Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВНЕДРЕНИЯ «ОБОГАЩАЮЩЕЙ МОДЕЛИ» ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ШКОЛЫ

Савельева Н.Н. 1 Железнякова О.В. 2 Лебедева Е.А. 2
1 Дальневосточный федеральный университет
2 МБОУ СОШ № 15
Актуальность исследования обусловлена необходимостью пересмотра содержания школьного образования в сторону интеллектуального воспитания учащихся. Интеллектуальное воспитание мы рассматриваем как особую форму организации учебного процесса, заключающуюся в обогащении ментального (умственного) опыта учащихся. Рассмотрены различные модели обучения, которые применялись в образовательной практике и представлено решение проблемы развития интеллектуальных возможностей ученика через определенное предметное содержание и организацию содержательной среды, в которую «погружается ученик» в процессе обучения через внедрение «обогащающей модели» обучения. Дается характеристика «обогащающей модели» обучения, в которой средствами специально сконструированных учебных текстов осуществляется интеллектуальное воспитание учащихся основной школы на основе обогащения их ментального (умственного) опыта. В статье описываются педагогические условия обеспечивающие внедрение «обогащающей модели» обучения в образовательный процесс школы, которые связаны с изменениями в педагогическом коллективе школы: 1) повышение квалификации учителей; 2) создание команды учителей-проектировщиков; 3) разработка и внедрение учителями школы развивающих учебных текстов по различным предметным областям. Результаты исследования, представленные в статье, свидетельствуют, что реализация предложенных условий способствует внедрению «обогащающей модели» обучения в образовательный процесс школы.
«обогащающая модель» обучения
ментальный опыт
интеллектуальное воспитание
содержание школьного образования
развивающие учебные тексты
1. Холодная М.А., Гельфман Э.Г. Развивающие учебные тексты как средство интеллектуального воспитания учащихся. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2016. 200 с.
2. Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта. М.: Наука, 1997. 223 с.
3. Холодная М.А. Психология понятийного мышления: от концептуальных структур к понятийным способностям. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. 312 с.
4. Кравцов В.В., Савельева Н.Н. «Интеллектуальное воспитание учащихся: от теории к практике»: учебно-методическое пособие. 2018. 151 с.
5. Гельфман Э.Г., Пенская Ю.К., Цымбал С.Н. Психодидактический подход к подготовке будущих учителей математики // Вестник ТГПУ (Томский государственный педагогический университет). 2017. № 12. С. 100–108.
6. Воровщиков С.Г., Новожилова М.М., Аверина Н.П., Гольдберг В.А., Татьянченко Д.В. и др. Метапредметное учебное занятие: ресурс освоения обучающимися универсальных учебных действий: учеб. пособие. М.: УЦ «Перспектива», 2015. 274 с.

Общеобразовательная школа является важнейшим социальным институтом, который самым непосредственным образом отвечает за качество человеческой истории. Сейчас уже понятно, что выигрывают и будут выигрывать в экономическом и культурном соревновании те страны, которые смогут создать наиболее совершенную систему образования, гарантирующую экстенсивное и интенсивное развитие интеллектуальных способностей подрастающего поколения. Поэтому вопрос о том, какой быть школе, отнюдь не относится к разряду риторических.

Знаниевый подход к образованию устарел и не имеет перспектив. Ведущие ученые страны (М.А. Холодная, Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.) подчеркивают, что модель классической школы, основанной на знаниево-просветительской образовательной парадигме, сегодня не соответствует требованиям времени.

Актуальность нашего исследования заключается в том, что именно школе как образовательному учреждению отводится особое место в обеспечении каждого учащегося возможностью быть интеллектуально воспитанными, а важнейшим условием интеллектуального воспитания является перестройка содержания школьного образования.

Интеллектуальные возможности личности являются базовыми психологическими ресурсами для развития самодостаточной, инициативной и продуктивной жизнедеятельности, М.А. Холодная рассматривает интеллектуальное воспитание как особую форму организации учебного процесса, заключающуюся в обогащении ментального (умственного) опыта учащихся [1].

