Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ С КОМПЛЕКСНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Молодцова И.А. 1 Малкова Т.П. 1
1 ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
Целью государственных программ является повышение качества жизни граждан на основе использования безопасных информационных и телекоммуникационных технологий, формирование цифрового пространства в сфере образования, ускоренное внедрение цифровых технологий в социальной сфере, создание комфортных условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта, воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей, исторических и национально-культурных традиций. Результатами реализации мероприятий должно быть охвачено не менее 30 % населения в возрасте от 6 до 16 лет. Особую категорию составляют дети с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с нарушением зрения и слуха. Слуховое восприятие выполняет важную роль в получении, усвоении, хранении информации при их обучении и воспитании. Музыка развивает слуховое восприятие, творческие возможности, помогает осваивать информационное пространство. Современное общество характеризуется широким использованием цифровых информационных технологий в образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья. Для передачи музыки применяют различные технические средства и системы. Использование компьютерных технологий повышает эффективность коррекционного воздействия музыки на развитие слухового восприятия у детей с нарушениями в развитии. В этой связи актуальным является развитие информационной гигиены как элемента цифровой культуры.
цифровая культура
дети
комплексные нарушения развития
музыкально-слуховое восприятие
информационное пространство
информационная гигиена
1. Государственный доклад о положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации в 2017. М., 2018. 374 с.
2. Жигорева М.В., Левченко И.Ю. Дети с комплексными нарушениями развития: диагностика и сопровождение. М.: Национальный книжный центр, 2016. 208 с.
3. Громадин В.В. Феномен музыки цифрового века: вопросы теории: автореф. дис. ... канд. искусствоведения. Москва, 2010. 26 с.
4. Юлдашева О.Н. Семейная социализация детей с ограниченными физическими возможностями: условия и факторы: автореф. дис… канд. соц. наук. Уфа, 2010. 24 с.
5. Сливина Л.П., Молодцова И.А. Социально-педагогическое сопровождение детей-инвалидов с комплексными нарушениями в развитии в современных условиях как проблема // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. 2017. № 2. С. 83–87.
6. Феоктистова В.А. Развитие навыков общения у слабовидящих детей. СПб.: Речь, 2005. 128 с.
7. Головчиц Л.А. Теоретические и методические подходы к дошкольному воспитанию и обучению детей с недостатками слуха при комплексных нарушениях развития. М.: МОСУ, 2006. 155 с.
8. Волгоградская область в цифрах. 2018: краткий сборник. Волгоград: Волгоградстат, 2019. 380 с.
9. Доклад о деятельности уполномоченного по правам ребенка в Волгоградской области в 2018 г. Волгоград, 2019. 189 с.
10. Ярикова С.Г., Молодцова И.А., Сливина Л.П. Технологии диагностики, коррекции и профилактики нарушений слуха у детей разных возрастных групп. Волгоград, 2013. 154 с.
11. Малкова Т.П., Фуреева Л.П., Зубкова В.П. Освоение окружающего пространства младших школьников через развитие музыкально-слухового восприятия // Казанский педагогический журнал. 2018. № 1. С. 166–168.
12. Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Ладушки: программа по музыкальному воспитанию. СПб., 2010. 34 с.
13. Баринова Г.В. Инвалидность как социальный феномен современного российского общества: социально-философский анализ: автореф. дис. ... докт. философ. наук. Москва, 2015. 51 с.
14. Юлдашева О.Н. Семейная социализация детей с ограниченными физическими возможностями: условия и факторы: автореф. дис. ... канд. социол. наук. Уфа, 2010. 25 с.

Одной из сложных проблем в современной России является проблема развития цифровой культуры у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). По официальным данным в дошкольных образовательных организациях в 2017 г. числилось 557849 воспитанников с ОВЗ и инвалидностью. Как правило, дети имеют не одно, а несколько расстройств, которые затрудняют компенсацию и социальную адаптацию ребенка [1, 2].

