Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МЧС РОССИИ

Стельмах А.А. 1 Симоненко А.С. 1 Бекк А.А. 2
1 ФГБОУ ВО «Сибирская пожарно-спасательная академия» ГПС МЧС России
2 ФГБОУ ВО «Сибирский юридический институт» МВД России
В настоящее время в системе профессиональной подготовки пожарных актуализируется проблема формирования у слушателей образовательных организаций МЧС России направленности на гуманистические ценности. Развитие и совершенствование профессиональной подготовки личного состава подразделений пожарной охраны, профессиональный стандарт «Пожарный» в качестве одной из ведущих задач выделяют подготовку сотрудника, руководствующегося ценностями профессиональной деятельности. В статье дан подробный анализ взглядов современных ученых на проблему формирования ценностного отношения слушателей образовательных организаций МЧС России к профессиональной деятельности. В качестве организационно-педагогических условий формирования ценностного отношения у слушателей образовательных организаций МЧС России к профессиональной деятельности в процессе профессиональной подготовки выступают: ориентирование слушателей на ценности профессиональной деятельности; организация рефлексивно-деловых игр с целью принятия слушателями ценностей своей профессиональной деятельности; организация занятий в учебно-тренировочном моделирующем комплексе с целью проявления слушателями ценностного отношения к профессиональной деятельности. Разработанная структура ценностного отношения слушателей к профессиональной деятельности включает мотивационный, когнитивный, коммуникативный, технологический и рефлексивный компоненты. Проведенная экспериментальная работа подтвердила необходимость в целенаправленной работе по формированию ценностного отношения к профессиональной деятельности у слушателей образовательных организаций МЧС России посредством реализации организационно-педагогических условий.
ценностное отношение
профессиональная деятельность
слушатели образовательных организаций МЧС России
подготовка пожарных
сотрудники МЧС России
1. Алексеева В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития субъекта // Психологический журнал. 1984. № 5. С. 63–70.
2. Чижакова Г.И., Позднякова А.Л. Аксиологический подход к формированию ценностного отношения будущего специалиста экономической сферы в профессиональной деятельности // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2010. № 3. С. 93–99.
3. Деккерт Д.В. Особенности формирования профессиональной культуры сотрудников ГПС МЧС России // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2012. № 4. С. 48–55.
4. Раскачкина Е.В., Варникова О.В. Формирование эмоционально-ценностного компонента профессиональных ценностей у студентов технического вуза в процессе иноязычной подготовки // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2015. № 4 (36). С. 235–246.
5. Тарасиков М.С. Характеристика основных понятий профессионально-ценностного отношения к функциональной деятельности сотрудника уголовно-исполнительской системы // Прикладная юридическая психология. 2011. № 3. С. 155–162.
6. Коноваленко Е.П. Особенности воспитания ценностного отношения курсантов образовательных учреждений МЧС России к будущей профессии в процессе учебной практики // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2011. № 10. С. 137–142.
7. Савченков А.В. Экстремальная педагогика как фактор формирования эмоциональной устойчивости педагога // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2018. № 5. С. 22–40.
8. Переверзев А.Г. Военно-профессиональная деятельность как воспитательное пространство формирования ценностного отношения курсантов к безопасности профессиональной деятельности // В сборнике: Интеграция науки и практики в современных условиях. 2016. С. 46–50.
9. Баранов А.А., Свидзинский Г.Б., Шифф В.К. Формирование образа профессии у будущих офицеров государственной противопожарной службы МЧС России // Труды Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского. 2019. № 668. С. 355–364.
10. Стельмах А.А. Престиж профессии как один из элементов, формирующих систему координат ценностного отношения к профессии // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60–3. С. 310–313.

Несмотря на развитие и совершенствование средств и способов предупреждения и тушения пожаров, на сегодняшний день количество пожаров, в том числе с гибелью людей, остается на высоком уровне, в связи с этим профессия пожарного будет востребована во все времена. Каким бы сложным ни был пожар, в каких бы условиях ни действовал пожарный, он всегда выражает свое отношение к своей профессиональной деятельности. Такое отношение всегда ценностно ориентировано.

В системе профессиональной подготовки пожарных актуализируется проблема формирования у слушателей образовательных организаций МЧС России направленности на гуманистические ценности.

Развитие и совершенствование профессиональной подготовки личного состава подразделений пожарной охраны, профессиональный стандарт «Пожарный» направлены на становление сотрудника, руководствующегося ценностями профессиональной деятельности. Подготовка пожарного с учетом данного аспекта возможна при осуществлении образовательного процесса с позиции аксиологического подхода.

Перейдем к анализу термина «ценностное отношение к профессиональной деятельности».

