Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ИНТЕГРАЦИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА КАФЕДРЕ БИОЛОГИИ ОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Чёрная Л.В. 1 Лазуткина Е.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Омский государственный медицинский университет» Минздрава России
В настоящее время происходит становление новой парадигмы систем образования, что обязательно сопровождается изменениями педагогической теории и практики, а также коррекцией содержания технологий обучения и методик преподавания, связанных с появлением современных технических возможностей. Глобальная информатизация современного постиндустриального общества, вызванная системой Интернет, предполагает, а чаще просто обязывает использование больших объемов информации во всех сферах деятельности человека, поэтому перед преподавателями высших учебных заведений стоит ряд задач, требующих определенных знаний, умений и навыков для их решения и нахождения ответов. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные технологии, которые давно уже стали неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышая его эффективность, наглядность, доступность. Интеграция в обучении в современное время – одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, развития творческого потенциала преподавателей с целью эффективного и разумного воздействия на обучающихся. Качества будущего врача, к которым предъявляют целый ряд требований на современном этапе, еще на стадии обучения нуждаются в трансформации и пересмотре всех видов его деятельности, включая учебную, воспитательную и научно-исследовательскую. В статье анализируются подходы к определению сущности понятия «интеграция» в образовательном процессе в высшем учебном заведении, выделяются ведущие педагогические концепции преподавания дисциплин «Биология, «Биология, экология».
биология
образовательные технологии
интегративное образование
интерактивные методы
1. Титов Е.В. Методика применения информационных технологий обучении. М.: Академия, 2010. 176 с.
2. Якулова Я.Р. Активные формы обучения – фактор интенсификации учебного процесса // Высшее образование сегодня. 2007. № 10. С. 45–48.
3. Киричек К.А. Технология интегрированного обучения в формировании и развитии профессиональной компетентности студентов в системе среднего профессионального образования // Психология, социология и педагогика. 2015. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/04/4843 (дата обращения: 15.12.2019).
4. Ali H. Algiraigri. Ten tips for receiving feedback effectively in clinical practice . Medical Education Online. Med Educ Online 2014, 19: 25141. DOI: 10.3402/meo.v19.25141.
5. Черная Л.В., Актушина Г.А. Роль информационных технологий в преподавании биологии в медицинском вузе // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 4. [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29132 (дата обращения: 15.12.2019).
6. Темирсултанова Ф.М. Инновационные методы проведения уроков биологии в условиях новой школы // Инновационные педагогические технологии: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). Казань: Бук,2015. С. 103–107.

В настоящее время современное медицинское образование переживает период реформ и ряд изменений, не все из которых можно расценивать как положительные и прогрессивные, способствующие повышению качества подготовки обучающихся в стенах высших учебных заведений. При этом сохранять устойчивое консервативное убеждение, что любые отступления от классического варианта преподавания и подачи нового материала нежелательны – нельзя. Заказ социально-экономический на подготовку будущих высококвалифицированных специалистов, обладающих умениями и навыками оказания квалифицированной медицинской помощи, а также моральными, этическими и нравственными основами и нормами поведения, выдвигает общество новые требования к высшему медицинскому образованию. Формирование профессиональной направленности обучающихся в высшем учебном медицинском заведении как интегративного качества личности будущего специалиста в области медицины представляется наиболее актуальным. Помимо требований к будущему специалисту резко возросли информационные возможности обучающихся. Новые современные педагогические и информационные возможности – самый главный побудительный импульс для поиска оптимальных вариантов преподавания теоретических медицинских дисциплин вообще и биологии в частности [1, 2]. Ярким этому примером является интеграция методов подачи материала.

Целью исследования является изучение разнообразных подходов в преподавании на кафедре биологии Омского государственного медицинского университета дисциплин «Биология», «Биология, экология». Интеграция в обучении – это процесс установления связей между структурными компонентами содержания в рамках определённой системы образования с целью формирования целостного представления информации, ориентированной на развитие и саморазвитие личности обучающихся.

Интегрированный подход в преподавании выполняет особую функцию: расширяет горизонты в изучении предмета и осуществлении новых перспектив деятельности преподавателя; применяется для установления взаимосвязей между компонентами содержания разных разделов образовательной программы. Благодаря развитой системе взаимосвязей внутри разделов программы по дисциплинам естественонаучного или гуманитарного профиля реализуется внутривидовая интеграция в рамках системного подхода. Методическая интеграция – термин, появившийся совсем недавно, нашла свое место во взаимодействии различных методов. На основе деятельностного подхода сформировалась деятельностная интеграция, которая проявляется и реализуется в синтезе и анализе разных видов студенческой деятельности. Организационная интеграция занимает совершенно особое место, поскольку связана в своем появлении с возрождением всевозможных студенческих объединений и реализуется в интеграции различных организационных форм взаимодействия педагогов со студентами. При этом взаимодействие между обучающим и обучающимся в этом случае все чаще происходит во внеучебной деятельности (организация межкафедральных заседаний молодежных научных кружков, совместная организация и участие в проведении социально значимых мероприятий).