Проблемам общего и специального (коррекционного) образования посвящены работы Бабаевой Т.И., Баряевой Л.Б., Войлоковой Е.Ф., Гаврилушкиной О.П., Головчиц Л.А., Екжановой Е.А., Комаровой Т.С., Шипицыной Л.М.; психолого-педагогического сопровождения – Александровской Э.М., Битяновой М.Р., Волковской Т.Н., Забрамной С.Д., Казаковой Е.И., Левченко И.Ю., Приходько О.Г., Стребелевой Е.А.; системного анализа педагогических явлений – Барановой М.Л., Беспалько В.П., Зимней И.А., Логиновой В.И., Сластениным В.А., Субетто А.И., Щедровицким Г.П., Якуниным В.А.; инвалидности как социального феномена – Бариновой В.Г., Бергер П., Бурдье П., Вебер М., Дюркгейм Э., Лукман Т., Мертон Р.; социализации детей с ограниченными возможностями здоровья – Андреевой Г.Н., Добровольской Т.А., Жигоревой М.В., Ковалевой А.И., Левченко И.Ю., Ростимашвили Л.Н., Шабалиной Н.Б., Юлдашевой О.Н. [3, 4]; детей с нарушениями зрения и слуха – Аксенова Л.И., Андреева Л.В., Апраушев А.В., Мещеряков А.И., Назарова Н.М., Скороходова О.И., Соколянский И.А., Феоктистовой В.А.; восприятия аудиальной и визуальной информации – Кандел Э., Грингард П., Карлссон А.; цифровой культуры и музыки – Галкин Д.В., Громадин В.В., Денисова А.В., Ерохин С.В., Козловской Г.Ю., Тиньковой Е.Л., Хроленко А.Т., Ханолайнен Д.П., Черных С.И.; информационной гигиены – Богдановой А.Н., Гилигашвили Л.Ю., Ереминым А.Л., Максимовой Е.А., Сливиной Л.П., Сысоевой П.В. [5–7].

Однако существуют противоречия в ряде теоретических и практических работ. Многочисленные исследования свидетельствуют о неоднородности этой группы детей из-за количества, степени выраженности, сочетаний нарушений, и отсутствии единой классификации, включающей этиопатогенетические факторы, структуру сочетаний, число первичных нарушений; увеличении лиц с несколькими дефектами и отсутствии для них дошкольных учреждений, что влечет направление ребенка по наиболее выраженному или тяжелому первичному дефекту. Последнее десятилетие характеризуется необычной ситуацией: изменяются привычные способы получения знаний, виртуализируются связи между людьми и информационными средами, возникает единое цифровое образовательное пространство с мгновенным доступом к любой информации. Его появление привело к развитию цифровой культуры, основанной на новых элементах – информационная гигиена, и ее новых средствах – цифровая музыка. Привычные критерии оценки и аналитические подходы в образовании оказываются недостаточными для работы в новых культурных условиях. Социальная среда значительно влияет на развитие и формирование личности ребенка, что требует по-другому использовать потенциал, который есть у образования, в том числе – технические и культурные возможности. Цифровая музыка, основанная на цифровой передаче данных, обладает рядом преимуществ перед традиционной (аналоговой), которые важны при обучении детей с нарушением слуха и зрения: большая скорость передачи информации и идентичность, меньшие потери и искажения звука, совместимость оборудования, свободное распространение, равный доступ для лиц с различным состоянием здоровья, расширение культурного многообразия произведений. Для ее передачи могут использоваться средства цифровой культуры – звукоусиливающая аппаратура, системы информатизации, устройства приема, передачи и обработки информации. Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» предусматривает внедрение адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ, разработку и внедрений моделей цифровой образовательной среды и цифрового образования. Несмотря на большое количество теоретических и практических работ проблема использования музыки для развития цифровой культуры у детей с комплексными нарушениями в развитии в современных условиях требует дальнейшего исследования.

Цель исследования: обосновать необходимость использовать цифровую музыку для развития цифровой культуры у дошкольников с комплексными нарушениями в условиях цифровой образовательной среды.