В.Г. Алексеева [1] считает, что ценностное отношение со временем трансформируется в деятельность и регулируется социальными способами посредством социальных правил и норм, которые в свою очередь могут быть как внутренними (персональными), так и внешними – заданными обществом. Таким образом, деятельность пожарного предполагает не только его внутреннюю направленность на выполнение профессиональной деятельности, но и усвоение внешних ценностей, заданных профессиональной средой МЧС России. Только совокупность внешних и внутренних ценностных основ позволит ему включить ценности профессиональной деятельности в свой внутренний ценностный мир.

Исходя из позиций Г.И. Чижакова и А.Л. Позднякова [2], ценностное отношение к профессиональной деятельности имеет сложный, многоуровневый характер, оно складывается в процессе реальных социальных отношений и переживается как ценность, нормы, цели и идеалы, посредством духовно-эмоционального отношения к профессиональной сфере. Ценностное отношение влияет на жизненные установки специалиста, становится основным ориентиром поведения, мотивом общения и взаимодействия.

Ценностное отношение выступает смысловым полем системы ценностей, является смыслом духовно-практической деятельности, определяет своеобразие будущего специалиста и его становление [3].

По нашему мнению, весь процесс профессиональной подготовки слушателя образовательных организаций МЧС России можно представить как процесс формирования у него ценностного отношения к деятельности пожарного и к себе как носителю данных ценностей [4].

По мнению М.С. Тарасикова [5], профессиональные ценности «выступают в качестве многомерной полифункциональной способности сотрудника соответствовать его профессиональным функциональным обязанностям на личностном и должностном уровне, учитывать и обеспечивать при этом потребности и интересы других субъектов профессиональной деятельности» [6, с. 158].

Е.П. Коноваленко [6], рассматривая проблему воспитания ценностного отношения курсантов образовательных учреждений МЧС России к будущей профессии в процессе учебной практики, считает, что ключевой инновацией данной подготовки выступает ориентация на формирование и развитие творческой личности, понимание ценности избранной профессии. По мнению автора, подготовка помимо традиционных форм обучения должна включать моделирование реальных жизненных ситуаций [7].

Воспитание ценностного отношения к профессиональной деятельности соответствует концепции гуманизации профессионального образования и, в частности, образовательных учреждений МЧС России [6].

По мнению А.Г. Переверзева [8], процесс формирования ценностного отношения к профессиональной деятельности во многом зависит от: 1) индивидуально-психологических качеств личности обучающихся; 2) усвоенных знаний и умений, связанных с профессией; 3) направленности личности и ее психического состояния. По мнению автора, процесс формирования ценностного отношения к профессиональной деятельности должен строиться на принципах сознательности, адекватности, реальности, единства теоретического и практического обучения и обязательной рефлексии.

Ценностное отношение к профессиональной деятельности детерминирует формирование профессионального самосознания, развитие профессионально важных личностных качеств и способностей и в конечном итоге определяет успешность и результативность профессиональной деятельности сотрудников пожарно-спасательных подразделений [9].

В контексте специфики рассматриваемой проблемы, ценности воздействуют на общие жизненные установки будущего специалиста, задавая траекторию его поведения, мотивационный статус социальных навыков – общения, взаимодействия. В итоге система ценностных отношений становится смысловым полем практической деятельности субъекта – будущего специалиста, развивается сообразно профессиональной специфике, исходя из профессионально-специфического профиля ценностей [10].

Цель исследования: формирование у слушателей образовательных организаций МЧС России ценностного отношения к профессиональной деятельности посредством реализации разработанных организационно-педагогических условий в процессе профессионального обучения сотрудников пожарно-спасательных подразделений, независимо от видов пожарной охраны. Основными задачами исследования были обозначены: реализация разработанных нами организационно-педагогических условий и проверка их результативности опытно-экспериментальным путём.

Материалы и методы исследования

В ходе исследования нами использованы следующие методы исследования: теоретические – изучение и анализ теоретических источников по проблеме исследования, обобщение и систематизация полученных данных; эмпирические – эксперимент, наблюдение и опрос.

Исследование было проведено на базе Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Сибирская пожарно-спасательная академия» Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (ФГБОУ ВО «Сибирская пожарно-спасательная академия» ГПС МЧС России). В ней приняли участие 120 человек, среди которых 60 слушателей контрольной и 60 слушателей экспериментальной учебных групп. Все слушатели проходили обучение по программе профессиональной подготовки по профессии 16781 «Пожарный».

Методологическую основу исследования составляют аксиологический и личностно-деятельностный подходы.

Для определения сформированности ценностного отношения в исследовании применялись различные методы диагностики.