Интегративный подход в преподавании в высшем учебном заведении может быть осуществлен совместно с традиционной формой преподавания, а также применим на основе цикловых, междисциплинарных и внутридисциплинарных связей. При объединии большого количества дисциплин, обогащая их содержания за счет друг друга, обеспечивается комплексная подготовка будущего специалиста, вследствие этого осуществляется применение разных технологий в преподавании, успешно реализуются требуемые общие и профессиональные компетенции рабочих программ. Процесс обучения при этом представляет собой процесс усвоения интегративного содержания дисциплин общей межпредметной области [3].

Влияние интегративной деятельности вызывает изменения не только деятельности обучающихся, но и самого преподавателя, требуя освоение компетентностно-ориентированных технологий, а также применение широких знаний в разных областях, что способствует профессиональному росту педагога.

Материалы и методы исследования

В современное время в высших учебных заведениях существует необходимость использования новых технологий интегрированного обучения, что обусловлено объединением усилий разных специалистов в решении общих проблем, возможность учета мотивации и ценностных ориентаций обучаемых, особенно при планировании индивидуального образовательного маршрута. Использование в образовательном процессе вуза разных интегративных методов должно помочь преподавателю раскрыть интеллектуальный и когнитивный потенциал студентов, а также сформировать коммуникативные навыки. Благодаря этому подходу появляется возможность самореализации и самоидентификации личности обучающегося.

В рамках традиционного подхода основной принцип работы в высшем учебном заведении подразумевает репродуктивную деятельность со стороны обучающихся и, конечно же, информационно-пояснительную деятельность со стороны преподавателя, поэтому, ведение практических занятий и лекций производится в односторонней передаче знаний и умений: Преподаватель → Студент (обучающийся). В течение длительного времени учебная деятельность велась «по образцу» и была единственно правильной и востребованной, особенно в медицинских вузах, где репродуктивная деятельность является основой процесса обучения не только для студентов младших курсов, но и для большой доли старшекурсников. Таким образом, традиционные методы преподавания, являясь неотъемлемой частью образовательного процесса, широко и очень активно используются в повседневной практике, несмотря на то, что в настоящее время внедрение в систему образования новых нетрадиционных форм обучения является одним из важнейших направлений совершенствования подготовки будущих специалистов в современном вузе.

В современном образовании в процессе преподавания любой дисциплины можно выделить следующие три основные формы взаимоотношения – Преподаватель →Студент (обучающиеся):

1. Пассивная форма взаимоотношения преподавателя и студента, при которой преподаватель является основным действующим лицом и управляющим ходом проведения занятия, а студенты всей группы – пассивные слушатели, которые слушают преподавателя (рис. 1).

chern1.tif

Рис. 1. Пассивная форма взаимоотношения

2. Активная форма взаимоотношения, при которой обучающиеся (студенты) являются активными участниками образовательного процесса так же, как и преподаватель, активно участвуют опросе и решении каких либо задач, поставленных преподавателем. В этом случае проблема обратной связи приобретает все большее значение, причем не только в медицинском образовании, но и во всех сферах [4]. На основании обратной связи меняются учебные программы и корректируются учебные планы, поскольку активная позиция студента требует особого отношения и не может не учитываться, особенно при выборе индивидуального образовательного маршрута (рис. 2).

chern2.tif

Рис. 2. Активная форма взаимоотношения

3. Интерактивная форма взаимоотношения, при которой происходит взаимодействие обучающихся друг с другом, а также с преподавателями (рис. 3).

chern3.tif

Рис. 3. Интерактивная форма взаимоотношения

Учебное занятие с применением разных методов обучения – это всегда ново и интересно для всех участников педагогического процесса, как для преподавателей так и для обучающихся. Применимые в преподавании методы интегрированные имеют определенные преимущества: повышают мотивацию обучающихся, формируют познавательный интерес к познанию нового материала, что способствует к повышению уровня обученности.

В составе интегративного подхода могут быть совершенно разные компоненты, такие как: организационно-методический, деятельностно-практический и теоретико-содержательный. Высшая профессиональная медицинская школа, активно применяя интегрированный подход, повсеместно внедряет новые формы организации процесса обучения: комплексные межкафедральные занятия – консультации, семинары комплексные, лекции-визуализации, лекции-диспуты и т.д. Интерактивные методы, давно и прочно обосновавшиеся в интегративной деятельности, также расширяют свой спектр.