Мы предположили, что, если внедрить «обогащающую модель» обучения в образовательный процесс школы, это может способствовать обогащению умственного опыта учащихся.

В российской школе неоднократно наблюдались попытки определиться с моделью обучения и внедрить ее в практику образования. Модель обучения понимается нами как определенный план действий педагога при осуществлении учебного процесса; основу этого плана составляет преобладающая учебная деятельность учащихся, которую выстраивает учитель, базовым основанием для разграничения разных моделей обучения является заложенный в них в качестве ориентира характер учебной деятельности [2].

Существует многообразие моделей обучения: свободная, диалогическая, личностная, развивающая, формирующая, активизирующая, структурирующая. Дадим описание некоторых из них (табл. 1).

Таблица 1

Модели обучения в практике образования

Модель

Характеристика

Авторы

Свободная модель

Разновидности этой модели («свободный день», «свободный класс» и т.п.) объединяет неформальное отношение к процессу обучения: отсутствие классно-урочной системы, обязательных учебных программ, контроля и оценки знаний учащихся

Р. Штайнер,

Ф.Г. Кумбе,

Ч. Сильберман и др.

Диалогическая модель

Признается непредсказуемость, самобытность интеллектуального развития личности, в том числе возможность для ребенка самостоятельного, «одинокого» учения (дома, за книгой)

В.С. Библер,

С.Ю. Курганов и др.

Развивающая модель

Характеризует такой тип обучения, который ориентирован на развитие теоретического мышления в младшем школьном возрасте

Д.Б. Эльконин,

В.В. Давыдов,

В.В. Репкин и др.

Активизирующая модель

Направлена на повышение уровня познавательной активности учащихся за счет включения в учебный процесс проблемных ситуаций, опоры на познавательные потребности и интеллектуальные чувства

А.М. Матюшкин,

М.И. Махмутов,

М.Н. Скаткин,

Г.И. Щукина и др.

Формирующая модель

Основывается на утверждении, что влиять на умственное развитие ребенка – значит осуществлять целенаправленное управление процессом усвоения знаний и умений

Н.Ф. Талызина,

И.П. Калошина,

В.П. Беспалько и др.

Нужно отметить, что все перечисленные модели способствуют повышению качества школьного образования, поскольку на первом плане оказывается ученик как субъект деятельности, и основные педагогические усилия направляются на его познавательное и личностное развитие.

Проблема заключается в том, что, с одной стороны, необходимо обеспечить развитие интеллектуальных возможностей ученика через определенное предметное содержание; с другой стороны, сама содержательная среда, в которую «погружается ученик» в процессе обучения, должна создавать условия для его интеллектуального роста.

Поэтому нами выбрана «обогащающая модель» обучения, предложенная авторским коллективом под общим руководством Э.Г. Гельфман и М.А. Холодной, в которой средствами специально сконструированных учебных текстов осуществляется интеллектуальное воспитание учащихся основной школы на основе обогащения их ментального (умственного) опыта [3].

«Обогащающая модель» обучения предполагает: ориентацию на качественное изменение знаний, умений, навыков учеников; оценку индивидуальных достижений не только с учетом нормативных требований по типу «сравнение меня с другими», но и с точки зрения своеобразия индивидуальных интеллектуальных ресурсов по типу «сравнение меня с самим собой»; наличие образовательного пространства, которое предоставляет ученику возможность выбора индивидуальной траектории обучения с опорой на его личный опыт; создание условий не только для усвоения готового знания, но и самостоятельного открытия новых знаний [4].

Материалы и методы исследования

Базой исследования была средняя образовательная школа № 15 г. Владивостока. В исследовании приняли участие 15 учителей, директор школы, научный консультант.