Материалы и методы исследования

В основу исследования положен комплексный подход. Использовали методы: абстрагирование, синтез, аналогия, анализ, формализация, обобщение, сравнение. Для выбора групп наблюдения, типа образовательного учреждения анализировали официальные данные, для определения средств педагогического коррекционного воздействия – опыт работы сурдопедагогов, тифлопедагогов, дефектологов муниципальных дошкольных образовательных учреждений «Детский сад № 71 Центрального района Волгограда», «Детский сад № 283 Краснооктябрьского района Волгограда», электронные социальные паспорта учреждений (https://oshkole.ru/orgs/226/special/ и http://detsad283.vlg-ktu.ru/ соответственно). Группы наблюдения составили 54 ребенка 4–7 лет, из них: с нарушением слуха – 30 человек (18 человек использовали заушные цифровые слуховые аппараты, 12 человек – системы кохлеарной имплантации); с нарушением зрения – 24 человека. Сравниваемые группы были сопоставимы по социально-экономическим характеристикам семейного микросоциума. Отношение к музыке в семье оценивали по результатам анкетирования родителей дошкольников. Для создания цифровой образовательной среды при воспроизведении музыкальных произведений использовали цифровые информационно-технические устройства: мобильный телефон, персональный компьютер, бумбокс с портом для подключения USB flesh-накопителя. Математико-статистическая обработка данных проводилась на IBM PK с использованием табличного процессора Excel и статистического пакета «Statistica 6.0».

Результаты исследования и их обсуждение

Согласно Государственному докладу о положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации в 2017 г., численность детского населения (0–17 лет) на начало 2018 г. составляла 29980680 человек, из них: дети школьного возраста (7–17 лет) – 56,33 %, дошкольного (0–6 лет) – 43,67 % (16887791 человек и 13092889 человек соответственно, p < 0,05). С 2015 г. по 2017 гг. число детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования и осуществляющих присмотр и уход за детьми, увеличилось на 37,67 % (p < 0,05). Аналогичная ситуация отмечалась в Волгоградской области [1, 8, 9]. Нарушение сенсорных систем зрения и слуха оказывает влияние на всю психическую деятельность ребенка. Условия обучения и воспитания таких дошкольников включают использование специальных образовательных программ и методов, технических средств обучения и звуковых средств воспроизведения информации с учетом нарушений, рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, индивидуальных особенностей ребенка.

Обследование дошкольников с нарушением слуха проходило в следующих направлениях: 1 – оценка остаточного слуха, 2 – восприятие на слух эталонных звуков, 3 – умение выделять шумы окружающего информационного пространства (колокольчик, дождь), 4 – уровень речи. Для оценки остаточного слуха использовали: средний показатель порога слуха на правое ухо – 86,3 дБ, на левое ухо – 88,2 дБ; процент потери слуха – 97–100 %; в зависимости от используемой классификации – IV степень тугоухости (по Международной аудиологической классификации) или глухота (по медико-педагогической классификации) [10, с. 10]. Без слуховых аппаратов дети различали звуки барабана, бубна, дудки, не могли выделить шум колокольчика и дождя. По уровню речевого развития (методики Е.Г. Речицкой, Е.В. Пархалиной) детей с нарушением слуха условно разделили на группы: 7 человек (23,33 %) – с высоким; 21 человек (70 %) – средним, преобладающим; 2 человека (6,67 %) – с низким уровнем. Среди детей, которые использовали слуховые аппараты (18 человек) высокий уровень речевого развития имели 3 человека (16,67 %), средний – 13 человек (72,22 %), низкий – 2 человека (11,11 %). В группе детей после кохлеарной имплантации (12 человек) высокий уровень речевого развития имели 4 человека (33,33 %), средний – 8 человек (66,67 %), низкий – 0 (0 %) человек. Основные нарушения устной речи: ограниченный словарный запас, недостатки произношения, недостаточное усвоение звукового состава слова, неточное понимание и неправильное употребление слов. Для восприятия музыки используют звукоусиливающую аппаратуру коллективного пользования («Соло», «Сонет»), игровые музыкальные имитационные тренажеры со световой индикацией.