Отправным в выборе методов диагностики было понимание того, что при изучении ценностного отношения к профессиональной деятельности у слушателей образовательных организаций МЧС России необходимо соотносить его с жизненными ценностями и целями будущего пожарного, с профилем субъекта и ее ориентацией в профессиональной деятельности.

Нами установлено, что необходимыми условиями формирования ценностного отношения у слушателей образовательных организаций МЧС России к профессиональной деятельности являются организационно-педагогические условия, осуществляемые в процессе профессиональной подготовки, а именно:

  • ориентирование слушателей на ценности профессиональной деятельности, способствующее осознанию значимости ценностей профессии для дальнейшего профессионального становления и развития;
  • организация рефлексивно-деловых игр с целью принятия слушателями ценностей своей профессиональной деятельности;
  • организация занятий в учебно-тренировочном моделирующем комплексе с целью проявления слушателями ценностного отношения к профессиональной деятельности;

Реализованные в единстве и взаимосвязи, они способствуют формированию у слушателей образовательных организаций МЧС России к профессиональной деятельности.

Нами уточнена структура ценностного отношения слушателей образовательных организаций МЧС России к профессиональной деятельности, которая включает следующие компоненты:

  • мотивационный – внутреннее побуждение к осуществлению профессиональной деятельности как личностно значимой ценности;
  • когнитивный – знание о ценностях профессиональной деятельности;
  • коммуникативный – включает умения сотрудничать с другими субъектами профессиональной деятельности;
  • технологический – наличие умений в области использования ценностно-ориентированных технологий;
  • рефлексивный – подразумевает умения сопоставлять освоенные профессиональные ценности с актуальной системой ценностей и преобразовывать имеющееся отношение к профессиональной деятельности в ценностное.

Результаты исследования и их обсуждение

Перейдем к анализу результатов, полученных в ходе эмпирического исследования.

Результаты сравнения диагностических данных, полученных по методике Г. Резапкиной

В экспериментальной группе наиболее выраженное ценностное отношение было установлено по отношению к материальной обеспеченности – у 91,6 % (55 человек), славе – у 80 % (48 человек), семье – у 68,3 % (41 человек), карьере и отдыху – у 65 % (39 человек), здоровью – у 63,3 % (38 человек). Минимальное значение испытуемыми придается ценности служения – ее выбрали только 20 % (12 человек).

В контрольной группе результаты схожи по отношению к ценности материальной обеспеченности – она была установлена у 96,6 % (58 человек). Также было установлено, что испытуемым в контрольной группе важны ценности здоровья – у 70 % (42 человека), ценность славы выявлена у 68,3 % (41 человек). Наименьшее значение придавалось такой ценности, как служение, – она была выявлена только у 36,6 % (22 человека).

Результаты сравнения диагностических данных, полученных по методике Ричи – Мартина

В экспериментальной группе наиболее выраженное ценностное отношение было установлено по отношению к потребности в социальных контактах – у 91,6 % (55 человек), славе – у 80 % (48 человек), потребности формировать и поддерживать долгосрочные стабильные взаимоотношения – у 68,3 % (41 человек), потребности в четком структурировании работы – у 66,6 % (40 человек), потребности в хороших условиях работы – у 65 % (39 человек), потребности ставить для себя дерзновенные сложные цели и достигать их – у 61,6 % (37 человек). Минимальное значение испытуемыми придается потребности быть креативным – ее выбрали только 30 % (18 человек).

В контрольной группе результаты несколько отличаются – у 80 % испытуемых выявлена потребность в социальных контактах (48 человек), у 76,6 % (46 человек) – обнаружена потребность в четком структурировании работы. Также у 73,3 % (44 человека) установлена потребность ставить для себя дерзновенные сложные цели и достигать их. У 71,6 % (43 человека) выявлена потребность формировать и поддерживать долгосрочные стабильные взаимоотношения, у 70 % (42 человека) выявлена потребность в завоевании признания со стороны других людей. Также у 68,3 % (41 человек) есть потребность в разнообразии, переменах и стимуляции. Менее всего (у 41,6 % (25 человек)) выражена потребность в ощущении востребованности и в интересной работе.

Результаты сравнения диагностических данных, полученных по методике С.С. Бубнова

В экспериментальной группе наиболее выраженное ценностное отношение было установлено по отношению к здоровью – у 86,6 % (52 человек), приятному времяпрепровождению, отдыху – у 78,3 % (47 человек). Также важным является высокий социальный статус и управление людьми для 76,6 % (43 человека), социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе – у 73,3 % (44 человека), ценность познания нового в мире, природе, человеке – у 71,6 % (43 человек), потребность ставить для себя дерзновенные сложные цели и достигать их – у 61,6 % (37 человек). Для 70 % (42 человека) важна ценность любви, для 65 % (39 человек) значима ценность общения. Минимальное значение испытуемыми придается признанию и уважению людей, и влиянию на окружающих, что было выявлено только у 48,3 % (29 человек).