Результаты исследования и их обсуждение

В процессе преподавания дисциплин «Биология», «Биология, экология» у обучающихся первого курса по направлению подготовки / специальности «Лечебное дело», «Педиатрия», «Стоматология» на кафедре биологии ОмГМУ происходит развитие творческих и коммуникативных способностей, а также формирование профессиональных умений и навыков, а также формирование личностного подхода к возникающей проблеме. Все это осуществляется через предмет, лекционного курса и практических занятий, которые проходят не только в традиционной форме, но и применение интерактивных технологий. Существует множество видов интеграции: по методам, способам, уровням, направлениям. Так к ним можно отнести: технологии коллективной и групповой деятельности, имитационные методы активного обучения, методы анализа конкретных ситуаций, метод проектов, обучение в сотрудничестве, креативное обучение, лекции-беседы, лекции-визуализации, лекции-диспуты и т.д [5].

Проведении занятий по основным разделам дисциплин занимают активные методы преподавания, которые позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели – творческо-поисковой деятельности, обучающихся первого курса всех факультетов, которая оказывается более эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и преобразующая учебная деятельность, в ходе которой обучающиеся усваивают основные приемы учения [6].

Непосредственное вовлечение в активную учебно-познавательную деятельность в ходе учебного процесса связано с применением новых активных методов обучения, таким образом происходит интеграция методов преподавания, ярким примером является использование следующих методов в процессе преподавания дисциплин «Биология», «Биология, экология»:

Лекция-визуализация. Данный вид лекции является результатом использования принципа наглядности учебного материала. Активно данный вид лекции используется преподавателями при чтении лекций раздела «Биогеоценотический и биосферный уровни организации биологических систем». Лекция-визуализация учит обучающихся преобразовывать устную и письменную информацию в визуальную форму, что формирует у них профессиональное мышление за счет систематизации и выделения наиболее значимых, существенных элементов содержания обучения. Этот процесс визуализации является свертыванием мыслительных содержаний, включая разные виды информации, в наглядный образ; будучи воспринят, этот образ, может быть, развернут и служить опорой для мыслительных и практических действий.

Лекция-конференция. Отличается от других теоретических занятий, тем что заранее перед обучающимися ставится проблема и идет подготовка докладов на заданную тематику. Ярким примером является проведение лекции-конференции на тему «Глобальные проблемы экологии» раздел «Биогеоценотический и биосферный уровни организации биологических систем». Лекци-конференция включает несколько выступлений, выстроенных в строгой последовательности. Роль лектора сводится к подведению итогов, помощи в формировании выводов на основе прослушанной информации, дополнению и уточнению излагаемых данных обучающимися.

Одним из эффективных и активных интегративных методов преподавания, а также проверки усвоения у обучающихся первого курса усвоения нового материала, является работа над созданием нерифмованного стихотворения – синквейна – это активный нетрадиционный прием, который применяется преподавателями кафедры биологии ОмГМУ не только для обучающихся различных факультетов, но и для слушателей подготовительных курсов ЦДПП ОмГМУ. Применение методики активного интерактивного метода – синквейна на занятиях очень полезно как для преподавателя, так для обучающихся в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся, а также для синтезирования сложной информации, полученной на занятии. Практические занятия дисциплин «Биология», «Биология, экология» с применением интерактивной формы – синквейна, проходят после изучения темы или целого раздела, выполняя функции итогового контроля.

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – это творческая активная работа, которая представлена в виде короткого стихотворения, состоящего из пяти строк: 1 строка – это тема синквейна или заголовок, в который выносится ключевое слово или основное понятие из темы, выраженное в форме существительного; 2 строка – два прилагательных, характеризирующий данную тему; 3 строка – составить три глагола на данную тему; 4 строка – представлена фразой, несущей определенный смысл; 5 строка – составить резюме или краткий вывод, представленный одним словом, существительным.

Составление и написание синквейна на практических занятиях по основным разделам дисциплин «Биология», «Биология, экология» является одной формой свободного творчества обучающихся, а также интегративной формой. Предлагаемая активная форма проведения занятия, при кажущейся легкости ее реализации и некоторой несерьезности, требует от обучающихся умения находить в огромном информационном поле самые важные и существенные элементы, описывать их характерные особенности, учиться анализировать фактический материал, обобщать полученные, часто разнородные результаты и при этом кратко формулировать выводы. Несмотря на предполагаемый индивидуальный формат работы с синквейном, на начальных этапах внедрения его в учебный процесс, возможна организация мини-групп для более быстрого анализа полученного материала. В этом случае возможно и оправдано разделение членов мини-групп по направлениям, делегирование полномочий для представления полученного результата и однозначно полезно для выработки способности к анализу полученного нового материала, а также умение работать в мини-группах. Таким образом, составление синквейнов по основным определениям изучаемой темы вносит в мыслительную деятельность учащегося элементы творчества, репродукции и поиска, проявляющиеся в познавательной деятельности. Составляя синквейн, каждый обучающийся реализует свои таланты и способности: интеллектуальные, творческие, образные, таким образом сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной. Для успешного проведения практических занятий необходимо создать атмосферу заинтересованности и творчества. Вот пример синквейна по разделу «Цитология клетки. Онтогенез»:

1) размножение;

2) изучающая, организменное;

3) исследует, устанавливает, функ- ционирует;

4) способность давать плодовитое по- томство;

5) организм.