Обследование дошкольников с нарушением зрения проходило в двух направлениях: 1 – восприятие на слух эталонных звуков, 2 – умение выделять шумы окружающего информационного пространства (колокольчик, дождь, шум рвущейся бумаги и другие). Полученные результаты обследования старших дошкольников достоверно не отличаются от данных обследования младших школьников [11, с.166]. Анализ полученных результатов позволил выделить группы слабовидящих детей с разным слуховым восприятием: в первой – малыши не узнали все звуки и шумы (7 человек, 29 %), во второй – делали ошибки при распознавании на слух звуков и шумов (10 человек, 42 %), в третьей – без ошибок назвали предъявляемые звуки и шумы (7 человек, 29 %). Дошкольники с нарушением зрения по-разному реагировали при прослушивании музыкальных произведений. Дети первой группы – не проявляли интерес, испытывали трудность при определении характера музыкальных произведений; второй – иногда радовались знакомым музыкальным произведениям, но ошибались в определении их характера; третьей – быстро узнавали знакомую музыку, с удовольствием ее слушали и рассуждали при прослушивании музыкальных отрывков.

Основной задачей коррекционно-воспитательной работы является поиск оптимального соотношения образовательной нагрузки, воспитательных мероприятий и сохранения здоровья. В течение 2017–2018 учебного года в детских садах были реализованы коррекционные программы для развития цифровой культуры. Обязательными условиями являлись совместная деятельность музыкального руководителя, воспитателей, тифло- и сурдопедагогов, родителей; учет индивидуальных особенностей дошкольников; использование аппаратных и программно-технических устройств.

Подбор музыкального репертуара при нарушении слуха осуществляли в соответствии с парциальной программой «Ладушки» (И.М. Каплунова, И.А. Новоскольцева, 2010 г.) [12], адаптированой к данному контингенту детей; музыкального ряда при нарушении зрения – по авторской программе «Мастерская юных художников» (Федякина Г.Г., 2014). Эти программы предусматривают выбор музыкальных произведений, подбор словаря, использование различных дидактических средств. В программе Федякиной Г.Г. (2014 г.) выделено несколько видов рядов (музыкальный, зрительный); вариабельность подбора музыкального ряда; использование его отдельно или вместе со зрительным (иллюстрации, репродукции картин, отрывки из мультфильмов, муляжи, игрушки), неречевыми звуками (шум моря, дождя, голоса животных и птиц) и словарем; четко прописаны возможные сочетания для усиления коррекционного воздействия. Следует отметить использование в группе слабовидящих более сложных музыкального ряда (Н. Римский-Корсаков «Сцена преследования Снегурочки Мезгирём» из оперы «Снегурочка», П. Чайковский «Осенняя песнь», А. Вивальди «Времена года», Ф. Шуберт «Вечерняя серенада», И. Глазунов «Иней» из балета «Времена года» и другие) и словаря к каждому занятию (выдувание, узоры разных народов, натюрморт, палитра, перспектива, цветовой тон, уравновешенная композиция и др.).

Для развития цифровой культуры использовали различные способы исполнения музыкальных композиций, сочетания инструментов с готовой неизменяемой фонограммой, синхронизируемой с ними фонограммой или с партитурой, генерируемой в реальном времени на основе партии инструмента, исполнение на специально созданных программных или аппаратных инструментах. Передача музыки с помощью цифровых технических устройств позволила использовать для музыкального ряда больше произведений, компоновать их в необходимой последовательности, слушать с прерванной части или отрывка, в разных ситуациях (во время приема пищи, при засыпании, зарядке).

Учет влияния разных видов информации, в том числе музыкальной, особенностей ее восприятия ребенком в процессе обучения и воспитания, разработка мер по оптимизации информационно-интеллектуальной деятельности у детей разных возрастных групп с разными возможностями здоровья являются необходимыми условиями успешного воздействия педагога-дефектолога на ребенка с ограниченными возможностями здоровья. На занятиях дошкольники учились слушать звуки окружающего мира, ориентироваться в их разнообразии; слышать музыкальный звук, воспринимать и различать его высоту, тембр, силу и продолжительность с использованием электронных и информационных ресурсов с аудио-, текстовой и визуальной информацией; определять инструменты, тембр которых соответствовал характеру звучащей музыки.