В процессе исследования использовались следующие методы: теоретические (анализ и обобщение психолого-педагогической литературы, выводы); эмпирические (опрос, анкетирование, наблюдение, педагогический эксперимент).

Мы предположили, что следующие педагогические условия будут способствовать внедрению «обогащающей модели» обучения в образовательный процесс школы:

1) повышение квалификации учителей и как результат осмысление феномена «обогащающая модель» обучения в образовательном процессе школы;

2) создание команды учителей-проектировщиков, работающих в одном смысловом пространстве;

3) разработка учителями-предметниками развивающих учебных текстов как средства интеллектуального воспитания учащихся в рамках «обогащающей модели» обучения.

На начальном этапе эксперимента нами было проведено обследование с целью выявления уровня готовности педагогов к внедрению в образовательный процесс школы «обогащающей модели» обучения, результаты представлены на рис. 1.

sav1.tif

Рис. 1. Уровень готовности педагогов к внедрению «обогащающей модели» обучения в образовательный процесс школы (констатирующий этап)

Из представленной диаграммы видно, что большинство учителей школы не имеют представлений об особенностях организации образовательного процесса в «обогащающей модели» обучения. Имеют недостаточно знаний о создании развивающих учебных текстов по своей предметной области и не имели опыта организации образовательного процесса в школе, направленного на интеллектуальное воспитание учащихся. Вместе с тем ответы респондентов свидетельствуют о достаточном уровне мотивации к внедрению «обогащающей модели» обучения в образовательный процесс школы.

На формирующем этапе эксперимента последовательно реализовывали педагогические условия внедрения «обогащающей модели» обучения в образовательный процесс школы (табл. 2).

Таблица 2

Конструирование процесса внедрения «обогащающей модели» обучения в образовательный процесс школы

Условия

Задачи

Содержание

Предполагаемый результат

1. Повышение квалификации учителей

Осмысление участниками образовательного процесса феномена «обогащающая модель» обучения

– Прохождение учителями курса программы профессиональной переподготовки «Управление педагогическими проектами» (270 ч);

– повышение квалификации: авторский курс О.В. Холодной «Интеллектуальное воспитание учащихся» (36 ч);

– повышение квалификации: курс «Обогащение ментального (умственного) опыта учащихся» (36 ч)

Подготовка к защите проекта «Внедрение обогащающей модели обучения в образовательную деятельность» на городском фестивале

Повышение уровня осмысления феномена «обогащающая модель» обучения

2. Создание команды учителей-проектировщиков, работающих в одном смысловом пространстве

Внедрение «обогащающей модели» обучения в образовательный процесс школы

– Научное руководство процессом реализации проекта (консультации, методическая помощь, обсуждение);

– создание рабочей группы учителей предметников по внедрению проекта;

– учебно-методическая помощь (консультации, семинары, лекции, открытые просмотры, коллективные обсуждения)

Создана команда единомышленников, способных: к профессиональной рефлексии; проявлению субъективной позиции в профессиональной деятельности; демонстрации положительного опыта в педагогическом сообществе города

3. Разработка учителями-предметниками развивающих учебных текстов как средства интеллектуального воспитания учащихся

Разработка и апробация развивающих учебных текстов

– Создание комплексов развивающих учебных текстов для учащихся пятых классов на предметном содержании: история, русский язык, биология, технология;

– проведение открытых просмотров по включению развивающих учебных текстов в образовательный процесс школы;

– коллективное обсуждение

Предъявление разработанных развивающих текстов для учителей на педагогических мероприятиях города (методических объединениях, фестивале, семинарах)

Внедрение «обогащающей модели» обучения отразилось в изменениях учебного плана школы. Приведем выдержку из учебного плана 2018–2019 у.г., как варианта внедрения «обогащающей модели» обучения.

Цели основного общего образования:

– создание благоприятных условий для обогащения ментального (умственного) опыта учащихся средствами развивающих учебных текстов.