Таким образом, можно сказать синквейны – это превосходный способ итогового контроля обучающихся, нетрадиционной формы преподавания. Составить и написать стихотворение грамотно не владеющий учебным материалом не сможет. Сравнивая на занятии синквейны всех обучающихся в учебной группе, выбирая лучший – самый «удачный» и точный, обучающиеся более полно и осмысленно изучают основные понятия данной темы. В настоящее время особенно актуально применение подобного приема, не только как в виде индивидуальных, но также в виде групповых заданий при изучении основных разделов дисциплины «Основ медицинской генетики» – молекулярной генетики, где огромное количество понятий создает определенные трудности для понимания.

Новейшие подходы в преподавании представляют собой высокую форму воплощения связей на совершенно новой, качественно иной, ступени обучения, поскольку основными задачами новых форм обучения являются:

1) формирование интереса у студентов к освоению нового материала и постепенное и поэтапное приобретение профессиональных навыков и умений;

2) самостоятельный поиск путей и вариантов решения поставленной задачи для наиболее эффективного усвоения нового материала;

3) умение работать в команде как единое целое, что становится важным определяющим фактором в их последующей профессиональной деятельности;

4) формирование у обучающихся определенного мнения и навыков, требующих доказательной базы для того, чтобы быть признанным, и личностного отношения к событиям, то есть выход на уровень осознанной компетентности обучающихся.

Заключение

При пошаговом сравнении и сопоставлении интегративной организованной образовательной деятельности и традиционной неинтегративной, интегративный подход имеет ряд преимуществ, так как:

1) обеспечивает изучение предмета с теоретической, практической и фундаментальной сторон, таким образом, способствуя формированию целостной научной картины мира обучающихся, что важно для развития их интеллектуальных способностей;

2) применение разнообразных активных и тем более интерактивных методов развивает познавательный интерес в большей степени, чем в ходе традиционного занятия, поскольку позволяет вовлечь каждого студента в активную работу, способствуя развитию адаптивного потенциала студентов и их творческому самовыражению;

3) интегративная деятельность развивает внутреннюю мотивацию и формирует познавательный интерес, разнообразные ее виды и компоненты, благодаря возможности быстрого переключения, способствуют снятию перегрузки и утомляемости учащихся, что имеет огромное значение в связи с необходимостью выстраивать самостоятельный маршрут в нем.

Современное преподавание, как и традиционное образование, применявшееся ранее, направлено, прежде всего, на подготовку специалистов к профессиональной деятельности в различных сферах общественной жизни; интерактивные методы, как часть инновационных технологий, направлены на улучшение, совершенствование – «апгрейдинг» учебно-воспитательного процесса. Они применяются для создания условий по формированию и закреплению профессиональных знаний, а также позволяют осуществлять синтез полученных знаний по основным дисциплинам, способствуя развитию профессиональных качеств будущих специалистов в своей области.

Интеграция представляет собой взаимопроникновение и взаимодействие частей для формирования целостного, полного знания, а не простое их объединение. Педагогические инновации в современном образовании призваны осуществить новую методологию в обучение и подаче нового материала, для чего оправдано и обосновано привлечение новых современных нетрадиционных методов преподавания дисциплин, а также новых технологий и мультимедийных средств обучения в интересах развития личности будущего специалиста. Таким образом, интегративный подход, применяемый не только в повседневной жизни, но и в преподавании дает большие возможности – признание приоритета личности студента (обучающегося), его права на проявление своих интересов и взглядов. Поэтому на основе интегративного подхода может и будет формироваться новая модель обучения, ориентированная на развитие личности: личностно-ориентированное обучение и воспитание. Быстро войдя в образовательный процесс, интегрированный подход превратился в современное дидактическое средство методики преподавания в медицинском вузе, выполняя функцию интеграции научных знаний, которыми овладевают обучающиеся в ходе профессионального обучения в высшем учебном заведении.


Библиографическая ссылка

Чёрная Л.В., Лазуткина Е.А. ИНТЕГРАЦИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА КАФЕДРЕ БИОЛОГИИ ОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА // Современные наукоемкие технологии. – 2020. – № 1. – С. 85-90;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=37905 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674