Результаты контрольного эксперимента подтвердили эффективность проделанной работы. Все дети с нарушением слуха имели высокий и средний уровни речевого развития (23,33 % и 76,67 % соответственно). Детей, имеющих низкий уровень речевого развития, в ходе проведения контрольного эксперимента не выявлено. Следует отметить, что дети со средним уровнем речевого развития могут ответить на большее количество вопросов, выполнить большее количество поручений и отчитаться об их выполнении.

Большинство воспитанников с нарушением зрения, принимавших участие в формирующем эксперименте, быстро узнавали все эталонные звуки и шумы окружающего пространства, сравнивали звуки и шумы с другими, правильно соотносили с источником звука или шума на картинке, с удовольствием рассуждали о прослушанной музыке (70,83 % против 29,17 %; p < 0,05). Все дети стали без ошибок указывать направление источника звука в пространстве. Использование компьютерных технологий повысило эффективность коррекционного воздействия музыки на развитие слухового восприятия, помогло ребенку донести до других людей свои мысли и чувства, приобрести навыки и знания, развить активность и инициативность, умение встраиваться в социальные отношения, использовать и анализировать информацию от разных источников. Следует отметить, что один ребенок отказывался слушать классическую музыки, что привело к перестройке музыкального ряда и замене музыкальных произведений во время занятия с помощью цифровых программно-технических устройств.

Одним из условий нормального развития и воспитания ребенка является взаимодействие в системе «родители – ребенок – педагог» [13, 14]. Анкетирование выявило, что в семьях детей с нарушением слуха большинство родителей слушают различные музыкальные произведения вместе с детьми (23 семьи, 76,67 %; p < 0,05). Из них, 63,33 % родителей (19 семей) предпочтение отдают детской и эстрадной, а 13,34 % (4 семей) – классической музыке. В остальных семьях (23,33 %; 7 семей) родители не уделяли внимания развитию слухового восприятия через музыку (p < 0,05). Следует отметить, что в 100 % семей детей после кохлеарной имплантации родители слушают музыку вместе с малышами.

Беседа с воспитателями выявила, что детские музыкальные инструменты есть только в детском саду для проведения занятий. Во всех семьях (100 %) для воспроизведения музыкальных произведений в домашних условиях использовали информационно-технические устройства – мобильные телефоны, персональные компьютеры, планшеты.

Заключение

Музыка как элемент цифровой культуры является эффективным средством формирования речи, ценностного эмоционально-положительного отношения, социализации ребенка с нарушением слуха и зрения. У детей с комплексными нарушениями в развитии навыки цифровой культуры формируются в ходе специально организованных занятий, позволяющих усовершенствовать образовательный процесс путем использования современных цифровых технологий. Их внедрение в образовательные программы позволит создать условия для цифровизации образовательного процесса в соответствии с основными задачами, условиями и особенностями функционирования цифровой образовательной среды дошкольного уровня образования, повысить эффективность здоровьесберегающего компонента обучения за счет применения средств информационной гигиены (цифровой музыки) как элемента цифровой культуры при их адаптации к возможностям детей, обеспечить реализацию федерального проекта «Цифровая образовательная среда». Неоднородность детского контингента, сложность структуры дефектов определяют необходимость скоординированного взаимодействия специалистов разного профиля. Необходимо использовать представленный опыт работы сурдопедагогов и тифлопедагогов в других образовательных учреждениях для успешной социализации детей с разным уровнем здоровья в современных условиях.

Авторы выражают признательность руководителям и сотрудникам образовательных учреждений за помощь при подготовке материала к публикации: Малюгиной М.Н., Федякиной Г.Г., Переходовой М.Н., Косачевой О.А.


Библиографическая ссылка

Молодцова И.А., Малкова Т.П. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ С КОМПЛЕКСНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ // Современные наукоемкие технологии. – 2020. – № 2. – С. 107-111;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=37924 (дата обращения: 24.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674