В контрольной группе результаты отличаются следующими особенностями. У 86,6 % испытуемых выявлена ценность высокого социального статуса и управления людьми (52 человека), у 81,6 % (49 человек) важна ценность здоровья, для 76,6 % (46 человек) значима ценность общения, для 73,3 % (44 человека) значима ценность высокого материального благосостояния, для 70 % (42 человека) значима ценность приятного времяпрепровождения, отдыха. Такая ценность, как помощь и милосердие к другим людям, актуальна у 66,6 % (40 человек), ценность любви значима для 58,3 % (35 человек). Было также выявлено, что менее всего выражена ценность познания нового в мире, природе, человеке – у 45 % (27 человек), а также ценность поиска и наслаждения прекрасным – у 41,6 % (25 человек).

Результаты сравнения диагностических данных, полученных по методике Ш. Шварца

В экспериментальной группе наиболее выраженное ценностное отношение было установлено по отношению к безопасности – у 68,3 % (41 человек), универсализму – у 66,6 % (40 человек).

Также важным является ценность самостоятельности у 65 % (39 человек) и ценность доброты у 63,3 % (38 человек). Ценность достижений установлена у 56,6 % (34 человека), ценность стимуляции важна для 51,6 % (31 человек). Минимальное значение испытуемыми придается ценностям традиции и гедонизма – у 46,6 % (28 человек), для 40 % (24 человека) значима конформность, и только для 36,6 % (22 человека) значима ценность власти.

В контрольной группе результаты отличаются следующими особенностями. У 80 % (48 человек) наиболее важными ценностями выступают универсализм и самостоятельность, у 76,6 % (46 человек) значимыми являются ценности стимуляции и безопасности.

Также было выявлено, что для 73,3 % (44 человека) важны ценности доброты. Для меньшего количества – 66,6 % (40 человек) – значимыми являются ценности достижений, для 61,6 % (37 человек) значимы ценности традиций.

Для 51,6 % (31 человек) значение имеют ценности власти и гедонизма, и для 50 % (30 человек) важна ценность конформности.

По результатам экспериментальной работы были выявлены следующие результаты. Наиболее значимым для испытуемых в экспериментальной группе было ценностное отношение к таким связанным с профессионализмом ценностным показателям, как материальная обеспеченность, слава, потребность в социальных контактах, здоровье, отдых, высокий социальный статус, социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе, ценность познания нового в мире, природе, человеке. Минимальное значение испытуемыми придается ценностям служения, креативности.

Для испытуемых контрольной группы наиболее значимыми были ценности материальной обеспеченности, здоровья, славы, потребность в социальных контактах, в четком структурировании работы, постановке и достижении для себя сложных целей, ценность высокого социального статуса и управления людьми, ценность здоровья и общения, высокого материального благосостояния, отдыха. Наименьшее значение придавалось такой ценности, как служение, ощущение востребованности и потребность в интересной работе. Полученные в ходе экспериментальной работы результаты выявили необходимость в целенаправленной работе по формированию ценностного отношения к профессиональной деятельности у слушателей образовательных организаций МЧС России.

Заключение

Проанализировав научно-исследовательскую литературу, мы пришли к выводу, что ценностное отношение к профессиональной деятельности во многом обеспечивает эффективность будущей профессиональной деятельности сотрудников МЧС России, за счет принятия профессиональных ценностей и включения их в собственный ценностный мир.

Полученные в ходе экспериментальной работы результаты выявили необходимость в целенаправленной работе по формированию ценностного отношения к профессиональной деятельности у слушателей образовательных организаций МЧС России, так как испытуемые в большей степени ориентированы на материальные ценности в их различных проявлениях, потребности в социальных контактах, здоровье, отдыхе, при этом ценности служения и востребованности в профессиональной деятельности отходят у них на второй план.

Реализация разработанных организационно-педагогических условий при осуществлении профессиональной подготовки по профессии «Пожарный» позволила сформировать ценностное отношение к профессиональной деятельности у обучающихся, что подтверждается данными контрольного среза. В итоге можем свидетельствовать о достижении поставленной цели и решении задач исследования.


Библиографическая ссылка

Стельмах А.А., Симоненко А.С., Бекк А.А. АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МЧС РОССИИ // Современные наукоемкие технологии. – 2020. – № 6-2. – С. 380-384;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38120 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674