений в данных возрастных группах и остается высокой (минимальное значение составляет 72 %).

Мотивация получения диплома имеет максимальные значения у студентов в возрасте 18–20 (72 %), минимальное значение (52 %) показали студенты в возрасте 21–25 лет. Близкие результаты показали студенты после 25 лет. Можно предположить, что высокие значения по данной шкале у респондентов 18–20 лет связаны с получением первого профессионального диплома.

Наиболее высокие показатели по шкалам «Приобретение знаний», «Овладение профессией» прослеживаются у студентов в возрасте 21–25 лет. При этом у данной возрастной группы наименьшие показатели по шкале «Получение диплома».

Результаты по шкале «Приобретение знаний» более высокие в сравнении с результатами шкал «Овладение профессией» и «Получение диплома», что свидетельствует о высокой мотивации в получении знаний.

Анализ горизонтальных связей между шкалами профессиональной мотивации внутри всех возрастных групп показал, что более высокие показатели представлены в шкалах «Приобретение знаний», «Овладение профессией».

При изучении влияния уровня образования на особенности профессиональной мотивации студентов были получены результаты, представленные в табл. 2.

Анализ результатов показывает высокую профессиональную мотивацию респондентов с разным уровнем образования, все респонденты продемонстрировали результаты свыше 50 %. У студентов со средним профессиональным образованием прослеживаются максимальные показатели по шкалам «Приобретение знаний», «Овладение профессией» (соответственно 92 %, 84 %). Практически одинаковые результаты продемонстрировали студенты со средним и высшим профессиональным образованием по шкалам «Приобретение знаний» и «Овладение профессией» (соответственно 80 % и 81 %, по 71 %).

По шкале «Получение диплома» уровень мотивации у студентов, имеющих разный вид образования (из числа обозначенных), оценен как высокий. Максимальные показатели определены у студентов со средним образованием. Вероятно, это связано с тем, что они не имеют какого-либо профессионального образования на момент начала обучения в медицинском колледже.

Таблица 2

Особенности профессиональной мотивации респондентов в зависимости от уровня образования (средний балл)

Уровень образования

Шкалы

Приобретение знаний

Овладение профессией

Получение диплома

абс. (max 12,6)

%

абс.(max 10)

%

абс. (max 10)

%

Среднее образование

10,06

80

7,1

71

7,1

71

Среднее профессиональное образование

11,6

92

8,4

84

5,1

51

Высшее профессиональное образование

10,2

81

7,0

71

6,5

65

 

Стоит отметить, что по шкале «Получение диплома» респонденты продемонстрировали показатели более низкие, чем по другим шкалам.

При оценке средних баллов было установлено, что наиболее значимой мотивацией у студентов первого курса медицинского колледжа является «Приобретение знаний» «Овладение профессией». На второе место вышла мотивация «Овладение профессией», на третье – «Получение диплома».

Обращает на себя внимание то, что при достаточно высоких уровнях мотивации у студентов в различных возрастных группах и имеющих разный вид образования по всем трём шкалам «Приобретение знаний», «Овладение профессией», «Получение диплома» показатели не достигают максимально возможных.

У лиц в возрастной группе 31 и старше при оценке уровня мотивации по шкалам «Приобретение знаний» и «Получение диплома» отмечены самые низкие показатели по сравнению с другими возрастными группами. Вероятно, это связано с отсутствием опыта обучения на очно-заочном отделении, сложностью овладения профессиональными навыками, совмещением учебного процесса и трудовой деятельности, социальным обременением (семья, уход за престарелыми родителями, наличие нескольких детей, детей-инвалидов и др.).

Выводы

Были выявлены особенности профессиональной мотивации студентов медицинского колледжа первого курса, влияние возраста, уровня образования и опыта работы на профессиональную мотивацию студентов.

Респонденты демонстрируют высокие показатели по всем шкалам профессиональной мотивации.

Можно констатировать преобладание учебно-познавательных и профессиональных мотивов у студентов медицинского колледжа. Сравнение результатов по выделенным шкалам подтверждает значимость для респондентов овладения как общими знаниями, так и специализированной информацией при обучении будущей профессии.

С возрастом происходит снижение профессиональной мотивации, однако она остается высокой. Изучение возрастного аспекта профессиональной мотивации студентов медицинского колледжа продемонстрировало специфические особенности профессиональной мотивации у разных групп респондентов. Показана высокая значимость мотивации «Получение диплома» для самых молодых респондентов выборки. Наиболее низкие показатели мотивации по всем шкалам продемонстрировала самая старшая группа респондентов.

Изучение влияния уровня образования на специфику мотивации показывает, что респонденты со средним специальным образованием имеют самые высокие показатели по шкалам приобретения знаний и овладения профессией, что говорит о высокой заинтересованности и осознанности во вновь выбранной профессии.

Наличие опыта работы оказывает влияние на профессиональную мотивацию. Студенты, имеющие больший опыт работы, продемонстрировали более низкие показатели мотивации по сравнению с более молодыми респондентами.

Проведенное исследование показало необходимость целенаправленной работы по повышению профессиональной мотивации студентов колледжа. Это позволит повысить качество образования, обеспечит эффективность дальнейшей профессиональной деятельности.

Учет возрастных, профессиональных особенностей, уровня предыдущего образования респондентов при разработке целенаправленных мероприятий по повышению уровня профессиональной мотивации студентов медицинского колледжа позволит создать более тонкий инструмент воздействия на мотивационную сферу студентов, что сделает работу по формированию профессиональной мотивации более эффективной.

Вопрос использования различных технологий обучения для повышения профессиональной мотивации студентов медицинского колледжа может быть рассмотрен как направление для последующей работы.


Библиографическая ссылка

Минаева Е.В., Иванова Н.В., Жиляева-Фомина Т.Р. ИЗУЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА // Современные наукоемкие технологии. – 2020. – № 7. – С. 192-196;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38158 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674