Задачи:

– внедрить «обогащающую модель» обучения в образовательном процессе;

– обеспечить соответствие основной образовательной программы требованиям ФГОС;

– обеспечить эффективное сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников в «обогащающей модели» обучения.

В рамках внедрения «обогащающей модели» обучения в учебный план МБОУ СОШ № 15 определены основные мероприятия (на уровне основного общего образования):

– использование приобретенного учебно-методического комплекса для 5 класса, разработанного авторским коллективом под руководством Э.Г. Гельфман и М.А. Холодной в рамках проекта «Математика. Психология. Интеллект» (МПИ). Учебно-методический комплекс построен как образовательное пространство, обеспечивающее формирование универсальных учебных действий (УУД), включает в себя:

а) учебник-навигатор;

б) учебную книгу на сюжетной основе;

в) практикум (разноуровневые задания и разные формы самоконтроля);

г) рабочие тетради для самостоятельной работы (разделы «Тренируемся», «Ищем закономерности», «Проектные и творческие задания»);

– включение в содержание преподаваемых дисциплин разработанных развивающих учебных текстов учителя- ми-предметниками;

– введение проектной деятельности в учебную деятельность школьников через факультатив «Обучение проектной деятельности» для учащихся 5–7 классов;

– введение факультативных занятий «Творчество как деятельность в ситуации неопределенности» для учащихся 5 классов.

В процессе реализации педагогических условий учителями школы были составлены развивающие учебные тексты для всех форм ментального опыта: когнитивного, понятийного, метакогнитивного и интенционального по содержанию своих предметных областей. Развивающие учебные тексты прошли совместное обсуждение с научным руководителем и рабочей группой, применены на практике при работе с учащимися 5 класса, а затем неоднократно представлялись на педагогических мероприятиях различного уровня (города и края).

Приведем примеры некоторых типов развивающих учебных текстов, разработанных учителем истории Е.А. Лебедевой, основанием которых является психодидактическая типология развивающих учебных текстов, предложенная авторами проекта МПИ (М.А. Холодной и Э.Г. Гельфман) [5, 6].

Таблица 3

Развивающие учебные тексты по истории

Тип учебного текста – освоение символики

Составление карты. Цель: овладение учащимися исторической символикой как одним из способов кодирования информации, умением использовать знакомые исторические символы в практической деятельности.

Задание: Составьте карту придуманного вами государства, используя известные знаки, а также придумайте даты событий и обозначьте их так, как это принято в исторической науке. Объясните получившуюся схему.

Ученик в произвольной форме рисует карту придуманного им государства, наносит на нее объекты, используя специальные топографические значки. В легенде карты указывает события: битвы, название страны, городов и других объектов, также необходимо указать даты (год и век события)

Тип учебного текста – лабораторная работа

Изготовление макетов первобытных орудий труда и посуды. Цель: стимулировать предметную деятельность учащихся.

А) Изготовить с помощью любого пластического материала, а также подручных средств и природного материала орудия труда первобытных людей;

Б) С помощью пластилина или глины придумать различные способы изготовления посуды.

Сначала учащиеся знакомятся с учебными текстами, в которых рассказывается о способах изготовления орудий труда и посуды. Затем им дается задание подумать, что из возможных материалов можно использовать для изготовления макетов первобытных орудий труда и посуды. На следующем уроке проводится лабораторная работа, на которой учащиеся предлагают свои способы решения задачи

Тип учебного текста – моделирование

Реформа братьев Гракхов. Цель: осваивать умения строить исторические модели. Развивать способность к концептуализации (мысленному конструированию теоретических представлений на основе абстрагирования связей по отношению к конкретному предметному содержанию).

Класс можно разделить на две группы и раздать им карточки с названием их группы (Современники братьев Гракхов, Люди, живущие в наше время). Учащимся предлагается решить задачу улучшения положения крестьян с точки зрения тех людей, чья позиция досталась им в группе. После прочтения текста ученики создают «проекты» своих реформ. Затем презентуют их классу

Тип учебного текста – прогноз в ситуации неопределенности

«Что было бы, если бы…?» Цель: развивать умение учащихся решать задачи с недостающими, избыточными и противоречивыми данными, которые вынуждают учащихся мыслить в режиме «что будет, если…»

Учащиеся читают текст «Миф о Парисе и яблоке раздора», после прочтения делают предположения о событиях, которые могли бы произойти. Предположениям могут помочь те части текста, в которых богини, участницы спора, предлагают Парису свои подарки

Тип учебного текста – перенос понятия в новую ситуацию

Игра «Машина времени».

Цель: соотнести свой прошлый опыт с содержанием нового понятия, использовать известные методы для изучения новых объектов.

Текст: «Нам удалось изобрести машину времени, и мы хотим проникнуть в древнейшее прошлое человечества, чтобы удостовериться, что мнение ученых по поводу того, что многие механизмы были изобретены в древние времена, – верно».

Алгоритм выполнения задания: Детям раздаются карточки, на которых изображены различные изобретения. Они должны отложить те карточки, на которых изображены те предметы, которые были изобретены в Древнем мире, но активно используются в наше время. И соотнести их с современными предметами. Примечание: целесообразно в этой игре использовать этимологию слов и место происхождения изобретения

Результаты исследования и их обсуждение

На итоговом этапе эксперимента нами проведено повторное обследование уровня готовности педагогов школы к внедрению «обогащающей модели» обучения в образовательный процесс школы, результаты представлены на рис. 2.

sav2.wmf

Рис. 2. Уровень готовности педагогов к внедрению «обогащающей модели» обучения в образовательный процесс школы (итоговый этап)

По результатам обследования видно, что большинство учителей научились разрабатывать развивающие учебные тексты по своему предметному содержанию и считают, что необходимо продолжать опыт внедрения «обогащающей модели» обучения. Сравнительные данные представлены в табл. 4.

Таблица 4

Сравнительные результаты эксперимента по внедрению «обогащающей модели» обучения в образовательный процесс школы

Показатели

Уровни

высокий

средний

низкий

Результаты констатирующего этапа эксперимента

Имею представление об «обогащающей модели» обучения

13

2

Имею опыт внедрения «обогащающей модели» обучения в практику преподавания своего предмета

14

1

Знаю и умею разрабатывать развивающие учебные тексты по своему предметному содержанию

13

2

Хочу внедрить «обогащающую модель» в преподавание своих дисциплин

8

4

3

Результаты итогового этапа эксперимента

Имею представление об «обогащающей модели» обучения и знаю о ее внедрении в образовательный процесс школы

8

5

3

Знаю и умею разрабатывать развивающие учебные тексты по своему предметному содержанию

7

6

2

Включаю разработанные учебные тексты в преподавание своей дисциплины

7

6

2

Необходимо продолжать опыт внедрения «обогащающей модели» обучения в образовательный

10

5

Выводы

Из представленной таблицы видно, что уровень представлений учителей о внедрении «обогащающей модели» обучения в образовательный процесс школы значительно повысился.

Учителя научились составлять развивающие учебные тексты и апробировали их в практике преподавания своих учебных дисциплин. Большинство из них считают, что необходимо продолжать работу по внедрению «обогащающей модели» обучения в образовательный процесс школы. Кроме этого, педагоги отмечают, что у детей повысился не только интерес к изучению предметов, на которых используются развивающие учебные тексты, но и успеваемость по этим предметам.

Таким образом, предложенные нами педагогические условия способствовали процессу внедрения «обогащающей модели» обучения в образовательный процесс школы.


Библиографическая ссылка

Савельева Н.Н., Железнякова О.В., Лебедева Е.А. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВНЕДРЕНИЯ «ОБОГАЩАЮЩЕЙ МОДЕЛИ» ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ШКОЛЫ // Современные наукоемкие технологии. – 2019. – № 12-2. – С. 371-376;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=37888 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674